Малокомплектные дошкольно-образовательные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

Содержание работы

Введение
3
1 Педагогические основы организаций занятий в малокомплектных детских садах

1.1 Организация обучения детей разного возраста
5
1.2 Методика организации занятий в разновозрастных группах
6
2 Организация и планирование занятий изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду

2.1 Организация проведения занятий в малокомплектном детском саду
9
2.2Планирование занятий по изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду
13
Заключение
23
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

малокомлектные ДОУ курс работа.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Ход занятия. В конспекте следует отметить, начинается ли занятие одновременно со всеми детьми или по возрастным подгруппам, какая подгруппа привлекается первой и как организуется деятельность детей,   приступающих   к   занятию   во   вторую   очередь.

Если занятие начинается одновременно, то предусматривается  общее для всех детей введение в занятие, дается общее объяснение темы и содержания с учетом своеобразия учебных задач и способов их решения для каждой подгруппы отдельно, конкретные указания, как приступить к работе. Затем отмечаются приемы руководства процессом занятия, обеспечения одновременной умственной   и   практической   активности   детей   разного   возраста.

Заканчивают занятие дети постепенно: вначале младшие, затем более старшие. Подведение итогов работы малышей проводится кратко, по мере завершения ее каждым ребенком, а со старшей подгруппой предусматривается более подробный анализ результатов   деятельности,   освоения    программного   содержания.

На занятиях, которые  начинаются вначале с одной подгруппой (обычно старшей), а затем с другой, объяснение темы и программного содержания, указания к решению поставленных задач даются для каждой подгруппы отдельно. После того как первая подгруппа приступит к практической деятельности, на занятие приглашается   другая   подгруппа.

Затем некоторое время  практически действует вся группа и предусматриваются приемы поочередного руководства деятельностью обеих подгрупп. Заканчивается такое занятие примерно одновременно, что позволяет провести общий анализ результатов, но к работам детей разного возраста, естественно, предъявляются   разные  требования   и   даются   разные  оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация и планирование  занятий изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду

 

2.1 Организация проведения  занятий в малокомплектном детском  саду 

 

Решение образовательно-воспитательных задач в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду» и с учетом особенностей обучения детей разного возраста изобразительной деятельностью в смешанной группе осуществляется главным образом в форме занятий   трех   типов [1, с.102]:

  1. Занятие со всеми детьми по одному разделу обучения, но разным программным содержанием для возрастных подгрупп (все   рисуют   или   рассказывают   по   картинке   и   т.п.).
  2. Занятие со всеми детьми, но по разным разделам обучения мл я подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается аппликацией) .
  3. Занятие с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа   самостоятельно   играет   или   лепит).

Рассмотрим особенности  организации и методики проведения занятий   каждого   типа. Занятия с детьми разных возрастных подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием для каждого возраста являются основной формой организации обучения изобразительной деятельностью   в смешанных   группах и широко  распространены  в практике.

Однако далеко не всегда эти занятия отвечают современным  дидактическим требованиям и позволяют успешно решать программные задачи по отношению ко всем подгруппам. Основным недостатком проведения таких занятий является неумение воспитателей предусмотреть и обеспечить в течение всего времени одновременную активность всех занимающихся детей. На многих занятиях по изобразительной деятельности чаще всего устанавливают своеобразную очередность активных действий разных подгрупп:     «Сейчас    мне    ответят    младшие»     (следует    целая    серия вопросов), «Теперь я спрошу средних» и т.д. В таких случаях детям среднего и старшего возраста - одним меньше, другим больше - приходится быть пассивными слушателями; они утомляются, ожидая своей очереди, начинают шалить. Да и времени для   занятий  со  старшими   остается   мало.

Аналогичная картина  наблюдается и на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию и т.д., которые основаны на действиях детей с предметами и материалами. Объяснение задания всегда начинают с младшей подгруппы, а средние и старшие просто сидят и ждут. Из всего времени, отведенного для занятия, старшим остается не более половины. Поэтому в одних случаях задание для них упрощается, приспосабливается к оставшемуся времени, в других, чтобы, наверстать ранее упущенное время, педагог вынужден увеличивать общую длительность  занятия.   И  то   и  другое  делать  нецелесообразно [4, с.96].

При постоянном использовании  поочередных указаний (вначале младшим, потом средним и, наконец, старшим) страдают не только старшие, но и младшие дети: воспитатель во время объяснения задания старшим подгруппам не может направлять рисование, лепку и т.д. малышей. Когда же он закончит объяснение старшим и может помочь малышам, они уже завершают работу, но, как выясняется при анализе, не достигли необходимого результата.

Чтобы преодолеть указанные недостатки и повысить эффективность совместных занятий данного типа, следует создать такие условия, при которых эти занятия становятся общими не только с внешней стороны (все дети рассказывают по картинке, все рисуют, все конструируют из строительного материала и т.д.), но и по своей дидактической сущности, когда воспитатель одновременно   направляет  учебную  деятельность детей  разного  возраста.

Важным условием, прежде всего, является правильное определение основной темы и программного содержания занятия. Это значит, что при разработке плана занятия надо стремиться к тому, чтобы общими для всех подгрупп были не только раздел программы (ознакомление с работой над аппликацией и рисование, лепка и т.п.) и характер деятельности детей (все наблюдают за явлениями или все рисуют), но и более конкретные части, темы   этих   разделов   и   виды   деятельности   детей.

Вот несколько примеров распределения программного содержания  для   занятий   с   общей   темой   обучения.

Рисование   на   тему   «Фрукты   и   овощи».

Младшим - уметь рисовать округлые и удлиненные формы, приближаясь к более точному их изображению, закрашивать рисунок.

Средним - передавать круглую и овальную формы, добиваясь сходства   с   предметами.

Старшим - дополнительно к перечисленным задачам уметь изображать   овощи   и   фрукты   с   натуры.

В ряде случаев для  общего занятия по одному разделу  программы могут подбираться и разные темы, но важно предусмотреть близкий программный материал для разных возрастных подгрупп.

Например, планируется занятие рисованием (карандашами пли красками), в основе которого лежит умение проводить прямые  линии,   рисовать   предметы   прямоугольной   формы.

-Младшие проводят прямые линии в одном направлении (дорожки,   ленточки,   дождик);

-Средние - вертикально  и  горизонтально   (платочек,   скатерть);

-Старшие закрепляют умение проводить прямые линии во всех направлениях, правильно размещать части предмета, соблюдать   пропорции    (дом) [1, с.103].

Таким образом, при планировании общего занятия с детьми разного  возраста,  определении темы  и  программного  содержания для каждой подгруппы необходимо по возможности предусматривать общую основу для совместной учебной работы разных возрастных    подгрупп.

Обеспечение одновременной  активности детей разного возраста в процессе обучения является следующим условием эффективного проведения общих занятий, рационального использования каждой минуты времени, отведенного для обучения. Многое зависит от того, как начинается занятие. В зависимости от возрастного состава детей и характера программного содержания это можно сделать по-разному: одновременно со всеми подгруппами или по подгруппам, начиная с детей более старшего возраста.

Сразу со всеми детьми начинают большинство занятий по одному разделу и общей теме обучения (рассматривание и рассказывание по одной картине; чтение и рассказывание педагогом одного произведения, рисование или лепка по сюжету одной сказки, общая дидактическая игра «Чудесный мешочек» и др.). Целесообразность одновременного включения всех детей в такого рода занятия очевидна, так как на них организуется однотипная деятельность разных подгрупп и воспитатель может дать общие указания. При этом обучающие указания должны быть краткими и четкими. В одних случаях (чтение и рассказывание педагога, рассказывание детей по картинке и др.) воспитатель в двух-трех словах говорит о предстоящем занятии и предлагает всем послушать его рассказ, чтение или рассмотреть картину, для того чтобы потом самим рассказывать, что на ней нарисовано; одновременно подчеркивается своеобразие цели для детей разных подгрупп (особенно важно выделить цель для более старших детей). На других занятиях (чаще всего по рисованию, лепке и другим продуктивным деятельностям) при одновременном объяснении темы, задач и способов действия надо постепенно раскрывать их некоторое своеобразие для детей разного возраста, начиная с малышей. Хорошо, если указания младшей подгруппе в какой-то степени являются составной частью последующего объяснения для старших. Это с самого начала позволяет активизировать всю группу и до минимума сократить ожидание старшими   детьми   возможности   приступить  к   работе.

Занятия, которые начинаются одновременно со всеми детьми, заканчиваются  по подгруппам. Первыми (по истечении 10-15 минут) заканчивают младшие, затем через 5-10 минут завершают работу   средние и   старшие.

В тех случаях, когда  на общем занятии предусматриваются  разные темы для возрастных подгрупп, а также, если при общей теме младшие дети нуждаются в длительном, подробном объяснении. Продуктивными деятельностями называются рисование, лепка, конструирование и др., в результате которых получается материальный продукт в виде рисунка, поделки из глины, постройки.

Если такое занятие  хорошо продумано и все заранее  приготовлено, оно проходит спокойно и организованно. Дети 5-7 лет обладают довольно прочными навыками учебной деятельности, и, получив задание, они сразу приступают к самостоятельной работе, не мешая воспитателю объяснять задание младшим. Такая организация оправдывает себя не только на занятиях со всеми детьми, которые обычно бывают первыми в утреннее время, но и на некоторых вторых занятиях (по рисованию, конструированию) со средними и старшими детьми. Например, после перерыва к занятию по рисованию привлекаются вначале только старшие дети, которые получают новый материал, а через 5-7  минут в занятие   включаются дети  среднего  возраста и со всеми проводится дидактическая игра или упражнение. Такие занятия заканчиваются почти одновременно, и, как правило, для детей каждого возраста удается обеспечить нужную дозировку длительности занятия.

Для успешного обучения детей разного возраста в условиях совместного занятия очень важно правильно руководить их деятельностью после обучающих указаний, обеспечивать активность всей группы и каждого ребенка в отдельности на протяжении всего занятия. Особенно это необходимо на занятиях, на которых усвоение знаний происходит главным образом в процессе речевой деятельности, наблюдения и слушания, без опоры на практические   действия   детей.

Важное значение в организации учебной деятельности детей разного возраста на совместных занятиях имеет постановка воспитателем общих заданий всей группе, но разной степени сложности для возрастных подгрупп. В зависимости от характера занятий и возрастного состава группы это достигается разными путями. На занятиях по ознакомлению детей с общим для всех объектом - предметом, явлением или его изображением - это практически выглядит так: на всем протяжении занятия воспитатель работает со всеми детьми, привлекая к ответам и действиям    младших,    средних    и    старших [1, с.107].   

На занятии дети рассматривают фрукты и овощи. На вопрос, обращенный ко всей группе: «Что это?» - педагог спрашивает трехлетнего ребенка. Тот отвечает: «Помидор». О форме и цвете помидора отвечают 4-5-летние дети. На вопрос: «Всегда ли помидор красный? Какой помидор бывает красным? А какой зеленым?» - отвечают дети б-7 лет: «Спелый», «Несозревший». Действуя, таким образом, педагог естественно поддерживает активность всех детей и дифференцирует при этом степень умственной нагрузки в соответствии с возрастом: малыши при ответах опираются на конкретные знания, восприятие предмета, старшие демонстрируют понимание закономерности, например, между окраской и степенью зрелости овоща (программа ознакомления с природой предусматривает установление детьми такого рода связей).

На общих занятиях рисованием, лепкой и другими видами продуктивной деятельности можно создавать  такие же условия, при которых  одинаковое задание упрощается или  усложняется в   зависимости   от   задач   обучения   и   возраста   детей.

Так, в группе, в которой  воспитываются дети от 2 до 3 и от 3 до 4 лет, задача нарисовать прямые вертикальные линии (ниточки к шарикам) детям  третьего года жизни предъявляется  в наглядно-действенной форме, в ситуации совместного рисования с воспитателем. (Воспитатель заранее в верхней части детских листочков рисует 6-8 кружков - шариков, а дети подрисовывают к каждому шарику ниточки.) Дети второй младшей группы (четвертый год жизни) могут нарисовать прямые линии — ниточки   к   воображаемым   шарам - на   чистом   листочке.

На занятиях изобразительной деятельностью  упрощение или усложнение требований к детям разного возраста может обеспечиваться тем, что одна подгруппа рисует по памяти, другая с натуры, одни дети рисуют карандашами, другие красками, одни дети делают аппликацию из готовых форм, другие предварительно  сами   вырезывают  нужные  формы   и  т. д.

 

 

2.2 Планирование занятий по изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду

 

Рисование «Городецкие  узоры»

Цель занятия. Познакомить с  элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Воспитывать уважение и интерес  к труду народных умельцев, расширять  представление о художественных особенностях городецкой росписи. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Детей шестого года жизни учить  рисовать узор из бутончиков и листьев  по мотивам городецкой росписи.

Детей седьмого года жизни учить  составлять узор по мотивам городецкой росписи на бумаге прямоугольной формы.

Материал. Изделия городецких мастеров или иллюстрации с их изображением; альбом для раскрашивания «Городецкие  узоры»  готовые формы из цветной бумаги, прямоугольники светло-желтого цвета   (21х1О) и (21х15), 1/4 листа бумаги для упражнения, палитры, гуашь, фланелеграф.

Предварительная работа. Организация  в группе выставки изделий городецкой росписи или иллюстраций с  их изображением.

Ход занятия. Воспитатель  напоминает детям о выставке в  группе и рассказывает об особенностях сочетания цветов в городецкой росписи: голубой бутон мастер украшает только синими или белыми дугами и точками, к голубому розану пририсовывает  синие или белые лепестки, к розовому — красные или темно-красные.

Затем воспитатель приглашает к фланелеграфу ребенка шестого  года жизни и предлагает ему выложить из готовых форм один бутончик или  розан, подбирая для его украшения  дуги и точки соответствующего цвета.

Информация о работе Малокомплектные дошкольно-образовательные учреждения