Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Содержание работы

Введение____________________________________________стр. 3-5
Глава 1. Научные основы формирования монологической
речи у младших школьников на уроках русского языка.
Характеристика монологической речи и особенности ее
формирования у младших школьников.______________стр. 6-12
Возможности уроков русского языка в
формировании навыков монологической речи младших
школьников.____________________________________стр.13-17
Метод проектов и особенности его использования в
начальной школе.________________________________стр.17-23
1.4 Выводы по 1 главе________________________________стр.23-24

III. Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
Навыков монологической речи на уроках русского языка
Через использование метода проектов.
Выявление уровня сформированности навыков монологической
речи младших школьников_______________________стр.25-30
Включение метода проектов в уроки русского языка
с целью формирования навыков монологической
речи младших школьников._______________________стр.30-33
Выводы по 2 главе. Анализ результатов экспериментальной
работы._______________________________________стр.34-37

IV. Заключение______________________________________стр.37-38

V. Список литературы_____________________

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

 Как известно, в основе метода проектов лежит  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках русского языка необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

Наличие значимой в исследовательском,      творческом      плане      проблемы,      требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

Применение  метода проектов на уроках русского языка позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.

Урок русского языка №1

Тема: Склонение имен существительных

Цели урока: Развивать умение распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже; развивать навыки монологической речи, орфографическую зоркость,

Этап урока: повторение ранее изученного

Проект на тему: Существительные на грядке!

Цель проекта: развитие навыков монологической речи, умения распознавать тип склонений имени существительного.

Описание и анализ выполнения проекта: на доске, напротив каждого ряда (а их три) расположены «грядки» (прямоугольники, нарисованные мелом), у каждого из учеников на столе лежит белый лист формата А4. Задача: вспомнить, какие фрукты, овощи, ягоды учащиеся знают, выбрать тот, который им нравится, путем вырывания из листа изготовить этот продукт, раскрасить и прикрепить на доску. Каждый ряд работал только с одним склонением, первый с первым, второй со вторым, а третий с третьим. Когда ребенок выходил к доске, он должен непременно назвать свой продукт, к какому склонению он его относит, и почему. В данном проекте каждый из учащихся строил монолог в соответствии с заданной ему задачей.

 

Урок русского языка №2

Тема: Падежи имен существительных (урок 2)

Цель: познакомить с падежами имен существительных в русском языке, открыть прием распознавания падежей имен существительных

Этап урока: изучение нового материала

Проект на тему: Мистер Падеж

Цели проекта: развитие навыков монологической речи, знакомство с падежами имен существительных

Описание и анализ выполнения проекта: весь класс разбит на 6 подгрупп, каждый получает альбомный лист и приступает к выполнению своей задачи. По жеребьевке каждой группе достался один падеж, про который они должны все рассказать, нарисовать, привести примеры и после чего защитить свой проект перед классом и ответить на наши вопросы. Здесь в каждой подгруппе было по 4 человека, работали ребята увлекательно, проекты получились яркими и познавательными. При работе с проектом ученики использовали свой учебник и материалы из энциклопедий, ведь за день до выполнения проекта им было поручено найти новую информацию о падежах имен существительных. Проект на этом уроке был исследовательский, творческий, кратковременный.

 

Урок русского языка №3

Тема: изложение «Медаль за отвагу» (упр. 44, стр. 25)

Цели урока: развивать умение связанно передавать текст с учетом особенностей употребления слов автором; развивать письменную речь учащихся, орфографическую зоркость.

Этап урока: работа над  планом

Проект на тему: «Медаль за отвагу»

Цель проекта: развитие навыков монологической речи (устной и письменной)

Описание и анализ выполнения проекта: при чтении текста учащимся разрешается фиксировать текст в виде логической цепочки, состоящей из нескольких слов, которая поможет лучше запомнить текст (в основном цепочка состоит из имен собственных, мест и времени действий). После этого учащиеся защищают свой краткосрочный проект перед классом, после чего лучший (по мнению всего класса) вывешивается на доску, и все учащиеся при написании изложения могут им воспользоваться.

 

Урок русского языка №4

Тема: сочинение  «Наша елка»

Цели урока: закрепить  знания учащихся об имени существительном, познакомить с традициями празднования нового года в России

Этап урока: закрепление ранее изученного

Проект на тему: Вот какая елочка!

Цель проекта: развитие навыков монологической речи

Этапы выполнения проекта: учащимся перед новогодними праздниками предлагается изготовить собственную елочку. Класс был разбит на подгруппы. Перед написанием сочинения каждая подгруппа за несколько дней получила задание найти:

  1. Где и как долго растут елки?
  2. Символом чего является елка, и почему?
  3. Чем полезна елка?
  4. Загадки, пословицы, поговорки о елке

Как было уже отмечено, что ребята к написанию сочинения готовились заранее. Соответственно, и проекты они выполняли дома, помощь в этом им оказывали родители, старшие братья и сестры. Придя на урок, каждая подгруппа должна была защитить свой проект перед классом. После этого делался вывод по теме, и ребята приступали к написанию сочинений.

 

Урок русского языка №5

Тема: Род имен существительных

Цели урока: повторить с учащимися род имен существительных, развивать орфографическую зоркость

Этап урока: повторение ранее изученного

Проект на тему: Я – человек, и у меня есть…

Цель проекта: развивать навыки монологической речи, кругозор учащихся

Описание и анализ выполнения проекта: этот проект выполнялся всем классом одновременно. На доске  был размещен плакат с фигурой  человека. Задача учащихся была в том, чтобы создать человеку такую атмосферу, чтобы ему было приятно находиться в нашем классе. Ребята должны были по цепочке выходить к доске, дорисовать (подарить) любой предмет этому человеку и у этого предмета определить род. Предметы были самые разнообразные: штаны, свитер, шляпа, очки, трость, собачка, портфель, девочка… После урока ребята с удовольствием раскрасили нашего друга и поместили его в классный уголок! По моим замечанием можно сказать, что еще в течение нескольких дней дети дорисовывали предметы и друг другу объясняли, какого они рода.

 Именно при анализе  пятого урока я удостоверилась, что если вид деятельности детям интересен, то они с удовольствием будут учиться, сами не замечая этого. В данном проекте учитель являлся наблюдателем и заметил, что проектная деятельность захватывает ребят его класса.

Перечитав много источников о данном методе, я нашла для себя интересное высказывание Н.Ю. Пахомовой: «...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения / обучения, взаимоотношения между учителем и учеником» [Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М, 2003, с. 14].

Проектная методика на уроках русского языка развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода учащийся из объекта обучения превращается в субъект учебной деятельности. Учитель в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика. Подготовка и защита проекта проводится на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов.

 

 

 

2.3 Выводы по 2 главе. Анализ результатов экспериментальной работы.

 

Вопросы обучения монологическому  высказыванию являются предметом многих исследований в области методики. Монологическое высказывание является действием, которое осуществляется субъектом речевой деятельности – учащимся, выражающим свое личностное отношение к окружающей действительности.

По результатам корректирующей работы последний этап нашего исследования – контрольный. Его целью будет  являться проверка эффективности подобранной методики, обработка контрольных данных (при помощи количественного и качественного методов).

Для проверки уровня устно-речевого развития мною была использована методика Л.П. Уфимцевой, а для письменного развития – методика Н.Н. Светловской. Эти же методики я использовала на констатирующем этапе своей опытно-экспериментальной работы.

Результаты исследования я представила в Таблице 2 .

 

Таблица 1 - Уровни устно-речевого развития учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов на контрольном этапе

 

 

4«А» класс (16 детей),

экспериментальный

4 «Б» класс (17 человек),

контрольный

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

Высокий

7

43, 75

7

41,2

Средний

8

50

6

35,3

Низкий

1

6,25

4

23,5


 

Рисунок 1 - Уровни устно-речевого развития учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов

на контрольном этапе

 

Таким образом, проанализировав  пересказы учащихся, можно сделать следующий вывод: на высоком уровне устно-речевого развития в 4 «А» классе находится 43,75 % детей, а в 4 «Б» - 41,2 %, на среднем уровне в 4 «А» классе – 50 % детей, а в 4 «Б» - 35,3 %, на низком уровне в 4 «А» классе – 6,25 % детей, а в 4 «Б» - 23,5 % (Рисунок 1).

Сравнивая результаты констатирующего  и контрольного этапов нужно отметить, что в экспериментальном классе высокий уровень сформированности навыков монологической речи повысился  на 12,55%, а в контрольном на 5, 9 %. Средний уровень в экспериментальном классе повысился на 6,2 %, а в контрольном понизился на 5,9%. Низкий уровень в экспериментальном классе понизился на 18,75 %, а в контрольном остался на том же уровне.

Для выявления уровня развития связной письменной речи детей обоих классов мы предложили им текст А.П. Чехова «Весной» для подробного письменного изложения (приложение Б).

При анализе детских  изложений были получены следующие  результаты: (Таблица 2)

 

 

Таблица 2 - Уровни развития связной письменной речи учащихся

4 «А» и 4 «Б» классов  на констатирующем этапе

 

 

   4 «А» класс  (16 детей),

экспериментальный

4 «Б» класс (17 человек),

контрольный

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

Высокий

6

37,5

5

29,4

Средний

8

50

7

41,2

Низкий

2

12,5

5

29,4


 

 

 

Рисунок 2 - Уровни развития связной письменной речи учащихся

4 «А» и 4 «Б» классов  на констатирующем этапе

 

Результаты анализа  школьных изложений показали, что  в 4 «А» классе (экспериментальном) высокий  уровень развития связной письменной речи был на 9,95 % ниже, чем в 4 «Б» классе (контрольном), после эксперимента стал на 8,1 % выше, средний уровень был ниже на 4,05 %, а стал на 8,8 выше, а низкий уровень был выше на 14 %, но после эксперимента он понизился на 16,9 %.

Таким образом, в ходе проведения контрольного этапа экспериментальной работы мы выявили, что большинство детей экспериментального класса после проведения уроков русского языка с использованием проектной методики повысили свой уровень сформированности навыков монологической речи, в отличие от младших школьников контрольного класса, у которых уровень сформированности навыков монологической речи остался на прежнем уровне.

При проведении проектной  работы перед учителем возникает  ряд проблем. Основная проблема –  организация деятельности учащихся. Проекты создают дополнительную работу для учителя, они требуют дополнительных действий. Следующей проблемой является мониторинг. Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса. Но с другой стороны, проект – это возможность помочь школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы не было слишком строгого контроля. Существуют некоторые личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но также работа над проектом дает ребятам возможность проявить таланты. Иногда возникают трудности в создании успешно действующих групп. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит творческий характер. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом. Состав групп можно поменять только тогда, когда начинается работа над новым проектом. Успех группы, рассчитанный на длительное действие, зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе 3-4. Насколько это возможно, позволяйте самим ученикам разрешать проблемы внутри группы без вмешательства учителя.

Информация о работе Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка