Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:22, реферат
История тестов началась в России, как и в других странах, в конце XIX – начала XX в. В этот период тесты широко применялись сторонниками экспериментальной педагогики, которые всячески пропагандировали их наравне с другими психометрическими методиками в педологии. Видные специалисты того времени (А.П. Болтунов, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Ф.Е. Рыбаков и др.) в своих исследованиях личности обучаемого широко использовали тесты.
Составленные с учетом всех требований, тесты удобны как для текущего, так и итогового контроля ЗУН учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих данных.
Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых, это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий и обменяться полученными данными с учениками параллельных классов. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных классах.
Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственно, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.
Практика проведения тестирования позволяет констатировать факт того, что в силу исторически сложившейся в нашей стране обстановки, у испытуемых нет опыта работы с тестами. Это, в свою очередь, влечет за собой случайные ошибки. Следовательно, основным этапом проведения тестирования является подготовка испытуемых к работе с тестом. Речь идет об инструктаже, цель которого: формирование у испытуемых представлений о целях тестирования; формирование определенных мотивов, отношения к предстоящей деятельности; ознакомление со специфическими особенностями конкретного теста, с которым предстоит иметь дело.
Процесс ознакомления с заданиями
теста при групповом
Решая вопрос о длительности проведения тестирования, следует исходить из особенностей протекания познавательного процессе - внимание, а точнее говоря, одного из свойств внимания – устойчивость. Под устойчивостью внимания в психологии понимается продолжительность времени, в течение которого человек может намеренно поддерживать свое внимание на объекте. Психологи, благодаря проведенным опытам, пришли к заключению о том, что интенсивное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослаблении и непроизвольного переключении, в течение сорокаминутного интервала, хотя это и вызывает утомление. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем более однообразна работа. Следовательно, планируя тестирование, наиболее целесообразно процедуру проведения ограничить рамками одного часа.
При использовании в течение ряда лет программированного контроля для оперативной оценки знаний учащихся по русскому языку были выработаны рекомендации, которые в совокупности могут служить методикой, используемой при составлении вопросов и ответов. Суть этих рекомендаций сводится к следующему:
Применение компьютерных
технологий контроля знаний учащихся
по предмету с использованием тестовых
заданий имеет свои положительные
и отрицательные стороны. К негативным
сторонам этой формы проверки можно
отнести то, что удобство ее применения
целиком зависит от заложенного
программного обеспечения, а также
от имеющейся компьютерной техники.
Кроме этого, могут возникать
трудности с согласованием
Многолетний опыт использования программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний по русскому языку позволил выделить следующие положительные моменты:
Необходимость расширения интенсивных форм проверки подтверждается также многолетними наблюдениями и опросами учащихся, позволяющими сделать вывод о том, что регулярность и основательность их подготовки к каждому занятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный и всеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся в освоении изучаемых дисциплин.
Проверка и коррекция знаний в системе личностно ориентированной технологии образования с использованием тестирования.
Размышляя о целях и
задачах общеобразовательной
Потребность в получении знаний, умение самостоятельно организовывать работу по их формированию, выбор наиболее оптимальных путей для этого, планирование в своей образовательной деятельности являются социально адекватными ценностями.
Очевидно, что одним из наиболее важных параметров является способность самостоятельного и ответственно выбора из многих вариантов жизненных возможностей. (Вероятно, имеет смысл говорить о том, что одна из задач школы состоит и в воспитании грамотного электората.) Это подразумевает как минимум:
Действительно, анализ результатов применения тестовых заданий на уроках русского языка показал, что, помимо повышения уровня усвоения ЗУН, существенно меняется настроение детей на уроке в позитивную сторону, возрастает уверенность в собственных силах.
Тестовые задания и индивидуализация обучения.
Оптимальным можно считать только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения.
Результативность процесса
обучения во многом зависит от тщательности
разработки методики контроля знаний.
Контроль знаний необходим при всякой
системе обучения и любой организации
учебного процесса. Это средство управления
учебной деятельностью
Объективность проверки знаний
предполагает корректную постановку контрольных
вопросов, вследствие чего появляется
однозначная возможность
Тесты не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений школьников как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий, знание правил орфографии и пунктуации и умения их применять и т.д. Особое место занимают тесты, диагностирующие готовность учащихся к «переносу» знаний и умений по грамматике, орфографии и пунктуации в нестандартные ситуации. Большой объем работы за короткое время: используя условные обозначения, разобрать слово по составу, установить грамматические и лексические признаки той или иной части речи; выбрать из данных ответов правильный ответ на заданный вопрос.
Тесты должны составляться с учетом программы. Примерно пятая часть заданий должна быть на повышенном уровне сложности. Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане, необходимо подробно описать в виде не тестовых и тестовых заданий. Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестами. Особое внимание уделяется заданиям развивающего типа, требующим расширения словарного запаса, развития общей эрудиции и культурно-речевых навыков. Многие задания предполагают обязательное обращение школьников к различным словарям, другие стимулируют интерес к получению дополнительных сведений о языке и языковой системе.
Тесты, не отрицая и не заменяя собой других форм работы, могут служить хорошим к ним дополнением:
Но есть и недостатки: при частом применении тестов у учащихся не формируется: