Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Содержание работы

Введение____________________________________________стр. 3-5
Глава 1. Научные основы формирования монологической
речи у младших школьников на уроках русского языка.
Характеристика монологической речи и особенности ее
формирования у младших школьников.______________стр. 6-12
Возможности уроков русского языка в
формировании навыков монологической речи младших
школьников.____________________________________стр.13-17
Метод проектов и особенности его использования в
начальной школе.________________________________стр.17-23
1.4 Выводы по 1 главе________________________________стр.23-24

III. Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
Навыков монологической речи на уроках русского языка
Через использование метода проектов.
Выявление уровня сформированности навыков монологической
речи младших школьников_______________________стр.25-30
Включение метода проектов в уроки русского языка
с целью формирования навыков монологической
речи младших школьников._______________________стр.30-33
Выводы по 2 главе. Анализ результатов экспериментальной
работы._______________________________________стр.34-37

IV. Заключение______________________________________стр.37-38

V. Список литературы_____________________

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

И. И. Срезневский одним  из первых методистов поставил вопрос о словаре для детей и справочном грамматическом руководстве.

Заслугой Ф. И. Буслаева является то, что он разработал «правила и методы преподавания», которые заключались в ознакомлении учащихся  с явлениями языка   при помощи   «изустного  выражения непосредственных представлений», доведении до сознания форм речи в единстве с содержанием путем анализа, соединения анализа с синтезом, внешнего с внутренним, формы с содержанием (Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка.— Л., 1941.—С.54—56).

В одно время с Ф. И. Буслаевым над методами и приемами преподавания отечественного языка работал К. Д. Ушинский. Более чем кто-либо из его современников, он практически и теоретически, талантливо, на уровне науки своего времени, разработал требования к системе речевых упражнений. В «Родном слове» для I и II классов он дает разнообразные упражнения по развитию устной и письменной речи.

Для методики К.Д. Ушинского был характерен подход к изучению языка как целостного явления. Это выражалось в требовании развивать в детях «дар слова», овладевать сокровищами языка и одновременно усваивать грамматические его законы.

К. Д. Ушинский создал такую  стройную систему упражнений для развития устной и письменной речи, что методическая наука использует ее уже более ста лет. Достоинство этой системы — в построении занятий на грамматико-орфографической основе, в выработке у детей навыков логического мышления.

Основываясь на принципах методики К. Д. Ушинского, В. И. Водовозов разработал систему упражнений, в которой сочетались интересы чтения, правописания, грамматики и развития речи. Он указывал, что важно не количество знаний, полученных детьми, а «важна их внутренняя связь, и вся сила заключается в том способе, в методе, по которому мы их усваиваем и приводим в порядок» (Неусыпова Н.М. Развитие речи младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990.-95 с., с. 6)

В. И. Водовозов отмечал значение внутренней связи при усвоении знаний, умение делать вывод при наблюдении, усваивая тем самым метод изучения языка. Он уделял большое внимание методике словарной работы: «Приучая детей говорить, надо заботиться, чтобы они правильно относили слова к тем понятиям, которые этими словами означаются, поэтому надо исправлять детский опыт, обогащать детскую память новыми словами и выражениями, а занимаясь грамматикой, выяснять значения слов и выражений»

В. И. Водовозов был  сторонником индуктивного метода обучения в начальной школе, метода восхождения от частного к общему, от наблюдений к выводу и разработал ряд условий его применения (последовательность и постепенность, систематичность упражнений, разнообразие занятий, осмысленность усвоения материала и, в частности, тех слов, которые дети используют в речи).

Н.Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог и достойный последователь К. Д. Ушинского в разработке вопросов методики начального обучения, был сторонником аналитического и синтетического методов обучения. Разъясняя преимущества индуктивного метода, способствующего развитию самостоятельности учащихся, он не отрицает и дедукцию, «которая особенно важна в интересах систематизации, следовательно, для закрепления за учениками приобретенных ими знаний». Задача грамматических занятий,— говорил Н. Ф. Бунаков,— «изучение живого языка», грамматика должна помогать школьникам «осмысливать то уменье понимать родной язык и пользоваться им, которое им дала жизнь и которое школа должна расширять и развивать» путем словесных упражнений. Критикуя механические приемы заучивания, он подчеркивал важность систематизации знаний: «Мы лучше усваиваем знания, когда они приведены в систему по внутренней связи между ними, нежели в том случае, когда они остаются бессвязными, отрывочными».

О том, в какой  мере осознаются младшими школьниками  эти внутренние связи, Н. Ф. Бунаков еще не мог ответить. Однако он считал важным, чтобы ученик понимал смысл слова, и то, как слова связаны, какие формы слова нужны для вразумительного выражения мысли. Н. Ф. Бунаков рекомендовал педагогам стремиться к тому, чтобы дети приучались, во-первых, писать красиво и четко, во-вторых, сознательно, понимая, что пишут, и, в-третьих, грамотно, с первых же шагов привыкая к мысли, что «удовлетворительно только грамотное письмо» (Неусыпова Н.М.Развитие речи младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990.-95 с., с. 7)

Теоретические разработки выдающихся русских методистов стали основой дальнейших поисков методической теории и педагогической практики.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она  обогащает человека, служит предметом  искусства.

Речь разнообразна. Это  и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и  ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных  формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя  на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена чётких грамматических форм.

Внешняя речь – это  речь-общение, речь для других. Она  рассчитана на восприятие, на то, чтобы  говорящего поняли его собеседники или слушатели. Внешняя речь бывает диалогической и монологической.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных предложений.

Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы.

Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям:

1.Правильность – это  соблюдение норм современного  литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность  считается базовым качеством хорошей речи.

2.Ясность – это  доступность её для понимания  другими. Вредят ясности слова  и выражения, придуманные или  взятые из какого-либо произведения  для украшения.

3.Чистота – свободная  от лексики, находящейся за  пределами литературного языка  (жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов).

4.Точность – значение  слов и словосочетаний, употреблённых  в речи, полностью соотнесено  со смысловой и предметной  сторонами речи.

5.Выразительность –  умение ярко, убедительно и в  то же время по возможности  сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

6.Богатство – определяется  выбором языковых средств для  выражения одной и той же  мысли, отсутствие однообразия,  повторения одних и тех же  слов и конструкций.

Внешняя речь может выступать  как в устной, так и в письменной форме.

Письменной речи, в  общем, свойственны те же черты, что и устной, но они более строго выражены. В то же время есть и отличительные черты.

Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной, предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложения, больше книжных слов. Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в речи устной. В-третьих, письменная речь ограничена орфографией. В-четвёртых, письменная речь составляется и протекает значительно медленнее, чем устная. В-пятых, письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию, поэтому овладение письменной речью способствует повышению общей языковой культуры.

В начальной школе  детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых  умений и навыков, то есть видов речевой  деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности:

1.Чтение

2.Аудирование.

3.Устная речь.

4.Письменная речь.

Человек всю свою жизнь  совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными  побуждениями. Эту сторону речевой  деятельности называют мотивацией речи.

Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей  при наличии эмоций, связанных  с яркими впечатлениями, интересом  к той или иной деятельности. Значит, потребность общения – это первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.

Таким образом, исследованием  речи занималось множество ученых, каждый из которых внес непосредственный вклад в разработку систем упражнений для развития устной и письменной речи. Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

Сегодня уже стали  привычными слова о том, что у  детей необходимо развивать общеучебные  навыки (или универсальные учебные  действия, ключевые компетентности), среди  которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т.д.

Монологическая речь - речь одного лица, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием и целью высказывания.

Монологическое высказывание - это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать.

Монолог - организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории. Монолог - непосредственно обращенный к собеседнику непринужденный рассказ.

Можно сказать, что монолог - это организованный вид деятельности, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом.

Существуют определенные разновидности монолога, которые встречаются в реальном общении. К ним можно отнести:

  • приветственную речь;
  • похвалу;
  • порицание;
  • лекцию;
  • рассказ;
  • характеристику;
  • описание;
  • обвинительную или оправдательную речь и т.д.

Монолог обладает следующими характеристиками: целенаправленность или соответствие речевой задаче, непрерывный характер, логичность, смысловая законченность, самостоятельность и выразительность. Действительно, прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько  иначе. Ситуацию надо создавать, а иначе  исчезает самая важная самая первая характеристика монолога - целенаправленность, которая в значительной степени определяет все остальное.

Основная функция  монологического высказывания состоит в связном непрерывном изложении мыслей говорящим, обращенном к одному или нескольким лицам (аудитории) и преследующем определенную цель. Для монологической речи характерны такие коммуникативные функции:

  1. информативная - сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях действительности, описание событий, действий, состояний.
  2. бездейственная - убеждение слушателя в правоте или несостоятельности тех или иных положений, взглядов, действий и др., побуждение к каким-либо действиям или предотвращение действия.
  3. экспрессивная (эмоционально-выразительная) - использование речевого общения в качестве своеобразного регулятора для снятия эмоциональной напряженности, для описания состояния, в котором находится говорящий и др.
  4. развлекательная - монологическая речь человека, находящегося на сцене или среди друзей, который ставит своей задачей развлечь слушателей, используя для этого художественное произведение или свое сочинение.
  5. ритуально-культовая   -   высказывание   во   время   какого-либо   ритуального обряда.

Информация о работе Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка