Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:23, реферат
« Медиа » (от лат. «media» – средство ) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК). Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д.
В современном мире выделяют две ветви медиаобразования: специальное и ин-тегрированное.
Специальное (или социокультурное) медиаобразование осуществляется в рамках отдельного курса в школе или в системе дополнительного образования. В России накоплен достаточно большой опыт в этой сфере, но она охватывает лишь небольшую часть школьников, которые занимаются в различных клубах и кружках (движение юнкоров, кино- и видеоклубы и т.п.).
Интегрированное медиаобразование, которое представляет собой изучение с использованием средств массовой коммуникации традиционных школьных предметов, как правило, родного и иностранного языков, литературы, общественных дисциплин, сегодня распространено в двенадцати странах мира: Австрии, Германии, Ирландии, Финляндии, Австралии, Дании, Канаде, Нидерландах, США, Новой Зеландии, Норвегии, Великобритании.
Медиа ,
интегрированные в традиционные предметы
школьного цикла, становятся одним из
средств повышения
эффективности обучения, если удовлетворяют
следующим требованиям:
способствуют повышению познавательного
интереса;
отвечают практическим потребностям учителя
и ученика;
универсальны в использовании;
применяются с опорой на базовую учебную
программу.
Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале. Следует находить как можно больше точек соприкосновения «внешних» информационных потоков и учебного предмета, максимально используя дидактический и воспитательный потенциал медиа для решения различных медиаоб-разовательных задач.
При
использовании современных мед
Медиапедегогика
– новое для российской науки
и педагогической практики понятие.
А.В. Федоров рассматривая медиаобразование
как « процесс
развития личности с помощью и на материале
средств массовой
коммуникации ( медиа )
с целью формирования культуры общения
с медиа , творческих,
коммуникативных способностей, критического
мышления, умений полноценного восприятия,
интерпретации, анализа и оценки медиатекстов,
обучения различным формам самовыражения
при помощи медиатехники, дает следующее
определение медиапедагогике: это специальная
отрасль педагогики, то есть наука о медиаобразовании
и медиаграмотности, раскрывает закономерности
развития личности в процессе
медиаобразования. Обретенная в результате
процесса
медиаобразования медиаграмотность помогает
человеку активно использовать возможности
информационного поля телевидения, радио,
видео, кинематографа, прессы, Интернета.(http://edu.of.ru/
В
зарубежных источниках медиапедагогика
представлена как научная дисциплина,
занимающаяся вопросами воспитания
и образования в контексте
медиа . В широком
смысле это педагогически ориентированная
область знания и практики, связанная
с различными медиа .
Она также рассматривается как специфическое
направление педагогики, в рамках которого
можно выделить такие разделы, как: медиадидактика
(проблемы роли, функций и значения медиа
в процессах
обучения и преподавания), медиавоспитание
(решает вопросы разумного, продуманного
медиапользования и критического обращения
с различными медиаресурсами и предложениями),
информационно-техническое образование
(направлено на формирование медиакомпетенции
и медиасознания, необходимых для активного
участия в медиа -
и научном сообществе и являющихся базовыми
квалификациями для реализации первых
двух разделов).(http://de.
Медиапедагогика основывается на эмпирических исследованиях процессов обучения и преподавания, тесно связана с общей педагогикой, педагогической психологией, информатикой, лингвистикой.
В
медиадидактике речь, прежде всего, идет
об использовании медиа
в процессе
обучения с целью обеспечения нового качества
обучения и преподавания, оптимизации
условий образовательного
процесса
и повышения его эффективности посредством
применения
техники. Согласно Хоффманну, медиадидактика
– это «продуманное, целенаправленное
использование «неличностных медиа »
(материальных носителей информации) для
решения педагогических целей и задач».
(http://de.wikipedia.org/wiki/
Медиавоспитание
занимается, в первую очередь, вопросами
безопасного
В рамках информационно-технического образования речь идет об активном изучении медиа , как правило, в проекториентированных формах.
Взаимодействие современных образовательных систем с медиа : сценарии и перспективы развития, основные медиапедагогические концепции, их сравнительный анализ.
Современные средства массовой информации и коммуникации обладают разнообразными возможностями использования в учебно-воспитательном процессе . Однако в этой области существует немало проблем. Во-первых, медиа развиваются и совершенствуются настолько стремительно, что педагогические исследования и рекомендации в этой сфере так же быстро устаревают. Во-вторых, по своим возможностям использования данные технические средства настолько разнообразны и многоплановы, что постоянно возникают новые способы их применения в учебно-воспитательном процессе , а перед педагогами – новые задачи, проблемы, связанные с грамотным медиапользованием.
В научных исследованиях последних лет рассматриваются различные варианты и модели дальнейшего развития системы образования. Интересную концепцию предлагает С. Ауфеннагер, описывая три сценария того, как могла бы / должна реагировать образовательная система будущего на требования медиаобщества. Первый сценарий предлагает консервативный вариант, второй – исходит из идеи интеграции, но рассматривает её в аспекте ассимиляции в традиционно методико-дидактических подходах. Третий сценарий призван показать, как может осуществляться педагогически сопровождаемая интеграция новых медиатехнологий в образование, и что в процессе конкуренции с медиарынком образовательная система должна более критически подходить к его рассмотрению.
Сценарий 1: консервативная конкурентная модель.
Согласно данной модели образовательная система едва ли будет ориентироваться на возможности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе . Преподаватели проявляют малый интерес к техническому прогрессу и возможностям электронных медиа . Обучение опирается на традиционные учебные планы и запасы знаний и считает, что таким образом можно готовить подрастающее поколение к неизвестному будущему надлежащим образом. Подобная инерция и является консервативным элементом сценария. Но конкуренция между различными медиа завлекает обучающихся своими пестрыми мультимедийными предложениями. В результате образование еще больше утрачивает свою значимость, провоцируя обострение социальных конфликтов на основе возрастающей демотивации школьников и студентов.
Сценарий 2: модель ассимиляции.
Данная модель описывает несколько иное развитие. Электронные медиа используются в процессе обучения, но привязываются к старым дидактическим концепциям. Компьютер, Интернет и мультимедиа включаются в традиционные формы преподавания. Вместо того, чтобы использовать уникальный творческий потенциал новых медиа и совершенствовать с его помощью педагогический процесс , приобретается такое программное обеспечение для учебного процесса и используются такие установки, которые отводят обучающимся пассивную роль. Внешне может показаться, что школа хорошо интегрирует новые средства информации, однако последствия могут быть такими же, как в описанной выше консервативной модели конкуренции.
Сценарий 3: прогрессивная интеграционная модель.
В будущем медиа будут играть в образовательной системе важную роль в двух отношениях: они будут представлять коммуникационную форму обучения (например, e-mail-проекты, обучение с помощью и в WorldWideWeb, программное обеспечение) и служить основой самостоятельного моделирования многих образовательных процессов , которые необходимы для противодействия вызовам современного информационного общества. Обучение будет осуществляться по большей части посредством самостоятельной организации учебных занятий и использования авторской продукции. Подготовка материалом будет осуществляться с помощью медиа (гипермедиа), а учебные процессы стимулироваться самостоятельно. Школа будущего, соответственно, будет использовать новые формы работы, которые дадут учащимся возможность свободной организации учебного процесса . Обращение с медиа интерпретируется как культурная техника. Роль педагогов преобразуется из «передат-чика знаний» в «деятельность наставника, тренера, воспитателя»; учащиеся действуют с большой инициативностью и самостоятельностью, что характеризуется такими учебными формами, как наставнические / консультирующие модели (tutorial system), или обучение по модели peer-to-peer. Активное овладение знаниями в рамках данной модели обеспечивается путем индивидуализации обучения, развития творческого потенциала каждой личности за счет занимательной работы с предоставляемыми информационными ресурсами. Занятия станут проблемно-ориентированными и будут проводиться в проектной форме. В высшей школе медиаобразование также не должно подводиться под традиционные дидактические модели, а строиться по моделям обучения взрослых, известным из области продолженного профессионального образования и повышения квалификации. Если все эти аспекты будут учтены, то тогда можно говорить о педагогически взвешенной интеграции новых медиа, которая одновременно обеспечивает дальнейшее прогрессивное развитие образования.
Очевидно, что из предложенных сценариев
последний является предпочтительным
и может служить в качестве
нормативной модели в дальнейших
педагогических исследованиях, ориентиром
для организации школы в
Современная общеобразовательная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации общества, культуры, образования Средства массовой информации и коммуникации играют важную роль в жизни не только взрослых, но и детей По данным социологических исследований последних лет, среди источников получения и каналов передачи информации, которые выбирают де-ш, безусловным лидером являются средства массовой информации и коммуникации, в том числе электронные Свой досуг подростки все чаще организуют с помощью тех или иных медиа, а информацию, получаемую таким образом, включают в общение со сверстниками, родителями, учителями.
Термин «медиа» (от лат «media» - средство) в современном мире используется в качестве аналога понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК) К ним относятся печать, фотография, радио, кинемато-іраф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет При этом в формулировках "медиа", принятых в разных странах, как правило, нет разночтений Они отличаются только стилистически [139]
Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т д По каналам масс-медиа передается так много разноплановой и разнокачественной информации, что чрезвычайно ценной оказывается способность ориентироваться в личном информационном поле и в существующем медиа-мире в целом
По данным отечественных и зарубежных исследований, время, затрачи-
4 ваемое ребенком на просмотр телевизионных программ или работу на компьютере, по продолжительности уже превосходит его занятость в школе [150] А А Журин отмечает, что информация, получаемая из различных медиа-источников, в отличие от учебного материала в школе, обладает рядом привлекательных для детей свойств она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания, не требует заучивания и не подвергается оцениванию Все это делает медиа как источник знаний более привлекательным для учащихся, чем школьные уроки [47]
М Д Горячев отмечает, что воздействие
медиа на учащихся имеет свои особенности,
заключающиеся, прежде всего, в том,
что это воздействие «
Являясь активными пользователями различных медиа, школьники, однако, не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания Одновременно стоит отметить, что информация, передаваемая по медиа-каналам, направлена на манипулирование сознанием потребителя с политическими, экономическими или другими целями «Наступление» средств массовой информации и коммуникации на человека принимает все более профессиональный характер Информационный рынок ориентируется на вкусы потребителя, предоставляя ему самую разную по содержанию продукцию (спорт, детективы, развлекательные шоу и др). Школьники могут сознательно избегать необходимых, но сложных образовательных программ, серьезных социально-политических передач, поместить себя в своеобразный «информационный кокон», отгородиться от реального мира, жить в виртуальной реальности Это может играть отрицательную роль неосязаемой преграды, влекущей за собой информационную ограниченность познания и собственно существования индивида [51 ]
Л С Зазноби на, А В Федоров и другие исследователи отмечают, что с
5 помощью средств массовой информации подростки не ищут «знания», которые им «не додали в школе», - на первое место выходит желание развлечься Однако многие медиа выполняют обучающие, просветительские, воспитательные функции. Сюда относятся телевизионные программы, Интернет-сайты, в которых значительная часть информации связана с предметами, изучаемыми в школе Но этот дидактический потенциал не учитывается, воздействие множества информационных потоков на школьников, как правило, никем не регулируется [52,136]
Безусловно, социально-экономические изменения в России и информационный взрыв, затронувший весь мир, требуют пересмотра традиционно сложившихся систем, содержания, методов и технологий обучения в контексте использования различных медиасредств
Анализ теоретического материала
показал, что проблема применения медиа
в учебно-воспитательных целях рассматривается
в общем контексте
философско-педагогические исследования,
в которых рассматриваются