Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 11:54, курсовая работа
Целью любого педагогического эксперимента является эмпирическое подтверждение или опровержение гипотезы исследования и/или справедливости теоретических результатов, то есть обоснование того, что предлагаемое педагогическое воздействие (например, новые содержание, формы, методы, средства обучения и т.д.) более эффективно (или, возможно, наоборот – менее эффективно). Для этого, как минимум, необходимо показать, что, будучи примененным к тому же объекту (например – к группе учащихся), оно дает другие результаты, чем применение традиционных педагогических воздействий.
Использование
ПК
Использование компьютера при анализе результатов педагогических экспериментов, несомненно, целесообразно. Однако использовать статистические критерии, "зашитые" в пакеты программ следует осторожно. Все четыре предлагаемых к использованию для обработки результатов педагогического эксперимента статистических критерия (Крамера-Уэлча, Вилкоксона-Манна-Уитни, x2 и Фишера) корректно реализованы в профессиональных статистических пакетах, среди которых можно выделить и рекомендовать такие наиболее распространенные пакеты статистического анализа как: Statistica, StatGraphics и SPSS. Однако, упомянутые программы, во-первых, являются лицензионными и стоят достаточно дорого. Во-вторых, они достаточно сложны и требуют значительных временных затрат для своего освоения. Наряду с этим, существуют инструменты статистического анализа в электронных таблицах Microsoft Excel, входящих в стандартный комплект Microsoft Office и установленных, наверное, на любом современном компьютере. Однако, к сожалению, ни один из четырех рекомендуемых статистических критериев не реализован в Excel, поэтому можно посоветовать производить расчет эмпирических значений критериев вручную (все необходимые формулы приведены ниже), используя компьютер или калькулятор для получения описательной статистики и автоматизации расчетов.
Методы
обработки данных
и примеры.
Приведем методики анализа данных для выделенных выше шести типовых задач (см. таблицу 5): описательная статистика, анализ совпадений и различий характеристик экспериментальной и контрольной групп на основании измерений, проведенных в порядковой шкале или шкале отношений. В качестве иллюстрации рассмотрим реализацию этих методик для числового примера (см. таблицы 1 и 4).
Описательная статистика. В практических
задачах обычно имеется
совокупность наблюдений (десятки,
сотни, а иногда – тысячи
результатов измерений
Для результатов измерений в шкале отношений (задача 1.1 – см. таблицу 5) показатели описательной статистики можно разбить на несколько групп:
- показатели
положения описывают положение
экспериментальных данных на
числовой оси. Примеры таких
данных – максимальный и
- показатели разброса описывают степень разброса данных относительно своего центра (среднегозначения). К ним относятся: выборочная дисперсия, разность между минимальным и максимальным элементами (размах, интервал выборки) и др.
- показатели асимметрии: положение медианы относительно среднего и др.
- гистограмма и др.
Данные показатели используются для наглядного представления и первичного ("визуального") анализа результатов измерений характеристик экспериментальной и контрольной группы. Приведем формулы расчета основных показателей. Среднее арифметическое x выборки {xi}i = 1…N (выборочное среднее) рассчитывается следующим образом:
В компьютерной программе
Таблица 6
Описательная статистика числа правильно решенных задач в контрольной группе до начала эксперимента (см. первый столбец таблицы 1)
Целый ряд приведенных в
Гистограмма в Excel получается
применением инструмента
анализа данных "Гистограмма"
(Сервис/Анализ данных/Гистограмма). Гистограмма
числа правильно решенных задач в контрольной
группе до начала эксперимента (первый
столбец таблицы 1) представлена на рисунке
2.
Рис. 2. Гистограмма числа правильно решенных задач в контрольной группе
до начала эксперимента ("частота" – число элементов выборки,
попавших
в заданный диапазон, называемый в Excel
"карманом")
Рассмотрим теперь показатели описательной статистики для данных, измеренных в порядковой шкале.
Для результатов измерений в порядковой шкале (задача 2.1 – см. таблицу 5) при небольшом числе градаций единственным информативным показателем описательной статистики является гистограмма.
Для визуального (
Таблица 7
Результаты измерений уровня знаний в контрольной
и экспериментальной
группах до и после эксперимента
Таким образом, описательная
статистика, во-первых, позволяет
представить результаты
Рис. 3. Гистограммы
контрольной и
Рис. 4. Гистограммы
контрольной и
Завершив рассмотрение
Общие
подходы к определению
достоверности совпадений
и различий.
Как отмечалось выше, типовой задачей анализа данных в педагогических исследованиях является установление совпадений или различий характеристик экспериментальной и контрольной группы. Для этого формулируются статистические гипотезы:
- гипотеза об отсутствии различий (так называемая нулевая гипотеза);
- гипотеза о значимости различий (так называемая альтернативная гипотеза).
Для принятия решений о том, какую из гипотез (нулевую или альтернативную) следует принять, используют решающие правила – статистические критерии. То есть, на основании информации о результатах наблюдений (характеристиках членов экспериментальной и контрольной группы) вычисляется число, называемое эмпирическим значением критерия. Это число сравнивается с известным (например, заданным таблично) эталонным числом, называемым критическим значением критерия. Критические значения приводятся, как правило, для нескольких уровней значимости. Уровнем значимости называется вероятность ошибки, заключающейся в отклонении (не принятии) нулевой гипотезы, то есть вероятность того, что различия сочтены существенными, а они на самом деле случайны. Обычно используют уровни значимости (обозначаемые a), равные 0,05, 0,01 и 0,001. В педагогических исследованиях обычно ограничиваются значением 0,05, то есть, грубо говоря, допускается не более чем 5% возможность ошибки.
Если полученное
Другими словами, чем меньше
эмпирическое значение критерия
(чем левее оно находится от
критического значения), тем больше
степень совпадения
Если эмпирическое значение критерия оказывается строго больше критического, то можно сделать вывод, что "достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп равна 95%".
Опишем методики расчета
Методика
определения достоверности
совпадений и
различий для
экспериментальных
данных, измеренных
в шкале отношений.
Рассмотрим случай (см. описание исходных данных выше в пятом разделе), когда для измерений используется шкала отношений. Предположим, что имеется экспериментальная группа, состоящая из N человек, и контрольная группа, состоящая из M человек. Допустим, что в результате измерения одного и того же показателя с помощью одной и той же процедуры измерений были получены следующие данные: x = (x1, x2, …, xN) – выборка для экспериментальной группы и y = (y1, y2, …, yM) – выборка для контрольной группы, где xi – элемент выборки – значение
исследуемого показателя у i-го члена экспериментальной группы, i = 1, 2, …, N, а yj – значение исследуемого показателя у j-го члена контрольной группы, j = 1, 2, …, M. Так как измерения производились в шкале отношений, то {xi} и {yj} – положительные, в том числе, возможно – целые, числа, для которых имеют смысл все арифметические операции. В качестве примера будем рассматривать результаты измерений уровня знаний в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента (см. таблицу 1) – количество правильно решенных задач.
Для данных, измеренных в шкале
отношений, для проверки
Информация о работе Матемаико-статистические методы исследования в педагогике