Медиасредства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:23, реферат

Описание работы

« Медиа » (от лат. «media» – средство ) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК). Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д.

Файлы: 1 файл

Медиа.2doc.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

В современном мире выделяют две  ветви медиаобразования: специальное  и ин-тегрированное.

Специальное (или социокультурное) медиаобразование осуществляется в  рамках отдельного курса в школе  или в системе дополнительного  образования. В России накоплен достаточно большой опыт в этой сфере, но она охватывает лишь небольшую часть школьников, которые занимаются в различных клубах и кружках (движение юнкоров, кино- и видеоклубы и т.п.).

Интегрированное медиаобразование, которое  представляет собой изучение с использованием  средств  массовой коммуникации традиционных школьных предметов, как правило, родного и иностранного языков, литературы, общественных дисциплин, сегодня распространено в двенадцати странах мира: Австрии, Германии, Ирландии, Финляндии, Австралии, Дании, Канаде, Нидерландах, США, Новой Зеландии, Норвегии, Великобритании.  

Медиа , интегрированные в традиционные предметы школьного цикла, становятся одним из  средств  повышения эффективности обучения, если удовлетворяют следующим требованиям: 
способствуют повышению познавательного интереса; 
отвечают практическим потребностям учителя и ученика; 
универсальны в использовании; 
применяются с опорой на базовую учебную программу.

Интеграция  медиаобразования с базовым может  быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале. Следует находить как можно больше точек соприкосновения «внешних» информационных потоков и учебного предмета, максимально используя дидактический и воспитательный потенциал  медиа  для решения различных медиаоб-разовательных задач.

При использовании современных  медиа  в образовании значительно меняется роль педагога и учащегося, характер самого учебного  процесса , его методы и содержание. Школьная практика показывает, что попытки внедрения современной техники в  процесс  обучения не дают того  образовательного  эффекта, на который учитель рассчитывает. Такое положение дел объясняется следующими причинами: отсутствием методических разработок, обучающих программ, неподготовленностью учителей, неучетом особенностей  применения  информационных и коммуникационных  средств  в образовании. Для изменения сложившейся ситуации необходимо не только понимание важности инновационных  процессов  в образовании, но и знание современных  медиа  и медиапродуктов, их функций, возможностей и условий эффективного использования в учебно-воспитательном  процессе  школы.

Медиапедегогика – новое для российской науки  и педагогической практики понятие. А.В. Федоров рассматривая медиаобразование как « процесс  развития личности с помощью и на материале  средств  массовой коммуникации ( медиа ) с целью формирования культуры общения с  медиа , творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, дает следующее определение медиапедагогике: это специальная отрасль педагогики, то есть наука о медиаобразовании и медиаграмотности, раскрывает закономерности развития личности в  процессе  медиаобразования. Обретенная в результате  процесса  медиаобразования медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.(http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34500 )

В зарубежных источниках медиапедагогика  представлена как научная дисциплина, занимающаяся вопросами воспитания и образования в контексте   медиа . В широком смысле это педагогически ориентированная область знания и практики, связанная с различными  медиа . Она также рассматривается как специфическое направление педагогики, в рамках которого можно выделить такие разделы, как: медиадидактика (проблемы роли, функций и значения  медиа  в  процессах  обучения и преподавания), медиавоспитание (решает вопросы разумного, продуманного медиапользования и критического обращения с различными медиаресурсами и предложениями), информационно-техническое образование (направлено на формирование медиакомпетенции и медиасознания, необходимых для активного участия в  медиа - и научном сообществе и являющихся базовыми квалификациями для реализации первых двух разделов).(http://de.wikipedia.org/wiki/Medienpadagogik)

Медиапедагогика основывается на эмпирических исследованиях  процессов  обучения и преподавания, тесно связана с общей педагогикой, педагогической психологией, информатикой, лингвистикой.

В медиадидактике речь, прежде всего, идет об использовании  медиа  в  процессе  обучения с целью обеспечения нового качества обучения и преподавания, оптимизации условий  образовательного   процесса  и повышения его эффективности посредством  применения  техники. Согласно Хоффманну, медиадидактика – это «продуманное, целенаправленное использование «неличностных  медиа » (материальных носителей информации) для решения педагогических целей и задач». (http://de.wikipedia.org/wiki/Mediendidaktik)

Медиавоспитание занимается, в первую очередь, вопросами  безопасного медиаиспользования, в  связи с этим отношение медиавоспитания к использованию  медиа  и их дидактических возможностей в образовании более критичное, чем понимание данного  процесса  с точки зрения медиапедидактической перспективы, так как в фокусе оказываются еще больше влияний  медиа  на участников  образовательного   процесса , их культуры и мировоззрения.

В рамках информационно-технического образования  речь идет об активном изучении  медиа , как правило, в проекториентированных формах.

Взаимодействие  современных  образовательных  систем с  медиа : сценарии и перспективы развития, основные медиапедагогические концепции, их сравнительный анализ.

Современные  средства  массовой информации и коммуникации обладают разнообразными возможностями использования в учебно-воспитательном  процессе . Однако в этой области существует немало проблем. Во-первых,  медиа  развиваются и совершенствуются настолько стремительно, что педагогические исследования и рекомендации в этой сфере так же быстро устаревают. Во-вторых, по своим возможностям использования данные технические  средства  настолько разнообразны и многоплановы, что постоянно возникают новые способы их  применения  в учебно-воспитательном  процессе , а перед педагогами – новые задачи, проблемы, связанные с грамотным медиапользованием.

В научных исследованиях последних лет рассматриваются различные варианты и модели дальнейшего развития системы образования. Интересную концепцию предлагает С. Ауфеннагер, описывая три сценария того, как могла бы / должна реагировать  образовательная  система будущего на требования медиаобщества. Первый сценарий предлагает консервативный вариант, второй – исходит из идеи интеграции, но рассматривает её в аспекте ассимиляции в традиционно методико-дидактических подходах. Третий сценарий призван показать, как может осуществляться педагогически сопровождаемая интеграция новых медиатехнологий в образование, и что в  процессе  конкуренции с медиарынком  образовательная  система должна более критически подходить к его рассмотрению.

Сценарий 1: консервативная конкурентная модель.

Согласно  данной модели  образовательная  система едва ли будет ориентироваться на возможности использования электронных  медиа  в учебно-воспитательном  процессе . Преподаватели проявляют малый интерес к техническому прогрессу и возможностям электронных  медиа . Обучение опирается на традиционные учебные планы и запасы знаний и считает, что таким образом можно готовить подрастающее поколение к неизвестному будущему надлежащим образом. Подобная инерция и является консервативным элементом сценария. Но конкуренция между различными  медиа  завлекает обучающихся своими пестрыми мультимедийными предложениями. В результате образование еще больше утрачивает свою значимость, провоцируя обострение социальных конфликтов на основе возрастающей демотивации школьников и студентов.

Сценарий 2: модель ассимиляции.

Данная  модель описывает несколько иное развитие. Электронные  медиа  используются в  процессе  обучения, но привязываются к старым дидактическим концепциям. Компьютер, Интернет и мультимедиа включаются в традиционные формы преподавания. Вместо того, чтобы использовать уникальный творческий потенциал новых  медиа  и совершенствовать с его помощью педагогический  процесс , приобретается такое программное обеспечение для учебного  процесса  и используются такие установки, которые отводят обучающимся пассивную роль. Внешне может показаться, что школа хорошо интегрирует новые  средства  информации, однако последствия могут быть такими же, как в описанной выше консервативной модели конкуренции.

Сценарий 3: прогрессивная интеграционная модель.

В будущем  медиа  будут играть  в   образовательной  системе важную роль в двух отношениях: они будут представлять коммуникационную форму обучения (например, e-mail-проекты, обучение с помощью и в WorldWideWeb, программное обеспечение) и служить основой самостоятельного моделирования многих  образовательных   процессов , которые необходимы для противодействия вызовам современного информационного общества. Обучение будет осуществляться по большей части посредством самостоятельной организации учебных занятий и использования авторской продукции. Подготовка материалом будет осуществляться с помощью  медиа  (гипермедиа), а учебные  процессы  стимулироваться самостоятельно. Школа будущего, соответственно, будет использовать новые формы работы, которые дадут учащимся возможность свободной организации учебного  процесса . Обращение с  медиа  интерпретируется как культурная техника. Роль педагогов преобразуется из «передат-чика знаний» в «деятельность наставника, тренера, воспитателя»; учащиеся действуют с большой инициативностью и самостоятельностью, что характеризуется такими учебными формами, как наставнические / консультирующие модели (tutorial system), или обучение по модели peer-to-peer. Активное овладение знаниями в рамках данной модели обеспечивается путем индивидуализации обучения, развития творческого потенциала каждой личности за счет занимательной работы с предоставляемыми информационными ресурсами. Занятия станут проблемно-ориентированными и будут проводиться в проектной форме. В высшей школе медиаобразование также не должно подводиться под традиционные дидактические модели, а строиться по моделям обучения взрослых, известным из области продолженного профессионального образования и повышения квалификации. Если все эти аспекты будут учтены, то тогда можно говорить о педагогически взвешенной интеграции новых медиа, которая одновременно обеспечивает дальнейшее прогрессивное развитие образования.

Очевидно, что из предложенных сценариев  последний является предпочтительным и может служить в качестве нормативной модели в дальнейших педагогических исследованиях, ориентиром для организации школы в современном  информационном обществе.

Современная общеобразовательная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации общества, культуры, образования Средства массовой информации и коммуникации играют важную роль в жизни не только взрослых, но и детей По данным социологических исследований последних лет, среди источников получения и каналов передачи информации, которые выбирают де-ш, безусловным лидером являются средства массовой информации и коммуникации, в том числе электронные Свой досуг подростки все чаще организуют с помощью тех или иных медиа, а информацию, получаемую таким образом, включают в общение со сверстниками, родителями, учителями.

Термин «медиа» (от лат «media» - средство) в современном мире используется в качестве аналога понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК) К ним относятся печать, фотография, радио, кинемато-іраф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет При этом в формулировках "медиа", принятых в разных странах, как правило, нет разночтений Они отличаются только стилистически [139]

Масштабы влияния медиа на различные  сферы жизни возрастают с каждым днем Это ставит новые задачи перед  образовательной системой, требует  от человека не только знания современных  технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т д По каналам масс-медиа передается так много разноплановой и разнокачественной информации, что чрезвычайно ценной оказывается способность ориентироваться в личном информационном поле и в существующем медиа-мире в целом

По данным отечественных и зарубежных исследований, время, затрачи-

4 ваемое ребенком на просмотр телевизионных программ или работу на компьютере, по продолжительности уже превосходит его занятость в школе [150] А А Журин отмечает, что информация, получаемая из различных медиа-источников, в отличие от учебного материала в школе, обладает рядом привлекательных для детей свойств она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания, не требует заучивания и не подвергается оцениванию Все это делает медиа как источник знаний более привлекательным для учащихся, чем школьные уроки [47]

М Д Горячев отмечает, что воздействие  медиа на учащихся имеет свои особенности, заключающиеся, прежде всего, в том, что это воздействие «неорганизованное» Специфичен характер восприятия, отличающийся от восприятия информации на уроке Кроме того, средства массовой информации и коммуникации оказывают опосредованное воздействие через социальное окружение, друзей, родителей, учителей и т д [30]

Являясь активными пользователями различных медиа, школьники, однако, не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания Одновременно стоит отметить, что информация, передаваемая по медиа-каналам, направлена на манипулирование сознанием потребителя с политическими, экономическими или другими целями «Наступление» средств массовой информации и коммуникации на человека принимает все более профессиональный характер Информационный рынок ориентируется на вкусы потребителя, предоставляя ему самую разную по содержанию продукцию (спорт, детективы, развлекательные шоу и др). Школьники могут сознательно избегать необходимых, но сложных образовательных программ, серьезных социально-политических передач, поместить себя в своеобразный «информационный кокон», отгородиться от реального мира, жить в виртуальной реальности Это может играть отрицательную роль неосязаемой преграды, влекущей за собой информационную ограниченность познания и собственно существования индивида [51 ]

Л С Зазноби на, А В Федоров  и другие исследователи отмечают, что с

5 помощью средств массовой информации подростки не ищут «знания», которые им «не додали в школе», - на первое место выходит желание развлечься Однако многие медиа выполняют обучающие, просветительские, воспитательные функции. Сюда относятся телевизионные программы, Интернет-сайты, в которых значительная часть информации связана с предметами, изучаемыми в школе Но этот дидактический потенциал не учитывается, воздействие множества информационных потоков на школьников, как правило, никем не регулируется [52,136]

Безусловно, социально-экономические  изменения в России и информационный взрыв, затронувший весь мир, требуют  пересмотра традиционно сложившихся  систем, содержания, методов и технологий обучения в контексте использования  различных медиасредств

Анализ теоретического материала  показал, что проблема применения медиа  в учебно-воспитательных целях рассматривается  в общем контексте реформирования современной системы образования  Можно выделить следующие направления  научного поиска в данной области

философско-педагогические исследования, в которых рассматриваются общие  проблемы информатизации современного образования (НВ Апатова, В П Беспалько, Б С. Гершунский, В С. Леднев, Е  С Полат, О И. Пугач, А И Ракитов, И В Роберт, Е.Н. Ястребцева и др), сущность, функции медиа (Л С Зазнобина, Я Н Засурский, Е П Прохоров, А. Саркисян, А В Федоров, Л.Н Федотова, И.Д Фомичева, И. Хмара и др) и возможности их использования в образовании (С. Ауфенангер, Д Бааке, В А Возчиков, А.А Журин, Л С Зазнобина, X Мозер, В Клинглер, А А. Новикова, В А Осин, А В Шариков, С Файерабенд, К Хуррельманн и др.);

Информация о работе Медиасредства