Внедрение
результатов исследования осуществлялось
в рамках разработанного факультативного
курса для учащихся 8 - 9-х классов общеобразовательной
школы № 37 г Самары, в процессе обучения
студентов Самарского государственного
университета в рамках педагогических
и психологических дисциплин
Положения, выносимые на защиту:
1
Глобальный процесс информатизации
общества, культуры ставит новые
задачи перед образовательной
системой. Одним из путей воспитания
самостоятельной, творческой личности,
способной свободно ориентироваться
в существующем медиамире, является
целенаправленное, продуманное включение
современных информационных средств в
учебно-воспитательный процесс Современные
медиа выступают как комплексное средство
освоения человеком окружающего мира,
а такие специфические черты электронных
медиа, как мультимедийность, интерактивность,
моделирование, коммуника-
14 тивность и продуктивность, позволяют
говорить о новых образовательных функциях
медиа и разрабатывать на этой основе
медиапродукты учебного назначения, информационные
технологии обучения.
- Современные информационные и коммуникационные технологии
позволяют индивидуализировать и активизировать
образовательный процесс даже в рамках
группового обучения Медиа вносят принципиальные
изменения в содержание и методы обучения,
позволяют использовать особый тип задач,
направленных на рефлексию учащимися
своей деятельности, на ее саморегуляцию
Электронные медиа, благодаря своим специфическим
характеристикам, дают возможность лучше
воспринимать и запоминать материал, позволяют
повысить степень учета эргономических
требований к учебным материалам, обладают
богатыми воспитательными возможностями,
их использование в учебно-воспитательном
процессе ориентировано на формирование
познавательных мотивов обучаемых Учет
педагогических аспектов использования
электронных медиа в учебно-воспитательном
процессе является важным для перестройки
системы образования в соответствии с
требованиями современного информационного
общества
- Действующая в России программа компьютеризации школ в целом пока не изменила существующую ситуацию, характерными чертами которой остаются стихийное
использование медиа школьниками и отсутствие
грамотного медиапользования в процессе
преподавания различных учебных дисциплин
Данная ситуация во многом объясняется
неготовностью педагогов к использованию
в своей работе тех или иных технических
средств Создание мотивации, формирование
адекватного представления у преподавателя
о новой роли, которую он будет реализовывать
в постоянно меняющихся информационных
условиях, является сегодня ключевым моментом
переподготовки преподавателей Наряду
с мотивационным компонентом в структуре
готовности учителя к использованию электронных
медиа в учебно-воспитательном процессе
важную роль играют и другие, целевой,
информационный, деятельностный
4. Благодаря своим особенностям
и образовательным возможностям
электронные медиа могут быть использованы
в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной
школы как средство получения и обработки
информации в специальной форме; как помощник
в учении, как средство коммуникации, как
средство моделирования действительности.
При реализации данных средств на практике
необходимо опираться на принципы целесообразности
использования электронных медиа, максимального
приближения к потребностям, возможностям
и особенностям учащихся, приоритета гуманистического
подхода перед аппаратно-технологическим;
минимизации вне-предметной информации,
практической ценности знаний и обязательного
использования продуктов учебной деятельности,
«дружественного» взаимодействия с участниками
учебного процесса; компьютерной безопасности
5
Эффективность выделенных средств
использования электронных медиа
в учебно-воспитательном процессе
проявляется в таких показателях,
как повышение познавательной
активности и самостоятельности
учащихся, улучшение их успеваемости,
положительное отношение к учебному
процессу и школьной жизни в целом. Изначальная
заинтересованность учащихся в использовании
электронных медиа в учебной работе представляет
собой важный мотивационный компонент,
дальнейшая реализация которого должна
строиться с учетом того, что основными
источниками развития познавательной
активности являются содержание учебного
материала, сам процесс обучения и личность
учителя Высокая познавательная активность,
в свою очередь, ведет к улучшению успеваемости
школьника и оказывает непосредственное
положительное влияние на отношение учащегося
к учебной деятельности