Метод творческой импровизации в познавательной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. выявить особенности метода творческой импровизации;
3. определить роль метода творческой импровизации в познавательной деятельности дошкольников;

Содержание работы

Введение
Творческая импровизация: исторический аспект
Понятие творческой импровизации, ее сущность и содержание
Влияние метода творческой импровизации на профессионализм воспитателя
Влияние творческой импровизации на познавательное развитие дошкольников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Метод творческой импровихации.docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии  в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать  стихийно в процессе проведения образовательной  деятельности, экскурсии. Где как  ни здесь необходима педагогическая импровизация.

Классификация педагогических ситуаций:

  • по месту возникновения и протекания (на образовательной деятельности, на улице, в детском саду и т.д.);
  • по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
  • по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
  • по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);
  • по участникам (воспитатель- ребенок, воспитатель-родитель, воспитатель – представитель администрации и т.д.);
  • по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические).

Большинство ситуаций носит  коммуникабельный характер -ситуации общения.

Проблемные ситуации порождают  познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством  уже имеющихся знаний и выработанных способов действия.

Далеко не все ситуации можно и нужно проектировать. Вот  поэтому в  педагогическом процессе всегда должно быть место  для импровизации. Педагогическая импровизация - интуитивно-логический процесс создания и исполнения педагогически значимых элементов творческой деятельности.

С одной стороны, творческую импровизацию можно охарактеризовать как фрагмент педагогической деятельности, в котором педагог в процессе решения предварительно не планируемой педагогической задачи экспромтом осуществляет творческую трансформацию педагогических знаний, умений и способностей.

С другой стороны, творческая импровизация создает условия для творческого саморазвития педагога. В условиях творческой импровизации идет процесс самоактуализации и мобилизации творческих сил и способностей педагога.

Наличие индивидуального  стиля педагогической деятельности педагога - признак сформировавшейся личности. Стиль деятельности педагога является основой для зарождения индивидуальной педагогической системы.

Проведение импровизации эффективно в заключительной части  методического мероприятия. Творчески  организованная методическая работа обеспечит  профессиональный  рост педагогического мастерства, будет совершенствовать умения в разрешении реальных педагогических проблем, нацелит их на использование своих знаний в конкретных ситуациях и поможет им провести самоанализ деятельности, повысит интерес, вызовет высокую активность.

Даются советы педагогам по использованию метода импровизации в работе, объясняем когда и где можно использовать импровизацию?

  1. При обучении родителей практическим навыкам педагогической помощи.- разъясняет важность совместной работы семьи и детского сада.
  2. В общении и совместной деятельности с детьми.- варьирует содержание, формы и методы конкретной ситуации.
  3. В организации сюжетно-ролевых игр с детьми.

Какие приемы эффективнее  использовать?

  1. Игровой мотив.
  2. Мини-рассказы.
  3. Средства выразительности – мимика, жесты, движения и т.д.
  4. Использование музыки, живописи – обеспечивает поддержку ребенка, его личностного роста и развития.
  5. Театрализованная деятельность, которая  включает в себя как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

 

 Важной характеристикой  поведения воспитателей  является  стиль речи. Профессионально важно умение педагога этически грамотно формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать личное мнение – положительное, отрицательное, нейтральное, побуждать к определенной деятельности, выражать эмоции – согласие, несогласие, радость, огорчение, благодарность, организовывать диалог таким образом, чтобы взаимодействие с собеседником  естественно и непринужденно перерастало официальные рамки, трансформируясь в межличностное общение.

Педагогический этикет обязывает  педагогов  к конкретной адресованности речи. Опытные воспитатели   умело модифицируют  свои высказывания, находят им точную экспрессивную окраску с учетом возрастного, индивидуального своеобразия собеседника и коммуникативной ситуации.

Еще одна -   имидж современного педагога. А ведь имидж – своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

Часто педагог теряет авторитет  своих подопечных потому, что неинтересен  как личность. А без интереса к  личности воспитателя, который является средством  активизации интереса к детскому саду. Именно воспитанники  дают энергию жизни воспитателя, а воспитатель  дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ  педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен  педагог, он просто обязан постоянно  совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный  имидж. Правильно выбранный тон  разговора, тембр голоса, изящество  движений во многом определяет тот  образ, в котором мы предстаем  перед воспитанниками, родителями, коллегами. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.

Педагог всегда ощущает недостаток средств для своей профессиональной деятельности. Многие из них пробуют изучать опыт коллег, применять ту или иную педагогическую технологию. Но это не всегда удается, т.к. не всякий чужой опыт срастается с личными возможностями педагога. Несмотря на это, опыт педагогов-новаторов весьма поучителен, хотя бы тем, что является примером зарождения и развития индивидуальных педагогических систем в условиях единообразия практической педагогики.

Таким образом, в результате проведенного мониторинга «Повышение профессионального мастерства»  методом импровизации выявили следующее: - 77% педагогов осознанно используют в своей работе метод импровизации во взаимодействии с детьми и родителями; 23% молодых специалистов могут обоснованно пояснить сущность и назначение импровизации в профессиональной деятельности педагога, но не применяют.

       Итак, практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок, а отдача максимальна, если при его проведении использовать метод импровизации включения педагогов в активную работу.

Овладение умением творческой импровизации— один из путей восхождения к педагогическому мастерству. Педагогический коллектив, способный к импровизации  всегда создаст здоровую обстановку в коллективе, и пиар детскому саду.

В воспитательной и обучающей  деятельности педагога  всегда есть место творчеству, которое чаще всего  реализуется на основе его педагогической импровизации.

Педагог не просто имеет  право на импровизацию, он не имеет  права не импровизировать, он обязан постоянно работать над собой, чтобы  находиться в состоянии импровизационной готовности, готовности творить и  искать наилучшие решения ради того, чтобы полно и эффективно воплотить  задуманное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние творческой импровизации на познавательное развитие дошкольников

Воспитательные возможности творческой импровизации педагога огромны. Они могут удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Воспитатель по средствам метода творческой импровизации знакомит дошкольников с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело ставя вопросы побуждает думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик образов, которые воспитатель использует в импровизации собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.

Творческая импровизация воспитателя  является источником развития у дошкольников чувств, глубоких переживаний и открытий, приобщает его к духовным ценностям.  Также развивается эмоциональная сфера ребёнка, так как воспитатель, включая детей в внезапно созданную ситуацию заставляет детей сопереживать разыгрываемые события. « В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые ». Таким образом, творческая импровизация – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов. Творческая импровизация позволяет формировать у дошкольников опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая импровизационная ситуация всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Творческая импровизация позволяет ребёнку решать проблемные ситуации. Таким образом, импровизационные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка дошкольного возраста.

Поэтому именно ипровизационная деятельность воспитателя позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания:

  1. Развивать устойчивый интерес к импровизационной    деятельности воспитателя.
  2. Расширять представления детей об окружающей действительности.
  3. Обогащать и активизировать словарь детей.
  4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  5. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
  6. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
  7. Развивать умение использовать игровые импровизации в
  8. самостоятельной деятельности.

Таким образом, творческая импровизация воспитателя – это неисчерпаемый  источник развития чувств, переживаний  и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.    

Следует отметить значение метода творческой импровизации в установлении дисциплины в детском саду.

Немного остановимся на этом вопросе.

Дисциплина на занятии проявляется в умении воспитателя привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности.  И именно творческая импровизация поможет решить этот вопрос.

Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка  в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес  к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства  и готовности включаться в игру.

Творческая импровизация воспитателя  направлена на пробуждение любопытства к происходящему и, следовательно, мобилизирует детское внимание.

Импровизационный  момент служит хорошей завязкой для начала занятия. Но до этого детей нужно собрать вокруг себя и добиться тишины. Многие воспитатели используют традиционные методы, например свисток, колокольчик или бубен.

В школе о начале урока оповещает  звонок. Звонок - это специальный  сигнал, о значении которого детям  сообщают, когда они начинают учиться. Педагоги детского сада часто используют в своей работе колокольчик - с  той же целью. Колокольчик сигналит - значит, нужно отложить свои занятия  и собраться вокруг педагога.  Но не всегда это эффективно.  Многие педагоги не просто звенят в колокольчик, но и сильно кричат при этом, таким образом, проявляя свой непрофессионализм.

А теперь можно привести пример как же творческая импровизация воспитателя по - другому  повлияет на решение этой проблемы.  Дети  очень шумят и не поддаются никаким замечаниям, и тут воспитатель включает в процесс творческую импровизацию -  начинает мяукать. Это не сможет не заинтересовать детей, и они начнут затихать и прислушиваться.  И уже потом воспитатель может развернуть эту ситуацию для решения  определенных задач. В этом случае - развить представления дошкольников о различных голосах животных.  И таких имровизационных моментов может быть сколько угодно. Главное вжиться в образ так, чтобы поверили не только вы, но конечно же дети.

Добиться тишины намного легче, чем управлять ею. А теперь после того, как дети собрались и заняли места, перед педагогом стоит другая задача - установление тишины. То есть от каждого ребенка требуется добиться молчания. Молчание - состояние, противоположное крику. Вместо того чтобы стучать, топать и взывать на повышенных тонах: «Тихо! Тихо! Тихо! », педагог может сыграть на этом противостоянии, объявив себя Повелителем звука (Дирижером шума, Феей громкости и т. п.) . - Представьте себе, - говорит педагог, - что моя ладонь – это громкоговоритель. Если я ее широко раскрываю, оттуда доносится громкий звук. Если я собираю пальцы в щепотку, звук становится тише. Если я сжимаю кулак, звук замолкает. Сейчас вы будете произносить звук «А». Но внимательно следите за движениями моей ладони.

Информация о работе Метод творческой импровизации в познавательной деятельности дошкольников