Метод обучения как педагогическая категория и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время развитие образования представляет собой очень не однозначный процесс. Выдвигается много различных подходов к построению процесса обучения. Поэтому сегодня нельзя говорить о том, какая технология или урок являются хорошими, так как то, что хорошо в системе одного подхода, может оказаться плохим в совокупности других идей. Педагогически грамотный учебный процесс всегда имеет в основе ту или иную научную концепцию, в русле которой трактуются применяемые технологии, методы, формы обучения. Довольно часто в педагогической практике наблюдается смешение применяемых средств с точки зрения принадлежности их к различным подходам. Опытные педагоги чувствуют необходимость смешения методов для оптимального решения педагогических задач различного типа

Содержание работы

Введение.
1.Метод обучения как педагогическая категория и его сущность. Классификация методов обучения. 2.Словестные методы и их применения в практике об Окружающем мире. 3.Наглядный метод обучения интегративному курсу «Окружающий мир». 4.Возможности и организации в применении практических методов обучения интегративному курсу «Окружающий мир». 5.Комплексное применение на уроке.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа..doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Наглядные средства - плоскостные и объёмные изображения  предметов и явлений, создаваемые  для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде.

 Применение  наглядных средств способствует  формированию у учащихся материалистических  представлений и понятий, выработке  у них умений и навыков. Наглядные  средства используются в школе  на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе.

 Наглядные  средства должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные средства очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования.

Их  принято  делить на 2 основные группы: натуральные  наглядные средства, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные средства, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники

По  способам изображения различают: образные наглядные  средства, показывающие предметы и  явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.), и схематические условные наглядные средства, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).

 

     Наглядные  средства во многом зависят  от правильного их хранения. Печатные  наглядные пособия (картины, таблицы  и др.) надо хранить в развёрнутом  виде в невысоких шкафах с  широкими выдвижными ящиками. Их целесообразно наклеивать на ткань, картон или окантовывать по краям. Настенные географические, исторические карты, которые печатаются обычно на 2 - 4- (6 листах, как правило, наклеивают на полотно, к верхнему краю прикрепляют круглые палки). На них карты свёртываются и устанавливаются в спец. подставки. Модели, макеты и диорамы, изготавливаемые из картона, дерева и металла, хранятся в больших коробках или фанерных ящиках с крышками.

 

       Натуральные наглядные пособия  (гербарии, сухие и влажные препараты, энтомологические коллекции, чучела и скелеты), а также муляжи и анатомические модели надо содержать в сухом помещении, не подвергать действию солнечных лучей, предохранять от выцветания и деформации.

 

     Поэтому  их помещают в картонные коробки  с плотно закрывающимися крышками и хранят в шкафах с глухими дверцами. Для предохранения сухих препаратов, энтомологических коллекций, чучел и гербариев от грибков и от насекомых-вредителей следует применять, особенно в период летних каникул, нафталин, парадихлор-бензол.

 

 

 

 

 

К наглядным методам относится  демонстрация натуральных объектов, демонстрация опытов, демонстрация изображений  или объектов, или явлений. Наглядные  методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль заключается в том, чтобы обеспечить всестороннее образное восприятие, дать опору для мышления. Демонстрация – это совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов, их моделей или изображений или соответствующее объяснение их признаков.

 

 

Основными средствами демонстрации являются: исследуемые  объекты  (в натуральном виде), искусственные заменители натураль­ных объектов.

 

 

Успешность  данного метода является:

 

 

·       активное участие учеников;

 

 

·       правильный выбор объектов;

 

 

·       умение педагога направить внимание учеников на существенные  стороны  явлений;

 

 

·       сочетание с другими методами.

 

 

                При использовании наглядных  методов обучения необходимо  соблюдать ряд условий:

 

 

а) применяемая  наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

 

 

б) наглядность  должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в  соответствующий момент урока;

 

 

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы  все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

 

 

г) необходимо четко  выделять главное, существенное при  показе иллюстраций;

 

 

д) детально продумывать  пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

 

 

е) демонстрируемая  наглядность должна быть точно согласована  с содержанием материала;

 

 

ж) привлекать самих  учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

 

 

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

 

 

·       методы иллюстраций; 

 

 

·       метод демонстраций.

 

 

 

 Метод иллюстраций  предполагает показ ученикам  иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

 Метод демонстраций  обычно связан с демонстрацией  приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.

В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

Условия эффективного применения наглядности.

        Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:

 

 

1)          хорошее обозрение, которое достигается  путем применения соответствующих  красок при изготовлении подъемных  столиков, экранов подсвечивания,  рейтеров, указателей и пр.;

 

 

2)          четкое выделение главного, основного  при показе иллюстраций, так  как они порой содержат и  отвлекающие моменты; 

 

 

3)          детальное продумывание пояснений  (вводных, по ходу показа и  заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;

 

 

4)    привлечение  самих учеников к нахождению  желаемой информации в наглядном  пособии или демонстрационном  устройстве, постановка перед ними  проблемных заданий наглядного характера.

    В  условиях демонстрации химических, физических и других технических  установок необходимо строго  соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующими  инструктивными документами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении – способом практикования знаний. Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте. Изучение натуральных наглядных пособий полезно сочетать с изобразительной наглядностью.

 

Применение  метода демонстрации изображений природных объектов и явлений имеет большое значение при изучении естествознания. Оно также позволяет формировать представления детей о предметах и явлениях природы. Метод изучения природы с помощью демонстрации опытов применяется в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент. Опыты могут быть кратковременными, проведёнными за один урок, но могут быть и длительными. В кратковременном опыте выводы, новое знание формируется на этом же уроке, а в длительных опытах вывод, новое знание формируется по истечению какого-либо промежутка времени.

 

Главной проблемой  нашей работы является определение  эффективности наглядных методов  в обучении естествознанию. И поэтому объектом исследования будет являться процесс обучения на уроках естествознания, а предметом – использование наглядных методов в обучении естествознанию.

Связь наглядных  и словесных методов 

Особенностью  наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

 

Л. В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности: при посредстве слова учитель  руководит наблюдением, которое  осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

 

при посредстве слова учитель на основании осуществленного  школьниками наблюдения наглядных  объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

 

сведения об облике объекта, о его непосредственно  воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

 

отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связах между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Условия эффективного применения наглядности

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения: 1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.; 2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты; 3) детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации; 4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

О важности применения наглядных средств обучения в  учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: А. Л. Герд, В. П. Вахтеров, Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали  на большое значение наглядных средств  обучения при знакомстве детей с природой вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся; натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты; изображения предметов и явлений природы: плоскостные — таблицы, картины, карты; объемные — модели, муляжи; аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи.  оборудование необходимо для выполнения опытов на уроках природоведения. В начальной школе следует иметь набор пробирок, штатив для них, стаканы тонкого стекла, гвоздик или стеклянную пластинку для определения твердости минералов, подставку для демонстрации горения, проволочную асбестированную сетку, лабораторный штатив, воронки, наборы фильтров, колбы, колбы с пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка, демонстрационный столик. Оборудование учитель готовит заранее: до урока он ставит необходимое оборудование на свой рабочий стол. Если опыты проводят учащиеся, то оборудование необходимо раздать на каждое рабочее место. Для проведения экскурсий необходимо иметь экскурсионное оборудование. В него входят: коробки для образцов почв и полезных ископаемых данной местности, совок для выкапывания растений, небольшая (саперная) лопатка с короткой ручкой, сачки воздушные и водные, ведерко, коробки для насекомых, рейка для измерения снежного покрова (для зимней экскурсии). В классе учащиеся обрабатывают принесенные материалы. Для этого нужны пресс, расправилки для бабочек, энтомологические булавки и коробки с дном из торфяных пластинок. В начальной школе экскурсионное оборудование несложно и при необходимости может быть изготовлено своими силами или с помощью учащихся старших классов. Технические средства обучения — это телевизоры, видеомагнитофоны, диа- и графопроекторы, киноаппараты.

Информация о работе Метод обучения как педагогическая категория и его сущность