Медиасредства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:23, реферат

Описание работы

« Медиа » (от лат. «media» – средство ) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК). Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д.

Файлы: 1 файл

Медиа.2doc.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Человек, владеющий медиакультурной  грамотностью,

медиасредствами, получает неограниченный доступ

к мировым информационным ресурсам.

 

« Медиа » (от лат. «media» –  средство ) – аналог понятия  средств  массовой информации и коммуникации (СМИиК). Масштабы влияния  медиа  на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед  образовательной  системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения  средств  массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д. Социально-экономические изменения в России и информационный взрыв, затронувший весь мир, требуют пересмотра традиционно сложившихся систем, содержания, методов и технологий обучения в контексте использования различных медиасредств. Объективное возрастание роли  медиа  приходит в реальное противоречие с практикой их использования в учебно-воспитательном  процессе  общеобразовательной школы. В педагогической науке и практике недооцениваются  образовательные  возможности современных  медиа , их дидактический и воспитательный потенциал, что связано со сложностью и недостаточной разработанностью многих понятий, низкой компетентностью преподавателей в этой сфере, недостаточной технической оснащенностью  образовательных  учреждений. Образование как часть культуры, безусловно, во многом испытывает на себе глобальный  процесс  информатизации. В.П. Демкин отмечает, что с развитием информационного общества связано интенсивное становление новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В её основе лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и развитии личности через образование. В новой  образовательной  парадигме учащийся – не объект педагогического воздействия, а активный субъект познавательной деятельности, вовлеченный с помощью новых форм организации учебного  процесса  в диалог с преподавателем, активную, творческую деятельность, далекую от простой репродукции. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать для этого разнообразные источники, непрерывно развиваться. В.М. Лоскутникова отмечает, что кризис современной образовательной системы связан также с чрезвычайно узким пониманием информатизации образования. Часто она сводится к предмету информатики и способам его преподавания в российских  образовательных  учреждениях, причем изолированно от других дисциплин и курсов. Таким образом, актуальной является потребность в переосмыслении как методо-логических, так и мировоззренческих установок относительно информатизации образования. С одной стороны, выпускники учебных заведений должны иметь определенный запас знаний в области информатики, включая не только операциональную сферу (работу с компьютером, базами данных, операционными системами, Интернетом и т.д.), но и представления о характере социума,  процессах  информатизации в обществе, происходящих в связи с этим изменениях в языке, культуре. Прошедшие такую подготовку должны уметь самостоятельно ориентироваться в современном мире, уметь обращаться с потоками информации и т.д.. С другой стороны, общество испытывает потребность в специалистах, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы, способных к непрерывному образованию по роду своей деятельности, имеющих для этого достаточный уровень знаний в области информационных технологий,  средств  массовой коммуникации. Проблема информатизации должна рассматриваться всесторонне и комплексно, с позиций разных наук. Педагогический аспект затрагивает следующие вопросы: развитие непрерывного образования в условиях информационного общества; построение открытых педагогических систем; информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании; дистанционное обучение; психологические и педагогические проблемы образования в условиях информационного общества; использование мультимедиа-технологий в образовании; глобализация и интеграция  образовательных  услуг; содержание и функции образования в условиях информационного общества; дидактические возможности и воспитательное воздействие информационных технологий и др.

Дидактические и воспитательные возможности  электронных  медиа , медиапродукты и медиаресурсы  образовательного  характера.

В медиаобразовании под термином « медиа » понимаются технические устройства, предназначенные для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией. При этом  медиа  рассматривается как комплексное  средство  освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах).

Существуют различные подходы  к классификации  медиа  в зависимости от параметров, положенных в основу классификации. Традиционно средства массовой информации и коммуникации делятся по способу передачи информации (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.) и по каналу восприятия (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные). Эти классификации основаны прежде всего на различии используемых в  медиа  кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в печатной форме и иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способы расположения текста (верстка) и т.д. Применительно к радио следует говорить о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидении, документальном кино) триада преобразуется в тетраду благодаря наличию такого важного способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение.

Если рассмотреть современные   медиа  в рамках классификации по каналу восприятия, то под ними в узком смысле понимаются те цифровые / электронные  медиа , которые делают возможным мультимедийность – интеграцию различных  медиа  в некоторое компьютерное представление – гипертекстовую структуру, нелинейный текст; интерактивность и моделирование. Сегодня к электронным  медиа  относятся радио, эфирное, кабельное, спутниковое телевидение, видео, компьютерные сети и игры.

В социально-педагогическом плане  медиа  можно классифицировать по следующим критериям: месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие и др.), содержанию информации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические), функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение бытовых проблем, развлечение, социальное управление), результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация).

С точки зрения возможностей использования   в   образовательном   процессе  электронные  медиа  группируются в рамках функционального подхода по следующим признакам: 
степень универсальности (количеству выполняемых функций); 
возможность подготовки или представления информации; 
возможность работы с аудио- или видеоматериалами; 
возможность работы со статическими или динамическими видеодокументами; 
возможность работы с макро- или микро-объектами. 
С точки зрения универсальности наибольший спектр работ позволяет выполнить компьютер. Менее универсальными устройствами можно считать, например, мультимедийные проекторы, которые однако обеспечивают работу практически с любым источником видео- и аудио-информации.

Классифицируя технические  средства  по признаку подготовки или демонстрации информации, выделяются три группы: 
Устройства для представления уже готовых данных (видеоплеер для CD или DVD дисков, слайд-проектор, проигрыватель CD и др.) 
Устройства для подготовки данных (фотоаппарат, цифровая фотокамера, аналоговая и цифровая видеокамера, звукозаписывающая аппаратура). 
Устройства, позволяющие подготовить и продемонстрировать имеющиеся материалы (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр).

Одним из самых существенных признаков  классификации технических  средств  в настоящее время выступает форма представления данных. По этому признаку выделяют два больших класса устройств: 
с аналоговой записью данных, 
с цифровой записью данных.

Относительно социальных функций  современных  медиа  существует множество мне-ний, которые постоянно меняются, потому что меняется сам предмет. В целом анализ клас-сификаций Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, А. Саркисяна, А.В. Федорова, Л.Н. Федотовой, И.Д. Фомичевой, И. Хмары позволяет разделить функции  медиа  на следующие основные группы: 
информационная: сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях; 
аналитическая (оценочная, функция критики): часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой; 
познавательно-просветительская ( образовательная ): передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, масс-медиа способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей; 
нравственно-воспитательная:  медиа  отображают морально-эстетические приоритетные образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представления о добре и зле; 
функция воздействия (идеологическая, социально-управленческая, регулятивная):  медиа  влияют на взгляды и поведение людей, особенно в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время проведения массовых социально-политических акций; 
гедонистическая (рекреационная, эстетическая): направлена на обеспечение досуга, приятного времяпрепровождения, отдыха, восстановления сил, удовлетворения эстетических потребностей аудитории.

Наряду с перечисленными функциями  ученые говорят о явно не выраженных, латентных функциях  медиа , сущность которых заключается в скрытом воздействии на общественное сознание. Из представленных видов нагрузки каждое конкретное медиасредство выполняет, как правило, только одну или несколько функций, в  процессе  реализации которых возможно несколько результативных вариантов: функциональный, когда в той или иной мере осуществляется определяемая основной функцией задача; дисфункциональный, при котором достигается эффект, обратный предписанной функции; нефункциональный, связанный с побочными эффектами, не отвечающими основной задаче; афункциональное воздействие, или отсутствие каких-либо явных результатов.

Часто  медиа  могут вызвать негативные социальные тенденции. В данном случае имеют место следующие девиации функций  медиа : 
обилие информационных потоков приводит к дезориентации личности; 
склонность к крайнему негативизму, являющемуся причиной различных фобий, или к излишнему оптимизму и приукрашиванию событий, что, в свою очередь, может вызвать фрустрационные эффекты, дисфункции ожиданий и разочарование; 
патологическая зависимость от определенных жанров, демонстрируемых ме-диасредствами: новостей, сериалов, криминальной хроники и сенсаций и т.д.; 
представление в позитивном ракурсе наркотиков, алкоголя, сигарет, межэтнических стереотипов – всё это проникает в современное искусство, молодежную субкультуру и контркультуру; 
массовизация культуры и, как следствие, понижение планки духовных потребностей и создание ложных идеалов и героев.

Рассматривая электронные  медиа  с точки зрения реализации их  образовательных  функций, важное значение приобретает классификация соответствующих медиапродуктов и способов их  применения  в учебно-воспитательном  процессе . Если в зарубежной науке речь идет прежде всего об информационных технологиях обучения и соответствующем им программном обеспечении, то в отечественной дидактике важная роль отводится таким понятиям, как электронные издания и электронные ресурсы.

Согласно ГОСТу, электронные издания  различают: 
по наличию печатного эквивалента (электронный аналог, самостоятельное издание); 
по природе основной информации (текстовое, изобразительное, звуковое, мультимедийное издание, программный продукт); 
по целевому назначению (официальное, научное, научно-популярное, произ-водственно-практическое, нормативное, учебное, массово-политическое, справочное, досуговое, рекламное, художественное издание).

Из перечисленных в стандартах к  образовательным  изданиям относятся: учебное электронное издание, научное электронное издание, научно-популярное электронное издание, справочное электронное издание, художественное электронное издание.

Основные направления структуризации  образовательных  ЭИР: информационно-справочные, учебные и общекультурные.Понятия «медиаобразование» и «медиапедагогика», исторические пред-посылки возникновения данных категорий и специфического направления в педагогике. Це-ли и задачи курса, основные понятия.

В 60-е гг. XX века в педагогической науке ведущих стран мира (Великобритании, США, Австралии, Канады, Франции, Германии) сформировалось специфическое направление  – медиаобразование, призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык  средств  массовой информации, научиться анализировать медиатексты и т.д. В документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как «обучение  теории  и практическим умениям для овладения современными  средствами  массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической  теории  и практике; его следует отличать от использования  средств  массовой информации и коммуникации как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как математика, физика или география». Сегодня медиаобразование рассматри-вается как направление в области образования, изучающее закономерности воздействия средств массовой коммуникации на человека, влияние различных видов информации на обучение и воспитание школьников и студентов, на их готовность применять новые технические средства в своей практической деятельности.

Сложность и многогранность взаимодействия  медиа  и образования отражаются в сложной системе понятий, среди которых немало еще не получивших однозначного или общепризнанного толкования. В медиаобразовании и педагогической науке в целом так и не существует единой для всех стран мира терминологии. Как правило, не только научные школы, но и отдельные ученые предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность» и т.д.

В целом существует несколько подходов к использованию средств массовой коммуникации и информации в образовании: 
интегрированный подход – через уже имеющиеся учебные предметы литературы, изобразительного искусства, истории, музыки и т.д.; 
факультативный подход – создание сети факультативов, кружков, клубов, проведение мероприятий; 
специальный подход – введение нового предмета, спецкурса, связанного с медиакультурой.

Цели и задачи самого медиаобразования разными научными школами формулируются  по-разному, но имеют много общего. К ним относятся: 
обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по  медиа-каналам  (в широком толковании); 
развитие критического мышления, умений понимать подлинный смысл сообщений, противостоять попыткам средств массовой информации и коммуникации манипулировать сознанием; 
включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, систему формируемых в предметных областях знаний и умений; 
формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеров, модемов, факсов, мультимедиа и др.).

Информация о работе Медиасредства