Метод творческой импровизации в познавательной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. выявить особенности метода творческой импровизации;
3. определить роль метода творческой импровизации в познавательной деятельности дошкольников;

Содержание работы

Введение
Творческая импровизация: исторический аспект
Понятие творческой импровизации, ее сущность и содержание
Влияние метода творческой импровизации на профессионализм воспитателя
Влияние творческой импровизации на познавательное развитие дошкольников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Метод творческой импровихации.docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

Среди основ творческой импровизации особое значение имеет творческая доминанта. Она включает развитые способности одновременной концентрации и распределения внимания, развитые воображение и интуицию, творческое самочувствие (вдохновение) [25]. Творческое самочувствие представляет собой единство ряда интеллектуальных, эмоциональных и волевых состояний учителя. Его созданию способствует саморегуляция. Умение управлять своими психическими состояниями помогает импровизировать в эмоционально напряженной обстановке и основывается на чувстве ответственности за результаты воспитательного процесса, положительной психологической установке и уверенности в себе [10, 15]. Незаменимо здесь чувство юмора, которое, к тому же, рассматривается О. А. Сергеевой как эффективное педагогическое средство, приемам и правильному, уместному использованию которого вполне можно научиться.

Для качественной творческой импровизации важна педагогическая рефлексия, проявляющаяся в анализе собственных импровизационных способностей, предпочтения того или иного вида импровизации, его уместности, определения эффективности импровизации [3, 33].

Можно выделить следующие  группы условий эффективности творческой импровизации:

1. Условия, являющиеся  ее предпосылками: осознание воспитателем необходимости качественной импровизации; применение в ее процессе домашних заготовок; развитость (активность) мышления педагога; развитость его внимания и воображения; состояние творческого поиска.

2. Условия, определяемые  учебно-воспитательным процессом:  наличие соучастников импровизации; степень внезапности, сиюминутности  и новизны создаваемого с точки  зрения свидетелей; состояние воспитанников; органичность вхождения импровизации в учебно-воспитательный процесс, качество импровизации (педагогическая значимость, решение с ее помощью педагогических задач); плавный переход от импровизации к ранее запланированному фрагменту деятельности.

3. Условия, способствующие  качеству реализации импровизации, состоят из двух блоков. Первый  из них связан со знаниями педагога: хорошее знание, свободное владение материалом; высокая общая культура и эрудиция; психолого-педагогическая и методическая подготовка.

Второй связан с умениями воспитателя свободно держаться на людях, общаться с аудиторией; создавать педагогические ситуации и действовать в них; умение управлять своим психофизическим состоянием; умение держать паузу (для обдумывания и привлечения внимания воспитаников); умение "не скрывать" процесс рождения удачной, свежей, возможно парадоксальной мысли; умение вовлечь детей в соавторы этого процесса; умение акцентировать педагогически значимые моменты в импровизации и в особенности ее кульминацию; умение логично заканчивать импровизацию (в одном случае, это может выглядеть в форме словесного вывода, в другом - достаточно выразительного взгляда и т.д.,); умение делать мягкий переход к ранее запланированному фрагменту деятельности.

По мнению А. А. Сляднева, сущность педагогической импровизации и ее специфика определяют тактику и стратегию целенаправленной подготовки к ней как будущих, так и практикующих педагогов.. Кратчайший путь к эффективному использованию творческой импровизации лежит через осмысление собственных попыток сиюминутного творчества. Важно соблюдать преемственность между теорией и практикой, так как наблюдается противоречие между широким использованием методик и технологий, насыщенных импровизацией и низким уровнем знаний о сущности творческой импровизации импровизации

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние метода творческой импровизации на профессионализм воспитателя

Методологические положения  гуманитарной педагогической парадигмы (Н М Борытко, И А Колесникова, JI М. Лузина и др.) о целостности человека, единстве рациональной и иррациональной составляющих в его становлении, о роли случайности и «слабых» педагогических воздействий в педагогическом процессе, об использовании в педагогическом исследовании и педагогической деятельности герменевтических методов создают необходимые основания для глубокого понимания содержательных и процессуальных характеристик педагогической импровизации.  А. С. Макаренко определял импровизацию как «метод взрыва», как «немедленный анализ и немедленное действие».

Большое внимание в современной  психологии педагогической науке уделяется  проблемам подготовки будущего воспитателя  к творческой педагогической деятельности, органичной составляющей которой выступает  педагогическая импровизация. Общие  вопросы развития педагогического  творчества будущих воспитателей в  процессе их профессиональной подготовки нашли отражение в работах В И Загвязинского, В А Кан-Калика, Ю. Н Кулюткина, А. К Марковой, М Н Скаткина, А. И Щербакова, Г. И. Щукиной и др.

Психологические аспекты  проблемы подготовки к педагогическому  творчеству разработаны Л. С. Выготским, И. В. Зимней, А. А. Леонтьевым, А. Пономаревым, С. Л. Рубинштейном и др.

Проблемы формирования педагогического  мастерства и профессионализма, в  том числе их творческой составляющей, рассмотрены в работах Ю. П. Азарова, И. Д. Багаевой, Г. Ш. Гайнутдинова, И. А. Зязюна, А. В. Мудрика и др.

Различные аспекты совершенствования  педагогической техники и технологии как одного из направлений педагогического  творчества раскрываются в исследованиях В. П. Беспалько, М. В. Кларина, С. А. Маврина, В. В. Серикова, Н. Е. Щурковой, В. В. Юдина и др.

Готовность будущего воспитателя  к различным видам педагогической деятельности, в том числе и  к педагогическому творчеству, анализируется  в трудах известных психологов (Б  Г Ананьев, Л. А Кандыбо-вич, А Н Леонтьев, А К Маркова, С Л Рубинштейн и др.) и педагогов (М И Дьяченко, В А Сластенин, А И Щербаков и др.).

Все вышесказанное свидетельствует  о существовании реальных противоречий между

• необходимостью в современном воспитателе, готовом к творческой импровизации, и недостаточной теоретической и практической разработанностью путей, средств и условий подготовки такого воспитателя.

Одновременно с теоретическими сформировались и практические предпосылки, способствующие разработке целостной  модели подготовки будущих воспитателей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности. К ним относятся  принятие Концепции модернизации российского  образования до 2010 г., законов РФ «Об образовании» 1992 г., «О высшем и  послевузовском профессиональном образовании» 1996 г и других нормативных документов, где обосновывается социальный запрос на воспитателя, творчески, нестандартно подходящего к своей деятельности, способного решать самые разнообразные  педагогические задачи.

Отсутствие умения импровизировать  в процессе педагогической деятельности порождает формализм, напряженность, делая процесс воспитания навязчивым, непритягательным и безжизненным. В импровизации проявляются общекультурный уровень и личные качества педагога (педагогическая техника, такт, творческая доминанта, внимание, воображение, поиск, вдохновение, юмор и т.п.).  
        В импровизации важное место принадлежит вниманию и воображению педагога. Специфика педагогического внимания состоит в особом распределении внимания педагога:

с одной стороны, внимание должно быть рассеяно по многочисленным объектам,

с другой — устойчиво сконцентрировано на непрерывном анализе решаемых воспитательно - образовательных задач.

Распределённость внимания помогает педагогу «улавливать» момент начала возможной импровизации, неожиданные повороты в течение общения, реакцию воспитанников, родителей, на такие повороты. Концентрация внимания способствует выбору пути осуществления импровизации, эффективности её публичного протекания и оперативному анализу её результатов.

Анализ педагогической практики показал, что 38% воспитателей не осознают необходимости педагогической импровизации как компонента профессиональной готовности, 54% воспитателей не могут обоснованно  пояснить сущность и назначение импровизации в профессиональной деятельности педагога, 76% считают слабым местом в педагогическом обучении подготовку к импровизации в спонтанно возникающих педагогических ситуациях.  
          В этих случаях педагогическое воображение способствует зарождению новых педагогических идей, выбору путей, средств и форм их практического осуществления.

Однако возможности педагогической импровизации в профессиональной деятельности педагогов используются далеко не полностью. Педагоги либо предпочитают действовать  по образцу, алгоритму, шаблону, либо, оказавшись в нестандартной ситуации взаимодействия с воспитанниками, родителями действуют  бессистемно, ситуативно, без опоры  на теоретические знания, и тот  и другой путь зачастую не приводит к педагогически целесообразному  результату. Так, по данным опроса, проведенного нами, только 23% воспитателей утверждают, что систематически импровизируют  в своей профессиональной деятельности, чуть более трети считают свои импровизации эффективными. Педагогам  с большим стажем педагогической деятельности импровизировать легче, чем начинающим коллегам. Молодые педагоги испытывают значительные затруднения при принятии профессиональных решений, моделировании нестандартных способов профессиональных действий, технологической разработке новых методических процедур.

Можно ли обучать педагогов  импровизации?

Да, можно, двумя основными  путями:

1) специально организованными  тренингами;

2) вкраплением метода  импровизации в воспитательно-образовательную деятельность.

Процесс педагогической импровизации состоит из трех этапов.

Первый этап - педагогическое озарение (толчок, импульс изнутри, вспышка, озаряющая новую, необычную  идею, мысль). Такое мгновение прихода педагогической идеи при условии сиюминутной ее реализации и является началом импровизации.

Второй этап - мгновенное осмысление педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации. На этом этапе  принимается решение: быть или не быть импровизации?

Рождение идеи возникает  интуитивно, а путь ее воплощения выбирается интуитивно логически.

Третий этап - публичное  воплощение педагогической идеи. Здесь  осуществляется зримый процесс импровизации, ее видимая часть. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность  импровизации. какие бы блестящие идеи ни приходили в голову воспитателю, какое бы многообразие вариантов он мгновенно не просчитывал, в них не будет большого смысла, если он не сумеет это публично педагогически значимо воплотить.

Проанализировав свою педагогическую деятельность, в роли старшего воспитателя, на протяжении ряда лет, пришла к выводу, что для активизации деятельности педагогического коллектива при  подготовке  к очередному  методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события важно знать основные методы и формы активизации педагогов, поэтому   включаем  в педсоветы, семинары-практикумы, беседа за круглым столом метод импровизации.  Нами были подобраны практические части к педагогическим советам на темы:

«Проектно-исследовательская  деятельность в дошкольном учреждении», практическая часть в форме педагогической импровизации “Знатоки проектно-исследовательского  метода”, целью которой являлось обеспечение  условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы;

  • «Речевая активность детей дошкольного возраста» с включением импровизации «Телефонный разговор»;
  • «Педагогическая этика» с практической частью в форме педагогической импровизации “Деловая почта руководителя”, целью которой является умение выстроить цепочку решений;
  • семинар-практикум «Как преуспеть в профессии» с использованием мозгового штурма, целью которого является получение от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени;
  • семинар - практикум «Обучаем детей элементарной математике» с  практической частью дискуссия «Математика глазами родителей»;
  • творческая  мастерская «Взаимодействие с родителями -  эффективное средство воспитания у детей  здорового образа жизни» с использованием метода модерации, который позволяет сохранить возможность для импровизации, дает возможность каждому педагогу высказаться;
  • брифинг «Детские нехочухи»   раскрепощает педагогов в решении детских ситуаций и принятии единственно правильного решения, которое важно для ребенка;
  • тренинг «Перефразирование»  позволил педагогам включение в процесс «внутренней активности», использование импровизации;
  • «Защитим права детей» с использованием технологии SWOT –анализа, который позволяет провести подробный анализ  обсуждаемых проблем с помощью матрицы. Каждое отдельно взятое решение помогает в решении проблем.

Также используем игровое  проектирование, анализ конкретной ситуации, игры-провокации, в которых без  импровизации не выйти из сложившейся  ситуации.

Педагогические ситуации  являются  составной частью педагогического  процесса, через которую педагог  управляет педагогическим процессом  и педагогической системой. Их педагогам  приходиться решать ежедневно. Значение педагогических ситуаций огромно. Они  концентрируют в себе все достоинства  и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом  и играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, который бережно  хранит всю жизнь, и составляет профессиональное богатство любого педагога.

Информация о работе Метод творческой импровизации в познавательной деятельности дошкольников