Метод тестирования в системе педагогических измерений. Тестирование на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

История тестов началась в России, как и в других странах, в конце XIX – начала XX в. В этот период тесты широко применялись сторонниками экспериментальной педагогики, которые всячески пропагандировали их наравне с другими психометрическими методиками в педологии. Видные специалисты того времени (А.П. Болтунов, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Ф.Е. Рыбаков и др.) в своих исследованиях личности обучаемого широко использовали тесты.

Файлы: 1 файл

Тестирование на уроках РЯ.docx

— 64.72 Кб (Скачать файл)

Тесты нельзя часто использовать на уроках, так как для ребенка  это дополнительный стресс. А зачастую это связано с индивидуальными  физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной  системы, общем и психическим  состоянием испытуемого в данный момент времени.

Следовательно, планируя тестирование, необходимо предусматривать не только время его проведения и продолжительность, но и характер деятельности обследуемых до тестирования. Практика проведения тестирования показала, что визуально можно почти безошибочно определить состояние возбуждения или заторможенности. Обследуемых, у которых наблюдается проявление таких состояний, не следует допускать до данного вида работы. Однако это возможно только при индивидуальной работе. При групповом тестировании принятие таких мер весьма затруднительна, а порой и совершенно не возможно. У нас же времени на уроки русского языка отводится очень мало, поэтому учителя часто используют только коллективную форму работы.

Метод тестирования очень  удобен при подготовке учащихся, к примеру, 9 класса к итоговой аттестации. «Фонетика и графика» (звуки и буквы); «Синтаксис и пунктуация» (предложение, слово, словосочетание); «Морфология» (части речи); «Морфемика» (состав слова); «Лексика» – соответствуют и обеспечивают полноту предъявления требований к обязательной подготовке учащихся 9 класса в области филологического образования.

В современной литературе можно найти много учебных, методических новинок, направленных на повышение  уровня образования учащихся различных  ступеней обучения. В них встречаются  разнообразные виды тестовых заданий, которые каждый преподаватель вправе изменять с учетом возможностей и  способностей своего класса.

 

Виды заданий, которые можно применять в работе с учащимися на уроках русского языка:

  1. Задания с выбором ответа: односложных «да» или «нет» или одного из двух предложенных вариантов. Эти задания проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями.
  2. Задания со свободным ответом. Эти задания проверяют знание учащимися терминологии, их готовность и умение применять правила орфографии и пунктуации при решении практических задач.
  3. Задания на завершение (дополнение) высказывания. Подобные задания проверяют готовность учащихся устанавливать причинно-следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил.
  4. Задания на поиск ошибки. Эти тесты проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую «зоркость», умение применять знания в нестандартной ситуации.
  5. Тест закрытого типа. В вопросах закрытого типа выбор ответа ограничивается приведенными вариантами. При этом в каждом задании может быть один, два и более правильных ответа.
  6. Задания открытого типа предполагают самостоятельный поиск правильного ответа.

При работе с анализом текста используются различные виды тестов, так как это помогает проверить уровень усвоения детьми различных разделов русского языка. Но чаще всего при текущем контроле используются тесты со свободно конструируемыми ответами (учащиеся сами составляют короткие однозначные ответы) и тесты с выборочными ответами. Последние дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления.

 

Метод тестового  контроля с выборочными ответами

Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с  учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10 -20 минут  проверить и оценить знания всего  класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает  сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес  к предмету. Варианты заданий можно  подбирать индивидуально для  каждого, что очень важно для  психологически неустойчивых учащихся.

Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4 -5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. (Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ также считается неверным.) Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, так как при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа. Важно предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам роб уровне их знаний.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Тестирование имеет ряд преимуществ:

  • задания не столь объемны, как традиционный;
  • педагог освобождается от необходимости придумывать многочисленные варианты неверных ответов;
  • сокращается время тестирования;
  • в каждый пункт текста можно ввести не одно, а много понятий;
  • обеспечение стандартизации;
  • обеспечение индивидуальности, самостоятельность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю;
  • повышение объективности контроля и исключения субъективных факторов (усталость преподавателя и его эмоциональность или плохое настроение);
  • оперативность статистической обработки результатов контроля;
  • доступность для обучающегося к полной информации о результатах контроля;
  • обеспечение возможности быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам, выполнению заданий;
  • освобождение преподавателя от выполнения повторяющейся трудоемкой и рутинной работы по организации массового контроля;
  • обеспечение всесторонней и полной проверки;
  • обеспечение возможности обучающемуся самопроверки освоение материала в том режиме работы, как это ему удобно, доступности и равноправия всех участников тестирования.

Использование тестовых заданий является весьма эффективным  инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и  повышающим мотивацию к изучаемому предмету.


Информация о работе Метод тестирования в системе педагогических измерений. Тестирование на уроках русского языка