Метод обучения как педагогическая категория и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время развитие образования представляет собой очень не однозначный процесс. Выдвигается много различных подходов к построению процесса обучения. Поэтому сегодня нельзя говорить о том, какая технология или урок являются хорошими, так как то, что хорошо в системе одного подхода, может оказаться плохим в совокупности других идей. Педагогически грамотный учебный процесс всегда имеет в основе ту или иную научную концепцию, в русле которой трактуются применяемые технологии, методы, формы обучения. Довольно часто в педагогической практике наблюдается смешение применяемых средств с точки зрения принадлежности их к различным подходам. Опытные педагоги чувствуют необходимость смешения методов для оптимального решения педагогических задач различного типа

Содержание работы

Введение.
1.Метод обучения как педагогическая категория и его сущность. Классификация методов обучения. 2.Словестные методы и их применения в практике об Окружающем мире. 3.Наглядный метод обучения интегративному курсу «Окружающий мир». 4.Возможности и организации в применении практических методов обучения интегративному курсу «Окружающий мир». 5.Комплексное применение на уроке.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа..doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ                                ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ                ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ                                                              ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                    «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра биологии растений и животных

Курсовая работа                                                                  Применение современных методов обучения интегративному курсу «Окружающий мир»

Дисциплина: «Методика  преподавания интегративного курса          «Окружающий мир»

Выполнила: студентка 4 курса                                                                                   заочного отделения ПиМНО                                                                                психолого-педагогического                                                                                    факультета Мамонтова                                                                                                      Татьяна Сергеевна.

Научный руководитель:                                                                                                  кандидат педагогических наук                                                                                                                 доцент кафедры биологии                                                                                               растений и животных                                                                                                          Бодрова Наталья Федоровна

 

 

 

 

Воронеж 2013

 

 

Введение.

1.Метод обучения  как педагогическая категория  и его сущность.              Классификация методов обучения.                                                               2.Словестные методы и их применения в практике об Окружающем мире.    3.Наглядный метод обучения интегративному курсу «Окружающий мир». 4.Возможности и организации в применении практических методов обучения интегративному курсу «Окружающий мир».                                         5.Комплексное применение на уроке.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.                                                                                                                               В настоящее время развитие образования  представляет собой очень не однозначный  процесс. Выдвигается много различных подходов к построению процесса обучения.  Поэтому сегодня нельзя говорить о том, какая технология или урок являются хорошими, так как то, что хорошо в системе одного подхода, может оказаться плохим в совокупности других идей. Педагогически грамотный учебный процесс всегда имеет в основе ту или иную научную концепцию, в русле которой трактуются применяемые технологии, методы, формы обучения. Довольно часто в педагогической  практике наблюдается смешение применяемых средств с точки зрения принадлежности их к различным подходам. Опытные педагоги чувствуют необходимость смешения методов  для оптимального решения педагогических задач различного типа. Но чтобы эти смешения не оказались малоэффективными, нужны были научные обоснования, таким научным обоснованием стал интегративный подход.      Введение  интеграции предметов в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Результат интегративного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе. Массовый  российский учитель узнал о возможности  интеграции отдельных дисциплин после июля 1991 года, когда завершила работу Международная конференция преподавателей  естественнонаучных дисциплин, проходившая в течении десяти дней на базе МГУ. Понятие интеграция в образовании сегодня  применяется очень широко и рассматривается  в различных аспектах( интеграция учебных учреждений , интеграция инновационных  процессов и т.д.). Наиболее распространенной и изученной является интеграция в содержательном плане, то есть объединение образовательных областей, создание интегративных уроков.      Историей  данного вопроса занимались следующие ученные, В.И. Загвязинский, Г.Н. Сериков, Л.Д. Федотова, И.Я Курамшин, Т.Л.Рамзаева,  Г.Н.Аквилева, Н.Я. Виленкин, Г.В.Бельтюкова и другие. В работах В.И. Загвязинского разработаны  основные положения концепции внутрепредметной интеграции педагогического знания: определены ее факторы, принципы построения интегративных педагогических концепций, исходные идеи. Г.Н Сериковым разрабатывается концепция интегративной картины образования. Большую роль играют в такой картине образовательные процессы, интегрирующие деятельность преподавания и учения,  наставничества и усвоения.  Л.Д. Федотовой разработана концепция интегративного содержания начального профессионального образования. Автором концепции указываются основные источники формирования интегративного содержания начального профессионального образования.      И.Я. Курамниш- автор методической концепции  интеграции химических, химика -  технологических и материаловедческих дисциплин. Т.Л.Рамзаева,  Г.Н.Аквилева, Н.Я. Виленкин, Г.В.Бельтюкова посвятили свои  работы   проблемам  межпредметных  и  внутрипредметных связей  в  начальной  школе,  являющихся  "зоной  ближайшего  развития"  для постепенного перехода к интеграции учебных предметов.  В начальной школе наиболее  перспективное  продвижение   в  данном  направлении было  осуществлено "Кружком Московских  городских учительниц" (I9IO-I9I5  гг.)  под  руководством  педагога  -  новатора  Н.И. Поповой. Учителя выработали собственную оригинальную программу, в основе которой находилась идея возможно более полного объединения предметов в интегративный курс.         

Таким образом, анализ исследования в данной области  показал недостаточную изученность  в теме: «Применение современных методов обучения интегративному курсу «Окружающий мир».     

Цель  данной работы: Разработать комплексные применения на уроке.    Во  введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель, задачи нашего исследования, перечислены применяемые методы исследования. В курсовой работ рассматривается понятие о педагогической категории о его сущности, наглядные и словестные методы , принципы, уровни и формы методов обучения, раскрываются методические основы построения комплексных уроков в начальной школе.     

Список  используемой литературы по данной теме состоит  из 10 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Метод обучения  как педагогическая категория  и его сущность.              Классификация методов обучения.  

Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.

В ,,Философской  энциклопедии’’ метод определяется как форма практического и  теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта. Это глубокое положение  определяет методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме методов обучения. Содержание обучения зафиксировано в учебном материале. Именно содержание знаний, умений, навыков в учебных программах, учебниках, пособиях определяет степень образованности, культуры учащихся, трудовую подготовку.

Метод обучения - это форма теоретического и практического  освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и  развития личности учащихся.  

Учитель выступает  в роли посредника между знаниями, зафиксированными в опыте человечества, и сознанием ребенка, который не имеет этих знаний.

 Учитель  предлагает путь познания, по  которому должен идти ученик, чтобы усвоить определенные стороны  опыта человечества. Но учитель  не просто передает знания, подобно электронно-вычислительной машине, а организует определенные пути, способы, приемы усвоения учебного материала.

 Метод обучения - это способ деятельности , направленной  на сообщение учебного материала  и усвоение его детьми. Это  одна сторона определения методов обучения. В педагогике об этой стороне говорят как о способах преподавания. Однако познавательная деятельность учащихся сложна, диалектически противоречива. Способы познавательной деятельности учителя автоматически не определяют характер мыслительной деятельности учащихся. Путь познания, который предлагает учитель, создает определенные тенденции и условия для адекватной познавательной деятельности учащихся.

Способы усвоения учебного материала детьми не тождественны способам преподавания. Поэтому в обучении  характеризуют и способы познавательной деятельности учащихся, которые зависят и определяются способами преподавания, но отличны от них. В этом смысле можно говорить о способах учения. Это вторая сторона определения методов обучения. Поэтому о методах обучения в педагогике всегда говорят как о способах работы учителя и способах познавательной деятельности учащихся, способах, которые направлены на выполнение учебных задач.

,,Методика, -писала  Н.К.Крупская, - органически связана  с теми целями, которые стоят перед школой. Если цель школы - воспитать послушных рабов капитала и методика будет соответствующая, и наука будет использована для того, чтобы воспитать послушных исполнителей, как можно менее самостоятельно думающих ... если цель школы - воспитать сознательных строителей социализма и методика будет совсем другая: все достижения науки будут использованы для того, чтобы научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно развивая максимум инициативы, самодеятельности” [28,556].

Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Методы обучения имеют психологическое обоснование. Возрастные возможности усвоения знаний и развития личности оказывают существенное влияние на способы преподавания и учения. Глубокое понимание мыслительной деятельности учащихся и свойств личности позволяет найти более эффективные способы обучения.

Методы обучения зависят также от анатомо-физиологических, биологических особенностей развивающегося организма. В процессе организации  познавательной деятельности учащихся нужно учитывать их возрастное биологическое развитие, от которого зависят многие компоненты обучения: работоспособность, утомление, состояние творчества, физическое здоровье, гигиенические условия в школе.   

 Методы обучения  должны иметь глубокое теоретическое обоснование, вытекать из педагогической теории. Однако вне практического использования, вне практики методы обучения теряют смысл. Практическая направленность  необходимая существенная сторона методов обучения. В них дана непосредственная связь педагогической теории с практикой. Чем глубже и научнее теория, тем эффективнее методы обучения. Чем менее выражена теория в педагогических концепциях, тем менее зависимы от этой теории методы обучения.

На методы обучения существенное влияние оказывают  сложившиеся традиции преподавания и учения. Педагогическая наука обобщает передовой опыт работы школ и учителей, раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает творческому поиску современных, более эффективных методов.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим» [33.117]                                           Метод обучения должен быть ясным и определенным. Тогда учитель будет видеть, какие задачи могут быть поставлены и решены при данном методе обучения и какие не могут быть выполнены. Научность метода обучения означает также ясность и определенность мысли учащихся: цель, средства, способы, основной и побочный результаты доказательств и рассуждений в процессе усвоения материала.

Систематичность методов обучения определяет меру их эффективности. Отдельно взятый способ изучения учебного материала, если даже он очень целесообразен на данном уроке, вне системы может не оказать  заметного влияния на развитие учащихся. Например, наблюдение за реальными явлениями природы будет продуктивным тогда, когда оно будет необходимым звеном в системе методов обучения, при помощи которых изучается соответствующая тема.

Очевидным требованием  к методам обучения является их доступность. Путь обучения должен быть понятен и приемлем для ученика, а способы изучения учебного материала соответствовать возрастным возможностям усвоения знаний.

Методы усвоения знаний будут в одно и в то же время и легкими и трудными: легкими с точки зрения привычных и понятных для ребенка операций мышления и способов рассуждений; трудными с точки зрения содержания учебного материала  и формирования новых приемов средств логических доказательств. Одним из требований является результативность метода обучения. Всякий способ объяснения учителем и усвоения знаний учащимися должен давать планируемый или предполагаемый результат.

Главное в методах  обучения - реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций  обучения.

Педагогическое  содержание метода обучения состоит в том, чтобы придать и сохранить диалектическое единство всем компонентам и сторонам, входящим в структуру метода. Метод, по существу, становится педагогическим тогда, когда определены место, значение и возможности каждого из компонентов реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, Взаимосвязь сущности, принципов и методов обучения обеспечивает такое единство.

Существует  большое разнообразие методов обучения. Классификация методов обучения: И.Я.Лернера и М.Н. Скаткина, Д.О.Лордкипанидзе , М.И.Махмутова, Е.Я.Голант, Е.И.Перовский известных в истории педагогической мысли и дошедших до наших дней. Современные условия совершенствования обучения, усложнения учебных знаний, увеличение их объема и глубины рождают все новые формы и методы обучения. Классификация группирует методы исходя из определенных логических сторон, компонентов, задач обучения.

Информация о работе Метод обучения как педагогическая категория и его сущность