Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:01, курсовая работа
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. выявить особенности метода творческой импровизации;
3. определить роль метода творческой импровизации в познавательной деятельности дошкольников;
Введение
Творческая импровизация: исторический аспект
Понятие творческой импровизации, ее сущность и содержание
Влияние метода творческой импровизации на профессионализм воспитателя
Влияние творческой импровизации на познавательное развитие дошкольников
Заключение
Список литературы
Среди основ творческой импровизации особое значение имеет творческая доминанта. Она включает развитые способности одновременной концентрации и распределения внимания, развитые воображение и интуицию, творческое самочувствие (вдохновение) [25]. Творческое самочувствие представляет собой единство ряда интеллектуальных, эмоциональных и волевых состояний учителя. Его созданию способствует саморегуляция. Умение управлять своими психическими состояниями помогает импровизировать в эмоционально напряженной обстановке и основывается на чувстве ответственности за результаты воспитательного процесса, положительной психологической установке и уверенности в себе [10, 15]. Незаменимо здесь чувство юмора, которое, к тому же, рассматривается О. А. Сергеевой как эффективное педагогическое средство, приемам и правильному, уместному использованию которого вполне можно научиться.
Для качественной творческой импровизации важна педагогическая рефлексия, проявляющаяся в анализе собственных импровизационных способностей, предпочтения того или иного вида импровизации, его уместности, определения эффективности импровизации [3, 33].
Можно выделить следующие группы условий эффективности творческой импровизации:
1. Условия, являющиеся
ее предпосылками: осознание
2. Условия, определяемые
учебно-воспитательным
3. Условия, способствующие
качеству реализации
Второй связан с умениями
воспитателя свободно держаться на
людях, общаться с аудиторией; создавать
педагогические ситуации и действовать
в них; умение управлять своим психофизическим
По мнению А. А. Сляднева, сущность педагогической импровизации и ее специфика определяют тактику и стратегию целенаправленной подготовки к ней как будущих, так и практикующих педагогов.. Кратчайший путь к эффективному использованию творческой импровизации лежит через осмысление собственных попыток сиюминутного творчества. Важно соблюдать преемственность между теорией и практикой, так как наблюдается противоречие между широким использованием методик и технологий, насыщенных импровизацией и низким уровнем знаний о сущности творческой импровизации импровизации
Методологические положения гуманитарной педагогической парадигмы (Н М Борытко, И А Колесникова, JI М. Лузина и др.) о целостности человека, единстве рациональной и иррациональной составляющих в его становлении, о роли случайности и «слабых» педагогических воздействий в педагогическом процессе, об использовании в педагогическом исследовании и педагогической деятельности герменевтических методов создают необходимые основания для глубокого понимания содержательных и процессуальных характеристик педагогической импровизации. А. С. Макаренко определял импровизацию как «метод взрыва», как «немедленный анализ и немедленное действие».
Большое внимание в современной психологии педагогической науке уделяется проблемам подготовки будущего воспитателя к творческой педагогической деятельности, органичной составляющей которой выступает педагогическая импровизация. Общие вопросы развития педагогического творчества будущих воспитателей в процессе их профессиональной подготовки нашли отражение в работах В И Загвязинского, В А Кан-Калика, Ю. Н Кулюткина, А. К Марковой, М Н Скаткина, А. И Щербакова, Г. И. Щукиной и др.
Психологические аспекты проблемы подготовки к педагогическому творчеству разработаны Л. С. Выготским, И. В. Зимней, А. А. Леонтьевым, А. Пономаревым, С. Л. Рубинштейном и др.
Проблемы формирования педагогического мастерства и профессионализма, в том числе их творческой составляющей, рассмотрены в работах Ю. П. Азарова, И. Д. Багаевой, Г. Ш. Гайнутдинова, И. А. Зязюна, А. В. Мудрика и др.
Различные аспекты совершенствования педагогической техники и технологии как одного из направлений педагогического творчества раскрываются в исследованиях В. П. Беспалько, М. В. Кларина, С. А. Маврина, В. В. Серикова, Н. Е. Щурковой, В. В. Юдина и др.
Готовность будущего воспитателя
к различным видам
Все вышесказанное свидетельствует о существовании реальных противоречий между
• необходимостью в современном воспитателе, готовом к творческой импровизации, и недостаточной теоретической и практической разработанностью путей, средств и условий подготовки такого воспитателя.
Одновременно с теоретическими
сформировались и практические предпосылки,
способствующие разработке целостной
модели подготовки будущих воспитателей
к импровизации в профессионально-
Отсутствие умения импровизировать
в процессе педагогической деятельности
порождает формализм, напряженность,
делая процесс воспитания навязчивым,
непритягательным и безжизненным. В
импровизации проявляются общекультурный
уровень и личные качества педагога (педагогическая
техника, такт, творческая доминанта, внимание,
воображение, поиск, вдохновение, юмор
и т.п.).
В импровизации
важное место принадлежит вниманию и воображению
педагога. Специфика педагогического
внимания состоит в особом распределении
внимания педагога:
с одной стороны, внимание должно быть рассеяно по многочисленным объектам,
с другой — устойчиво сконцентрировано на непрерывном анализе решаемых воспитательно - образовательных задач.
Распределённость внимания помогает педагогу «улавливать» момент начала возможной импровизации, неожиданные повороты в течение общения, реакцию воспитанников, родителей, на такие повороты. Концентрация внимания способствует выбору пути осуществления импровизации, эффективности её публичного протекания и оперативному анализу её результатов.
Анализ педагогической практики
показал, что 38% воспитателей не осознают
необходимости педагогической импровизации
как компонента профессиональной готовности,
54% воспитателей не могут обоснованно
пояснить сущность и назначение импровизации
в профессиональной деятельности педагога,
76% считают слабым местом в педагогическом
обучении подготовку к импровизации
в спонтанно возникающих
В этих случаях
педагогическое воображение способствует
зарождению новых педагогических идей,
выбору путей, средств и форм их практического
осуществления.
Однако возможности
Можно ли обучать педагогов импровизации?
Да, можно, двумя основными путями:
1) специально организованными тренингами;
2) вкраплением метода
импровизации в воспитательно-
Процесс педагогической импровизации состоит из трех этапов.
Первый этап - педагогическое озарение (толчок, импульс изнутри, вспышка, озаряющая новую, необычную идею, мысль). Такое мгновение прихода педагогической идеи при условии сиюминутной ее реализации и является началом импровизации.
Второй этап - мгновенное осмысление педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации. На этом этапе принимается решение: быть или не быть импровизации?
Рождение идеи возникает интуитивно, а путь ее воплощения выбирается интуитивно логически.
Третий этап - публичное воплощение педагогической идеи. Здесь осуществляется зримый процесс импровизации, ее видимая часть. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность импровизации. какие бы блестящие идеи ни приходили в голову воспитателю, какое бы многообразие вариантов он мгновенно не просчитывал, в них не будет большого смысла, если он не сумеет это публично педагогически значимо воплотить.
Проанализировав свою педагогическую
деятельность, в роли старшего воспитателя,
на протяжении ряда лет, пришла к выводу,
что для активизации
«Проектно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении», практическая часть в форме педагогической импровизации “Знатоки проектно-исследовательского метода”, целью которой являлось обеспечение условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы;
Также используем игровое проектирование, анализ конкретной ситуации, игры-провокации, в которых без импровизации не выйти из сложившейся ситуации.
Педагогические ситуации являются составной частью педагогического процесса, через которую педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Их педагогам приходиться решать ежедневно. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом и играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, который бережно хранит всю жизнь, и составляет профессиональное богатство любого педагога.
Информация о работе Метод творческой импровизации в познавательной деятельности дошкольников