Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:23, реферат
« Медиа » (от лат. «media» – средство ) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК). Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д.
Человек, владеющий медиакультурной грамотностью,
медиасредствами, получает неограниченный доступ
к мировым информационным ресурсам.
« Медиа » (от лат. «media» – средство ) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК). Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д. Социально-экономические изменения в России и информационный взрыв, затронувший весь мир, требуют пересмотра традиционно сложившихся систем, содержания, методов и технологий обучения в контексте использования различных медиасредств. Объективное возрастание роли медиа приходит в реальное противоречие с практикой их использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В педагогической науке и практике недооцениваются образовательные возможности современных медиа , их дидактический и воспитательный потенциал, что связано со сложностью и недостаточной разработанностью многих понятий, низкой компетентностью преподавателей в этой сфере, недостаточной технической оснащенностью образовательных учреждений. Образование как часть культуры, безусловно, во многом испытывает на себе глобальный процесс информатизации. В.П. Демкин отмечает, что с развитием информационного общества связано интенсивное становление новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В её основе лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и развитии личности через образование. В новой образовательной парадигме учащийся – не объект педагогического воздействия, а активный субъект познавательной деятельности, вовлеченный с помощью новых форм организации учебного процесса в диалог с преподавателем, активную, творческую деятельность, далекую от простой репродукции. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать для этого разнообразные источники, непрерывно развиваться. В.М. Лоскутникова отмечает, что кризис современной образовательной системы связан также с чрезвычайно узким пониманием информатизации образования. Часто она сводится к предмету информатики и способам его преподавания в российских образовательных учреждениях, причем изолированно от других дисциплин и курсов. Таким образом, актуальной является потребность в переосмыслении как методо-логических, так и мировоззренческих установок относительно информатизации образования. С одной стороны, выпускники учебных заведений должны иметь определенный запас знаний в области информатики, включая не только операциональную сферу (работу с компьютером, базами данных, операционными системами, Интернетом и т.д.), но и представления о характере социума, процессах информатизации в обществе, происходящих в связи с этим изменениях в языке, культуре. Прошедшие такую подготовку должны уметь самостоятельно ориентироваться в современном мире, уметь обращаться с потоками информации и т.д.. С другой стороны, общество испытывает потребность в специалистах, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы, способных к непрерывному образованию по роду своей деятельности, имеющих для этого достаточный уровень знаний в области информационных технологий, средств массовой коммуникации. Проблема информатизации должна рассматриваться всесторонне и комплексно, с позиций разных наук. Педагогический аспект затрагивает следующие вопросы: развитие непрерывного образования в условиях информационного общества; построение открытых педагогических систем; информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании; дистанционное обучение; психологические и педагогические проблемы образования в условиях информационного общества; использование мультимедиа-технологий в образовании; глобализация и интеграция образовательных услуг; содержание и функции образования в условиях информационного общества; дидактические возможности и воспитательное воздействие информационных технологий и др.
Дидактические и воспитательные возможности электронных медиа , медиапродукты и медиаресурсы образовательного характера.
В медиаобразовании под термином « медиа » понимаются технические устройства, предназначенные для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией. При этом медиа рассматривается как комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах).
Существуют различные подходы к классификации медиа в зависимости от параметров, положенных в основу классификации. Традиционно средства массовой информации и коммуникации делятся по способу передачи информации (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.) и по каналу восприятия (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные). Эти классификации основаны прежде всего на различии используемых в медиа кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в печатной форме и иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способы расположения текста (верстка) и т.д. Применительно к радио следует говорить о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидении, документальном кино) триада преобразуется в тетраду благодаря наличию такого важного способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение.
Если рассмотреть современные медиа в рамках классификации по каналу восприятия, то под ними в узком смысле понимаются те цифровые / электронные медиа , которые делают возможным мультимедийность – интеграцию различных медиа в некоторое компьютерное представление – гипертекстовую структуру, нелинейный текст; интерактивность и моделирование. Сегодня к электронным медиа относятся радио, эфирное, кабельное, спутниковое телевидение, видео, компьютерные сети и игры.
В социально-педагогическом плане медиа можно классифицировать по следующим критериям: месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие и др.), содержанию информации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические), функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение бытовых проблем, развлечение, социальное управление), результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация).
С точки зрения возможностей использования
в образовательном
процессе
электронные медиа
группируются в рамках функционального
подхода по следующим признакам:
степень универсальности (количеству
выполняемых функций);
возможность подготовки или представления
информации;
возможность работы с аудио- или видеоматериалами;
возможность работы со статическими или
динамическими видеодокументами;
возможность работы с макро- или микро-объектами.
С точки зрения универсальности наибольший
спектр работ позволяет выполнить компьютер.
Менее универсальными устройствами можно
считать, например, мультимедийные проекторы,
которые однако обеспечивают работу практически
с любым источником видео- и аудио-информации.
Классифицируя технические средства
по признаку подготовки или демонстрации
информации, выделяются три группы:
Устройства для представления уже готовых
данных (видеоплеер для CD или DVD дисков,
слайд-проектор, проигрыватель CD и др.)
Устройства для подготовки данных (фотоаппарат,
цифровая фотокамера, аналоговая и цифровая
видеокамера, звукозаписывающая аппаратура).
Устройства, позволяющие подготовить
и продемонстрировать имеющиеся материалы
(компьютер, видеомагнитофон, музыкальный
центр).
Одним из самых существенных признаков
классификации технических сре
с аналоговой записью данных,
с цифровой записью данных.
Относительно социальных функций
современных медиа
существует множество мне-ний, которые
постоянно меняются, потому что меняется
сам предмет. В целом анализ клас-сификаций
Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, А. Саркисяна,
А.В. Федорова, Л.Н. Федотовой, И.Д. Фомичевой,
И. Хмары позволяет разделить функции
медиа на
следующие основные группы:
информационная: сообщение о положении
дел, разного рода фактах и событиях;
аналитическая (оценочная, функция критики):
часто изложение фактов сопровождается
комментарием к ним, их анализом и оценкой;
познавательно-просветительская ( образовательная ):
передавая многообразную культурную,
историческую, научную информацию, масс-медиа
способствуют пополнению фонда знаний
своих читателей, слушателей, зрителей;
нравственно-воспитательная: медиа
отображают морально-эстетические приоритетные
образцы общественного поведения, принципы
нравственности и эстетического вкуса,
представления о добре и зле;
функция воздействия (идеологическая,
социально-управленческая, регулятивная):
медиа влияют
на взгляды и поведение людей, особенно
в периоды так называемых инверсионных
изменении общества или во время проведения
массовых социально-политических акций;
гедонистическая (рекреационная, эстетическая):
направлена на обеспечение досуга, приятного
времяпрепровождения, отдыха, восстановления
сил, удовлетворения эстетических потребностей
аудитории.
Наряду с перечисленными функциями ученые говорят о явно не выраженных, латентных функциях медиа , сущность которых заключается в скрытом воздействии на общественное сознание. Из представленных видов нагрузки каждое конкретное медиасредство выполняет, как правило, только одну или несколько функций, в процессе реализации которых возможно несколько результативных вариантов: функциональный, когда в той или иной мере осуществляется определяемая основной функцией задача; дисфункциональный, при котором достигается эффект, обратный предписанной функции; нефункциональный, связанный с побочными эффектами, не отвечающими основной задаче; афункциональное воздействие, или отсутствие каких-либо явных результатов.
Часто медиа
могут вызвать негативные социальные
тенденции. В данном случае имеют место
следующие девиации функций медиа :
обилие информационных потоков приводит
к дезориентации личности;
склонность к крайнему негативизму, являющемуся
причиной различных фобий, или к излишнему
оптимизму и приукрашиванию событий, что,
в свою очередь, может вызвать фрустрационные
эффекты, дисфункции ожиданий и разочарование;
патологическая зависимость от определенных
жанров, демонстрируемых ме-диасредствами:
новостей, сериалов, криминальной хроники
и сенсаций и т.д.;
представление в позитивном ракурсе наркотиков,
алкоголя, сигарет, межэтнических стереотипов
– всё это проникает в современное искусство,
молодежную субкультуру и контркультуру;
массовизация культуры и, как следствие,
понижение планки духовных потребностей
и создание ложных идеалов и героев.
Рассматривая электронные меди
Согласно ГОСТу, электронные издания
различают:
по наличию печатного эквивалента (электронный
аналог, самостоятельное издание);
по природе основной информации (текстовое,
изобразительное, звуковое, мультимедийное
издание, программный продукт);
по целевому назначению (официальное,
научное, научно-популярное, произ-водственно-практическое,
нормативное, учебное, массово-политическое,
справочное, досуговое, рекламное, художественное
издание).
Из перечисленных в стандартах к образовательным изданиям относятся: учебное электронное издание, научное электронное издание, научно-популярное электронное издание, справочное электронное издание, художественное электронное издание.
Основные направления
В 60-е гг. XX века в педагогической науке ведущих стран мира (Великобритании, США, Австралии, Канады, Франции, Германии) сформировалось специфическое направление – медиаобразование, призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, научиться анализировать медиатексты и т.д. В документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования средств массовой информации и коммуникации как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как математика, физика или география». Сегодня медиаобразование рассматри-вается как направление в области образования, изучающее закономерности воздействия средств массовой коммуникации на человека, влияние различных видов информации на обучение и воспитание школьников и студентов, на их готовность применять новые технические средства в своей практической деятельности.
Сложность и многогранность взаимодействия медиа и образования отражаются в сложной системе понятий, среди которых немало еще не получивших однозначного или общепризнанного толкования. В медиаобразовании и педагогической науке в целом так и не существует единой для всех стран мира терминологии. Как правило, не только научные школы, но и отдельные ученые предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность» и т.д.
В целом существует несколько подходов
к использованию средств
интегрированный подход – через уже имеющиеся
учебные предметы литературы, изобразительного
искусства, истории, музыки и т.д.;
факультативный подход – создание сети
факультативов, кружков, клубов, проведение
мероприятий;
специальный подход – введение нового
предмета, спецкурса, связанного с медиакультурой.
Цели и задачи самого медиаобразования
разными научными школами формулируются
по-разному, но имеют много общего.
К ним относятся:
обучение восприятию и переработке информации,
передаваемой по медиа-каналам
(в широком толковании);
развитие критического мышления, умений
понимать подлинный смысл сообщений, противостоять
попыткам средств массовой информации
и коммуникации манипулировать сознанием;
включение внешкольной информации в контекст
общего базового образования, систему
формируемых в предметных областях знаний
и умений;
формирование умений находить, готовить,
передавать и принимать требуемую информацию,
в том числе с использованием различного
технического инструментария (компьютеров,
модемов, факсов, мультимедиа и др.).