Малокомплектные дошкольно-образовательные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

Содержание работы

Введение
3
1 Педагогические основы организаций занятий в малокомплектных детских садах

1.1 Организация обучения детей разного возраста
5
1.2 Методика организации занятий в разновозрастных группах
6
2 Организация и планирование занятий изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду

2.1 Организация проведения занятий в малокомплектном детском саду
9
2.2Планирование занятий по изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду
13
Заключение
23
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

малокомлектные ДОУ курс работа.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Предварительная работа. Дидактические игры: «Подберу по форме», «Найди по описанию».

Ход занятия. Картинки-загадки  могут быть предложены воспитателем в разной форме, например дети получат  письмо от сказочного героя с просьбой помочь ему отгадать    загадки    или должны «расколдовать» картинки. Важно вызвать у дошкольников интерес к выполнению задания и активизировать их воображение.

Педагог поясняет, что  заданные формы можно дорисовать, видоизменить, но обязательно отгадать, какой предмет изображен.

При анализе работ  следует обратить внимание детей  на вариативность использования  формы. Так, например, один ребенок превратил  кружок в пуговицу, другой — в  мяч, третий — в цветок, четвертый  — в солнышко.

Лепка «Много зайчиков веселых, и больших и маленьких»

Цель занятия. Вызывать у детей эмоциональное отношение  к образу зайчика и желание  передать его в лепке.

Детей пятого года жизни  учить конструктивным способом лепить зайца.

Детей шестого и седьмого год; жизни учить лепить зайца  в движении.

Материал. Глина, стеки, мокрые тряпочки

Предварительная работа. Лепка зайца из снега на участке; рассматривание иллюстраций с изображением бегущего зайца; обследование игрушки.

Ход занятия. Воспитатель  напоминает ребятам песенку про  зайчиков, предлагает вылепить много  веселых зайчиков и выпустить их бегать на лесную полянку, которая изображена на макете.

Дети пятого года жизни  должны сами назвать форму туловища и головы зайчонка (шар). Педагог  напоминает, что целый кусок глины  следует делить не на две, а на три  части, так  уши зайца выполняются из маленького куск который потом делят пополам.

Педагог поясняет: младшие  дети будут лепи маленьких зайчиков, которые еще не умеют хорошо бегать и прыгать, а старшие — больших  зайцев. Затем показывает конструктивный способ лепки: делается столбик и ему придает то положение, в котором будет изображен заяц. Так, у бегущего зайца спина выгнута дугой. Опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются остальные части. По желанию старшие дети могут лепить все части отдельно,  а  потом  соединить  их.

Выполненные    фигурки   устанавливаются на подставке, изображающей лужайку. Каждый детей  может  рассказать  о  том,   как  веселится его зайчик.

Рисование «Елочки»

Цель   занятия. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Учить рисовать елочку и договариваться во время создания общей картинки, кто будет рисовать солнце.

Детей  пятого  года   жизни учить рисовать елку.

Детей шестого года жизни  продолжать учить рисовать елку, добиваясь  выразительной передачи хвои.

Детей седьмого года жизни  учить разным приемам изображения  хвои.

Материал. Гуашь, общие  рамки, цветная бумага по размеру  общих рамок.

Предварительная работа. Рассматривание елей во время прогулок и иллюстраций.

Ход занятия. Воспитатель  показывает в общей рамке заранее нарисованные им две картинки. На каждой изображены елки и солнце. На вопрос, нравится ли им эта картинка, дети обычно отвечают, что на одной картинке два солнца не бывает. Тогда педагог предлагает им самим нарисовать картинку, но заранее договориться, кто что будет изображать.

Взрослый не вмешивается  в переговоры ребят, даже если у какой-то пары возникает спор. В этом нет  ничего плохого, ибо дети начинают понимать свою зависимость друг от друга.

После того как все  договорились, воспитатель предлагает старшим дошкольникам показать младшим последовательность изображения елки (вначале рисуется ствол, затем толстые и тонкие ветки, на них иголки). Детям шестого и седьмого года жизни педагог напоминает о возможных способах изображения елей.

По окончании работы рисунки вставляются в общую  рамку, рассматриваются. Воспитатель  обязательно отмечает, что в группе все ребята дружные и сообразительные, поэтому на каждой общей картинке только одно солнце.

Рисование «Заяц»

Цель занятия. Воспитывать любовь к животным, вызывать желание передать в рисунке выразительность образа.

Детей пятого года жизни  учить рисовать зайца, передавая  форму туловища, головы и их соотношение  по величине.

Детей шестого и седьмого года жизни учить рисовать зайца  в движении, добиваясь выразительности образа.

Материал. Бумага белого или светло-зеленого цвета, гуашь, палитры.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением бегущего зайца.

Ход занятия. Воспитатель  предлагает нарисовать картинку про  зайца: детям пятого года жизни изобразить зайца, сидящего под кустом или под елкой, а детям шестого и седьмого года — бегущего.

Следует обратить внимание дошкольников на изменение положения  частей тела сидящего и бегущего зайца: у бегущего зайца передние лапы вытянуты вперед, у сидящего их почти не видно, так как они поджаты, у бегущего уши прижаты к голове, а у сидящего подняты вверх. Также  надо  обратить внимание  на прорисовку мордочки зайца   (глаз, носа, рта, усов и т. д.). Можно предложить нарисовать ель.

Детям пятого года жизни важно напомнить, как пользоваться палитрами, уточнить последовательность смешения цветов (например, для Получения серого цвета надо к белой краске совсем немного, на кончике кисти, добавить черной).

Аппликация «Пингвины»

Цель занятия. Вызвать у детей интерес к пингвинам. Развивать любознательность и желание передать способом аппликации выразительный образ пингвина. Продолжать формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности.

Детей пятого года жизни  познакомить со способом аппликации путем обрывания.

Детей шестого и седьмого года жизни учить создавать аппликацию с изображением пингвинов по представлению.

Материал. лист бумаги для  изображения льдины, четырехугольники черного и белого цветов, квадраты или полоски из красной бумаги.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия. Для выполнения задания дошкольников всех возрастов  надо посадить рядом. Дети пятого года жизни будут путем обрывания  делать льдину, а дети шестого года — пингвина.

Воспитатель объясняет  и показывает младшим ребятам, каким  способом можно выполнить льдину: обрывание осуществляется одновременно двумя пальцами одной руки и двумя  пальцами (большим и указательным) другой — путем сильного сжатия и обрыва между ними бумаги.

Старшие дошкольники  вырезают пингвинов из четырехугольников  черного и белого цвета; затем  пририсовывают глаза, клюв и лапы вырезают из красной бумаги.

В конце занятия каждая льдина с пингвином наклеивается детьми на общий лист. Дети любуются общей работой.

Рисование «Зимний лес»

Цель занятия. Воспитывать  у детей интерес и любовь к  природе. Учить замечать красоту  зимнего леса и передавать ее в  рисунке.

Детей пятого года жизни  упражнять в изображении деревьев.

Детей шестого и седьмого года жизни учить передавать в рисунке образ заснеженного леса, используя различные изобразительные материалы.

Материал. Цветная бумага, карандаши, белая гуашь.

Предварительная работа. Накануне занятия проводится прогулка в парк, лес. Дети любуются   заснеженными  деревьями,   кустарниками. Педагог обращает их внимание на искристость зимнего покрова. Предлагает представить, как этот лес будет выглядеть ночью. Читает детям стихи о красоте зимнего леса.

Педагог объясняет, что  вначале надо нарисовать землю, затем  деревья, а сверху, на ветвях, снег. Уточняет, что деревья могут быть расположены выше и ниже линии земли.

Дети изображают лес  в разное время суток. Тем, кто  будет рисовать лес ночью, воспитатель  дает бумагу темно-синего или темно-серого цвета.

Лепка по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя»

Цель занятия. Развивать  у детей творческое воображение. Учить передавать сказочные образы трех медведей.

Детей пятого года жизни  учить лепить медвежонка.

Детей шестого и седьмого года жизни учить передавать в  лепке образы Михайла  Иваныча и Настасьи Петровны.

Материал. Глина, мокрые тряпочки, стеки.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций художника  Ю. В. Васнецова к сказке «Три медведя». Внесение в игровой уголок игрушечных медведей, разных по величине и одетых в одежду героев сказки; игры детей с ними.

Ход занятия. Воспитатель  предлагает детям вылепить героев сказки «Три медведя». Ребята вспоминают имена  медведей, рассказывают, как они  выглядят, и т. д.

Дети пятого года жизни  впервые лепят медведя, поэтому  педагог показывает им последовательность и приемы лепки. Дети шестого   года наблюдают и принимают посильное участие показе.

Кусок глины делится  на три неравные части из большой  скатывается, шар, которому затем придается  продолговатая форма. Это туловище, к туловищу присоединяется второй по величии шар — голова. Оставшаяся часть глины делится на две неравные части. Из меньшей отщипывается два кусочка, которые скатываются и paзплющиваются, — это два ушка (при лепке ловы уши можно прищипнуть). Последний кусок глины раскатывается в форме колбаски делится на четыре части — это лапы, которые прижимаются с обеих сторон туловища.

Воспитатель добивается, чтобы старшие школьники лепили туловище и голову или туловище и  ноги из одного куска. Это делает вылепленную  фигурку прочнее и устойчивее. Использование данного способа требует умения работать со стекой: сначала делается столбик, за тем он сгибается дугой, после чего опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигают. Далее прикрепляются остальные части.

Для Настасьи Петровны дети могут вылепить сарафан, косынку, дать ей в лапы корзину,  для Михаила Иваныча — вылепить жилет дать в лапы бревно и т. д.

Содержание занятий  воспитатель распределяет по своему усмотрению: например, на первой дети лепят  фигурки медведей, на втором декоративно  оформляют их и лепят посуду.

По желанию дети могут  объединить нескольких медведей в сюжетную композицию.

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Формой организации обучения детей в малокомплектных детских садах являются однотемиые занятия с разным для каждой возрастной подгруппы программным содержанием. Основное преимущество такой формы организации занятий перед другими формами (по подгруппам; со всеми детьми одновременно, но в разных для каждого возраста видах деятельности) состоит в том, что воспитатель имеет возможность сосредоточивать свое внимание, свои усилия на каком-то одном виде деятельности. Кроме того, облегчается подготовка материалов и оборудования, сокращается время, отведенное в режиме дня для занятий.

2.Существует много путей повышения эффективности общих занятий с детьми разного возраста по одному разделу программы и все они могут использоваться в сельских и городских малокомплектных дошкольных учреждениях. Но в каждом конкретном случае надо тщательно продумывать программное содержание занятия и правильно подбирать методы обучения.

3.Рассмотрели особенности организации и методики проведения занятий   каждого   типа. Занятия с детьми разных возрастных подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием для каждого возраста являются основной формой организации обучения изобразительной деятельностью   в смешанных   группах и  широко  распространены  в  практике.

Однако далеко не всегда эти занятия отвечают современным  дидактическим требованиям и позволяют успешно решать программные задачи по отношению ко всем подгруппам. Основным недостатком проведения таких занятий является неумение воспитателей предусмотреть и обеспечить в течение всего времени одновременную активность всех занимающихся детей. На многих занятиях по изобразительной деятельности чаще всего устанавливают своеобразную очередность активных действий разных подгрупп:     «Сейчас    мне    ответят    младшие»     (следует    целая    серия вопросов), «Теперь я спрошу средних» и т.д. В таких случаях детям среднего и старшего возраста - одним меньше, другим больше - приходится быть пассивными слушателями; они утомляются, ожидая своей очереди, начинают шалить. Да и времени для   занятий  со  старшими   остается   мало.

4.Рассмотрели планирование в малокомплектном детском саду изобразительной деятельности на примере  занятий.

 

 

 

Информация о работе Малокомплектные дошкольно-образовательные учреждения