Метод тестирования в системе педагогических измерений. Тестирование на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

История тестов началась в России, как и в других странах, в конце XIX – начала XX в. В этот период тесты широко применялись сторонниками экспериментальной педагогики, которые всячески пропагандировали их наравне с другими психометрическими методиками в педологии. Видные специалисты того времени (А.П. Болтунов, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Ф.Е. Рыбаков и др.) в своих исследованиях личности обучаемого широко использовали тесты.

Файлы: 1 файл

Тестирование на уроках РЯ.docx

— 64.72 Кб (Скачать файл)

Составленные с учетом всех требований, тесты удобны как  для текущего, так и итогового  контроля ЗУН учащихся, а также  для проведения поэлементного анализа  этих данных.

Успешное и эффективное  применение методов тестирования целиком  зависит от двух основных факторов. Во-первых, это отсутствие доступа  посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к  предложенным вариантам тестовых заданий  и обменяться полученными данными  с учениками параллельных классов. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных  классах.

Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые  преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов  к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении  тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании  этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале  содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся  или однотипные вопросы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность  приводимых неверных ответов столь  явственно, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.

Практика проведения тестирования позволяет констатировать факт того, что в силу исторически сложившейся  в нашей стране обстановки, у испытуемых нет опыта работы с тестами. Это, в свою очередь, влечет за собой случайные  ошибки. Следовательно, основным этапом проведения тестирования является подготовка испытуемых к работе с тестом. Речь идет об инструктаже, цель которого: формирование у испытуемых представлений о целях тестирования; формирование определенных мотивов, отношения к предстоящей деятельности; ознакомление со специфическими особенностями конкретного теста, с которым предстоит иметь дело.

Процесс ознакомления с заданиями  теста при групповом обследовании может быть организован разными  способами, форме коллективного  обсуждения заданий, так и в форме  индивидуальной работы с печатным пособием. Следует помнить, что от выбора способа ознакомления испытуемых с правилами работы в процессе тестирования зависит уровень их самостоятельности, количество случайных ошибок и темп работы.

Решая вопрос о длительности проведения тестирования, следует исходить из особенностей протекания познавательного  процессе - внимание, а точнее говоря, одного из свойств внимания – устойчивость. Под устойчивостью внимания в психологии понимается продолжительность времени, в течение которого человек может намеренно поддерживать свое внимание на объекте. Психологи, благодаря проведенным опытам, пришли к заключению о том, что интенсивное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослаблении и непроизвольного переключении, в течение сорокаминутного интервала, хотя это и вызывает утомление. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем более однообразна работа. Следовательно, планируя тестирование, наиболее целесообразно процедуру проведения ограничить рамками одного часа.

При использовании в течение  ряда лет программированного контроля для оперативной оценки знаний учащихся по русскому языку были выработаны рекомендации, которые в совокупности могут служить методикой, используемой при составлении вопросов и ответов. Суть этих рекомендаций сводится к  следующему:

  1. Все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку
  2. Там, где это возможно, стоит привести несколько истинных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет остальные правильные ответы. Подобный прием позволяет уяснить на практике возможность неоднозначности ответа, более широко подойти к решению предлагаемой задачи.
  3. Правильное утверждение не должно быть полностью созвано определению, данному в учебнике или на лекции, чтобы в нем не сразу угадывался правильный ответ. Это заставляет учащихся осмысливать определения, а не механически их заучивать. Для этого же допускается приводить заведомо неверные ответы, созвучные приведенным в учебниках (на лекциях) определениям.
  4. Желательно, чтобы варианты ответов были не чисто случайные, а с типичными ошибками, допущенными при проверках других работ. Это минимизирует случайность, возникающую при выборе учащимся любого из ответов, если его собственный не совпадает ни с одним из приведенных.
  5. Вопросы по каждой теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разделы и позволяли контролировать как усвоение учащимися теоретических знаний, так и их навыки в практической работе.
  6. Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для выполнения небольшой группе ребят. Это метод в сочетании с разбором выполнения наиболее эффективно выявляет все ошибки при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызвать вполне обоснованные вопросы.

Применение компьютерных технологий контроля знаний учащихся по предмету с использованием тестовых заданий имеет свои положительные  и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно  отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного  программного обеспечения, а также  от имеющейся компьютерной техники. Кроме этого, могут возникать  трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Следует  помнить и проблеме информационной безопасности, связанной с предотвращением  несанкционированного доступа к  имеющимся в компьютере базам  данных. Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы.

Многолетний опыт использования  программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний по русскому языку позволил выделить следующие  положительные моменты:

    1. Устранена возможность подсказок и списывания.
    2. Повысилась объективность оценки знания.
    3. Резко возросла познавательная активность учащихся при изучении предмета, что обусловлено стимулированием данной методикой самостоятельной работы. Так, по завершении контрольного мероприятия правильность ответа на заданные вопросы проверяется учеником с использованием первоисточника (учебник, конспект) или в общении между собой. В случае обычной письменной работы такого не происходит, так как в ней присутствует указание на ошибку.
    4. Отсутствие проверки на обычных уроках приводит к активизации учащихся, позволяет проводить обсуждение материала в режиме «мозгового штурма», когда разрешены и не наказываются самые неожиданные ответы и предположения.
    5. Изменилась роль преподавателя, который освободился от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок.
    6. Улучшилась психологическая атмосфера в группах учащихся. Возникла устойчивая обратная связь - преподаватель - учащийся - преподаватель. Учитель перестал быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний.
    7. Преподаватель полностью освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.
    8. Возросло количество контрольных мероприятий, что позволяет осуществлять своевременную проверку знаний у всей группы учащихся по большинству разделов изучаемого курса.

Необходимость расширения интенсивных  форм проверки подтверждается также  многолетними наблюдениями и опросами учащихся, позволяющими сделать вывод  о том, что регулярность и основательность  их подготовки к каждому занятию  находятся в прямой зависимости  от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный  и всеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся в освоении изучаемых дисциплин.

 

Проверка и  коррекция знаний в системе личностно  ориентированной технологии образования  с использованием тестирования.

Размышляя о целях и  задачах общеобразовательной школы  на современном этапе развития нашего общества, анализируя происходящие процессы, мы приходим к неизбежному выводу о необходимости понимания образования  как целостной системы формирования социально адекватной личности. Под  социальной адекватностью понимается такой перечень личностных параметров, который позволяет их обладателю активно и творчески преобразовывать  свою жизнь, постоянно сохраняя позитивную позицию данных преобразований, как для себя, так и для общества в целом с учетом постоянных социальных изменений.

Потребность в получении  знаний, умение самостоятельно организовывать работу по их формированию, выбор наиболее оптимальных путей для этого, планирование в своей образовательной  деятельности являются социально адекватными  ценностями.

Очевидно, что одним из наиболее важных параметров является способность самостоятельного и  ответственно выбора из многих вариантов  жизненных возможностей. (Вероятно, имеет смысл говорить о том, что  одна из задач школы состоит и  в воспитании грамотного электората.) Это подразумевает как минимум:

  • социально адекватную систему ценностей и потребностей;
  • наличие навыков рефлексии;
  • позитивную самооценку.

Действительно, анализ результатов  применения тестовых заданий на уроках русского языка показал, что, помимо повышения уровня усвоения ЗУН, существенно  меняется настроение детей на уроке  в позитивную сторону, возрастает уверенность  в собственных силах.

 

Тестовые задания  и индивидуализация обучения.

Оптимальным можно считать  только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации  учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции  обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых - объективность  проверки знаний.

Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных  вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Один из путей расширения проблем индивидуального разноуровнего обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся - применение индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для обучаемых объективные условия проверки.

Тесты не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений школьников как  итоговых результатов, сколько диагностика  состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление  возможных затруднений, связанных  с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий, знание правил орфографии и пунктуации и умения их применять и т.д. Особое место занимают тесты, диагностирующие готовность учащихся к «переносу» знаний и умений по грамматике, орфографии и пунктуации в нестандартные ситуации. Большой объем работы за короткое время: используя условные обозначения, разобрать слово по составу, установить грамматические и лексические признаки той или иной части речи; выбрать из данных ответов правильный ответ на заданный вопрос.

Тесты должны составляться с учетом программы. Примерно пятая  часть заданий должна быть на повышенном уровне сложности. Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане, необходимо подробно описать в виде не тестовых и тестовых заданий. Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестами. Особое внимание уделяется заданиям развивающего типа, требующим расширения словарного запаса, развития общей эрудиции и культурно-речевых навыков. Многие задания предполагают обязательное обращение школьников к различным словарям, другие стимулируют интерес к получению дополнительных сведений о языке и языковой системе.

 Тесты, не отрицая и не заменяя собой других форм работы, могут служить хорошим к ним дополнением:

  • они не столь объемны, как традиционные, поскольку не содержат балластного материала;
  • педагог освобождается от необходимости придумывать многочисленные варианты неверных ответов;
  • сокращается время тестирования (например, при использовании графического диктанта учащимся для ответа требуется 3-6 минут, педагогу для проверки 30-ти работ – 2-4 минуты);
  • в каждый пункт текста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость повышается.

Но есть и недостатки: при частом применении тестов у учащихся не формируется:

  • четкость мышления, умение вдумываться в смысл каждого 
    слова, каждой высказанной мысли;
  • логическое мышление, так как не всегда учащийся может 
    вспомнить верный ответ, а использует метод угадывания;
  • развитие речи.

Информация о работе Метод тестирования в системе педагогических измерений. Тестирование на уроках русского языка