Малокомплектные дошкольно-образовательные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

Содержание работы

Введение
3
1 Педагогические основы организаций занятий в малокомплектных детских садах

1.1 Организация обучения детей разного возраста
5
1.2 Методика организации занятий в разновозрастных группах
6
2 Организация и планирование занятий изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду

2.1 Организация проведения занятий в малокомплектном детском саду
9
2.2Планирование занятий по изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду
13
Заключение
23
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

малокомлектные ДОУ курс работа.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Детям седьмого года жизни воспитатель дает задание дополнить изображение на фланелеграфе листочками и другими цветами и расположить их так, как это делают городецкие мастера.

Детям шестого года педагог  сам или с помощью старших  дошкольников напоминает последовательность изображения бутончиков. Вначале рисуется круглое пятно (пятен столько, сколько на полосе бутончиков). Пока краска просыхает, надо нарисовать вокруг пятен листья (тонкой кисточкой или приемом приманивания — в зависимости от уровня умения детей).

Когда пятна (будущие бутончики) высохнут, ребята украшают их кругами и дугами, помня о сочетании цветов в изделиях городецких мастеров.

Детям шестого года жизни  надо предоставить возможность поупражняться  в изображении дуг на отдельном  листе бумаги. В это время воспитатель беседует со старшими дошкольниками о средствах выразительности, которые используют городецкие мастера при создании своих работ (форма, цвет, композиция).

Затем педагог предлагает детям шестого года жизни нарисовать узор, состоящий из двух бутончиков, на полосе, а детям седьмого года — составить узор на бумаге прямоугольной формы, расположив его в центре. В конце занятия дети рассматривают рисунки, выбирают наиболее интересные по цвету, композиции.

Лепка «Котенок»

Воспитывать интерес  и заботливое отношение к животным. Развивать эмоциональное отношение  к образу котенка.

Детей пятого года жизни  учить самостоятельно лепить несложные  предметы (мячик, мисочку и др.) для  игрушечного котенка.

Детей шестого года жизни учить лепить котенка, передавая форму его туловища, головы, лапок, соотношение частей по величине, их расположение. Закреплять умение использовать знакомые способы лепки (оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывання одной части к другой и др.).

Детей седьмого года жизни  учить лепить котенка в движении.

Материал.  Глина, стеки, игрушка-котенок.

Предварительная работа. Рассматривание игрушки-котенка, иллюстраций, скульптуры малых форм с изображением котят.

Ход занятия. Воспитатель показывает игрушку-котенка. Предлагает рассмотреть его, придумать ему кличку. Котенок может «обратиться» к детям пятого года жизни с просьбой вылепить для него мисочку для еды, мячик и т. д.

Старшим дошкольникам педагог  предлагает вылепить такого котенка, которого они хотели бы иметь сами.

После рассматривания игрушки  дети седьмого года жизни должны определить, в каком положении будет находиться котенок: лежать, стоять, идти.

Когда младшие ребята вылепят свои подарки котенку, он должен их «похвалить» и предложить подарить маленьким глиняным котятам, которых сделали старшие дошкольники [18, с.135].

Рисование по рассказу Е. И. Чарушина «Почему Тюпа не ловит  птиц»

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с творчеством  Е. И. Чарушина — художника и писателя. Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам. Формировать интерес к рисунку, создаваемому вдвоем.

Детей пятого года жизни  продолжать учить рисовать птичек и  деревья.

Детей шестого и седьмого года жизни учить доступными им средствами выразительности передавать в рисунке образ Тюпы.

Материал. Общие рамки, бумага светло-зеленого цвета, гуашь.

Предварительная работа. Чтение рассказов Е. И. Чарушина «Почему  Тюпу прозвали Тюпой» и «Почему Тюпа не ловит птиц»; рассматривание иллюстраций.

Ход занятия. Воспитатель напоминает детям, какие произведения Чарушина они прочитали, предлагает рассказать, как они представляют себе Тюпу, как относятся к нему.

У детей пятого года жизни  педагог стремится вызвать симпатию к воробьям-смельчакам, которые поняли, что Тюпа всего лишь маленький безобидный котенок, и не испугались его. Воспитатель уточняет, как дети представляют себе воробьев. Затем предлагает каждой паре детей нарисовать картинку (младшие изображают воробьев, старшие — Тюпу). В конце занятия дети, сидящие за одним столом, вставляют свои рисунки в общую рамку и рассказывают о том, что они вместе нарисовали.

При анализе следует  показать дошкольникам преимущества общей  работы: за короткий промежуток времени  сделана большая и интересная картинка.

Рисование «Сказочная птица и ее волшебное перо»

Цель занятия. Развивать  воображение. Детей пятого года жизни  учить рисовать перо птицы.

Детей шестого года жизни  учить рисовать сказочную птицу.

Детей седьмого года жизни  продолжать учить рисовать сказочную  птицу.

Материал. Общие рамки, бумага светлых тонов по размеру  общих рамок, гуашь.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций к сказкам («Жар-птица» и др.).

Ход занятия. Воспитатель  предлагает детям рассмотреть на иллюстрациях сказочных птиц. Обращает их внимание на то, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть голова, хвост, лапки. Уточняет форму туловища и головы, их соотношение по величине. Вместе с детьми определяет последовательность изображения птицы (вначале прорисовываются туловище, голова и хвост; когда краска подсохнет, хвост украшается красивыми перьями, а, на туловище наносится белой краской «оживка»).

Детям пятого года жизни  педагог дает задание нарисовать перо сказочной птицы. Спрашивает, какой  формы перо, какого цвета. Если перо голубое, то «глазок» (пятно в центре) может быть темно-синим с белой точкой или маленьким пятнышком в центре; если перо оранжевое или красное, его можно украсить темно-красными пятнами, белыми точками.

Дошкольники рисуют вдвоем (старший ребенок — сказочную  птицу, младший — волшебное перо).

Когда дети седьмого года жизни выполнят свою часть работы, можно предложить им дополнить рисунок  деревьями или изобразить Ивана-царевича и других героев сказки.

По окончании работы дети вставляют свои рисунки в  общие рамки и придумывают рассказ по общей картинке про сказочную птицу и ее волшебное перо.

Лепка по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе»

Цель занятия. Закреплять у детей умение передавать сюжет  сказки и лепить ее персонажей. Продолжать формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности.

У детей пятого года жизни  закреплять приемы лепки посуды из круглой формы путем вдавливания  глины пальцами.

Детей шестого года жизни  продолжать учить лепить кошку, добиваясь  выразительности образа Детей седьмого года жизни продолжать учить лепить посуду ленточным способом.

Материал. Глина, мокрые тряпочки, стеки, кукла в костюме  бабушки Федоры.

Предварительная работа. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино  горе». Игры с посудой, вылепленной  на занятии № 21.

Ход занятия. Воспитатель  предлагает старшим дошкольникам вылепить героев сказки К. И. Чуковского «Федорино  горе», а младшим — посуду. (Надо вспомнить, о какой посуде говорится  в стихотворении, и уточнить способы  ее лепки.)

Детям шестого года жизни  педагог напоминает, как коты с удивлением и испугом глядели на убегающую посуду. Добивается, чтобы ребята сами описали испуганных животных (расфуфырили хвосты, выгнули спины и т. д.) и самостоятельно вылепили их.

Дети седьмого года жизни  могут по желанию вылепить любую посуду (следует поощрять лепку ленточным способом).

В конце занятия воспитатель  вносит куклу в костюме Федоры Егоровны, и вокруг нее ребята размещают  свои работы. Можно еще раз прочитать  отрывок из сказки:

Тут Федорины коты Расфуфырили  хвосты, Побежали во всю прыть, Чтоб посуду воротить: «Эй вы, глупые тарелки, Что вы скачете, как белки? Вам ли бегать за воротами С  воробьями  желторотыми?»

В дальнейшем вылепленная  посуда используется в играх детей.

Рисование по замыслу

Цель занятия. Продолжать учить детей самостоятельно планировать содержание своей работы и доводить ее до конца. Развивать воображение.

Материал. Цветные карандаши, бумага.

Предварительная работа. Индивидуальная работа с детьми накануне занятия по содержанию будущего рисунка, его композиционному расположению на листе бумаги.

Аппликация «Укрась  шапочку красивым узором»

Цель занятия. Развивать  воображение, чувство цвета. Детей  пятого года жизни учить вырезать из квадрата круги и упражнять  в разрезании полос бумаги.

Детей шестого года жизни учить на полосе составлять узор из геометрических форм, подбирая цвета в зависимости от фона. Продолжать учить разрезать полосу на квадраты, а квадраты — по диагонали на два треугольника, из большого квадрата вырезать круг. Детей седьмого года жизни учить составлять на полосе из отдельных деталей орнамент для украшения шапочки, подбирая цвета в зависимости от фона и используя различные варианты композиции.

Материал. Полосы цветной  бумаги; силуэты шапочек из белой, серой и цветной бумаги; ножницы, клей.

Предварительная работа. Рассматривание узоров, украшающих зимнюю одежду (варежки, шарфы, шапочки, свитера); акцентирование внимания на ритмичном  повторении одних и тех же элементов  узора, на их расположении, цвете.

Ход занятия. Воспитатель  предлагает детям украсить шапочки узором. Объясняет, что, подбирая цвета для узора, надо учитывать цвет шапочки: если она красного цвета, то узор может быть белым, темно-красным, коричневым, если синего, то красивым будет сочетание белого и темно-синего цветов или белого и голубого. Обращает внимание дошкольников на расположение узора и его цвет.

Детям пятого года жизни  педагог напоминает, как надо работать с ножницами, и предлагает разрезать  полоски бумаги на квадраты. Когда  ребята наклеят на нижней полосе шапочки  узор, воспитатель предлагает им украсить шапочку красивым помпоном. Старшие дошкольники могут показать младшим последовательность вырезывания (на первом занятии лучше ограничиться срезанием четырех уголков и маленьких выступов).

Анализ выполненных  работ педагог проводит в игровой форме (выставка с показом моделей головных уборов) [18, с.142].

Лепка по замыслу.

Цель занятия. Учить  самостоятельно придумывать содержание своей работы, упражнять в самостоятельном  применении полученных знаний.

Материал. Глина или  пластилин, стеки, мокрые тряпочки.

Предварительная работа. Индивидуальные беседы с детьми о  содержании будущей работы, способах лепки.

Рисование по сказке С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Цель занятия. Создавать  у детей эмоциональное отношение  к героям сказки. Продолжать формировать интерес к коллективной работе. Учить передавать в рисунке содержание сказки.

Детей пятого года жизни  продолжать учить рисовать мышонка, добиваясь передачи выразительного образа.

Детей шестого и седьмого года жизни учить самостоятельно отбирать для изображения одного из героев сказки С. Я. Mapшака и выразительно передавать его образ в рисунке. Продолжать учить располагать рисунок на широкой полосе.

Материал. Общие рамки, бумага по размеру общих рамок  светло-зеленого или голубого оттенков, гуашь.

Предварительная работа. Чтение сказки С. Я. Маршака; рассматривание иллюстраций Е. И. Чарушина с изображением животных.

Ход занятия. Воспитатель  вместе с детьми вспоминает содержание сказки. Затем предлагает нарисовать картинки вдвоем, сделать из них альбом и подарить его малышам. Дети пятого года жизни рисуют мышонка, шестого и седьмого — одну из нянек, которых приглашала мышка-мать к своему капризному ребенку-мышонку.

Чтобы были показаны все  герои сказки, воспитатель дает задание  каждой паре подумать и сказать, какую няньку они будут рисовать.

Затем педагог уточняет, какое время года дети изобразят  на своих рисунках (лето), напоминает о соотношении героев сказки по величине (самый маленький — мышонок, а  утка, щука, свинья и другие няньки — значительно больше его, их надо рисовать крупно, во весь лист).

В процессе занятия воспитатель  оказывает индивидуальную помощь тем  детям, которые рисуют лошадь, лягушку (проводит с ними обследование игрушки, рассматривание картинок, иллюстраций  к сказке и т. д.).

В конце занятия ребята, сидящие за одним столом, вставляют  свои рисунки в общую рамку.

Вечером под руководством педагога дети наклеивают рисунки на один общий лист, оставляя с четырех  сторон поля в 2—3 см.

В последующие дни  воспитатель может предложить старшим дошкольникам по желанию украсить поля узором. Затем все листы соединяются вместе, и дети дарят свою «книжку» малышам, которые рассматривают ее в присутствии старших ребят.

Рисование «Возьми картинку-загадку  и нарисуй отгадку»

Цель занятия. Развивать воображение. Учить детей соотносить заданную круглую и овальную формы с предметами окружающей действительности, создавать законченное изображение.

Материал. Цветные карандаши, листы бумаги с двумя-тремя контурными изображениями круглой и овальной форм.

Информация о работе Малокомплектные дошкольно-образовательные учреждения