Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 12:17, курсовая работа
Объектом исследования является формирование каллиграфических навыков младших школьников. Предмет: пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологических, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младшими школьниками;
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 01 Глава 1. Психофизиологические, педагогические и гигиени
ческие основы обучения письму …………………………………………………………… 02
1. 1. Психофизиологические особенности формирования
графических навыков письма …………………………………………………………… 03
1. 2. Педагогические принципы обучения письму …………………… 04
1. 3. Гигиенические условия письма ………………………………………………… 05
Глава 2. Методические аспекты проблемы формирования
каллиграфических навыков младших школьников ……………………… 06
2. 1. Некоторые сведения из истории чистописания …………… 07
2. 2. Цели и задачи обучения чистописанию ……………………………… 08
2. 3. Методические приемы обучения каллиграфическим
навыкам письма …………………………………………………………………………………………… 09
2. 4. Основы формирования графического навыка младших
школьников ……………………………………………………………………………………………………… 10
2. 5. Система работ по формированию графических навы
ков младших школьников ……………………………………………………………………… 11
2. 6. Анализ графических ошибок при письме. Причины,
способы их предупреждения и исправления ………………………… 12
Глава 3. Состояние реализации вопроса в практике ………………… 13 3. 1. Анализ УМК по данной проблеме ……………………………………………… 14
3. 2. Пути оптимизации каллиграфических навыков в
начальной школе ………………………………………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 16 Библиография ………………………………………………………………………
Программы средней общеобразовательной
школы. Начальные классы. 1-3 классы. – М.
: Просвещение, 1988. – 50 с. Программы средней
общеобразовательной школы. Начальные
классы. 1-4 классы. – М. : Просвещение, 1988.
– с. 12. Проненко Л. И. Каллиграфия для всех.
– М. : Книга, 1990.
Психологический словарь. – М. , 1990. – 360
с.
Рождественский Н. С. , Фомичева Г. А. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. – М. , 1977.
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов/Под ред. Соловейчик М. С. – М. : Просвещение, 1993. – 383 с. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/Под ред. Соловейчик М. С. – М. : Академия, 1998.
Русский язык: Энциклопедия/Гл. ред. Филин Ф. П. – М. , 1979.
Саглин В. А. Обучение письму в начальной школе. – Л. , 1980.
Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М. : Просвещение, 1983. – с. 7-8. Сальникова Т. П. Методика обучения грамоте. – М. , Воронеж, 1996. Симановский А. Э. Подготовка ребенка к усвоению чтения и письма//Начальная школа. – 1994. - №3.
Смирнов А. А. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Том 2. – М. : Педагогика, 1987. – 360 с. Современный русский язык/Попов Р. Н. , Валькова Д. П. , Маловицкий Л. Я. , Федоров А. К. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 1986. – 464 с.
Современный русский литературный язык. – М. , 1988. – с. 132. Соколова Е. Н. , Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. – М. : Просвещение, 1969. – с. 52. Степных В. А. Минутки чистописания в I классе//Начальная школа. – 1990. - №5. – с. 9. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника. – М. : Просвещение, 1988. – 175 с. Тикунова Л. И. , Игнатьева Т. В. О “минутках чистописания” в начальной школе//Начальная школа. – 1999. - №9. Ткачева Л. Ф. , Журова Л. В. Основы физиологии детского организма. – М. , 1983. Утехина К. Развитие графических навыков письма у дошкольников//Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.
Учителю о педагогической технике/Под
ред. Рувинского Л. И. – М. : Просвещение,
1987. – 340 с. Федосова Н. А. Особенности обучения
письму шестилетних первоклассников//Начальная
школа. – 1987. - №4.
Фридрих И. Из истории письма. – М. , 1962.
Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск/Сост. И. Н. Беженова. – М. : Педагогика, 1990. – с. 141-205.
Шевченко С. Д. Школьный курс:
как научить каждого. – М. : Педагогика,
1991. – 65 с. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие
мышления у детей. – М. : Просвещение, 1968.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические
труды/Под ред. Давыдова В. В. , Зинченко
В. П. – М. , 1989.
Эльконин Д. Б. Психология. – М. , 1976.
Приложение 9
Таблица 1
Распределение учебных часов по письму
в зависимости
от длительности обучения в начальной
школе
№ п/п
Длительность обучения в начальной школе
Длительность обучения письму в этапах
Всего уроков
Подготовительном
Основном
заключительном
1
4 года
26 часов
96 часов
18 часов
140 ч.
2
3 года
10 часов
64 часа
8 часов
82 часа
Приложение 10
Таблица 2
План по выработке графического
И каллиграфического навыка
Класс
Полугодие
Количество занятий
по программе
I-IV
I-III
1
2
50
2
1
45
45
2
2
50
50
3
1
45
45
3
2
50
50
4
1
45
4
2
50
Приложение 11
Таблица 3
Подгруппы букв для изучения на минутках
каллиграфии
Номера групп
Подгруппы букв, выделенные на основе
следующих
Переменных свойств элементов:
Размеры
Количества
Пространственного
положения
1( )
1) и-И, й-Й, л-Л,
м-М, ц-Ц, ч-Ч, ш-Ш, щ-Щ я-Я, ц-Ц, а-я, у-ц
2) а-И, а-Й, а-Л,
а-М, а-П, а-Т, а-Ц, а-Ч, а-Ш, а-Щ, а-Я
3) л-И, л-Й, л-М,
л-П, л-Т, л-Ц, л-Ч, л-Ш, л-Щ, л-Я
4) н-И, н-Й, н-Л,
н-М, н-П, н-Т, н-Ц, н-Ч, н-Ш, н-Щ, н-Я
5) у-И, у-Й, у-Л,
у-М, у-П, у-Т, у-Ц, у-Ч, у-Ш, у-Щ, у-Я
6) ч-И, ч-Й, ч-Л,
ч-М, ч-П, ч-Т, ч-Ц, ч-Ш, ч-Щ, ч-Я
7) ы-И, ы-Й, ы-Л,
ы-М, ы-П, ы-Т, ы-Ц, ы-Ч, ы-Ш, ы-Щ, ы-Я
8) я-И, я-Й, я-Л,
я-М, я-П, я-Т, я-Ц, я-Ч, я-Ш, я-Щ
9) и-Й, и-Л, и-М,
и-П, и-Т, и-Ц, и-Ч, и-Ш, и-Щ, и-Я
10) м-И, м-Й, м-Л, и-П, и-Т, и-Ц, и-Ч, и-Ш, и-Щ, и-Я
11) ц-И, ц-Й, ц-Л, ц-М, ц-П, ц-Т, ц-Ч, ц-Ш, ц-Щ, ц-Я
12) ш-И, ш-Й, ш-Л, ш-М, ш-П, ш-Т, ш-Ц, ш-Ч, ш-Щ, ш-Я
13) щ-И, щ-Й, щ-Л, щ-М, щ-П, щ-Т, щ-Ц, щ-Ч, щ-Ш, щ-Я
1) л-м, и-ш, и-щ, ц-ш,
ц-щ, Л-М, И-Ш, И-Щ,
Ц-Щ, Ш-Ц
2) а-и, а-й, а-л, а-м,
а-н, а-у, а-ц, а-ч,
а-ш, а-щ, а-ы, а-я
3) и-й, и-л, и-м, и-н,
и-у, и-ц, и-ч, и-ы,
и-я
4) л-й, л-н, л-у, л-ц,
л-ч, л-ш, л-щ, л-ы,
л-я
5) м-й, м-н, м-у, м-ц,
м-ч, м-ш, м-щ, м-ы,
м-я
6) н-й, н-у, н-ц, н-ч,
н-ш, н-щ, н-ы, н-я,
ц-ч, ц-ы, ы-я
7) у-ц, у-ч, у-ш, у-щ,
у-ы, у-я, ш-щ, ш-ы,
ш-я, ы-я
8) Г-И, Г-Й, Г-Л, Г-М,
Г-П, Г-Р, Г-Т
9) Г-У, Г-Ф, Г-Ч, Г-Ц,
Г-Ш, Г-Щ, Г-Я
10) И-Й, И-Л, И-М, И-П,
И-Р, И-Т, И-У, И-Ф,
И-Ц, И-Ч, И-Я
11) Л-Й, Л-П, Л-Р, Л-Т,
Л-У, Л-Ф, Л-Ц, Л-Ш,
Л-Щ, Л-Я
12) М-Й, М-П, М-Р, М-Т,
М-У, М-Ф, М-Ц, М-Ш, М-Щ, М-Я
13) П-Й, П-Р, П-Т, П-У,
П-Ф, П-Ц, П-Ч, П-Ш,
П-Щ, П-Я
14) Р-Й, Р-Т, Р-У, Р-Ф,
Р-Ц, Р-Ч, Р-Ш, Р-Щ,
Р-Я
15) Т-Й, Т-У, Т-Ф, Т-Ц,
Т-Ч, Т-Ш, Т-Щ, Т-Я
16) У-Й, У-Ф, У-Ц, У-Ч,
У-Ш, У-Щ, У-Я
17) Ф-Й, Ф-Ц, Ф-Ч, Ф-Ш,
Ф-Щ, Ф-Я, Ц-Ч, Ц-Я
18) Ч-Ш, Ч-Щ, Ч-Я, Ш-Щ,
Ш-Я, Щ-Я, Ч-Й, Ш-Й,
Щ-Й
1) т-а, т-л, т-н,
т-у, т-ч, т-ы, т-я
2) Г-П, Г-Т, Г-И,
Г-Й, Г-Л, Г-Ц, Г-Ч, Г-Я
3) Р-П, Р-Т, Р-И,
Р-Й, Р-Л, Р-Ц, Р-Ч, Р-Я
4) У-П, У-Т, У-И.
У-Й, У-Л, У-Ц, У-Ч, У-Я
5) Ф-П, Ф-Т, Ф-И,
Ф-Й, Ф-Л, Ф-Ц, Ф-Ч, Ф-Я
6) Ч-Л, Ч-П, Ч-Т,
Ч-Ц, Ч-Я
2( )
1) А-я, А-ё, А-ж,
А-Ж, А-К, А-л, А-м, А-н, А-Н, А-ы, А-ю, А-я, А-Я,
А-Ю
2) е-ж, е-Ж, е-К,
е-л, е-Л, е-м, е-М, е-н, е-Н, е-ы, е-Ю, е-я, е-Я
3) ж-Ж, ж-к, ж-К,
ж-л, ж-Л, ж-м, ж-М, ж-н, ж-Н, ж-ы, ж-э, ж-Э, ж-Ю,
ж-я, ж-Я
4) Ж-к, Ж-К, Ж-л,
Ж-Л, Ж-м, Ж-М, Ж-н, Ж-Н, Ж-ы, Ж-э, Ж-Э, Ж-Ю, Ж-я,
Ж-Я
5) л-Л, м-М, я-Я,
к-К, э-Э
6) к-э, к-Э, К-л,
К-Л, К-м, К-М, К-н, К-Н, К-ы, К-э, К-Э, К-Ю, К-я,
К-Я
7) л-М, л-Н, л-н,
л-ы, л-Ю, л-я, л-Я
8) Л-н, Л-Н, Л-ы,
Л-Ю, Л-я, Л-Я, н-Н, н-ы, н-Ю, н-я, н-Я
1) ж-е, ж-ё, ж-к, ж-л,
ж-Л, ж-м, ж-М, ж-н,
ж-Н, ж-ы, ж-э, ж-Э,
ж-Ю, ж-я, ж-Я, к-К
2) Ж-А, Ж-к, Ж-л, Ж-Л,
Ж-м, Ж-М, Ж-н, Ж-Н,
Ж-ы, Ж-э, Ж-Э, Ж-Ю,
Ж-я, Ж-Я
3) К-л, К-Л, К-м, К-М,
К-н, К-Н, К-Г, К-П,
К-Т, К-Б, К-ы, К-э,
К-Э, К-Ю, К-я, К-Я
1) к-л, к-Л, к-м,
к-М, к-н, к-Н, к-ы, к-Ю, к-Я, к-я
2) А-Б, А-Г, А-П,
А-Т, Л-Б, Л-Г, Л-П, Л-Т, М-Б, М-Г, М-П, М-Т
3) к-е, к-ё, К-л,
К-Л, ы-э, Я-Э, я-э, е-э, ё-э, э-ж, Э-Ж
3( )
1) Б-Д, Б-Ж, Б-С,
Б-х, Б-э, ж-Ж, з-Д, с-С, х-Х, э-Э
2) й-с, й-С, й-э,
й-Э, й-Б, й-Д, й-е, й-ё, й-з
1) Б-В, Б-Е, Б-Ё, Б-ж,
Б-Ж, Б-з, Б-х, Б-Х
2) В-Д, В-е, В-ё, В-з,
В-й, В-Й, В-Р, В-с,
В-С, В-э, В-Э
3) Д-Е, Д-Ё, Д-ж, Д-Ж,
Д-З, Д-х, Д-Х
4) е-Е, ё-Ё, е-ж, е-Ж,
ё-ж, ё-Ж, е-З, е-х,
е-Х
1) Б-е, Б-ё, Б-Е,
Б-Ё, Б-ж, Б-ж, Б-й, Б-Й, Б-Р, Б-с, Б-С, Б-х, Б-Х
2) е-ж, е-Ж, е-з,
е-З, е-й, е-Й, е-Р, е-Х, е-х, е-Э, е-э, с-й, с-Й,
с-р
4( )
1) Б-А, Б-в, Б-з,
Б-ц, Б-Ц, Б-щ, Б-Щ
2) А-В, А-Д, А-д,
А-К, А-н, А-Н, А-у, А-ц, А-Ц, А-щ, А-Щ
3) в-Б, в-В, в-д,
в-Д, в-К, в-Н, в-у, в-ц, в-Ц, в-щ, в-Щ, в-Ю
4) з-В, з-д, з-Д,
з-К, з-Н, з-у, з-ц, з-Ц, з-щ, з-Щ, з-Ю
5) ц-В, ц-К, ц-Н,
ц-у, ц-Ю
1) Н-А, Н-Б, Н-в, Н-В,
Н-д, Н-Д, Н-з, Н-К,
Н-у, Н-щ, Н-Щ, Н-Ц,
Н-Ю
1) А-Б, А-в, А-В,
А-д, А-Д, А-з, А-Н, А-у, А-ц, А-Ц, А-щ, А-Щ, А-Ю
2) в-Б, в-В, в-д,
в-Д, в-з, в-К, в-Н, в-у, в-ц, в-Ц, в-щ, в-Щ, в-Ю
5( )
1) г-И, г-Й, г-к,
г-Ц, г-Ш, Г-Щ
2) к-г, к-И, к-Й,
к-К, к-п, к-р, к-Т, к-У, к-Ц, к-Ч, к-Ш, к-Щ
1) г-У, г-Ч
6( )
1) а-О, а-Ю, б-О,
б-Ю, в-О, в-Ю, д-о, д-Ю
2) о-О, о-Ю, ф-О,
ф-Ю, Ф-Ю, ю-Ю, Я-О, Я-Ю
3) я-а, я-б, я-в,
я-д, я-о, я-ф, Я-Ф, Я-Ю, я-Ю, я-Я
1) а-ф, а-Ф, б-ф, б-Ф,
в-Ф, в-ф, д-ф, д-Ф
2) о-ф, о-Ф, ю-ф, ю-Ф,
Я-ф, я-ф, я-Ф, Я-Ф
7( )
1) А-ж, А-к, А-н,
А-п, А-т, А-ю, Ж-ж, Ж-к, Ж-н
2) Ж-п, Ж-т, Ж-ю,
к-А, к-Ж, к-р, к-Т, к-ф
1) ж-Ж, ж-А, ж-Т,
ж-р, ж-ф
2) А-к, А-н, А-п,
А-т, А-ю
3) Ж-к, Ж-н, Ж-п,
Ж-т, Ж-ю
4) Т-ж, Т-к, Т-н,
Т-п, Т-т, Т-ю
5) р-А, р-ж, р-Ж,
р-к, р-н, р-п, р-т, р-Т, р-ю
6) ф-А, ф-ж, ф-Ж,
ф-Т, ф-т, ф-к, ф-н, ф-п, ф-ю
8( )
1) ь-ъ-ы
Приложение 12
Таблица 4
Каллиграфические умения учащихся
Список уч-ся
Величина букв
Соблюдение строки
Форма букв и способ соединения
Расстояние между буквами
Соблюдение гигиенических правил письма
Алешин К.
Разная высота надстрочных элементов
Выход за строку
Искажает “К”.
Не соблюдает
Соблюдает
Иванов П.
- //
Соблюдает
Искажает нижнее соединение
- //
Не соблюдает
Рослякова Н.
Одинаковая
Соблюдает
Искажает форму и длину нижних
петель строчных букв “У”, “Д”, “З”
Соблюдает
- //
Ударцева С.
Разная высота надстрочных элементов
Выход за строку
Искажает буквы округлой формы “О”, “С”,
“Ф”, “А”
Не соблюдает
Соблюдает
Бабурин П.
Высота заглавных букв почти равна высоте
строчных букв
Соблюдает
Искажает
- //
- //