Логико-математические игры в развитии дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Опираясь на эти умения детей, можно начать учить их указывать пространственные направления от себя: вперед, назад, налево, направо. Например, воспитатель просит детей взять флажки (или погремушки) и вытянуть руки в стороны. На какой-то момент внимание малышей акцентируется на том, что синий флажок у них в правой руке, и они показывают им в правую сторону; держа зеленый флажок в левой руке, они показывают им в левую сторону. По указанию педагога дети показывают флажками вниз, вверх, налево, направо. Они приучаются по слову наклоняться вперед, поднимать руки вверх, опускать вниз и т. д.

Содержание работы

Значение логико-математических игр в умственном развитии
детей
Виды логико-математических игр, их классификация в современной методике ФЭМП
Методика проведения логико-математических игр на природе в одной из возрастных групп
Практические задания
Написать фрагмент конспекта занятия с использованием логико-математической игры
Литератур
Приложение

Файлы: 1 файл

Логико-математические игры (Автосохраненный).docx

— 483.26 Кб (Скачать файл)

Воспитывать дружеские взаимоотношения  между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и  создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование  дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой  гимнастики, технических средств.

Развивающая среда:

Фланелеграф; мольберт; конверт с текстом письма от Буратино; картонные ключи (4 штуки); изображение ворот с замком; 2 больших и 3 маленьких синих квадрата, 2 больших и 2 маленьких красных круга; иллюстрации со схематичным изображением человечков и рожиц для игры «Найди лишнюю»; комплект «Монгольской игры» на каждого ребенка и образцы изображения предметов к ней; схематическое изображение утенка к игре «Чем отличаются?»; схематическое изображение незавершённых предметов на каждого ребенка; небольшие картонные ключики на каждого ребенка для подарка; аудио записи фоновой музыки; магнитофон.

Ход занятия.

Педагог. Ребята, когда я  утром шла на работу, мне повстречался почтальон и передал для вас  вот это письмо. А прислал его  нам Буратино. Послушайте, что он пишет:

«Дорогие ребята, здравствуйте!

Очень хотел побывать у  вас в гостях и пригласить в  путешествие по удивительно красивой «Волшебной стране», но мой самолет сломался, и я не могу к вам прилететь. Да и в «Волшебной стране» случилась беда – ее захватили злые волшебники. Жителям этой страны нужна помощь. Я надеюсь, что вы не оставите их в беде, и пройдя все испытания, которые встретятся вам на пути, сможете расколдовать «Волшебную страну» и освободить ее жителей. Буратино».

Педагог. Ребята, а чтобы  попасть в «Волшебную страну», нужно открыть вот эти ворота, подобрав ключ к замку. Но сначала давайте скажем волшебные слова.

Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили, постучали

И открыли…

Педагог. Вот из этой связки ключей нужно подобрать тот, который бы мог открыть замок. Как вы думаете, какой ключ подойдет к замку? Почему? (Ответы детей).

Скважина замка и шляпки ключей имеют определённую сложную  геометрическую форму. Дети подбирают  нужный ключик. Правильно выполненное  задание позволяет открыть замок.

Педагог. Ключик подобран правильно, ворота открыты и мы оказываемся в «Волшебной стране». Идем дальше и посмотрим, что же еще необычного ждет нас впереди.

Игра «Распредели фигуры».

На фланелеграфе фигуры: 2 больших и 2 маленьких красных круга, 2 больших и 3 маленьких синих квадрата расположены в хаотичном порядке.

Педагог. А вот и первое испытание. Какие фигуры вы здесь видите? (Ответы). Как можно сгруппировать фигуры? По каким признакам? (По цвету, форме, размеру). Сколько фигур войдет в группу квадратов (кругов)? (Дети группируют фигуры). Как еще можно сгруппировать фигуры? (По цвету). Сколько будет групп? (Дети группируют фигуры по цвету, а затем аналогично по размеру).

Игра «Найди лишнюю».

Педагог. Ребята, в этой стране живут очень забавные человечки. Они все похожи друг на друга, но вот одна из фигур оказалась лишняя, не похожая на остальные. Что это за фигура? (Ответы). Чем она отличается от остальных? (Ответы). Которая по счету лишняя фигура? (Ответы).

Рисунок 1

Упражнение на поиск нарушения  закономерности.

Дети должны объяснить, какие  элементы повторяются, увидеть нарушение  ритма и выразить это в речи. В процессе обсуждения педагог просит детей назвать, которая по счету фигура нарушила ритм.

Рисунок 2

Педагог. Ребята, злые волшебники, которые захватили «Волшебную страну», превратили все домики и всех зверей в кусочки картона. Но я знаю, что в душе вы добрые волшебники и сможете расколдовать чары этих колдунов.

«Монгольская игра».

Звучит спокойная мелодичная музыка. Дети самостоятельно складывают по образцу изображения домиков, животных.

Рисунок 3

Педагог. А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел:

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Педагог. Чтобы мы с вами могли идти дальше, нужно выполнить следующее задание. Найдите и покажите все отличия в изображении утят.

Игра «Чем отличаются?»

 

Рисунок 4

Педагог. Вот мы с вами и подошли к последнему испытанию. Перед вами незаконченные изображения  предметов, которые когда-то были в  «Волшебной стране». Ваша задача, ребята, придумать и дорисовать эти необычные рисунки, дать им название.

Игра «Дорисуй и назови предмет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Аргинская И.И. Математика, математические игры. – Самара: Федоров, 2005. – 32 с.
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников.  – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.  – 400 с.
  3. Конспекты занятий с использованием теории решения изобретательских задач. Программа педагогической деятельности детского сада, базирующаяся на результатах экспериментальной работы по использованию в воспитательно-образовательном процессе элементов теории решения изобретательских задач. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №40 . Методическое пособие. – Томск, 2011. – 42 с.
  4. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
  5. Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.  – СПб.: Детство – Пресс, 2008.
  6. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 92 с.
  7. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников.  – М.: 5 за знания, 2007.
  8. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления.  – М.: Сфера, 2008
  9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 2011. – 240 с.

 

Приложение

Название игры

Описание, назначение

Цветные счетные  палочки Кюизенера

Каждая палочка – это  число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки  это множество, на котором легко  обнаруживаются отношения эквивалентности  и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных  абстрактных понятий, возникающих  в мышлении ребенка естественно  как результат его самостоятельной  практической деятельности.  
Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.  
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.  
Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.  
Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом.  
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т.д.  
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Логическиеблоки Дьенеша

Набор логических блоков состоит  из 48 объемных геометрических фигур, различающихся  по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется  четырьмя свойствами. В наборе нет  даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Основная цель – научить ребенка  решать логические задачи на разбиение  по свойствам

Геоконт

• Поле (480х500 мм, фанера, цветная пленка) с нанесенной координатной сеткой. В тридцати трех точках координатной сетки установлены разноцветные пластмассовые гвоздики (цвета радуги, черный и белый). 
• Резинка трех цветов. 
• Альбом схем. 
• Набор резинок «Радуга». 
Что развивает                                                                                                                                                 - различение цветов радуги;  
- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;  
- умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве;  
- умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; 
 - внимание, память, элементы логического мышления; 

Чудо- крестики

Состав 
• Рамка (210х297 мм, фанера, цветная пленка). 
• 7 фигур-вкладышей в форме крестиков (фанера, пленка розового, малинового, салатного, бирюзового, светло-голубого, лимонного, лилового цветов): 1 целая и 6 составных (из четырех, пяти, шести, семи частей). Части – это геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники, параллелограмм, другие многоугольники и круг, составленный их двух половинок. 
• Альбом фигурок (50 фигур).                                                                                                         Что развивает 
- сенсорные способности (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера);  
- умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей;  
- внимание, память;  
- воображение, творческие способности;  
- мелкую моторику рук.

Счетовозик

Состав 
• Игровое поле (280х200 мм, фанера, шелкография) в форме паровозика. На поле закреплены кнопки тремя рядами (1-й – цифры первого десятка, 2-й – цифра 0 и арифметические знаки, 3-й – цифры второго десятка).  
• Шнурок. 
Что развивает 
- освоение порядкового и количественного счета;  
- соотнесение цифры и количества;  
- сравнение чисел первого и второго десятка, состав чисел второго десятка; 
- сложение чисел, решение простейших арифметических задач; 
 - внимание, память, элементы логического мышления;  
- мелкую моторику рук.                                                                                                           

Математические корзинки

Состав 
• Два игровых поля (210х297 мм, фанера, цветная пленка, шелкография) с вкладышами – 11 «корзинок» и 34 «грибка» (фанера, цветная пленка, шелкография); 
Что развивает 
- умения составлять числа первого и второго десятка, складывать и вычитать в пределах 10, различать полное, неполное множество; 
 - внимание, память, элементы логического мышления;  
- мелкую моторику рук.

Логоформочки

Состав игры                                                                                                                               • Игровое поле (237х318 мм, фанера, белая пленка, шелкография). 
• Фигуры-вкладыши (фанера, белая пленка, шелкография): 5 эталонных (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал) и 20 составных фигур; подвижная линейка, части эталонных фигур. 
Что развивает                                                                                                                     - освоение названий и структуры геометрических фигур, пространственных отношений (верх, низ, лево, право);  
- составление предметных силуэтов из частей; 
 - внимание, память, воображение;  
- умение сравнивать, анализировать, синтезировать;  
- мелкую моторику рук. 

Кораблик «Брызг – брызг»

Состав 
• Игровое поле из ковролина в виде корабля с прикрепленным корпусом (фанера, шелкография). На корпусе нанесены цифры – номера мачт. 
• 28 флажков (фанера, цветная пленка): 1 красный, 2 оранжевых, 3 желтых, 4 зеленых, 5 голубых, 6 синих, 7 фиолетовых. Флажки снабжены держателями и липучкой. 
• Подложка (280х380 мм, ковролин). 
Что развивает 
- внимание, память, мышление, речь;  
- мелкую моторику рук; 
- математические представления о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов и их порядковом номере, цифровом ряде; 
- умение решать логико-математические задачи.

Волшебная восьмёрка

Состав                                                                                                                                                • Игровое поле для конструирования одной цифры (164х300 мм, фанера, белая пленка, шелкография). На поле закреплена круглая резинка, нанесен рисунок восьмерки и написаны слова считалки «Кохле-Охле…». 
• 7 двусторонних элементов-палочек (фанера, цветная пленка). С одной стороны они окрашены в цвета радуги, с другой – в любой другой цвет. 
• Инструкция, включающая схемы сложения цифр от 0 до 9.                                                Что развивает                                                                                                                                           -освоение количественного счета, моторного образа цифр, пространственных отношений;  
- умение сравнивать, анализировать, синтезировать, проводить тактильный и оптический анализ цифр;  
- внимание, память; 
- координацию «глаз-рука»; 
- мелкую моторику рук.

Игровизор

 Состав 
• Блокнот (210х297 мм) из двух листов. Один лист – светлый картон с названием и изображением персонажа и сетки (цветная печать), второй лист – прозрачная пленка ПВХ. Листы сброшюрованы.  
• Маркер для белой доски.                                                                                                               Что развивает 
- математическое, речевое развитие, экологическое образование, знакомство с предметным миром и многое другое. 
- внимание, память, пространственное и логическое мышление;  
- сообразительность, воображение, творческие способности;  
- мелкую моторику рук.

 

 

 

Квадрат Воскобовича

Состав 
• На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - зеленого и желтого цвета, другая – синего и красного.  
• Цветные рисунки 18 сложенных фигур в книжечке «Квадратные забавы» (100х95 мм, цветная печать).                                                                                                                               Что развивает 
- умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; 
- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры; 
 - внимание, память, пространственное и логическое мышление;  
- воображение, творческие способности;  
- мелкую моторику рук.





Информация о работе Логико-математические игры в развитии дошкольников