Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 11:54, курсовая работа
Целью любого педагогического эксперимента является эмпирическое подтверждение или опровержение гипотезы исследования и/или справедливости теоретических результатов, то есть обоснование того, что предлагаемое педагогическое воздействие (например, новые содержание, формы, методы, средства обучения и т.д.) более эффективно (или, возможно, наоборот – менее эффективно). Для этого, как минимум, необходимо показать, что, будучи примененным к тому же объекту (например – к группе учащихся), оно дает другие результаты, чем применение традиционных педагогических воздействий.
Целью любого педагогического эксперимента является эмпирическое подтверждение или опровержение гипотезы исследования и/или справедливости теоретических результатов, то есть обоснование того, что предлагаемое педагогическое воздействие (например, новые содержание, формы, методы, средства обучения и т.д.) более эффективно (или, возможно, наоборот – менее эффективно). Для этого, как минимум, необходимо показать, что, будучи примененным к тому же объекту (например – к группе учащихся), оно дает другие результаты, чем применение традиционных педагогических воздействий.
Для этого выделяется экспериментальная группа, которая сравнивается с контрольной группой. Различие эффектов педагогических воздействий будет обосновано, если две эти группы, первоначально совпадающие по своим характеристикам, различаются после реализации педагогических воздействий. Следовательно, требуется провести два сравнения и показать, что при первом сравнении (до начала педагогического эксперимента) характеристики экспериментальной и контрольной группы совпадают, а при втором (после окончания эксперимента) – различаются.
Так как объектом педагогического эксперимента,
как правило, являются люди (учащиеся,
учителя, сотрудники и руководители органов
управления образованием и т.д.), а каждый
человек индивидуален, то говорить о совпадении
или различии характеристик экспериментальной
и контрольной групп можно лишь в чисто
формальном, статистическом смысле. Для
того, чтобы выяснить, являются ли совпадения
или различия случайными, используются
статистические методы, которые
позволяют на основании данных,
полученных в результате эксперимента,
принять обоснованное решение
о совпадениях или различиях. Общий
алгоритм использования статистических
критериев прост: до начала и после окончания
эксперимента на основании информации
о результатах наблюдений (характеристиках
членов экспериментальной и контрольной
группы) вычисляется эмпирическое значение
критерия (алгоритм выбора статистического
критерия и формулы для вычислений приведены
ниже). Это число сравнивается с известным
(табличным) числом – критическим значением
критерия (критические значения для всех
рекомендуемых нами критериев приведены
ниже). Если эмпирическое значение критерия
оказывается меньше или равно критическому,
то можно утверждать, что "характеристики
экспериментальной и контрольной групп
совпадают с уровнем значимости
0,05 по статистическому критерию …
(далее следует название использованного
критерия: Крамера-Уэлча, Вилкоксона-Манна-Уитни,
хи-квадрат, Фишера)". В противном
случае (если эмпирическое значение
критерия оказывается строго
больше критического) можно утверждать,
что "достоверность различий
характеристик экспериментальной
и контрольной групп по статистическому
критерию … равна 95%". Следовательно,
если характеристики экспериментальной
и контрольной групп до начала эксперимента
совпадают с уровнем значимости 0,05, и,
одновременно с этим, достоверность различий
характеристик экспериментальной
и контрольной групп после
эксперимента равна 95%, то
можно сделать вывод, что "применение
предлагаемого педагогического воздействия
(например, новой методики обучения)
приводит к статистически значимым
(на уровне 95% по критерию
…) отличиям результатов".
Типовые
задачи анализа данных
в педагогических
исследованиях.
Предположим, что имеется экспериментальная группа, состоящая из N человек, и контрольная группа, состоящая из M человек (где N и M – целые положительные числа, например, N = 25, M = 30). Допустим, что в результате измерения одного и того же показателя с помощью одной и той же процедуры измерений были получены следующие данные: x = (x1, x2, …, xN) – выборка для экспериментальной группы и y = (y1, y2, …, yM) – выборка для контрольной группы, где xi – элемент выборки – значение исследуемого показателя (признака) у i-го члена экспериментальной группы, i = 1, 2, …, N, а yj – значение исследуемого показателя у j-го члена контрольной группы, j = 1, 2, …, M. Число элементов выборки называется ее объемом – например, объем выборки x равен N, а объем выборки y равен M.
В зависимости от того, в какой шкале – шкале отношений или порядковой шкале – производились измерения, получаем следующие два случая. Шкала отношений. Если измерения производились в шкале отношений (время, число и т.д.), то {xi} и {yj} – положительные, в том числе – натуральные, числа, для которых имеют смысл все арифметические операции.
Рассмотрим
пример. Пусть имеется экспериментальная
группа, состоящая из 25 человек (N = 25), и
контрольная группа, состоящая из 30 человек
(M = 30), и измерение заключается в определении
уровня знаний путем проведения теста,
включающего 20 задач. Примем, что характеристикой
учащегося (признаком) является
число правильно решенных им
задач. Результаты измерений
уровня знаний в контрольной
и экспериментальной группах до и после
эксперимента приведены в таблице 1, строки
которой соответствуют членам
групп (отдельным учащимся). Например,
первый учащийся контрольной группы
до начала эксперимента правильно решил
15 задач, а третий участник экспериментальной
группы после окончания эксперимента
правильно решил 12 задач, и т.д. Результаты
эксперимента могут быть получены и в
порядковой шкале (или переведены из шкалы
отношений в порядковую), поэтому рассмотрим
представление данных в порядковой шкале.
Таблица 1
Результаты измерений уровня знаний в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента
Порядковая
шкала.
Если
использовалась порядковая
компьютерной
программе Microsoft Excel для Windows таблицу
2, в которой указаны верхние границы диапазонов.
Таблица 2
Переход от шкалы отношений к порядковой шкале
Поставим в соответствие уровням знаний (низкому, среднему и высокому) баллы – 1, 2 и 3. Вычислим на основании данных таблицы 1, например, сначала для контрольной группы до начала эксперимента число ее членов, получивших балл, принадлежащий тому или иному диапазону: m1 = 9 (то есть, 9 членов контрольной группы до начала эксперимента продемонстрировали низкий уровень знаний), m2 = 14, m3 = 7. Результаты8
занесем
в таблицу 3.
Таблица 3
Уровни знаний членов контрольной группы до эксперимента
Для каждого из столбцов
таблицы 1 по аналогии с
таблицей 3 определяем распределение
членов экспериментальной и
Таблица 4
Результаты измерений уровня знаний в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента
Таблица 4 построена по таблице 1 введением диапазонов значений числа правильно решенных задач, попадание в которые считалось соответствующим уровням знаний. Отметим, что при подобном переходе от шкалы отношений к порядковой шкале часть информации теряется – в рассматриваемом примере одному и тому же уровню знаний соответствуют несколько различных чисел правильно решенных задач. Следовательно, труднее становится устанавливать совпадения и различия характеристик исследуемых объектов. Поэтому, рекомендуется использовать всю имеющуюся информацию, то есть, если при измерениях использовалась шкала отношений, то и обрабатывать данные следует в этой шкале.
Однако, во многих случаях на практике
измерения производят в порядковой шкале
(например, оценивают знания в баллах),
и результаты эксперимента сразу имеют
вид таблицы типа таблицы 4. Поэтому для
задач анализа результатов измерений,
произведенных в шкале отношений,
будем считать, что данные эксперимента
имеют вид таблицы 1, а для задач анализа
результатов измерений, произведенных
в шкале порядка, будем считать, что данные
эксперимента имеют вид таблицы 4.
Типовые
задачи анализа данных.
Завершив описание используемых в качестве примера исходных данных, отметим, что с точки зрения их анализа можно выделить три типа задач:
-описание данных (компактное и информативное отражение результатов измерений характеристик исследуемых объектов);
-установление совпадения характеристик двух групп;
-установление различия характеристик двух групп (например, экспериментальной и контрольной).
Два типа
шкал (отношений и порядка) и три
перечисленные типа задач анализа
данных позволяют выделить шесть базовых
(типовых) задач, приведенных
в таблице 5 и условно обозначенных
"задача 1.1" – "задача 2.3". Например,
задача 1.1 заключается в описании данных,
измеренных в шкале отношений и т.д.
Таблица 5
Типовые задачи анализа данных
Перечисленные шесть задач являются базовыми по следующим причинам. Во-первых, они включают большинство (порядка 90 %) задач анализа данных, встречающихся в экспериментальных исследованиях по педагогическим наукам. Во-вторых, они сформулированы для простейшей схемы организации педагогического эксперимента – когда состояние исследуемых объектов описывается одним показателем и измеряется два раза – до начала и после завершения воздействия. Сделаем пояснение для других случаев.
Если возникает
Алгоритм
выбора статистического
критерия.
Поясним, как следует выбирать статистические критерии, то есть приведем алгоритм выбора статистического критерия – процедуру принятия решения относительно того, какой статистический критерий использовать в той или иной ситуации. В первом приближении этот алгоритм чрезвычайно прост: если данные получены в результате измерений в шкале отношений, то следует использовать критерий Вилкоксона-Манна-Уитни (ВМУ), если в порядковой шкале, то критерий x2.
Возможные модификации этого правила принятия решений (учитывающие большее число факторов) приведены на рисунке 1. Во-первых, необходимо определить какая шкала измерений используется – отношений или порядковая. Для шкалы отношений следует решить, состоит ли решаемая задача в обнаружении различия средних значений (математических ожиданий). Если – да, то можно использовать критерий Крамера-Уэлча (описание методик применения всех упоминаемых статистических критериев приведено ниже). Если же следует обнаружить произвольные различия характеристик выборок, то следует использовать критерий Вилкоксона-Манна-Уитни или критерий x2.
Если число различающихся между собой значений в сравниваемых выборках велико (более десяти), то целесообразно использование критерия Вилкоксона-Манна-Уитни.
Если число различающихся между собой значений в сравниваемых выборках мало (менее десяти), то, произведя группировку результатов измерений (то есть, перейдя от шкалы отношений к порядковой шкале – см. выше пятый раздел), можно использовать критерий x2.
Далее, аналогично рассуждая, если объем выборок мал (N, M £ 50), то следует использовать критерий Вилкоксона-Манна-Уитни (при малом числе различающихся значений в этом случае можно использовать и критерий x2).
Если объем выборок велик, то, опять же с помощью группировки результатов измерений, имеет смысл использовать критерий x2.
Рис. 1. Алгоритм
выбора статистического критерия
Для порядковой шкалы в случае,
когда число градаций (различных
баллов) больше либо равно трем,
используется критерий x2, если же
применялась дихотомическая шкала,
то можно использовать либо критерий
x2, либо критерий Фишера.
Информация о работе Матемаико-статистические методы исследования в педагогике