Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:27, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Введение____________________________________________стр. 3-5
Глава 1. Научные основы формирования монологической
речи у младших школьников на уроках русского языка.
Характеристика монологической речи и особенности ее
формирования у младших школьников.______________стр. 6-12
Возможности уроков русского языка в
формировании навыков монологической речи младших
школьников.____________________________________стр.13-17
Метод проектов и особенности его использования в
начальной школе.________________________________стр.17-23
1.4 Выводы по 1 главе________________________________стр.23-24
III. Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
Навыков монологической речи на уроках русского языка
Через использование метода проектов.
Выявление уровня сформированности навыков монологической
речи младших школьников_______________________стр.25-30
Включение метода проектов в уроки русского языка
с целью формирования навыков монологической
речи младших школьников._______________________стр.30-33
Выводы по 2 главе. Анализ результатов экспериментальной
работы._______________________________________стр.34-37
IV. Заключение______________________________________стр.37-38
V. Список литературы_____________________
И. И. Срезневский одним из первых методистов поставил вопрос о словаре для детей и справочном грамматическом руководстве.
Заслугой Ф. И. Буслаева является то, что он разработал «правила и методы преподавания», которые заключались в ознакомлении учащихся с явлениями языка при помощи «изустного выражения непосредственных представлений», доведении до сознания форм речи в единстве с содержанием путем анализа, соединения анализа с синтезом, внешнего с внутренним, формы с содержанием (Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка.— Л., 1941.—С.54—56).
В одно время с Ф. И. Буслаевым над методами и приемами преподавания отечественного языка работал К. Д. Ушинский. Более чем кто-либо из его современников, он практически и теоретически, талантливо, на уровне науки своего времени, разработал требования к системе речевых упражнений. В «Родном слове» для I и II классов он дает разнообразные упражнения по развитию устной и письменной речи.
Для методики К.Д. Ушинского был характерен подход к изучению языка как целостного явления. Это выражалось в требовании развивать в детях «дар слова», овладевать сокровищами языка и одновременно усваивать грамматические его законы.
К. Д. Ушинский создал такую стройную систему упражнений для развития устной и письменной речи, что методическая наука использует ее уже более ста лет. Достоинство этой системы — в построении занятий на грамматико-орфографической основе, в выработке у детей навыков логического мышления.
Основываясь на принципах методики К. Д. Ушинского, В. И. Водовозов разработал систему упражнений, в которой сочетались интересы чтения, правописания, грамматики и развития речи. Он указывал, что важно не количество знаний, полученных детьми, а «важна их внутренняя связь, и вся сила заключается в том способе, в методе, по которому мы их усваиваем и приводим в порядок» (Неусыпова Н.М. Развитие речи младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990.-95 с., с. 6)
В. И. Водовозов отмечал значение внутренней связи при усвоении знаний, умение делать вывод при наблюдении, усваивая тем самым метод изучения языка. Он уделял большое внимание методике словарной работы: «Приучая детей говорить, надо заботиться, чтобы они правильно относили слова к тем понятиям, которые этими словами означаются, поэтому надо исправлять детский опыт, обогащать детскую память новыми словами и выражениями, а занимаясь грамматикой, выяснять значения слов и выражений»
В. И. Водовозов был сторонником индуктивного метода обучения в начальной школе, метода восхождения от частного к общему, от наблюдений к выводу и разработал ряд условий его применения (последовательность и постепенность, систематичность упражнений, разнообразие занятий, осмысленность усвоения материала и, в частности, тех слов, которые дети используют в речи).
Н.Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог и достойный последователь К. Д. Ушинского в разработке вопросов методики начального обучения, был сторонником аналитического и синтетического методов обучения. Разъясняя преимущества индуктивного метода, способствующего развитию самостоятельности учащихся, он не отрицает и дедукцию, «которая особенно важна в интересах систематизации, следовательно, для закрепления за учениками приобретенных ими знаний». Задача грамматических занятий,— говорил Н. Ф. Бунаков,— «изучение живого языка», грамматика должна помогать школьникам «осмысливать то уменье понимать родной язык и пользоваться им, которое им дала жизнь и которое школа должна расширять и развивать» путем словесных упражнений. Критикуя механические приемы заучивания, он подчеркивал важность систематизации знаний: «Мы лучше усваиваем знания, когда они приведены в систему по внутренней связи между ними, нежели в том случае, когда они остаются бессвязными, отрывочными».
О том, в какой мере осознаются младшими школьниками эти внутренние связи, Н. Ф. Бунаков еще не мог ответить. Однако он считал важным, чтобы ученик понимал смысл слова, и то, как слова связаны, какие формы слова нужны для вразумительного выражения мысли. Н. Ф. Бунаков рекомендовал педагогам стремиться к тому, чтобы дети приучались, во-первых, писать красиво и четко, во-вторых, сознательно, понимая, что пишут, и, в-третьих, грамотно, с первых же шагов привыкая к мысли, что «удовлетворительно только грамотное письмо» (Неусыпова Н.М.Развитие речи младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990.-95 с., с. 7)
Теоретические разработки выдающихся русских методистов стали основой дальнейших поисков методической теории и педагогической практики.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена чётких грамматических форм.
Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Внешняя речь бывает диалогической и монологической.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных предложений.
Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы.
Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям:
1.Правильность – это
соблюдение норм современного
литературного языка –
2.Ясность – это
доступность её для понимания
другими. Вредят ясности слова
и выражения, придуманные или
взятые из какого-либо
3.Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов).
4.Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
5.Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
6.Богатство – определяется
выбором языковых средств для
выражения одной и той же
мысли, отсутствие однообразия,
Внешняя речь может выступать как в устной, так и в письменной форме.
Письменной речи, в общем, свойственны те же черты, что и устной, но они более строго выражены. В то же время есть и отличительные черты.
Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной, предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложения, больше книжных слов. Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в речи устной. В-третьих, письменная речь ограничена орфографией. В-четвёртых, письменная речь составляется и протекает значительно медленнее, чем устная. В-пятых, письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию, поэтому овладение письменной речью способствует повышению общей языковой культуры.
В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности:
1.Чтение
2.Аудирование.
3.Устная речь.
4.Письменная речь.
Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи.
Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит, потребность общения – это первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.
Таким образом, исследованием речи занималось множество ученых, каждый из которых внес непосредственный вклад в разработку систем упражнений для развития устной и письменной речи. Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.
Сегодня уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия, ключевые компетентности), среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т.д.
Монологическая речь - речь одного лица, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием и целью высказывания.
Монологическое высказывание - это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать.
Монолог - организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории. Монолог - непосредственно обращенный к собеседнику непринужденный рассказ.
Можно сказать, что монолог - это организованный вид деятельности, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом.
Существуют определенные разновидности монолога, которые встречаются в реальном общении. К ним можно отнести:
Монолог обладает следующими характеристиками: целенаправленность или соответствие речевой задаче, непрерывный характер, логичность, смысловая законченность, самостоятельность и выразительность. Действительно, прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.
На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создавать, а иначе исчезает самая важная самая первая характеристика монолога - целенаправленность, которая в значительной степени определяет все остальное.
Основная функция монологического высказывания состоит в связном непрерывном изложении мыслей говорящим, обращенном к одному или нескольким лицам (аудитории) и преследующем определенную цель. Для монологической речи характерны такие коммуникативные функции: