Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 12:17, курсовая работа
Объектом исследования является формирование каллиграфических навыков младших школьников. Предмет: пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологических, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младшими школьниками;
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 01 Глава 1. Психофизиологические, педагогические и гигиени
ческие основы обучения письму …………………………………………………………… 02
1. 1. Психофизиологические особенности формирования
графических навыков письма …………………………………………………………… 03
1. 2. Педагогические принципы обучения письму …………………… 04
1. 3. Гигиенические условия письма ………………………………………………… 05
Глава 2. Методические аспекты проблемы формирования
каллиграфических навыков младших школьников ……………………… 06
2. 1. Некоторые сведения из истории чистописания …………… 07
2. 2. Цели и задачи обучения чистописанию ……………………………… 08
2. 3. Методические приемы обучения каллиграфическим
навыкам письма …………………………………………………………………………………………… 09
2. 4. Основы формирования графического навыка младших
школьников ……………………………………………………………………………………………………… 10
2. 5. Система работ по формированию графических навы
ков младших школьников ……………………………………………………………………… 11
2. 6. Анализ графических ошибок при письме. Причины,
способы их предупреждения и исправления ………………………… 12
Глава 3. Состояние реализации вопроса в практике ………………… 13 3. 1. Анализ УМК по данной проблеме ……………………………………………… 14
3. 2. Пути оптимизации каллиграфических навыков в
начальной школе ………………………………………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 16 Библиография ………………………………………………………………………
Целью данного проекта явилось
описание систем работы по формированию
у учащихся каллиграфического навыка
письма, то есть четкого разборчивого
почерка. Для эффективности данной работы
необходимо проверить уровень сформированности
каллиграфических умений и навыков на
практике в ходе эксперимента. Для проведения
исследования был выбран 2б класс, школы
№11 г. Абакана. Детям были предложены следующие
задания: контрольное списывание текста
с доски;
письмо текста на слух.
Взяты следующие тексты.
Текст 1.
Румяной зарею покрылся восток,
В селе за рекою потух огонек.
Росой окропились цветы на полях.
Стада пробудились на мягких лугах.
(А. Пушкин)
Текст 2.
Тетерев.
Очень красивый этот лесной
петух. Хвост косицами, сам весь черный,
а брови красные-красные. Ноги короткие,
все в перышках, будто в валенках, чтобы
зимой не мерзли.
(Е. Чарушин)
Проанализировав работы всего класса, для дальнейшего эксперимента были отобраны 5 учеников со следующими недостатками письма: разная величина букв, несоблюдение строки, искажение формы букв и способов соединения, расстояния между буквами, несоблюдение гигиенических правил при письме. Полученные данные оформлены в таблице Приложения 11.
В соответствии с недостатками почерков учащихся была намечена следующая система работы по формированию графических навыков и исправлению недостатков формирующихся почерков у младших школьников.
Использование альбома с письменными буквами и их элементами, предложенного методистом Н. А. Федосовой, для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующим воспроизведении формы букв (см. Глава 2, п. 5).
Детям было предложено сначала обвести пальчиком, затем палочкой (или обратным концом ручки) по методу Н. А. Зайцева букву (см. Глава 2, п. 5), затем нахождение элементов буквы в кармане и наложение их на букву, и лишь затем, написание буквы в тетради. В основе этой работы– прием списывания с готового образца и анализа формы буквы. Отработка правильной величины букв и расстояния между ними основана на приемах работы учителей-методистов Потаповой Е. Н. и Илюхиной В. А. Учащимся были предложены такие задания как: письмо букв с помощью трафарета Потаповой Е. Н. (см. Глава 2, п. 5). При выполнении этого задания у учащихся создается в памяти образ заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений, вырабатывается правильный наклон букв, направление письма, написание буквы и ее элементов.
Другое задание по отработки величины букв и расстояния между ними было предложено В. А. Илюхиной: написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты (см. Глава 2, п. 5).
Таким образом отрабатывается высота строчной и заглавной букв и расстояние между буквами.
Задания на отработку умения делить линию на две-три равных части. Это умение помогает при написании таких букв, как __, __, __, __, __, __ - особенно, а при соединении всех букв абсолютно необходимо уметь находить эти части. Для отработки способа соединения был взят алгоритм отработки соединений букв Н. Г. Агарковой, которая выделяет 3 вида соединений: верхнее, нижнее и среднеплавное (см. Глава 2, п. 5).
Также учащимся были предложены задания на индивидуальных карточках (см. Приложение 12). Оно было заключительным.
Они были использованы для исправления всех недостатков письма у этих учащихся. Сначала учащимся предложили написать в воздухе задание с карточки–прием воображаемого письма (см. Глава 2, п. 3). Затем обвести образец через кальку–копировальный способ (см. Глава 2, п. 3), сделать анализ формы буквы (см. Глава 2, п. 3), то есть разложить ее на составляющие, зрительновыделяемые элементы, составить из них букву. Потом учитель показывает, как правильно пишется буква и ее соединение с другими буквами–этот прием, прием показа учителем процесса письма и объяснения способов написания букв, слогов, и так далее, является главным, основным, определяющим (см. Глава 2, п. 3). Все ученики видят и запоминают процесс правильного написания, затем ученик списывает с образца учителя на доске или с индивидуальной карточки. Списывание учащимися с готового образца– это еще один методический прием, использованный для проведения эксперимента. В течение выполнения всех заданий учащимся напоминалось о правильной посадке, о положении тетради, ручки в руке и так далее. Таким образом контролировалось соблюдение гигиенических правил письма.
После проведения индивидуальной систематической работы с учащимися был сделан контрольный срез с учащимися всего класса и с учащимися, участвующими в эксперименте. Из контрольного среза видна разница между учащимися–участниками эксперимента и остальными учащимися класса. Работы экспериментуемых резко отличались от работ остальных учащихся: у них практически отсутствовали каллиграфические ошибки (см. Глава 2, п. 4). Также было выявлено, что недостатки их формирующихся почерков исправились:
Аешин К. : научился писать букву “К” без искажений, высота надстрочных элементов стала одинаковой; Иванов П. : правильно стал писать нижние соединения;
Рослякова Н. : красиво пишет нижние петли строчных букв “у”, “д”, “з”; Ударцева С. : лучше стала писать буквы округлой формы “о”, “с”, “ф”, “а”; Бабурин П. : научился разграничивать высоту заглавных и строчных букв.
Таким образом, из проведенной работы видно, что при индивидуальной систематической работе с учащимися учитель может не только сформировать каллиграфический навык, но и на ранних этапах предупредить и исправить недостатки в их письме, опираясь на разработанные современные эффективные методики обучения письму. Но современному учителю для достижения наилучших результатов необходимо владеть как можно большим количеством методик обучения каллиграфии, комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка своего класса.
Проведенное исследование убедило нас в том, что совершенствование процесса формирования каллиграфических навыков возможно и оно может быть достаточно эффективным. Принимая во внимание результаты экспериментальных работ, и, обобщив материалы, разработанные по данному вопросу в психологии, педагогике, физиологии, методике, мы вышли на пути оптимизации работы над усвоением каллиграфических умений и навыков в начальной школе, предназначенные для учителей, родителей, завучам по начальным классам и других. Одним из путей оптимизации является организация обучения по новым подходам Илюхиной“Письмо с секретом”, Потаповой, Агарковой и других, суть которых изложена в пункте 5 главы 2. Для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования каллиграфических навыков учителю необходимо:
учитывать психофизиологические
особенности младших школьников в целом
и учащихся своего класса, его отдельных
групп;
учитывать гигиенические условия;
учитывать специфику учебного
материала и дидактических задач урока;
знать потенциальные возможности данного
УМК и путей повышения эффективности учебных
упражнений;
знать технику работы над усвоением графического
навыка.
На обучение младших школьников могут быть направлены следующие аспекты профессиональной деятельности конкретного учителя:
Развитие у младшего школьника потребности и положительной мотивации: а) понимания роли изучаемого; б) воспитание доброжелательного настроя в коллективе, похвала и поддержка со стороны учителя и общественная поддержка каждого;
Отбор методов, приёмов и форм обучения, выбор соответствующего по содержанию дидактического материала: а) обоснованное разнообразие активных методов и приемов работы учителя и учащихся, выбор частично-поисковых и исследовательских методов и прочее; б)использование разнообразных форм организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальные, групповые, работы в парах, коллективные и так далее; в) использование приемов, стимулирующих активность учащихся: речевая ситуация, игра и так далее; г) опора на чувственное восприятие языка, использование зрительной и слуховой наглядности: памятки, плакаты, таблицы и так далее; д) дидактический материал (занимательный материал) и так далее; е) подбор дидактического материала с нарастающим уровнем сложности и увеличивающимся развивающим потенциалом; ж) свободная атмосфера на уроке, помощь со стороны учителя, сотрудничество учителя с учащимися; Совершенствование содержания используемого материала: а) увеличение заданий, требующих интеллектуальных операций, направленных на развитие абстрактного мышления учащихся; б) использование ситуаций, взятых из повседневной жизни ребенка;
система контроля и оценки умения и навыков учащихся в процессе формирования графического навыка: а) отказ от выставления отрицательных оценок; б) тщательное разграничение ошибок и применение различных приемов для их преодоления; в) использование различных форм оценок (отметка, поощрение, слово учителя и так далее); г) формирование навыков самоконтроля; д) использование дифференцирующих заданий; е) использование творческих заданий; изменение и совершенствование характера содержания и форм проверки домашнего задания: а) использование учебника; б) усиление элемента творчества; в) разнообразные формы проверки: взаимопроверка, проверка с использованием ТСО, использование дидактических карточек и так далее.
Руководителю методического объединения и завучу по начальным классамрекомендуем усилить организацию внутришкольной методической работы по проблеме и контроль за ходом ее реализации в практике. С этой целью: провести на МО анализ содержания работы за истекшие годы и включить вопросы, снимающие эти недостатки;
создать внутришкольную методическую
копилку по усовершенствованию усвоения
каллиграфических умений и навыков;
создать библиографию по проблеме;
внедрять новации, существующие в методике, с учетом особенностей школы; систематически анализировать работу и подводить итоги по данному вопросу на МО.
Для улучшения психолого-педагогической подготовки практикующих учителей, содержательно-процессуальной, методической стороны их деятельности по оптимизации формирования каллиграфических навыков рекомендуетсяорганизаторам пост вузовского повышения профессионального мастерства педагоговналадить систему повышения квалификации учителей начальных классов, включающих в себя организацию разнообразных мероприятий, к числу которых относятся подготовка методических, дидактических пособий учебно-методической литературы, публикаций в педагогической печати по опыту работы, а также проведение семинаров и научно-практических конференций с рассмотрением вопросов теории и практики по данной проблеме, обобщением опыта работы учителей. Профессиональную подготовку следует начать с момента обучениябудущего учителя, например, посредством проведения спецкурса: “Оптимизация формирования каллиграфических умений и навыков в начальных классах как психолого-педагогическая и методическая проблемы”.
Анализируя программы и прописи,
можно сделать вывод, что весь курс формирования
графических навыков можно разделить
на 3 этапа:
I этап: подготовительный (элементный);
II этап: основной (буквенный);
III этап: заключительный (послебуквенный).
Характеристики каждого из
этапов работы изложены выше (см. Глава
3, п. 1). Еще одним из путей оптимизации
будет предупреждение каллиграфических
ошибок при письме (см. Глава 2, п. 6) и недостатках
формирующихся почерков у учащихся. Из
проведенного эксперимента видно, что
при индивидуальной работе с учащимися
учитель может на ранних этапах предупредить
и исправить недостатки в письме. Таким
образом, несмотря на разные изменения
в системе обучения каллиграфии, произошедшие
за последнее десятилетие, процесс формирования
умения писать буквы остается сложным.
Поиски путей дальнейшей оптимизации
этого процесса, безусловно, будут продолжаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, когда наша школа переживает период реформы, необходимо наметить дальнейшие перспективы методики формирования графических навыков письма.
Методика обучения чистописанию постоянно развивается. Причины изменения методики разнообразны. Прежде всего это изменения потребностей общества в оформлении мыслей в письменной форме (от писцов - к книгопечатанию, от письменного оформления документов–к машинописи, магнитофонной и стенографической записи и так далее). Изменение орудий и материалов письма тоже вело к изменениям в методах обучения. Также оказывал влияние на методику обучения каллиграфическим навыкам письма и возраст начинающего обучению письму.
Необходимо отметить, что на методику обучения чистописанию оказывает влияние и опыт такого обучения в других странах. Такое влияние иногда носит характер слепого заимствования, моды, а иногда и действительно обогащает процесс обучения, во всяком случае на том этапе, который соответствует потребностям общества в данный период. Так, перенос письма по частой сетке из Германии в ряд стран был связан с потребностями более широкого развития каллиграфического письма в конце 19 столетия. Снятие косой сетки в тех же странах было связано с гигиенической оценкой ее применения и с переоценкой ее значения для формирования навыков красивого письма.
Другим примером влияния методов обучения одних стран на другие можно считать перенос из Англии курсивного безотрывного письма с верхним поворотом в овальных и полуовальных буквах.
Основными источниками обогащения, а иногда и ухудшения методических приемов являются в основном следующие:
выводы и рекомендации, полученные
в практическом обучении каллиграфическим
навыкам письма. Эти выводы делаются на
основе своего наблюдения или обобщения
опыта других учителей. Надо сказать, что
это очень важный источник обогащения
методики чистописания. Так, в начале 20
века И. Е. Евсеевым было создано замечательное
пособие по чистописанию. Впоследствии
появились методические рекомендации
Е. В. Гурьянова и Е. Н. Соколовой.
Перенесение опыта обучения чистописанию
из других стран.
Изменения, вносимые в методику на основе широкого или узкого лабораторного эксперимента (методического, психологического, гигиенического).
Так, определенные предложения по первоначальному обучению письму были внесены Е. В. Гурьяновым на основе как лабораторных экспериментов, так и экспериментального обучения в отдельных школах (предложения о постановке только одной задачи в первоначальном введении письма, о письме без косой сетки и другие). В результате экспериментального в отдельных школах и при проверке результатов эксперимента Е. Н. Соколовой была создана новая методика обучения графическим навыкам письма.