Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:27, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Введение____________________________________________стр. 3-5
Глава 1. Научные основы формирования монологической
речи у младших школьников на уроках русского языка.
Характеристика монологической речи и особенности ее
формирования у младших школьников.______________стр. 6-12
Возможности уроков русского языка в
формировании навыков монологической речи младших
школьников.____________________________________стр.13-17
Метод проектов и особенности его использования в
начальной школе.________________________________стр.17-23
1.4 Выводы по 1 главе________________________________стр.23-24
III. Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
Навыков монологической речи на уроках русского языка
Через использование метода проектов.
Выявление уровня сформированности навыков монологической
речи младших школьников_______________________стр.25-30
Включение метода проектов в уроки русского языка
с целью формирования навыков монологической
речи младших школьников._______________________стр.30-33
Выводы по 2 главе. Анализ результатов экспериментальной
работы._______________________________________стр.34-37
IV. Заключение______________________________________стр.37-38
V. Список литературы_____________________
Министерство образования и науки РФ
ФБГОУ ВПО ЧГПУ
Факультет подготовки УНК
Кафедра ППиПМ
Педагогика. Профиль Начальное образование
КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Выполнила:
студентка 382-3 группы
Капелина Ольга Николаевна.
Преподаватель
кандидит пед. наук, доцент кафедры ППиПМ
Челябинск 2013
Содержание
речи у младших школьников на уроках русского языка.
формирования у
младших школьников.___________
формировании навыков монологической речи младших
школьников.__________________
начальной школе._____________
1.4 Выводы по 1 главе_________________________
III. Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
Навыков монологической речи на уроках русского языка
Через использование метода проектов.
речи младших школьников____________
с целью формирования навыков монологической
речи младших школьников.______
работы.______________________
IV. Заключение____________________
V.
Список литературы____________________
VI.
Приложение ______________________________
Введение
Языковому образованию отдавалось приоритетное внимание в обучении до середины 90-х годов XX века, а со второй половины 90-х годов - речевому. Все внимание раньше сосредотачивалось на изучении сведений о языке и правил правописания. Сейчас акцент делается на формирование и совершенствование умений свободно и коммуникативно оправданно пользоваться родным языком при восприятии речи (слушании, чтении) и создании (говорении и письме) высказываний в различных сферах, формах и жанрах, т.е. на обеспечении сознательного и компетентного использования языка во всех видах речевой деятельности и различных ситуаций общения. В теории и практике обучения русскому языку встал вопрос о поиске условий успешности развития речевой деятельности в начальной школе. Таким условием вполне может стать проектная работа. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в реальных ситуациях.
Проектные занятия направлены, в первую очередь, на воспитание культуры сотрудничества и культуры труда. Это касается умственного, физического, учебно-репродуктивного и творческого труда. По мнению отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г. Левитес, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого–педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта, воли, мотивов» [с.127,Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления [Текст]: Пос. для учителя. – М.: Дрофа, 2000. – 287 с.]
Проектная работа обязательно предполагает определенную долю творчества и самостоятельности. Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их и самому себя оценивать.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Актуальность данной проблемы рассматривается в творческом использовании метода проектов для совершенствования уроков русского языка в начальной школе. Ведь именно с начальной школы закладываются основы коммуникативных навыков, которые непременно понадобятся учащимся на протяжении всей их учебной деятельности. Кроме того, использование проектной методики составляет актуальную задачу для всех преподавателей ВУЗОв и учителей школ.
Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Гипотеза: формирование навыков монологической речи будет эффектным, если в учебно-воспитательный процесс внедрить метод проектов, который характеризуется:
- учетом уровня сформированности навыков монологической речи учащихся;
- наглядным оформлением будущих результатов проектов;
-включением индивидуальных, парных, групповых видов проектов по созданию разных типов монологов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-
2. Выявить особенности
формирования монологической
3. Рассмотреть особенности использования метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.
4. Разработать систему работы по внедрению метода проектов в процесс обучения младших школьников с целью формирования монологической речи на уроках русского языка.
5. Проверить эффективность данной системы работы на практике.
6. Предложить методические рекомендации по внедрению метода проектов в процесс обучения младших школьников русскому языку с целью формирования монологической речи.
В ходе работы используются следующие методы исследования:
1. Теоретические:
- анализ психолого-
- анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме дипломной работы.
2. Эмпирические:
-проведение педагогического эксперимента в целях проверки гипотезы исследования (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
3. Методы обработки данных:
- количественно-аналитические (обработка числовых данных, построение таблиц и диаграмм);
- качественные (дифференциация материала по группам).
Методологическая основа исследования:
- позиции Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова по проблеме развития связной речи младших школьников;
- принципы организации
проектной деятельности в
Практическая ценность заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями школ, работниками образовательных учреждений, а так студентами педагогических специальностей, при прохождении практики и для подготовки к семинарам.
Опытно-экспериментальная база: Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 г. Коркино, 4а и4б классы.
Структура работы состоит из введения, в котором обосновывается актуальность проблемы исследования, сформулирован методологический аппарат, выделены теоретическая и практическая значимость, двух глав (в первой раскрыты научные основы формирования монологической речи на уроках русского языка в начальных классах, во второй описана опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи на уроках русского языка в начальной школе через использование метода проектов), заключения, выводов по данной работе, библиографического списка из источников и приложения, в котором включены образцы текстов для написания изложения, таблица с этапами выполнения проекта.
Исследование предполагало несколько этапов:
I этап (10 июня – 31 августа 2012 г.) На этом этапе была подобрана теоретическая, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, отобраны и проведены методики, дающие возможность изучить уровень сформированности навыков монологической речи у младших школьников в курсе обучения русскому языку.
II этап (1 октября 2012 г. – 30 ноября 2012 год) На этом этапе были разработаны и апробированы уроки русского языка, включающие проектную деятельность, направленную на развитие навыков монологической речи, и проведены в процессе обучения русскому языку экспериментального класса.
III этап (1 декабря 2012г. – 15 января 2013 г.) На этом этапе при помощи специально отобранных методик была выявлена эффективность проектной деятельности при обучении младших школьников монологическому высказыванию на уроках русского языка, проведен сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов, сделаны выводы, разработаны методические рекомендации.
Еще на заре развития методики русского языка как науки, то есть с середины XIX века, Ф. И. Буслаев и И. И. Срезневский возглавили прогрессивное научное направление, заключавшееся в борьбе с механическими приемами работы в школе и в разработке новых приемов, более глубоко психологически обоснованных (см.: Рождественский Н. С. Очерки по историк методики начального обучения правописанию.-М., с961)
Главную задачу школы Ф. И. Буслаев видел в том, «чтобы дети ясно понимали прочтенное и умели правильно выражаться словесно и письменно» (Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка.— Л., 1941.— С. 66). Он не придавал решающего значения грамматической теории, поскольку предметом изучения в школе являются языковые факты, на основании которых можно сделать вывод о значении слова, его структуре и, таким образом, связать теорию с практикой.
Ф. И. Буслаев и И. И. Срезневский не только разработали систему упражнений в развитии устной и письменной речи, но и подробно изложили методику их проведения. И.И.Срезневский считал, что «устные рассказы» должны предупреждать письменные, при этом надо «увеличивать их размер постепенно». При работе над художественным произведением он рекомендовал «давать детям пересказывать другими словами, только в этом случае дитя лучше понимает достоинства подлинника и будет внимательнее к каждому из своих выражений, а этого и надобно достигнуть». Широко рекомендуя разнообразные упражнения в пересказах прочитанного (устных и письменных), он считал их средством приучения детей «пользоваться богатствами языка» (Неусыпова Н.М.Развитие речи младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990.-95 с., с. 5).