Метод тестирования в системе педагогических измерений. Тестирование на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

История тестов началась в России, как и в других странах, в конце XIX – начала XX в. В этот период тесты широко применялись сторонниками экспериментальной педагогики, которые всячески пропагандировали их наравне с другими психометрическими методиками в педологии. Видные специалисты того времени (А.П. Болтунов, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Ф.Е. Рыбаков и др.) в своих исследованиях личности обучаемого широко использовали тесты.

Файлы: 1 файл

Тестирование на уроках РЯ.docx

— 64.72 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тобольская государственная  социально-педагогическая академия

имени Д.И. Менделеева»

 

Кафедра филологического  образования

 

 

Реферат

Тема: Метод тестирования в системе педагогических измерений.

Тестирование на уроках русского языка.  

 

 

                                                             Выполнила:      магистрант 53 группы

Филологического факультета                                                         

 Направление  «Педагогическое образование»

Проблемное поле «Языковое  образование»

Жаткина Ксения Александровна

         Проверил:                         

   канд.филол.наук Т.А. Петрова

 

 

 

Тобольск, 2012

Метод тестирования в системе педагогических измерений. Тестирование на уроках русского языка.  

Исторические  предпосылки современного тестирования в отечественном образовании

История тестов началась в  России, как и в других странах, в конце XIX – начала XX в. В этот период тесты широко применялись сторонниками экспериментальной педагогики, которые всячески пропагандировали их наравне с другими психометрическими методиками в педологии. Видные специалисты того времени (А.П. Болтунов, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Ф.Е. Рыбаков и др.) в своих исследованиях личности обучаемого широко использовали тесты.

На волне стремления к  прогрессу в России в первые годы советской власти был востребован  потенциал, накопленный российской наукой в образовании. У истоков  советской педологии, в рамках которой  развивались тестовые методики, стояли известные ученые того времени (М.Я. Басо, Л.С. Выготский, А.П. Болтунов, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, А.Р. Лурия и др.), посвятившие ряд своих работ оценке результатов обучения и развития детей. Однако период активной деятельности педологов и тестологов в советской России оказался коротким. В 1936 г. вышло известное постановление ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» ,в котором тесты были объявлены вредным методом. Многие годы, вплоть до начала 90-х гг. XX в., отношение к тестам было негативным. Педагоги-практики вернулись к тестам в период прекращения массовых политических репрессий. Уже к началу 60-х гг. XX в. многие учителя, заботящиеся не о формальных показателях, а о реальном качестве учебного процесса, стали использовать при контроле наборы заданий в тестовой форме, которые чаще всего назывались по-разному, но только не словом «тест».

Промежуток времени с 60-х гг. до начала 90-х гг. XX в. был  для отечественной школы периодом постепенной либерализации, когда  учителя изыскивали различные резервы  в борьбе за повышение качества обучения на фоне снижения авторитарного характера  учебного процесса. Тесты в это  время существовали полулегально, официально запрет на них не был отменен, но уже предпринимались попытки  диссертационных исследований по проблемам  тестирования, появлялись работы педагогов-новаторов, в которых тесты и анкетные опросы использовались как инструментарий для подтверждения эффективности  нововведений. В это время тесты  разрабатывались без должного знания теории педагогических измерений, на основе опыта и здравого смысла, поэтому  чаще всего тестами их было можно  назвать лишь условно.

Столь же необоснованными  по надежности и валидности были наборы заданий с выбором ответов, создаваемые практически повсеместно на рубеже 60-70-х гг. XX в. в связи с интенсивным развитием программированного обучения. Только к середине 80-х гг. XX в. в нашей стране в научных и методических работах преподавателей стали утверждаться основные положения теории педагогических измерений.

В целом рассматриваемый  временной промежуток в развитии тестов был периодом прогресса, когда  на смену представлениям о тесте  как о простом наборе заданий  пришло научное понимание этого  термина. В этот период появляются научные  издания по тестовой и смежной  с ней проблематике, учебные пособия  и многочисленные статьи отечественных  авторов, как поддерживающие, так  и осуждающие тесты в образовании.

Развитие тестов в конце XX в. и в наши дни. Новая история  тестов в России началась в 90-е гг. XX в., когда стали больше говорить не о руководстве, а о научно обоснованном управлении учебным процессом, в  информационном обеспечении которого важная роль по праву принадлежит  тестам. Новое понимание возможностей тестов в образовании способствовало росту научных исследований. В 90-е гг. XX в. появляются работы по проблемам измерений и тестирования в образовании, защищаются многочисленные кандидатские и докторские диссертации, издаются монографии, учебные пособия, журналы, проводятся конференции и симпозиумы.

Последнее десятилетие XX в. в нашей стране совпало с периодом бурного развития структур, занимающихся практической работой по созданию и  применению тестов. К основным событиям этого периода можно отнести открытие в 1990 г. первой в стране кафедры педагогических измерений в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов (директор Н.А. Селезнева) Московского института стали и сплавов; создание при Московском государственном университете в этом же году Центра тестирования «Гуманитарные технологии» (проект по компьютерному аттестационному тестированию для старшеклассников «Телетестинг» – научный руководитель А.Г. Шмелев); привлечение в 1991 г. Центра качества образования Института общего среднего образования РАО к участию в сравнительных международных исследованиях по оценке учебных достижений (директор Центра – Г.С. Ковалева); открытие в 1995 г. Центра тестирования выпускников общеобразовательных учреждений, преобразованного впоследствии в Федеральный центр тестирования со статусом государственного учреждения Министерства образования и науки Российской Федерации; основание в 1998 г. государственной системы тестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному при поддержке ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Перечень этот можно было бы смело продолжить. Начиная с 90-х гг. XX в. практически во всех регионах России создаются центры тестирования и аттестации учащихся, методические лаборатории по диагностике и центры качества образования.

Значимым событием в области  подготовки кадров по педагогическим измерениям стало открытие в 2001 г. на факультете повышения квалификации Российского университета дружбы народов (декан Т.М. Балыхина) кафедры тестологии (заведующая кафедрой М.Б. Мельникова). На этой кафедре впервые в нашей стране началась реализация профессиональной образовательной программы, рассчитанной на 1480 часов, для получения дополнительной квалификации «Тестолог (специалист в области педагогических измерений)».

Для повышения качества тестовых материалов, разрабатываемых в России, в 2000 г. при Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов Московского института стали  и сплавов (технологического университета) был открыт Центр сертификации педагогических тестовых материалов (ПТМ) (директор В.И. Звонников) и создан Координационный совет Минобразования России (в настоящий момент – Минобрнауки) по вопросам сертификации качества педагогических тестовых материалов.

Коренные изменения в  отношении учителей к тестам произошли  в 2001 г. в связи с началом эксперимента по введению единого государственного экзамена, благодаря которому тесты  получили официальное признание  в России. За годы эксперимента значительно  повысилась степень доверия к  результатам тестирования со стороны  органов управления образованием, образовательных  учреждений, самих учителей, которые  убедились в высокой объективности  и обоснованности баллов ЕГЭ, в их высокой прогностичности при отборе абитуриентов вузов. В 2002 г. был открыт Федеральный институт педагогических измерений (директор А.Г. Ершов), приоритетным направлением деятельности которого является научное, методическое и организационное сопровождение процесса создания контрольных измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ.

В целом, подводя итоги  развития тестирования в России, можно  сказать, что на сегодняшний день среди ученых-педагогов в нашей  стране, наконец, появилось понимание того, что теория педагогических измерений – наука, обладающая своей методологией, методами и аппаратом, необходимым для разработки качественных педагогических тестов. Сегодня большими тиражами издаются инновационные работы по педагогическим тестам отечественных ученых и зарубежных авторов, а также сборники материалов КИМ ЕГЭ, специальные журналы по тестовой проблематике. Таким образом, можно считать, что на данный момент в России сформировалось сообщество профессионалов – специалистов по разработке и применению тестов.

 

Развитие тестирования в зарубежных странах

Становление тестов в психологии, образовании и армии. Появление  педагогических тестов за рубежом нередко  связывают с именем французского врача и психолога А. Бине. Его работа по диагностике интеллектуальных способностей, вышедшая в 1905 г., считается точкой отсчета в становлении основных научных подходов к измерениям в психологии и образовании.

Немного позднее идеи А. Бине были использованы немецким психологом и философом В. Штерном, который предложил специальный коэффициент для оценивания интеллекта – коэффициент IQ. Этот термин используется до сих пор, правда, несколько в ином контексте. В США работы А. Бине по измерениям продолжил Л. Терман. Он создал новые тесты, представляющие собой оригинальную модификацию работы его предшественника.

Достижения второго десятилетия XX в. в сфере измерений были связаны  с проблемой распределения большого количества призывников по различным  родам войск в США во время Первой мировой войны. Правительство Соединенных Штатов организовало «мозговой центр» из специалистов – составителей тестов, статистиков и экспертов по измерениям – и направило его работу на решение задач, продиктованных военной необходимостью. В этом центре свои усилия по отбору и распределению новобранцев объединили такие известные специалисты, как Э. Торндайк,      Р. Годцар, П. Йеркс и Л. Терман. Результатом их работы стали знаменитые батареи Альфа и Бета тестов для армии, которые после стали использовать (вплоть до настоящего времени) в качестве примеров при обучении разработчиков тестов в образовании.

Первые стандартизированные  измерители в образовании США  были созданы для оценки качества почерка, правописания и выполнения арифметических действий в конце 20-х  гг. XX в. Тогда же в Америке появилась  батарея тестов SАТ, разработанных  по инициативе Совета колледжей и  предназначенных для отбора абитуриентов. Несколько позже, в конце 40-х гг. XX в., были созданы батареи тестов достижений, реализующие идеи многомерных измерений и обеспечивающие сопоставимость результатов по разным школьным предметам.

Развитие классической (традиционной) теории педагогических измерений и  тестирования в XX в. В 1904 г. англичанин Ч. Спирмен опубликовал фундаментальный теоретический труд по исследованию общих интеллектуальных способностей. Используя школьные оценки по различным предметам, Ч. Спирмен применил к данным тестирования аппарат новой для того времени теории корреляции и выявил примеры ковариации оценок школьников. Тем самым он заложил основы научных подходов к обо­снованию качества тестов, соединив в своем исследовании теорию физических измерений, корреляционные методы и накопленный его предшественниками-психологами опыт оценивания способностей детей.

Прообразом научных положений  теории педагогических измерений послужила  далекая от образования работа Н.Р. Кэмпбелла «Основы физики» (1920), благодаря которой был разработан теоретический аппарат для анализа качества измерений, а обыденное представление о тесте и его научное определение стали заметно различаться. Для обоснования качества педагогических измерений, их надежности и валидности была создана классическая теория тестов, получившая впоследствии название традиционной, и базирующаяся на концепции параллельных измерений и теории корреляции. На основе этой теории в 30-40-е гг. XX в. интенсивно разрабатывались количественные методы для анализа качества тестовых заданий, строились стандартизованные тесты учебных достижений и осваивались методы шкалирования результатов выполнения тестов.

В конце 40-х гг. XX в. увлечение чистой теорией сменилось пониманием важности правильного применения измерений в сфере психологии и образования. Исследователи осознали тот факт, что к тестируемым нужно относиться бережно и осторожно и что любая ошибка в оценках может привести к необратимым последствиям. В этой связи в теории педагогических измерений активизировался поиск эффективных методов повышения надежности результатов тестирования, стали разрабатываться методы факторного, дисперсионного и корреляционного анализа данных, получили широкое развитие методы формирования репрезентативных выборок, необходимых для стандартизации тестов.

Значимым событием конца 40-х гг. XX в. для развития теории и  практики измерений в образовании  стало создание в 1947 г. в США Службы образовательного тестирования – Еducational Testing Service(ETS). Сегодня эта организация имеет представительства практически во всех странах мира. Из числа тестов, созданных ЕТS, наибольшую известность в связи с расширением программ международного обмена в обучении приобрел ТОЕFL, выявляющий уровни владения различными видами речевой деятельности для обучения в англоязычных странах.

Создание современной  теории тестов. В истории тестов были этапы подъемов и спадов. В  частности период ожесточенной критики педагогических тестов наблюдался в США в конце 60-х гг. XX в. Широкая публичная дискуссия по проблемам использования тестирования совпала по времени с научной критикой, вызванной недостатками классической теории тестов. Высказывались опасения в том, что тестирование служит инструментом подавления инициативы и творчества учащихся, слишком упрощенно трактует такие сложные конструкты, какими являются учебные умения, не объективно оценивает учебные достижения. Приводились и другие аргументы против широкого использования тестов. Ученые-тестологи занимались в основном конструктивной научной критикой традиционных методов разработки тестов, что привело к построению новой теории – Item Response Theory (IRТ), которую нередко в наши дни называют современной теорией тестов.

Неоспоримые преимущества IRТ, связанные с возможностью прогноза надежности измерений, увеличения эффективности тестирования и получением оценки параметров подготовленности учащихся, не зависящих от трудности заданий теста, стали широко применяться на практике с конца 80-х гг. XX в. В это время были разработаны алгоритмы оценивания параметров испытуемых и заданий на основе математических моделей IRТ, создано программное обеспечение и стали широко использоваться ПК. Сочетание аппарата классической теории и IRТ при разработке тестов открыло новые возможности повышения качества педагогических измерений и применения тестирования в образовании.

Информация о работе Метод тестирования в системе педагогических измерений. Тестирование на уроках русского языка