Методические положения учебно-методического комплекса (УМК)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и сравнить УМК разных систем обучения и авторов по английскому языку за 2 класс.
Задачи исследования:
Изучить различные подходы к понятию учебно- методический
комплекс.
Рассмотреть структурные элементы учебно- методического комплекса
и требования к ним.

Файлы: 1 файл

Печать! Курсовая 2015.docx

— 151.74 Кб (Скачать файл)

 

 

     Исходя из данных таблицы, мы видим, что существует огромное количество УМК. Выбор типа и вида УМК- это решение учителя и устава школы, в котором определена образовательная программа обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Глава 3. Сравнительная характеристика УМК

    1. Констатирующее исследование.

 

     Практическая часть исследования  выполнялась на базе Муниципального 

бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 55 города Ижевска

Удмуртской  Республики в 3 «В» классе.

     В классе 24 ученика, 15 девочек и 9 мальчиков. Возраст детей – 9-10 лет.

Обучение ведется по программе Школа2100. Урочную и внеурочную работу

со второго класса организует учитель начальных классов-Николаева Н.А.,

стаж работы- 2 года, 1 квалификационной категории. Дата проведения

исследования: 27.03.15. Для проведения исследования с учащимися

использованы следующие методы:                                                                                                                                                            

     1.  Тест с учащимися.

Цель: определить наиболее предпочитаемый учебник по внешнему виду и по

внутреннему содержанию.

Критерии: обложка, внутреннее содержание, наличие изображений,

доступность заданий, размер учебника, достоинства и недостатки.

  1. Сравнительная характеристика УМК В.П. Кузовлева и

М.З.Биболетовой.

Цель: определить наиболее эффективный УМК.

Критерии: содержание, структура,  оформление, методическая организация материала.

     Исследование  предпочтений учащихся 3 «В» класса проводилось на

основе теста, составленного  учителем. Исходя из результатов, были

составлены диаграммы.

Вопрос 1: Какой учебник вам понравился больше ?

Вопрос 2: Понравилась ли вам обложка учебника?

Вопрос 3: Достаточно ли картинок, схем, рисунков в учебнике?

Вопрос 4: Понятны ли вам задания в учебнике?

 

 

Вопрос 5: Устраивает ли вас размер?

 

Вопрос 6: Какие достоинства и недостатки учебника вы видите?

Таблица 4

В.П. Кузовлев

М.З. Биболетова

+

-

+

-

Есть транскрипция букв и слов

Недостаточное количество рисунков, таблиц и схем

Достаточно рисунков

Нет транскрипции букв

Имеется таблица соответствия английских и русских звуков

Размер учебника большой

Понятные задания

Небольшой объем лексических единиц в учебнике

Наличие понятного грамматического справочника

Алфавит проходят за один урок

1 учебник за весь год  обучения.

Недостаточное количество заданий


 

Условные обозначения:

«+» - достоинства,

«- » - недостатки.

     Таким образом, учебник М.З. Биболетовой наиболее предпочитаем учащимися и выбираем, однако и в нем ребята выделили для себя минусы- это недостаточное количество заданий, небольшой объем лексических единиц в учебнике, отсутствие транскрипции букв во введении.Рассматривая данные минусы, стоит говорить о методической организации  материала, также тщательно изучить другие компоненты УМК.

 

    1. Реконстатирующее исследование
      1. Анализ структуры УМК.

 

     Анализ УМК  проведен по теоретической части  материала, однако уровень достижения  учащихся не рассмотрен.

     Прежде всего, УМК В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой разные образовательные системы, Школа России и Школа 2100 соответственно.

     Структура  немного отлична друг от друга, наличие и отсутствие средств обучения каждого  комплекса представлено в таблице 5.

 

Таблица 5

 

В.П. Кузовлев

М.З. Биболетова

Учебник

+

+

Учебное пособие

-

-

Рабочая тетрадь

+

+

Аудиоприложение

+

+

Учебно- справочное издание

-

-

Учебно- практическое издание

-

-

Учебно- наглядное издание

-

-

Цифровой образовательный ресурс

-

-

Учебно- методическое пособие

+

+

Инструктивно- методическое издание

-

-

Рабочая программа

+

+

Книга для учителя

+

+

Книга для чтения

+

-


 

 

Условные обозначения:

«+» наличие, «-» отсутствие.

     Таким образом, в обоих УМК в наличии имеется  учебник, рабочая тетрадь, аудиоприложение, учебно- методическое пособие, рабочая программа, книга для учителя. Кроме данных средств обучения  в УМК В.П. Кузовлева есть книга для чтения, что является немалозначимым средством обучения.

 

      1. Анализ содержания УМК.

 

         Опираясь на выделенные требования  к содержанию УМК, можно проанализировать  УМК М.З. Биболетовой и В.П. Кузовлева.

УМК М.З. Биболетовой:

• не соответствует требованиям ФГОС;

• отражает социокультурную специфику иностранного языка, представленную в констекте культурно- исторической парадигмы современного образования;

• включает не менее трех аспектов: чему, как и для чего обучать и воспитывать?;

• соответствует возрастным особенностям частично;

• не отражает содержание потребностей обучающихся и их изменение в динамике развития личности;

• ориентировано на развитие некоторых сторон личности и межличностных отношений обучающихся соответствующего возраста;

• не отражает менталитет и образ жизни обучающихся;

• ориентировано на реализацию практической цели в двух направлениях: развитие общения на иностранном языке и развитие связной монологической речи в устной и письменной формах;

• задает ориентиры развития обучающихся и векторы формирования их коммуникативной и речевой компетенций.

 

УМК В.П. Кузовлева:

  • соответствует требованиям ФГОС;

• отражает социокультурную специфику иностранного языка, представленную в констекте культурно- исторической парадигмы современного образования;

• включает не менее трех аспектов: чему, как и для чего обучать и воспитывать?;

• соответствует возрастным особенностям детей;

• отражает содержание потребностей обучающихся и их изменение в динамике развития личности;

• ориентировано  на развитие всех сторон личности и межличностных отношений обучающихся соответствующего возраста;

• отражает менталитет и образ жизни обучающихся;

• ориентировано на реализацию практической цели в двух направлениях: развитие общения на иностранном языке и развитие связной монологической речи в устной и письменной формах;

• задает ориентиры развития обучающихся и векторы формирования их коммуникативной и речевой компетенций.

      Таким образом, наиболее эффективный УМК по  критерию  содержания-В.П. Кузовлева.

 

      1. Анализ оформления УМК.

 

По критерию оформления УМК сделаны следующие выводы:

    1. УМК В.П. Кузовлева не вызывают любопытства обложка и страницы учебника, цветовая гамма в меру яркая, количество изображений на одной странице в меру достаточное и не отвлекающее внимания от учебного процесса, распределение изображений на страницах равномерное, имеется небольшое количество  таблиц,  размер изображений средний и большой,  размер букв средний, сочетается знаковая, образная и символическая информация, используются разные оттенки для выделения информации, размер учебного пособия достаточно большой.
    2. УМК М.З.Биболетовой вызывают любопытство обложка и страницы учебника, цветовая гамма в меру яркая, количество изображений на одной странице чрезмерное, распределение изображений на страницах равномерное, практически не имеются  таблицы,  размер изображений средний и большой,  размер букв средний, сочетается знаковая, образная и символическая информация, используются разные оттенки для выделения информации, размер учебного пособия достаточно большой.

     Таким образом, оформление УМК не имеет значительных различий, лишь УМК М.З.Биболетовой  более насыщено иллюстрациями, расположенными на половину страницы, что нередко отвлекает внимание от учебного процесса.

 

      1. Анализ методической организации материала.

 

     Рассматривая  требования к методической организации  материала, можно сделать следующие  выводы:

  1. УМК В.П. Кузовлева отражает тему в полной мере, раскрывает реализации целей в обучении в полной мере, содержание соответствует возрасту, интересам и потребностям учащихся в достаточной мере, обеспечивается общение и взаимодействие учащихся, материал организован на основе деятельностного, учебного и коммуникативного  характеров, частично отслеживаются пути решения задач, имеется достаточное количество  инструкций и памяток (рекомендаций) для учащихся, не имеются ориентиры для оценки (самооценки) достижений учащихся.
  2. УМК М.З. Биболетовой не всегда отражает тему в полной мере, раскрывает реализации целей в обучении в мере частично, содержание частично соответствует возрасту, интересам и потребностям учащихся , обеспечивается общение и взаимодействие учащихся, материал организован на основе учебного и коммуникативного  характеров,  имеется достаточное количество  инструкций и памяток (рекомендаций) для учащихся, не имеются ориентиры  для оценки (самооценки) достижений учащихся.

     Таким образом, в большей мере  УМК В.П. Кузовлева соответствует по критерию методической организации материала. Однако, автору следовало учесть один из главнейших ориентиров- это оценка и самооценка собственной деятельности.

     По результатам реконстатирующего исследования  выявлено, что УМК В.П. Кузовлева по структуре, содержанию, оформлению и методической организации материала наиболее практичен, в отличии  от УМК М.З. Биболетовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     В условиях  модернизации современной системы  образования важным

моментом является возросший интерес к личности школьника. Одна из

центральных задач общеобразовательной школы, подготовка учащихся к

самостоятельному совершенствованию себя. Средством достижения этой

задачи в процессе образования служит учебно- методический комплекс.

     Значительный  вклад в области изучения УМК  внесли такие авторы как: Е.Н. Соловова, Н.А. Горлова, О.Н. Прохорова, М. А. Ариян, Г. М. Фролова. Понятие УМК рассматривают как комплект учебных материалов, документации, необходимый для организации учебного процесса и достижения образовательных целей.

     УМК- это  это комплект учебных материалов, документации, необходимый для организации учебного процесса и достижения образовательных целей.

     В ходе анализа  и отбора УМК многие авторы  опираются на следующие показатели: структура, содержание, оформление, методическая  организация материала, уровень  достижений обучающихся.

     Структура  УМК может включать в себя : учебник, учебное пособие ,рабочая тетрадь, аудиоприложение, учебно-справочное издание, учебно- практическое издание, учебно-наглядное издание, цифровой образовательный ресурс, учебно-методическое пособие, инструктивно-методическое издание, рабочая программа, книга для учителя, книга для чтения.

     Содержание  должно отражать требования государственных  стандартов и программ по иностранным  языкам и быть ориентированно  на формирование иноязычной коммуникативной  компетенции. Содержание УМК включает  в себя ряд компонентов: цель, задачи, универсальные учебные действия(предметные, метапредметные, личностные).

     Не малозначимую  роль следует уделять оформлению  УМК. Оформление оказывает сильное  влияние на предсознание учащихся, которое отвечает за ощущения и первичное восприятие представленной информации. Оформление влияет на развитие у учащихся «уровня полевой реактивности» эмоциональной сферы личности, и может привлекать и притягивать или отталкивать, вызывать отчуждение. Поскольку обучение иностранному языку ориентировано на учащихся, поэтому авторы чаще выделяют требования к учебнику и рабочей тетради.

     Определенные  требования имеются и к организации  материала. Методическая организация  материала- способ структурирования социолингвистических единиц, указывающих на возможный путь решения задач для достижения поставленной цели. Различные авторы дифференцированно подходят к данному требованию.

На сегодняшний день не имеются утвержденные требования к УМК, поэтому и в  структуре, содержании, оформлении, методической организации материала, уровня  достижений обучающихся нет определенных положений по разработке учебного комплекса.

          Для реализации практической  части использованы следующие  методы:

анализ познавательной литературы, тест с учащимися, сравнительная

характеристика УМК В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой.

Практическая часть исследования выполнялась на базе Муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 55 города Ижевска

Удмуртской  Республики  в 3 «В» классе. Дата проведения исследования: 27.03.15.

      Анализируя  результаты констатирующего исследования, учебник М.З. Биболетовой наиболее предпочитаем учащимися и выбираем, однако и в нем ребята выделили для себя минусы- это недостаточное количество заданий, небольшой объем лексических единиц в учебнике, отсутствие транскрипции букв во введении. 

Информация о работе Методические положения учебно-методического комплекса (УМК)