Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:23, реферат
« Медиа » (от лат. «media» – средство ) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК). Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д.
психолого-педагогические исследования,
изучающие особенности
6 вания (С Ауфенангер, Д Бааке, Н В Василенко, Б Вулли, О.В Даниленко, Г И Дацюк, Ю Н Егорова, А А Журин, Е А Локтюшина, Р Меркерт, А В Федоров, Г Штокингер и др );
психофизиологические
специальные исследования, изучающие
влияние отдельных медиа на учебно-воспитательный
процесс или использование
исследования по проблемам дистанционного обучения (ПВ. Беспалов, М П Демин, Е С Полат, В В Семенов, Э.Г. Скибицкий, А В Хуторской и др)
Также разработаны методические программы проведения уроков с использованием медиа по информатике (К К Комен, Д.О Филимоненков, Т А Яковлева), математике (Н Б Белова, Г Е Костина, Т.А Матвеева), физике (А И Куприхина, Я.С Мисюра), русскому языку (И А. Ямницкая, Ю Г Яс-ницкий), иностранным языкам (В В Копылова, Э.С. Скородумова, А С Числова), истории (А.В. Штыров), химии (Е А Алферова, А.А. Журин), музыке (И Б Горбунова) и другим предметам
Объективное возрастание роли медиа приходит в реальное противоречие с практикой их использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В педагогической науке и практике недооцениваются образовательные возможности современных медиа, их дидактический и воспитательный потенциал, что связано со сложностью и недостаточной разработанностью многих понятий, низкой компетентностью преподавателей в этой сфере, недостаточной технической оснащенностью школ. С другой сто-
7 роны, активным популяризатором медиа являются средства массовой информации и коммуникации, которые стремятся таким образом расширить свою аудиторию, дифференцируют предоставляемый материал, адресуя его различным группам, удовлетворяя индивидуальные вкусы и интересы. Но такое воздействие на детскую аудиторию не всегда достигает нужного эффекта, так как учащиеся не обладают достаточным социальным опытом
Несмотря на многочисленные исследования различных аспектов использования медиа в педагогическом процессе многие проблемы остаются нерешенными Результаты зарубежных и отечественных исследований весьма противоречивы и не всегда свидетельствуют в пользу применения информационных технологий в учебно-воспитательных целях На современном этапе развития отечественного образования существуют противоречия*
между социальным запросом на ориентирующихся в информационном мире выпускников образовательных учреждений и недостаточным ме-диаоснащением педагогического процесса;
между необходимостью изменения содержания и методов обучения в соответствии с условиями современного информационного пространства и неготовностью учителей к данным преобразованиям,
между ожидаемой эффективностью учебно-воспитательного процесса благодаря применению медиа и отсутствием научно обоснованных средств и способов их применения в образовании
Перечисленные противоречия обусловливают актуальность проблемы исследования В теоретическом плане это проблема обоснования образовательных особенностей современных медиа и возможностей их применения в учебно-воспитательном процессе, в практическом плане - это проблема определения средств эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Объект исследования; учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы в условиях информатизации образования
Предмет исследования: средства использования электронных медиа в
8 учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Цель исследования; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить средства эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе школы.
Гипотеза исследования Одной из причин переживаемого нашей страной кризиса образования является недооценка социальной роли информационных ресурсов, что привело к сложностям в передаче и усвоении знаний на всех уровнях образовательной системы. Интерес к применению современных информационных средств в учебно-воспитательных целях обусловлен несколькими факторами, в частности возможностью использования терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной и других функций медиа Они представляют большой образовательный потенциал, меняют роль педагога и учащегося, характер их взаимодействия, методы, содержание обучения Однако на практике попытки внедрения электронных медиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы не дают желаемого результата. Использование электронных медиа в учебно-воспитательном процессе школы будет эффективным, если'
выявлены сущность, функции и
образовательные возможности
учтены педагогические аспекты применения электронных медиа в образовании;
определены структурные
разработаны средства использования
электронных медиа в учебно-
экспериментально обоснована эффективность выявленных средств применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1 Раскрыть сущность, функции, дидактические и воспитательные возможности электронных медиа
2. Выявить педагогические
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем-
раскрыты сущность электронных
медиа (они рассматриваются как
комплексное средство освоения человеком
окружающего мира) и их функции (информационная,
аналитическая, идеологическая, познавательно-
выявлены специфические
определены структурные
разработаны и экспериментально проверены
средства эффективного использования
электронных медиа в учебно-
10 в специальной форме, помощник в учении, средство коммуникации, средство моделирования действительности); на их основе разработаны методические рекомендации по применению электронных медиа в учебной и профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем обоснована роль современных средств массовой информации и коммуникации в сфере образования, проанализированы основные направления информатизации образования, медиапедагогические теории, виды и функции существующих электронных медиа. Результаты исследования способствуют расширению научных представлений о специфике использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, более эффективному решению задач переподготовки педагогов, что, в свою очередь, позволяет значительно повысить их готовность к применению современных технических средств в своей работе.
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса использования современных медиасредств в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы Это выражается в определении средств эффективного применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, а также в разработке методических рекомендаций и пакета дидактических материалов, обеспечивающих практический курс по использованию электронных медиа в учебной работе
Методологической основой исследования явились философская концепция диалектического познания как основа научной педагогики; теории сисгемно-комплексного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений, концепция интеграции науки, образования, техники и производства
Источниками исследования являются психолого-педагогические идеи современной дидактики, касающиеся информатизации образования (А А Журин, В А Осин, Е С. Полат, К Поппер, А И Ракитов, И В Роберт, А В
11 Федоров, А В. Шариков и др), создания и использования средств обучения (А А Журин, Л С Зазнобина, Е.С. Полат, Л П Прессман и др ), особенностей восприятия информации детьми и подростками, дидактических и воспитательных возможностей электронных медиа (Н.В Апатова, М.Д. Горячев, А Е. Войскунский, Г И Дацюк, А А Журин, Л.С. Зазнобина, И.Г Захарова, Е И Машбиц, С Б Цымбаленко, М. Хайнманн, Й Хазебрук и др ) Существенное значение в концептуальном плане имеют.
основные положения
современные концепции гуманизации образования (М М. Бахтин, В П Бездухов, А Л Бердичевский, Ю.Н Кулюкин, А.А Мелик-Пашев и др ),
теории личностно-
исследования по проблемам использования медиасредств в учебно-воспитательном процессе (С Ауфенангер, Д Бааке, О В Даниленко, Г И Дацюк, Ю Н. Егорова, И Г Захарова, Л Иссинг и др.),
современные концепции охраны здоровья учащихся в условиях информатизации образования (Т А Баумштейн, Л.С Белгородский, А М Большаков, М С Сандомирский, Е Л Скворцова и др )
База исследования: муниципальные общеобразовательные учреждения г Самары средние школы № 37, 76, 116, 158, 44, Самарский государственный университет, а также самарский филиал Федерации Интернет-образования. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 320 человек, из них 240 - школьники, 30 - учителя общеобразовательных школ, 10 - преподаватели вуза и 40 - студенты СамГУ
Исследование поводилось в несколько этапов:
На первом этапе (2002-2004 гг.) изучалась
степень разработанности
12 ществлялось знакомство с зарубежным опытом медиапедагогической работы, готовилось проведение констатирующего эксперимента К концу этапа были определены цель, объект, предмет и задачи, сформулирована гипотеза исследования.
На втором этапе (2004-2005 гг) велось целенаправленное
изучение педагогических аспектов применения
электронных медиа в учебно-
На третьем этапе (2005-2006 гг) изучались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялись анализ, обобщение и систематизация полученных данных, разрабатывались методические рекомендации по использованию мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности, проводилась проверка положений гипотезы, оформлялись результаты исследования
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты; анализ результатов деятельности)
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием проблеме, проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов,
13 адекватных предмету исследования, возможностью повторения экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на методических семинарах аспирантов в Самарском государственном университете с 2003 по 2006 годы, представлялись в докладах на научно-практической конференции «Традиции и инновации в социальной педагогике» (Самара, 2004), в рамках научной сессии докторантов, аспирантов и соискателей Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО (Москва, 2005), на международной конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» (Ярославль, 2005), на конференциях «Современные подходы к решению проблем неблагополучия в семье» (Самара, 2005) и «Мониторинг качества образования» (Самара, 2006), на всероссийской научно-практической конференции «Высшее гуманитарное образование 21 века* проблемы и перспективы развития» (Самара, 2006) Материалы диссертации отражены в статьях, опубликованных автором