Логико-математические игры в развитии дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Опираясь на эти умения детей, можно начать учить их указывать пространственные направления от себя: вперед, назад, налево, направо. Например, воспитатель просит детей взять флажки (или погремушки) и вытянуть руки в стороны. На какой-то момент внимание малышей акцентируется на том, что синий флажок у них в правой руке, и они показывают им в правую сторону; держа зеленый флажок в левой руке, они показывают им в левую сторону. По указанию педагога дети показывают флажками вниз, вверх, налево, направо. Они приучаются по слову наклоняться вперед, поднимать руки вверх, опускать вниз и т. д.

Содержание работы

Значение логико-математических игр в умственном развитии
детей
Виды логико-математических игр, их классификация в современной методике ФЭМП
Методика проведения логико-математических игр на природе в одной из возрастных групп
Практические задания
Написать фрагмент конспекта занятия с использованием логико-математической игры
Литератур
Приложение

Файлы: 1 файл

Логико-математические игры (Автосохраненный).docx

— 483.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика проведения логико-математических игр на природе в одной из возрастных групп (вторая младшая группа)

Во второй младшей группе начинают проводить специальную  работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений  и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение  предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики»  и т п.) Пользуясь приемами наложения  или приложения, дети устанавливают  наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп  предметов (множеств).

Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для  формирования понятия о натуральном  числе.

Дочисловой период обучения является пропедевтическим не только для обучения счету. Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Детей учит ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь [4,c.25].

Основная форма работы — обучение детей на занятиях. Занятия  по математике проводят с начала учебного года, т. е. с 1 сентября. В сентябре занятия  целесообразно проводить с подгруппами (по 6—8 человек), но при этом охватить всех детей данной возрастной группы. С октября в определенный день недели занимаются сразу со всеми детьми.

Для того чтобы занятия  дали ожидаемый эффект, их надо правильно  организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют  делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или  переоценки возможностей детей, так  как и то и другое неизбежно  привело бы к бездействию их на занятии.

Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный  материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.

Поддерживать активность и предупреждать утомление детей  позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают  какие-либо действия, участвуют в  общей игре. Им предлагают не более 2— 3 однородных заданий. На одном занятии  дают от 2 до 4 разных заданий. Каждое повторяется  не более 2—3 раз.

Когда дети знакомятся с  новым материалом, продолжительность  занятия может быть 10—12 минут, так  как усвоение нового требует от малыша значительного напряжения; занятия, посвященные повторным упражнениям, можно продлить до 15 мин. Педагог  следит за поведением детей на занятии  и при появлении у них признаков  утомления (частое отвлечение, ошибки в ответах на вопросы, повышенная возбудимость и пр.) прекращает занятие. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятиям.

Обучение детей младшей  группы носит наглядно-действенный  характер. Новые знания ребенок усваивает  на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим  материалом.

Занятия часто начинают с  элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это  заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный — короткий, круглый — некруглый и т. п.) [2,c.116].

Используются предметы, у  которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются  не более чем 1—2 признаками. Точности восприятия способствуют движения (жесты  рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру) помогает детям  точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки (при сравнении по длине) — установить соотношение предметов именно по данному признаку.

Детей приучают последовательно  выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?») Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения.

Большое значение придается  работе детей с дидактическим  материалом. Малыши уже способны выполнять  довольно сложные действия в определенной последовательности (накладывать предметы на картинки, карточки образца и  пр.). Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются.

Наиболее сложные способы  действия педагог демонстрирует 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и  тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в  действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными.

В отдельных случаях ошибки малышей исправляются вообще без  пояснений. («Возьми в правую руку, вот в эту! Положи эту полоску наверх, видишь, она длиннее этой!» И т. п.) Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным. Теперь им можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции. Начиная с января можно давать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания, и тренировать их в том, что усвоено ранее. («Посмотрите, какая елочка ниже, и поставьте под нее много грибков!»)

Маленькие дети значительно  лучше усваивают эмоционально воспринятый  материал. Запоминание у них характеризуется  непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы).

Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на этом этапе только при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый  детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети вместе (хором) его повторяют.

Наиболее сложным для  малышей является отражение в  речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные  предложения, употребляя противительный союз А и соединительный И. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всем. Например: «Сколько камешков на красной полоске? Сколько камешков на синей полоске? А теперь сразу скажи о камешках на синей и красной полосках». Так ребенка подводят к отражению связей: «На красной полоске один камешек, а на синей много камешков».

Воспитатель дает образец  такого ответа. Если ребенок затрудняется, педагог может начать фразу-ответ, а ребенок ее закончит. Для осознания  детьми способа действия им предлагают в ходе работы сказать, что и как  они делают, а когда действие уже  освоено, перед началом работы высказать  предположение, что и как надо сделать. («Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли детям карандашей?») Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог не допускает употребления слов, смысл которых не понятен детям [3,c.9].

Работу с детьми второй младшей группы целесообразно начать с упражнений в выделении качественных свойств предметов. Особенно полезно давать задания на подбор и группировку предметов по заданным признакам.

Педагог создает или использует ситуации повседневной жизни, в которых  один ребенок или несколько детей  должны подбирать или группировать предметы. Например, весь материал, из которого можно строить, сложить  в ящик, а кукол расставить на полочке, собрать все кисточки для  рисования в стаканчики, а тряпочки в коробки, в одну сетку поместить  все большие мячи, а в другую — маленькие. Сначала дети подбирают предметы по одному признаку, а позднее и по двум. («Отбери все красные кирпичики».) Важно, чтобы каждый раз кто-либо из малышей называл общий признак, по которому предметы были объединены в группу, и описывал, что он сделал и почему. Это приучает детей действовать сознательно.

В результате таких упражнений дети начинают понимать, что различные  предметы, обладающие хотя бы одним  общим признаком, можно объединить в группу. Теперь они могут выделить у предметов данной группы 1—2 общих  признака. Кроме того, у них закрепляется умение пользоваться приемами наложения  и приложения для сопоставления  и отбора (выделения) предметов по заданным признакам.

Выделение отдельных предметов  из группы и объединение предметов  в группы.

Дальнейшему развитию представлений  о количестве служат коллективные игровые  упражнения в составлении групп  из однородных предметов и дробление  групп на отдельные предметы. В  ходе этих упражнений дети должны понять, что каждая группа (множество) состоит  из отдельных предметов, научиться  выделять отдельные предметы из группы, устанавливать отношение между  множеством в целом и его элементом.

Детей продолжают учить видеть и называть общие признаки предметов, объединенных в группу, воспринимать ее как целое. Наряду с выделением 1—2 общих признаков для всех предметов  совокупности дети учатся видеть и  признаки, являющиеся общими только для  какой-то части предметов этой группы, т. е. признаки различия. Они делят  группу на подгруппы, т. е. выделяют, подмножества некоторого множества. Например, устанавливают, что в букете много цветов, одни из них красные, а другие — белые. Много красных и много белых  цветов. Так дети готовятся к сравнению  численностей групп и подгрупп, установлению количественных отношений между  ними [3,c.12].

 

Программа младшей группы предлагает учить детей различать  пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (налево) — справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а «позади» (сзади) — со спиной. Учитывая это, в начале учебного года важно проверить, умеют ли малыши ориентироваться на себя, знают ли названия частей тела и лица.

В процессе обучения различению и называнию правой и левой  руки большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны  на себе: голова — вверху, ноги —  внизу; правая нога, левая нога; правое ухо, левое ухо и т. п. Данная работа проводится как индивидуально, так  и с небольшими подгруппами детей. Воспитатель просит их дотронуться  руками до колена и догадаться, какая  нога у них правая, а какая —  левая. Малыши узнают, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука.

Опираясь на эти умения детей, можно начать учить их указывать  пространственные направления от себя: вперед, назад, налево, направо. Например, воспитатель просит детей взять  флажки (или погремушки) и вытянуть руки в стороны. На какой-то момент внимание малышей акцентируется на том, что  синий флажок у них в правой руке, и они показывают им в правую сторону; держа зеленый флажок в  левой руке, они показывают им в  левую сторону. По указанию педагога дети показывают флажками вниз, вверх, налево, направо. Они приучаются по слову наклоняться вперед, поднимать  руки вверх, опускать вниз и т. д.

 

 

 

 

 

Практическое задание

  1. Написать фрагмент конспекта занятия с использованием

логико-математической игры

Конспект занятия  по математике в старшей группе на тему: "Путешествие по волшебной  стране"

Цели занятия:

Образовательные:

Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Формировать представления  о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять  признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку. Умение находить «лишний» предмет.

Закрепить навыки порядкового  счета в пределах 10.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать  и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и  творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к  математическим занятиям.

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

Воспитывать стремление оказывать  помощь другим, которые оказались  в трудной ситуации.

Информация о работе Логико-математические игры в развитии дошкольников