Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 11:54, курсовая работа
Целью любого педагогического эксперимента является эмпирическое подтверждение или опровержение гипотезы исследования и/или справедливости теоретических результатов, то есть обоснование того, что предлагаемое педагогическое воздействие (например, новые содержание, формы, методы, средства обучения и т.д.) более эффективно (или, возможно, наоборот – менее эффективно). Для этого, как минимум, необходимо показать, что, будучи примененным к тому же объекту (например – к группе учащихся), оно дает другие результаты, чем применение традиционных педагогических воздействий.
"одинаковы" (в том числе, что совпадают их средние, дисперсии и все другие показатели).
     
Критерий Крамера-Уэлча. 
 
     
Алгоритм определения 
1.  Вычислить 
для сравниваемых выборок Tэмп 
–  эмпирическое  значение 
критерия Крамера-Уэлча по 
2. Сравнить это значение с критическим значением T0.05 = 1,96: если Tэмп £ 1,96, то сделать вывод: "характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0,05"; если Tэмп > 1,96, то сделать вывод "достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%".
В качестве примера применим алгоритм для данных из таблицы 1. Для этого сравним сначала числа правильно решенных задач в контрольной и экспериментальной группе до начала эксперимента. Вычисляем по формуле (3) значение Tэмп = 0,04 £ 1,96. Следовательно, гипотеза о совпадении характеристик контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента принимается на уровне значимости 0,05. Теперь сравним характеристики контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента. Вычисляем по формуле (3) значение Tэмп = 2,42 > 1,96. Следовательно, достоверность различий характеристик контрольной и экспериментальной групп после окончания эксперимента составляет 95%.
Итак, начальные (до начала эксперимента) состояния экспериментальной и контрольной групп совпадают, а конечные (после окончания эксперимента) – различаются. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики обучения. Отметим, что мы не рассматриваем вопрос о том, "в какую сторону" экспериментальная группа отличается от контрольной, то есть, улучшились или ухудшились (с содержательной точки зрения, не имеющей отношения к статистическим методам и являющейся прерогативой педагогики) исследуемые характеристики.
Критерий Вилкоксона-Манна-Уитни. Данный критерий оперирует не с абсолютными значениями элементов двух выборок, а с результатами их парных сравнений. Например, существенно, что учащийся Петров решил больше задач, чем учащийся Иванов, а на сколько больше – не важно. Возьмем две выборки: {xi}i = 1…N и {yj}j=1…M и для каждого элемента первой выборки xi, i = 1…N, определим число ai элементов второй выборки, которые превосходят его по своему значению (то есть число таких yj, что yj > xi), а также число bi элементов второй выборки, которые по своему значению равны ему (то есть число таких yj, что yj = xi). Сумма
по всем N членам первой выборки называется эмпирическим значением критерия Манна-Уитни и обозначается U.
     
Определим эмпирическое 
Алгоритм определения достоверности совпадений и различий для экспериментальных данных, измеренных в шкале отношений, с помощью критерия Вилкоксона-Манна-Уитни заключается в следующем:
1.  Вычислить 
для сравниваемых выборок Wэмп 
– эмпирическое значение 
2. Сравнить это значение с критическим значением W0.05 = 1,96: если Wэмп £ 1,96, то сделать вывод:
"характеристики  
сравниваемых  выборок  совпадают  
с  уровнем  значимости  0,05";  
если Wэмп > 1,96,  то  сделать  
вывод "достоверность  
     
В качестве примера применим 
алгоритм для данных из 
Для этого 
сравним сначала числа 
Таблица 8
Пример вычисления эмпирического значения критерия Манна-Уитни
| Номер 
  члена эксперименталь- ной группы  i | Число задач, правильно ре- шенных i-ым членом экспери- ментальной группы до начала эксперимента  xi | Число членов контрольной группы, правильно решивших строго большее число задач, чем i-ый член эксперимен- тальной группы ai + b i / 2 | Номер члена контрольной группы  j | Число задач, правильно ре- шенных j-ым членом кон- трольной группы до начала экспе- римента  yi | 
| 1 | 12 | 17 | 1 | 15 | 
| 2 | 11 | 19.5 | 2 | 13 | 
| 3 | 15 | 9 | 3 | 11 | 
| 4 | 17 | 5 | 4 | 18 | 
| 5 | 18 | 4 | 5 | 10 | 
| 6 | 6 | 28.5 | 6 | 8 | 
| 7 | 8 | 24.5 | 7 | 20 | 
| 8 | 10 | 21.5 | 8 | 7 | 
| 9 | 16 | 6 | 9 | 8 | 
| 10 | 12 | 17 | 10 | 12 | 
| 11 | 15 | 9 | 11 | 15 | 
| 12 | 14 | 12 | 12 | 16 | 
| 13 | 19 | 2 | 13 | 13 | 
| 14 | 13 | 14.5 | 14 | 14 | 
| 15 | 19 | 2 | 15 | 14 | 
| 16 | 12 | 17 | 16 | 19 | 
| 17 | 11 | 19.5 | 17 | 7 | 
| 18 | 16 | 6 | 18 | 8 | 
| 19 | 12 | 17 | 19 | 11 | 
| 20 | 8 | 24.5 | 20 | 12 | 
| 21 | 13 | 14.5 | 21 | 15 | 
| 22 | 7 | 27 | 22 | 16 | 
| 23 | 15 | 9 | 23 | 13 | 
| 24 | 8 | 24.5 | 24 | 5 | 
| 25 | 9 | 22.5 | 25 | 11 | 
| - | - | 26 | 19 | |
| - | - | 27 | 18 | |
| - | - | 28 | 9 | |
| - | - | 29 | 6 | |
| - | - | 30 | 15 | 
    
Сумма  всех 25 чисел  в  
третьем  столбце  таблицы  
8  дает  эмпирическое  значение  
критерия Манна-Уитни U = 373.  Вычисляем  
по  формуле  (4)  значение Wэмп = 0,0338 
£ 1,96.  Следовательно,  гипотеза  
о том, что сравниваемые выборки совпадают, 
принимается на уровне значимости 0,05. 
Теперь аналогичным образом (построив 
таблицу, аналогичную таблице 8, и вычислив 
эмпирическое значение  критерия Вилкоксона)  
сравним  числа  правильно  решенных  
задач  в  контрольной  и  экспериментальной  
группе  после  окончания  эксперимента.  
Вычисляем  по  формуле  (4)  значение 
Wэмп = 2,1974 > 1,96. Следовательно, достоверность 
различий сравниваемых выборок составляет 
95%. Итак, начальные (до начала эксперимента) 
состояния экспериментальной и контрольной 
групп совпадают,  а  конечные (после  
окончания  эксперимента)  –  различаются.  
Следовательно,  можно  сделать вывод, 
что эффект изменений обусловлен именно 
применением экспериментальной методики 
обучения. 
Методика  
определения  достоверности  
совпадений  и  
различий  для  
экспериментальных  
данных, измеренных 
в порядковой шкале. 
     
Рассмотрим случай, когда используется 
порядковая шкала с L различными 
баллами. Характеристикой 
Критические 
значения x20.05  критерия 
x2 для уровня значимости 0,05 приведены 
в таблице 9 (статистические  таблицы 
критических  значений статистических 
критериев для различных  уровней  
значимости и различных – в том числе 
больших 10 – градаций шкалы отношений 
можно найти, практически, в любом учебнике 
по статистическим методам или в специальных 
статистических таблицах). 
Таблица 9
Критические значения критерия x2 для уровня значимости a = 0.05
Алгоритм 
определения достоверности 
1.  Вычислить 
для сравниваемых выборок x2эмп
2. Сравнить это значение с критическим значением x20.05, взятым из таблицы 9: если x2эмп ≤ x20.05, то сделать вывод: "характеристик сравниваемых выборок совпадают с уровнем значимости x20.05; если x2эмп > x20.05 , то сделать вывод "достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%".
Применим алгоритм для данных из таблицы 4. Сначала вычисляем по формуле (5) эмпирические значения критерия x2. Для примера приведем расчет. Параметры экспериментальной группы (N = 25) после окончания эксперимента: n1 = 2, n2 = 13, n3 = 10 (то есть 2 учащихся продемонстрировали "низкий" уровень знаний, 13 – "средний" и 10 – "высокий" – см. выше таблицу 4), контрольной группы (M = 30): m1 = 12, m2 = 10, m3 = 8. Подставляя в формулу (5), получаем:
Аналогичным образом вычисляются все оставшиеся из 16 возможных результатов парных сравнений групп (экспериментальная и контрольная группы, до начала и после окончания эксперимента). Результаты вычислений приведены в таблице 10. Ячейки таблицы 10 содержат эмпирические значения критерия x2 для сравниваемых групп, соответствующих строке и столбцу. Жирным шрифтом выделены результаты сравнения характеристик экспериментальной и контрольной группы до начала и после окончания эксперимента. Например, эмпирическое значение критерия x2 , получаемое при сравнении характеристик контрольной группы до начала эксперимента (вторая строка таблицы 10) и экспериментальной группы до начала эксперимента (третий столбец таблицы 10), равно 0,03.
В рассматриваемом примере L = 3 (выделены три уровня знаний – "низкий", "средний" и "высокий"). Следовательно, L – 1 = 2. Из таблицы 9 получаем для L – 1 = 2: x20.05 = 5,99. Тогда из таблицы 10 видно, что все эмпирические значения критерия x2, кроме результата xэмп = 7,36 сравнения экспериментальной и контрольной групп после окончания эксперимента, меньше критического значения. Следовательно "характеристики всех сравниваемых выборок, кроме экспериментальной и контрольной групп после окончания эксперимента, совпадают с уровнем значимости 0,05".
Информация о работе Матемаико-статистические методы исследования в педагогике