Методические положения учебно-методического комплекса (УМК)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и сравнить УМК разных систем обучения и авторов по английскому языку за 2 класс.
Задачи исследования:
Изучить различные подходы к понятию учебно- методический
комплекс.
Рассмотреть структурные элементы учебно- методического комплекса
и требования к ним.

Файлы: 1 файл

Печать! Курсовая 2015.docx

— 151.74 Кб (Скачать файл)

 

 

     Вывод: неотъемлемыми компонентами при обучении и изучении иностранного языка являются: цель, задачи, универсальные учебные действия. В соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов обучение иностранным языкам должно быть нацелено не только на формирование «иноязычной коммуникативной компетенции», а на формирование личности как идеального представителя гражданского общества. [3;c. 9].

     Требования к отбору и систематизации содержания УМК:

  • соответствовать требованиям ФГОС, отражать основные направления современной российской языковой образовательной политики;

  • отражать социокультурную специфику иностранного языка, представленную в констекте культурно- исторической парадигмы современного образования;

  • включать не менее трех аспектов: чему, как и для чего обучать и воспитывать?;

  • соответствовать возрастным особенностям: типу, виду, профилю ОУ;

  • отражать содержание потребностей обучающихся и их изменение в динамике развития личности;

  • ориентироваться на развитие всех сторон личности и межличностных отношений обучающихся соответствующего возраста;

  • отражать менталитет и образ жизни обучающихся;

  • ориентироваться на реализацию практической цели в двух направлениях: развитие общения на иностранном языке и развитие связной монологической речи в устной и письменной формах;

  • задавать ориентиры развития обущающихся и векторы формирования их языковой, коммуникативной и речевой компетенций;

     В УМК должно быть выделено нормативное содержание(минимум) и дополнительное(максимум). Отбор и систематизация содержания должны осуществляться в контексте смысловой реальности и жизненной необходимости. Количество единиц содержания должно соответствовать реальному времени его усвоения обучающимися.

 

1.2.3. Оформление УМК.

 

     Не малозначимую роль следует уделять оформлению УМК. Оформление оказывает сильное влияние на предсознание учащихся, которое отвечает за ощущения и первичное восприятие представленной информации. Оформление влияет на развитие у учащихся «уровня полевой реактивности» эмоциональной сферы личности, и может привлекать и притягивать или отталкивать, вызывать отчуждение. Поскольку обучение иностранному языку ориентировано на учащихся, поэтому авторы чаще выделяют требования к учебнику и рабочей тетради. Рассмотрим ряд требований к учебному обеспечению (критерии и показатели):

  1. Привлекательность обложки и страниц(вызывает любопытство, не вызывает; нравится, не нравится)

  1. Цветовая гамма обложки(очень пестрая, в меру яркая, спокойная, невзрачная)

  1. Количество изображений на одной странице (чрезмерное, в меру достаточное, недостаточное)

  1. Распределение изображений на страницах (равномерное, неравномерное)

  1. Размер букв (большой, средний, маленький)

  1. Размер изображений (большой, средний, маленький)

  1. Сочетание знаковой, образной и символической информации ( полностью, частично, не сочетается)

  1. Использование разных оттенков для выделения информации (используется, не используется)

  1. Размер учебного пособия (очень большой, средний, маленький)

 

      1. Методическая организация материала.

 

     Как правило, содержание, представленное в учебнике, в той или иной мере отвечает требованиям стандартов, так как учебники проходят соответствующую экспертизу. Что касается методической организации материала, отражающего содержание обучения, так как она может значительно отличаться, потому что зависит от предпочтений автора или авторского коллектива.

     Методическая организация материала- способ структурирования социолингвистических единиц, указывающих на возможный путь решения задач для достижения поставленной цели.(Е.Н. Соловова) Этот способ может быть дедуктивным(снизу вверх) и индуктивным(сверху вниз), смешанным, комбинированным или комплексным. А путь обучения рассматривают: 1) на основе социально- педагогического подхода; 2) гносеологического (выполнение творческих, проблемных и поисковых заданий) подхода.

     Требования к методической организации материала (критерии):

  1. Отражение темы урока (да, нет, не в полной мере)

  1. Ведущие и значимые виды деятельности учащегося, которые реализуются в общении.

  1. Наличие количественных и качественных показателей реализации целей в обучении ИЯ.

  1. Соответствие содержания единиц возрасту, интересам и потребностям учащихся (да, нет, в полной мере)

  1. Обеспечение общения и взаимодействия учащихся с помощью УМК (более 50 %, менее 50%, слабо обеспечивает, не обеспечивает)

  1. Обеспечение деятельностного характера и его усвоения (учебный характер, коммуникативный характер)

  1. Отслеживание пути решения задач (в полной мере, частично, нет)

  1. Представленность типологии или классификации, а также сериации упражнений и заданий на развитие языковых, речевых и коммуникативных умений и навыков.

  1. Методическая организация программного содержания должна отражать две стороны образовательного процесса: модель обучения и путь- технологию развития обучающего средствами иностранного языка.

  1. Наличие инструкций, памяток (рекомендаций) для учащихся, облегчающее усвоение материала (достаточно, недостаточно, не имеется).

  1. Наличие ориентиров для оценки (самооценки) достижений учащихся (да, нет).

 

      1. Уровень достижений обучающихся

 

     Шкала показателей развития и критерии оценивания уровня достижения обучающихся направлено на три линии:

  • физическое развитие;

  • психологическое развитие;

  • социальное развитие.

Требования к уровню достижения :

  1. Расписанные в УМК показатели развития и показатели образованности обучающихся.

  1. Наличие авторской позиции взаимодействия с родителями на уровне рекомендаций или инструкций для игр, заданий и упражнений.

  1. Должно быть определенно, четко сформулирована и расписана в динамике развития система взаимодействия «учитель- ученик- родитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Классификация УМК.

    1. Виды УМК.

 

     УМК подразделяют на: нормативный, учебный, методический, контроля и общеметодический.

     Комплект нормативный необходим для планирования и установления основных целей (учебных целей) изучения дисциплины, определения ее содержания и требований к уровню обучения учащихся и включает учебную программу, календарно-тематический план, паспорт кабинета (журнал оснащенности дисциплины средствами обучения).

     Комплект учебный. Основу комплекта составляет учебник. Учебник должен быть хорошим, адекватно выражать цели и содержание обучения, определенные учебной программой. В комплект также входят разнохарактерные дидактические материалы, система разноуровневых задач, заданий, упражнений, справочная литература, кино- и видеоматериалы, комплекты плакатов, систематизированные комплекты раздаточных материалов индивидуального пользования, другие материалы, определяемые спецификой дисциплины

     Комплект методический необходим для проектирования авторской технологии обучения. Он включает систему планов учебных занятий (отдельных, по подтемам и темам программы), комплект перспективно-тематических планов всех занятий по дисциплине (желательно оформление в виде специальной книги, можно использовать чертёжные альбомы), - средства интенсификации учебного процесса.

     Комплект контроля необходим для обеспечения всех форм контроля знаний на разных этапах процесса обучения. Содержательная часть должна быть представлена тематикой (вариантной) контрольных работ, срезами, комплектами разноуровневых заданий по каждой теме программы дисциплины, системой вопросов для самоконтроля.

     Комплект общеметодический. Рассматриваемый комплект должен включать частные методики преподавания дисциплин, методики организации, планирования, проектирования и проведения современного занятия, сведения о методах обучения (и рекомендации по каждому), формах организации занятий, средствах развития познавательной деятельности студентов и, конечно, исчерпывающие сведения о ТСО и их дидактических возможностях.

 

2.2. Типы УМК.

 

29 апреля 2014 г. опубликован  приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. [9] «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие определенным требованиям. Перечень утверждается не реже чем один раз в три года [13].

     В федеральный перечень учебников включены завершенные предметные линии учебников, входящие в состав следующих учебно-методических комплексов (программ) для начальной школы:

  • Школа России

  • Перспектива

  • Начальная школа ХХI века

  • Гармония

  • Планета знаний

  • Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

  • Начальная инновационная школа

  • РИТМ- «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление»

  • Школа 2100

  • Школа 2000

  • Система Л.В. Занкова

     Каждая образовательная система включила в свою линию учебников рекомендуемые перечни УМК по английскому языку. Рекомендации по каждой образовательной программе изложены ниже в таблице 3.

Таблица 3

Образовательная программа

УМК

1. Школа России

  1. Английский язык (2-4 классы).Авторы:Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Дуванова О.В.
  2. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) (2-4 классы).Авторы:Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В.

2. Перспектива

  1. Английский язык «Английский в фокусе» («Spotlight») (1-4 классы). Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.
  2. Английский язык«Звездный английский» («Starlight»)(расширенное содержание обучения иностранному языку - 2-4 классы).Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.

3. Начальная школа XXI века

  1. Английский язык «FORWARD».Авторы:Вербицкая

М.В.,Оралова О.В.,Эббс Б.,УореллЭ.,Уорд Э.

4. Образовательная система «Гармония

1. Английский язык «Милли» («Millie»). Авторы: Азарова С. И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е. В. и др.

5. Перспективная начальная  школа 

1. Английский язык «Favourite»(2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И

6. Планета знаний

1. Английский язык для 2-4 классов(авторы:Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В.), которая не входит в федеральный перечень рекомендуемых учебников

 

7. Начальная инновационная  школа

 

1. Английский язык (2-4 классы).УМК «Английский язык. Brilliant».Авторы:Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Ж.Перретт.

8. РИТМ

1. Английский язык «RainbowEnglish» (2-4 классы). Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В..

9. Школа 2100

1. Английский с удовольствием («EnjoyEnglish»)(авторы:Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.)

10. Система Л.В.Занкова

1. Английский язык «Волшебная радуга» «MagicRainbow» (2-4 классы).Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др.

Информация о работе Методические положения учебно-методического комплекса (УМК)