Метод обучения как педагогическая категория и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время развитие образования представляет собой очень не однозначный процесс. Выдвигается много различных подходов к построению процесса обучения. Поэтому сегодня нельзя говорить о том, какая технология или урок являются хорошими, так как то, что хорошо в системе одного подхода, может оказаться плохим в совокупности других идей. Педагогически грамотный учебный процесс всегда имеет в основе ту или иную научную концепцию, в русле которой трактуются применяемые технологии, методы, формы обучения. Довольно часто в педагогической практике наблюдается смешение применяемых средств с точки зрения принадлежности их к различным подходам. Опытные педагоги чувствуют необходимость смешения методов для оптимального решения педагогических задач различного типа

Содержание работы

Введение.
1.Метод обучения как педагогическая категория и его сущность. Классификация методов обучения. 2.Словестные методы и их применения в практике об Окружающем мире. 3.Наглядный метод обучения интегративному курсу «Окружающий мир». 4.Возможности и организации в применении практических методов обучения интегративному курсу «Окружающий мир». 5.Комплексное применение на уроке.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа..doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

Основанием  классификации методов обучения, предложенной И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным  является внутренняя характеристика мыслительной деятельности учащихся. Они предложили следующую систему методов обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод.

Применяется в  тех случаях, когда учащиеся приобретают  знания, полученные от учителя, из книги  или других источников в готовом виде. Этот метод имеет большое значение на начальном этапе изучения той или иной темы.

2. Проблемный  метод используется в тех случаях,  когда учащимся сообщают готовые  знания; при этом учебный материал  группируется и располагается  таким образом, чтобы перед учащимися была поставлена проблема. Для ее решения преподаватель  применяя систему доказательств, показывает логический путь и средства, т.е. как бы раскрывает путь по которому должно идти исследование вопроса. Такой метод можно широко использовать при чтении проблемных лекций в вузах.

3. Частично поисковый  метод. Применяется в тех случаях,  когда учащиеся сами по различным   источникам знакомятся с фактическим  материалом темы  или его частью  и с помощью выполнения соответствующих  заданий подводятся к возможному анализу фактов и их связей, построению части плана поиска и самостоятельным выводам.

4. Исследовательский  метод используется в тех случаях,  когда учащиеся в соответствии  с поставленной перед ними  проблемой изучают литературу  вопроса, известные факты, строят план исследования, предварительно выдвигают гипотезу, проводят исследование и формируют решение проблемы.

 

      Грузинским педагогом Д.О.Лордкипанидзе   была предложена классификация  методов обучения по тем источникам, из которых учащиеся черпают знания и приобретают навыки. Эта классификация исходит из признания единства образа, слова и практической деятельности в познании, в частности в обучении.

Классификация методов обучения по источнику знаний:Источник Методы обучения

Слово учителя Рассказ, лекция, беседа,

объяснение

  Печатное  слово  Работа с книгой

 

Предметы и  явления Демонстрации,

действительности  и их наблюдения учащихся,

изображения экскурсии

 

Практические  действия Практические работы,

лабораторные  работы,

упражнения.

 

 

 

                                                                      

 

 Но и такая классификация  методов не раскрывает их внутренней  сущности, так как не отражает  деятельности учащихся в процессе  использования этих источников, а также не показывает психических процессов, которые с этой деятельностью связаны. Однако, будучи сравнительно простой и удобной для практического использования, эта классификация получила наиболее широкое распространение в современной педагогической литературе.

 

      Наиболее распространена в педагогике в настоящее время классификация Е.Я.Голант, Е.И.Перовский которая подразделяет все методы обучения на три группы: словесный, наглядные и практические. Основой такого разделения является характер учебной познавательной деятельности с точки зрения преимущественного источника получения знаний.

     

 

К группе наглядных  относятся методы обучения с использованием наглядных пособий. Характер наглядных  пособий существенно влияет на понимание  учебного материала, определяет содержание и структуру мысли ученика. Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу. Поэтому наглядные методы- это и беседа, и описание, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств. Большая опора на чувственные образы, на ощущение и восприятие ученика при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракций и понимания изучаемых теоретических положений.  

 

      К практическим методам обучения  относятся методы, связанные с  процессом формирования и совершенствования умений и навыков у школьников. Очевидно, всякий метод обучения связан с практикой. Однако термин ,,практические методы” говорит о том, что основой деятельностью учащихся на уроке является выполнение практических заданий. К этим методам относятся письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ.

 

Классификацию, в которой  рассматриваются четыре стороны  методов: логико-содержательная, источниковая, процессуальная и организационно управленческая, разработал С. Г. Шаповаленко.

При целостном подходе  необходимо выделить три большие  группы методов обучения:

1) методы организации  и осуществления  учебно-познавательной  деятельности;

2) методы стимулирования  и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

 

     

 

      Наиболее  простая классификация методов  обучения именуемая бинарным, была  разработана Махмутовым по методам  работы учителя и методам деятельности ученика.

 

К первой группе относятся способы  преподавания: рассказ, беседа, описание, объяснение учителем и др., в которых  главенствующая роль принадлежит учителю. Задачи ученика сводятся к тому, чтобы следовать логике рассуждений  учителя, понять излагаемое содержание, запомнить и в последующем уметь воспроизвести изученный материал. Чем ближе мысль ученика к системе рассуждений учителя является определяющим фактором. Возможности самостоятельных рассуждений и мыслей учащихся ограничены. Главная задача учеников - слушать учителя и понимать его.

 

Ко  второй группе относятся способы учения: упражнения, самостоятельные, лабораторные, практические и контрольные работы. Характер познавательной деятельности ученика определяет эффективность предлагаемого метода. Роль учителя сводится к умелому руководству учением школьников: подбор материалов, организация учебного занятия,[U1]  анализ выполненных заданий и контроль. Успех учения в конечном итоге зависит от того, как мыслил ученик, как он выполнял задания, насколько проявлял самостоятельность и активность, насколько использовал теоретические положения в процессе решения практических заданий. Главным становится познавательная деятельность ученика, а роль учителя заключается в умелой организации этой деятельности.

 

  В каждой из тех групп методов  отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Каждая из основных групп методов, в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.); методы передачи учебной информации с помощью практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.). 

 

Методы организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности по Ю.К.Бабанскому.

Словесные методы, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации)

Индуктивные и  дедуктивные методы (логический аспект)

Репродуктивные  и проблемно-поисковые методы (аспект мышления)

Методы самостоятельной  работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением)

 

Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности, исходя из двух больших групп мотивов, можно подразделить на методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

Методы стимулирования и мотивации учения

Методы стимулирования Методы стимулирования

и мотивации  интереса к и мотивации долга и

учению. ответственности в учении

Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников обратной связи во время учебного процесса - устных, письменных и лабораторных - практических.Методы контроля и самоконтроля в обучении

  Методы устного   Методы письменного Методы лабораторно-

контроля и контроля и самокон- практического

самоконтроля троля контроля и

самоконтроля

 Разработан  ряд классификаций: И.Я.Лернера,и  М.Н.Скаткина, Д.О.Лордкипанидзе, М.И.Махмутова,  Е.Я.Голант и Е.И.Перовского, который  показал, что в современых условиях  совершенствования обучения, усложнения  учебных знаний, увеличение их объема и глубины, порождает все новые формы и методы обучения детей.

 

     

                    

2.Словестные методы и их применения в практике об Окружающем мире. 

Если главным  источником учебной информации в  процессе объяснения учителя и усвоения знаний детьми является слово без опоры на наглядные пособия и практические работы, то все подобные способы обучения становятся похожими, несмотря на различные учебные предметы и темы. Возникает группа методов, которые называются словесными. К ним относятся рассказ, беседа, объяснение, самостоятельное изучение темы по учебным книгам, специальным текстам, магнитофонным записям и  учебным теле -и радиопрограммам.

Рассказ-это  монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного преподнесения знаний. Этот метод широко используется в начальных классах при изложении описательного материала, в котором преобладают факты, образы, события, представления, понятия. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно - коррекционная. Успех обучения при данных методах зависят от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении. 

      Как один из словесных методов  обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ,  большей сложностью логических построений, концентрированностью мыслительных образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

      Беседа - очень распространенный  способ обучения, который можно  применять на любом этапе урока  с различными учебными целями: при проверке домашних и самостоятельных  работ, объяснении нового материала, закреплении и повторении подведении итогов учебного занятия, при ответах на вопросы учащихся.

Словесные методы обучения требуют от учителя логической последовательности и доказательности  в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи. К словесным методам обучения относятся прежде всего такие виды устного изложения знаний учителем, как рассказ, беседа, школьная лекция. В первые годы работы советской школы к словесным методам обучения относились отрицательно, необоснованно расценивая их как пережиток прошлого. В дальнейшем, начиная с 30-х годов, словесные методы, наоборот, стали переоцениваться, обучение приобретало словесный, вербальный характер, вследствие чего наблюдался известный отрыв обучения от жизни

Современная дидактика  придает большое значение словесным  методом обучения, одновременно отличая  недопустимость их изоляции от других методов и гиперболизации их значения. Слово мудрого и уважаемого наставника, отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль подлинного светоча знаний для учащихся, но и оказывает на них неизгладимое эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является важным средством формирования научного мировоззрения, поведения, положительных качеств личности всесторонне развитого человека.

 

 

     

 

 

3.Наглядный  метод обучения интегративному  курсу «Окружающий мир».

К наглядным  методам относится демонстрация натуральных объектов, демонстрация опытов, демонстрация изображений  или объектов, или явлений. Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического процесса. Их роль заключается в том, чтобы обеспечить всестороннее образное восприятие, дать опору для мышления. Демонстрация – это совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов, их моделей или изображений или соответствующее объяснение их признаков.

Информация о работе Метод обучения как педагогическая категория и его сущность