Медиасредства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:23, реферат

Описание работы

« Медиа » (от лат. «media» – средство ) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК). Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д.

Файлы: 1 файл

Медиа.2doc.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

психолого-педагогические исследования, изучающие особенности восприятия информации, дидактические и воспитательные возможности медиа (Н В. Апатова, В С. Гершунский, М.Д. Горячев, А Е Войскунский, А.А Журин, Л С Зазнобина, И Г. Захарова, Г И. Дацюк, Е.И. Машбиц, С Б Цым-баленко, М Хайнманн, И Хазебрук и др), способы и средства их использо-

6 вания (С Ауфенангер, Д Бааке, Н В Василенко, Б Вулли, О.В Даниленко, Г И Дацюк, Ю Н Егорова, А А Журин, Е А Локтюшина, Р Меркерт, А В Федоров, Г Штокингер и др );

психофизиологические исследования, посвященные вопросам охраны здоровья учащихся в условиях информатизации образования (Т А Баум-ішейн, Л  С. Белгородский, AM Большаков, М С. Сандомирский, ЕЛ Скворцова и др);

специальные исследования, изучающие  влияние отдельных медиа на учебно-воспитательный процесс или использование медиа  по конкретным учебным дисциплинам (Л М Баженова, Д М Гуревич, В  В Егоров, А А Журин, Л С. Зазнобина, Л Иссинг, П Й Климе, В.К Кириллов, М Кирмайер, X Мандл, М Н Морозова, Л П Прессман, В И. Пугач, Г. Райнманн-Ротмайер, А В Шариков, Е В Якушина и др ),

исследования по проблемам дистанционного обучения (ПВ. Беспалов, М П Демин, Е С Полат, В В Семенов, Э.Г. Скибицкий, А В Хуторской и др)

Также разработаны методические программы проведения уроков с использованием медиа по информатике (К К Комен, Д.О Филимоненков, Т А Яковлева), математике (Н Б Белова, Г Е Костина, Т.А Матвеева), физике (А И Куприхина, Я.С Мисюра), русскому языку (И А. Ямницкая, Ю Г Яс-ницкий), иностранным языкам (В В Копылова, Э.С. Скородумова, А С Числова), истории (А.В. Штыров), химии (Е А Алферова, А.А. Журин), музыке (И Б Горбунова) и другим предметам

Объективное возрастание роли медиа  приходит в реальное противоречие с  практикой их использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В педагогической науке и практике недооцениваются образовательные возможности современных медиа, их дидактический и воспитательный потенциал, что связано со сложностью и недостаточной разработанностью многих понятий, низкой компетентностью преподавателей в этой сфере, недостаточной технической оснащенностью школ. С другой сто-

7 роны, активным популяризатором медиа являются средства массовой информации и коммуникации, которые стремятся таким образом расширить свою аудиторию, дифференцируют предоставляемый материал, адресуя его различным группам, удовлетворяя индивидуальные вкусы и интересы. Но такое воздействие на детскую аудиторию не всегда достигает нужного эффекта, так как учащиеся не обладают достаточным социальным опытом

Несмотря на многочисленные исследования различных аспектов использования  медиа в педагогическом процессе многие проблемы остаются нерешенными  Результаты зарубежных и отечественных  исследований весьма противоречивы и не всегда свидетельствуют в пользу применения информационных технологий в учебно-воспитательных целях На современном этапе развития отечественного образования существуют противоречия*

между социальным запросом на ориентирующихся  в информационном мире выпускников образовательных учреждений и недостаточным ме-диаоснащением педагогического процесса;

между необходимостью изменения содержания и методов обучения в соответствии с условиями современного информационного  пространства и неготовностью учителей к данным преобразованиям,

между ожидаемой эффективностью учебно-воспитательного  процесса благодаря применению медиа  и отсутствием научно обоснованных средств и способов их применения в образовании

Перечисленные противоречия обусловливают  актуальность проблемы исследования В теоретическом плане это проблема обоснования образовательных особенностей современных медиа и возможностей их применения в учебно-воспитательном процессе, в практическом плане - это проблема определения средств эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Объект исследования; учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы в условиях информатизации образования

Предмет исследования: средства использования электронных медиа в

8 учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Цель исследования; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить средства эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе школы.

Гипотеза исследования Одной из причин переживаемого нашей страной кризиса образования является недооценка социальной роли информационных ресурсов, что привело к сложностям в передаче и усвоении знаний на всех уровнях образовательной системы. Интерес к применению современных информационных средств в учебно-воспитательных целях обусловлен несколькими факторами, в частности возможностью использования терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной и других функций медиа Они представляют большой образовательный потенциал, меняют роль педагога и учащегося, характер их взаимодействия, методы, содержание обучения Однако на практике попытки внедрения электронных медиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы не дают желаемого результата. Использование электронных медиа в учебно-воспитательном процессе школы будет эффективным, если'

выявлены сущность, функции и  образовательные возможности электронных  медиа,

учтены педагогические аспекты применения электронных медиа в образовании;

определены структурные компоненты готовности педагогов к применению электронных медиа в своей  работе,

разработаны средства использования  электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы,

экспериментально обоснована эффективность  выявленных средств применения электронных  медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы

В соответствии с целью и гипотезой  определены задачи исследования:

1 Раскрыть сущность, функции, дидактические и воспитательные возможности электронных медиа

2. Выявить педагогические аспекты  применения электронных медиа  в образовании

  1. Определить структурные компоненты готовности педагогов к применению электронных медиа в своей работе.
  2. Разработать средства использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
  3. Экспериментально проверить эффективность выявленных средств применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем-

раскрыты сущность электронных  медиа (они рассматриваются как  комплексное средство освоения человеком  окружающего мира) и их функции (информационная, аналитическая, идеологическая, познавательно-просветительская, воспитательная, гедонистическая и др.) в контексте информатизации образования,

выявлены специфические характеристики электронных медиа (интерактивность, мультимедийность, способность к  моделированию, коммуникативность, производительность) и педагогические аспекты использования  электронных медиа в образовании (они дают возможность лучше воспринимать и запоминать материал, позволяют повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам, обладают богатыми воспитательными возможностями, их использование в учебно-воспитательном процессе ориентировано на формирование познавательных мотивов учащихся),

определены структурные компоненты готовности педагогов к использованию  электронных медиа в своей  работе (информационный, мотивацион-ный, целевой, деятельностный) и раскрыто их содержание,

разработаны и экспериментально проверены  средства эффективного использования  электронных медиа в учебно-воспитательном процессе обновляющейся российской школы (средство обработки традиционных заданий

10 в специальной форме, помощник в учении, средство коммуникации, средство моделирования действительности); на их основе разработаны методические рекомендации по применению электронных медиа в учебной и профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем обоснована роль современных средств массовой информации и коммуникации в сфере образования, проанализированы основные направления информатизации образования, медиапедагогические теории, виды и функции существующих электронных медиа. Результаты исследования способствуют расширению научных представлений о специфике использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, более эффективному решению задач переподготовки педагогов, что, в свою очередь, позволяет значительно повысить их готовность к применению современных технических средств в своей работе.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса использования современных медиасредств в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы Это выражается в определении средств эффективного применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, а также в разработке методических рекомендаций и пакета дидактических материалов, обеспечивающих практический курс по использованию электронных медиа в учебной работе

Методологической  основой исследования явились философская концепция диалектического познания как основа научной педагогики; теории сисгемно-комплексного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений, концепция интеграции науки, образования, техники и производства

Источниками исследования являются психолого-педагогические идеи современной дидактики, касающиеся информатизации образования (А А Журин, В А Осин, Е С. Полат, К Поппер, А И Ракитов, И В Роберт, А В

11 Федоров, А В. Шариков и др), создания и использования средств обучения (А А Журин, Л С Зазнобина, Е.С. Полат, Л П Прессман и др ), особенностей восприятия информации детьми и подростками, дидактических и воспитательных возможностей электронных медиа (Н.В Апатова, М.Д. Горячев, А Е. Войскунский, Г И Дацюк, А А Журин, Л.С. Зазнобина, И.Г Захарова, Е И Машбиц, С Б Цымбаленко, М. Хайнманн, Й Хазебрук и др ) Существенное значение в концептуальном плане имеют.

основные положения методологии  педагогики и методики исследования (М.А. Данилов, В И Загвязинский, Н  И Загузов, В В Краевский, В  М Полонский, Т И Руднева),

современные концепции гуманизации  образования (М М. Бахтин, В П Бездухов, А Л Бердичевский, Ю.Н Кулюкин, А.А Мелик-Пашев и др ),

теории личностно-ориентированного образования (Е.В Бондаревская, М  Д Горячев, Л В Куриленко, В  В. Сериков, И С Якиманская);

исследования по проблемам использования  медиасредств в учебно-воспитательном процессе (С Ауфенангер, Д Бааке, О В Даниленко, Г И Дацюк, Ю Н. Егорова, И Г Захарова, Л Иссинг и др.),

современные концепции охраны здоровья учащихся в условиях информатизации образования (Т А Баумштейн, Л.С  Белгородский, А М Большаков, М  С Сандомирский, Е Л Скворцова  и др )

База исследования: муниципальные общеобразовательные учреждения г Самары средние школы № 37, 76, 116, 158, 44, Самарский государственный университет, а также самарский филиал Федерации Интернет-образования. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 320 человек, из них 240 - школьники, 30 - учителя общеобразовательных школ, 10 - преподаватели вуза и 40 - студенты СамГУ

Исследование поводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2002-2004 гг.) изучалась  степень разработанности проблемы использования электронных информационных средств в образовательной среде в философской и психолого-педагогической литературе, осу-

12 ществлялось знакомство с зарубежным опытом медиапедагогической работы, готовилось проведение констатирующего эксперимента К концу этапа были определены цель, объект, предмет и задачи, сформулирована гипотеза исследования.

На втором этапе (2004-2005 гг) велось целенаправленное изучение педагогических аспектов применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе, проводилась экспериментальная работа по определению уровня заинтересованности и готовности школьников и педагогов к использованию электронных медиа в учебной и преподавательской деятельности соответственно; были проанализированы полученные данные и сформулированы выводы На основе результатов диагностической работы определены и экспериментально проверены средства эффективного использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

На третьем этапе (2005-2006 гг) изучались  результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялись анализ, обобщение и систематизация полученных данных, разрабатывались методические рекомендации по использованию мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности, проводилась проверка положений гипотезы, оформлялись результаты исследования

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты; анализ результатов деятельности)

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием проблеме, проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов,

13 адекватных предмету исследования, возможностью повторения экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки.

Апробация и внедрение результатов  исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на методических семинарах аспирантов в Самарском государственном университете с 2003 по 2006 годы, представлялись в докладах на научно-практической конференции «Традиции и инновации в социальной педагогике» (Самара, 2004), в рамках научной сессии докторантов, аспирантов и соискателей Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО (Москва, 2005), на международной конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» (Ярославль, 2005), на конференциях «Современные подходы к решению проблем неблагополучия в семье» (Самара, 2005) и «Мониторинг качества образования» (Самара, 2006), на всероссийской научно-практической конференции «Высшее гуманитарное образование 21 века* проблемы и перспективы развития» (Самара, 2006) Материалы диссертации отражены в статьях, опубликованных автором

Информация о работе Медиасредства