Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:27, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Введение____________________________________________стр. 3-5
Глава 1. Научные основы формирования монологической
речи у младших школьников на уроках русского языка.
Характеристика монологической речи и особенности ее
формирования у младших школьников.______________стр. 6-12
Возможности уроков русского языка в
формировании навыков монологической речи младших
школьников.____________________________________стр.13-17
Метод проектов и особенности его использования в
начальной школе.________________________________стр.17-23
1.4 Выводы по 1 главе________________________________стр.23-24
III. Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
Навыков монологической речи на уроках русского языка
Через использование метода проектов.
Выявление уровня сформированности навыков монологической
речи младших школьников_______________________стр.25-30
Включение метода проектов в уроки русского языка
с целью формирования навыков монологической
речи младших школьников._______________________стр.30-33
Выводы по 2 главе. Анализ результатов экспериментальной
работы._______________________________________стр.34-37
IV. Заключение______________________________________стр.37-38
V. Список литературы_____________________
По всему вышесказанному можно сделать вывод, что метод проектов является эффективным средством обучения учащихся начальных классов монологической речи на уроках русского языка. Ведь именно во время выполнения проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.
На основе опыта и анализа литературы хочу предложить рекомендации будущим преподавателям для использования метода проектов при формировании монологической речи младших школьников:
Заключение
В настоящее время в школе востребован учитель как личность культурная, духовная, нравственная, гуманная, социально-активная, с чувством личной ответственности, способная к работе с детьми с позиций диалога новых знаний культур, толерантности, эмпатии, сотрудничества с коллегами, детьми и родителями, личность, готовая к совместному исследованию и творчеству, способная к рефлексии.
Всякая новая историческая
эпоха требует привлечения
Метод проектов в процессе обучения русскому языку используется с целью привития интереса к изучаемому языку, повышения мотивации его изучения, развития умения самостоятельно добывать информацию, развития коммуникативной компетенции, а также убеждает учащихся в практической значимости владения русским языком.
Нужно отметить, что сегодня общество предъявляет к учителю новые требования и в связи с тем, что современные дети коренным образом отличаются от своих сверстников прошлых лет, так как они живут в новом информационном пространстве. Даже нынешний первоклассник – это не чистый лист, на который наносятся определенные программой знания. Любой школьник получает сегодня информацию через многие источники: радио, телевидение, периодическую печать, Интернет, и это нельзя не учитывать. На современном этапе развития нашего общества учитель не является единственным источником информации, всезнающим оракулом. Именно реализация проектной деятельности в процессе изучения русского языка имеет ряд достоинств: расширяет кругозор школьников, развивает умение работать в коллективе, творческие способности и навыки самостоятельной работы студентов, повышает значимость языка как средства общения, интегрирует все четыре вида речевой деятельности.
Также данная технология
оказывает положительное
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и технология, и русский язык.
Список литературы
3. Варламов С.Д., Сурков В.А. Использование Microsoft Office в школе. История. Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: «ИМА-пресс», 2002. - 111с..
4.Гордеева Т.О. Мотивация
достижения/Современная
5.Душеина Т.В.// ИЯШ, 2003, № 5, 75 с.
6.Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления [Текст]: Пос. для учителя. – М.: Дрофа, 2000. – 287 с.
7.Методика обучения
русскому языку в начальных
классах: Учебное пособие для
студентов/М.Р. Львов, Т.Г.
8.Неусыпова Н.М.Развитие речи младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990.-95 с.
9.Развитие речи учащихся в начальной школе / Составитель М.Р. Львов. – М.;1965 – 421 с.
10.Рождественский Н. С. Очерки по историк методики начального обучения правописанию.—М., 1961
11.Уфимцева, Л.П. Диагностика
речевого развития младших
12.Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с..
13. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М, 2003, с. 14.
14. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.
15.Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. - 3-е изд., - М.: АБФ, 1998.-656с.
Приложение А.
И в поле и в лесу.
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом. Вот и лес. Тень и тишина. Статная осина высоко лепечет над вами; длинные висячие ветки березы едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлее в тени, темнее на солнце; птицы мирно поют. Золотой голос малиновки звучит невинной и болтливой радостью.
(по И. Тургеневу)
Приложение Б.
Весной.
Грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо. Воздух ясен и прозрачен! Если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет. Она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.
(По А. Чехову)
Приложение В.
Этап |
Задача |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
Начинание |
Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы |
Уточняют информацию, обсуждают задание |
Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает |
Планирование |
Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде |
Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха |
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает |
Принятие решения |
Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности |
Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование |
Наблюдает, консультирует |
Выполнение |
Выполнение проекта |
Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект |
Наблюдает, советует (по просьбе)
|
Защита проекта |
Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка |
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Оценка результатов |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели |
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке |
Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо) |