Методический анализ темы « Теплые и холодные цвета» по дисциплине «Физика и химия цвета"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
• Выполнение методического анализа
Задачи курсовой работы:
• Разработка современных средств обучения
• Разработка теоретического обучения
В ходе курсовой работы изучается передовой педагогический опыт, углубляются и систематизируются полученные теоретические и методические умения в области методики профессионального обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I. Основная часть……………………………………………………………….4
1. Сущность методического анализа………………………………………...…4
1.1 Структура методического анализа………………………………………....5
II. Практическая часть………………………………………………………....13
2.1 Межпредметные связи темы…………………………………………….…13
2.2 Краткий конспект…………………………………………………………....14
2.1.2 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих и когнитивных целей……………………………………………………………………………...19
3.1 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала…………………………………………………………………………25
3.2 Тест входного контроля……………………………………………………..26
3.3 Тест итогового контроля…………………………………………………….28
3.4 Разработка урока теоретического обучения разработка…………………..30
III. Заключение………………………………………………………………...…31
IV. Литература………………………………………………………………...…32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по МПО.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Филиал  ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Оренбурге

 

 

 

 

 

Курсовая  работа №____

 

Тема: Методический анализ темы « Теплые и холодные цвета» по дисциплине «Физика и химия  цвета»

Дисциплина_______________________________________________________

Выполнил студент_________________________________________________

Специальность ____________________________________________________

Группа ___________________Форма обучения ________заочная________

 

 

Работа поступила______________

Входной номер________________

Проверил_____________________

Результат проверки ____________

Результат защиты  _____________

 

 

Оренбург 20__г

 

Содержание

 

 Введение…………………………………………………………………………3

  I. Основная часть……………………………………………………………….4

1. Сущность методического анализа………………………………………...…4

1.1 Структура методического анализа………………………………………....5

  II. Практическая часть………………………………………………………....13

2.1  Межпредметные связи темы…………………………………………….…13

2.2 Краткий конспект…………………………………………………………....14

2.1.2 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих и когнитивных целей……………………………………………………………………………...19

  3.1 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала…………………………………………………………………………25

3.2 Тест входного  контроля……………………………………………………..26

3.3 Тест итогового  контроля…………………………………………………….28

3.4 Разработка урока теоретического обучения разработка…………………..30

III. Заключение………………………………………………………………...…31

IV. Литература………………………………………………………………...…32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В курсовой работе рассматриваются вопросы, связанные с методическим  обеспечением учебного процесса в высшем учебном заведении. Для успешного образовательного процесса необходима постоянная разработка новых средств обучения и их совершенствование.

      В данной курсовой работе рассматривается методический анализ темы урока «Теплые и холодные цвета» специальной дисциплины «Физика и химия цвета». также, в курсовой работе подробно описываются составляющие методической деятельности: методический анализ темы, методическая редукция, разработка форм представления учебного материала.

      В психолого-педагогической деятельности  педагога профессиональной школы  курсовая работа по методике  профессионального обучения занимает  особое место. Она предполагает  формирование знаний и умений использования системы психолого-педагогических и методических знаний студента для решения актуальных методических проблем.

      Компьютерная графика охватывает  все виды и формы представления  изображений, доступных для восприятия  человеком.

     Цель курсовой работы:

         • Выполнение методического анализа

      Задачи курсовой работы:

         • Разработка современных средств  обучения

         • Разработка теоретического  обучения

      В ходе курсовой работы изучается  передовой педагогический опыт, углубляются и систематизируются полученные теоретические и методические умения в области методики профессионального обучения.

 

 

 

 

 

I. Основная часть

1. Сущность методического анализа

     Методический анализ – это структурно-логический выбор методов обучения, подбор учебного материала, методическая редукция, рефлексия методической деятельности, определение когнитивных и обучающих целей.

   Виды  методической деятельности –  устойчивые процедуры планирования, конструирования, выбора и применения  средств обучения конкретному предмету.

   Освоение  методической деятельности происходит  через формирование методических  умений. Умение – свойство личности  будущего педагога выполнять  определенные действия в новых  условиях на основе ране приобретенных знаний.

              Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку.

              Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлежащую усвоению за единицу учебного времени (урок, занятие, тема), которая воплощена в тексте учебника, речи учителя и других средствах обучения (задачник, диафильм, кинофильм и пр.)

         Функциями методического анализа учебного материала являются выявление и преодоление трудностей понимания и усвоения учащимися новых знаний, умений; конструирование деятельности учащихся по овладению новой системой понятий и способов деятельности.

              Цель методического анализа учебного материала состоит в том, чтобы определить приемы, способы и формы репрезентации отобранного содержания учебного материала, направленные на преодоление трудностей его понимания и усвоения учащимися.

              Объектом методического анализа учебного материала являются содержание учебной информации методы, методики и технологии обучения.

              Предметом методического анализа  являются приемы, методы редуцирования  и представления содержания учебного  материала с учетом психологических способностей учащихся к пониманию, запоминанию и усвоению учебной информации.

              Под методическим анализом учебного  материала технических дисциплин  следует понимать мыследеятельность  преподавателя по выявлению понятийного состава, структуры и логики учебного материала и выполнению его методической переработки с учетом специфики формируемых технических понятий и психологических закономерностей познавательной деятельности учащихся.

              Продуктом методического анализа учебного материала является дидактически редуцированный и методический обработанный учебный материал, представленный, например, в форме опорного конспекта, рабочего листа, рабочей тетради, метаплана, алгоритма, инструкционной карты, тестов, схемы, плаката и т. д.

     1.1 Структура методического анализа

         Процедура и последовательность  проведения методического анализа  учебного материала технических  дисциплин следующие:

             • подбор учебного материала;

             • структурно-логический анализ учебного материала;

             • методическая редукция учебного  материала;

             • определение состава предметно-познавательных  действий учащихся;

             • выбор средств, методов и  форм обучения;

             • конкретизация обучающей и когнитивной целей;

             • рефлексия методической деятельности.

 

    1.2.1  Подбор  учебного материала

    Наибольших затрат  времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по учебному предмету, а также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку.

    Учебным материалом  мы называем ту часть конкретного  социального опыта, подлежащую  усвоению за единицу учебного  времени (урок, занятие, тема), которая  воплощена в тексте учебника, речи учителя и других средствах обучения (задачник, диафильм, кинофильм и пр.).

    Процедура и  последовательность проведения  методического анализа учебного  материала математических или  естественнонаучных дисциплин следующие:

        •  подбор учебного материала;

        •  структурно-логический анализ учебного  материла;

        •   методическая редукция учебного  материала;

        •  определение состава предметно-познавательных  действий учащихся;

        •  выбор средств, методов и форм  обучения;

        •  конкретизация обучающей и когнитивной  целей;

        •  рефлексия методической деятельности.

    Подбор учебного  материала. Учебная информация (учебники  по предметам, учебные пособия,  справочная литература и т.п.) является важнейшим факторам, влияющим на проведение методического анализа.

    Сложности осуществления  анализа содержания учебного  материала состоят в следующем:

    1) отсутствие  учебников по многим учебным  дисциплинам, вводимым в новых  типах учебных заведений. Это  приводит к тому, что преподавателю приходится отбирать и структурировать учебный материал из рекомендуемых учебников для техникумов и вузов. Известно, что уровень теоретического обобщения и степень абстракции предъявляемого учебного материала в них не соответствуют уровню обученности учащихся, психологическим и возрастным закономерностям усвоения учебной информации. В подобных ситуациях преподаватель должен переработать, трансформировать содержание вводимых понятий и адаптировать его к познавательным возможностям учащихся;

    2) недостаточной  полноте учебной информации по  отдельным темам в рекомендуемых  учебниках. В такой ситуации  деятельность педагога по анализу  связана с поиском этой информации  в различных документах, журналах, специальной литературе и других  источниках; отбором содержания формируемых понятий, ее переработкой и представлением в форму, доступную для усвоения учащимися;

    3) отсутствие  единого учебника для учебных  заведений начального профессионального  образования по целому ряду  специальных дисциплин ,что ставит преподавателей в ситуацию конструирования содержания урока из трех-пяти рекомендуемых по программе учебников.

          Нельзя не отметить еще одну  причину ,которая связана с  особенностями содержания современных  естественнонаучных дисциплин (например, компьютерный дизайн, пластика, физика и химия цвета и др.): в них нет ориентации на какую-либо одну базовую научную дисциплину. Поэтому содержание этих дисциплин объединяет и интегрирует факты теории, методы технических и естественнонаучных областей знаний. Указанные специфические черты современного естественнонаучного знания проецируются на конкретные учебные предметы, которые порождают определенные трудности в дидактической и методической переработке содержания учебного материала в соответствующих учебниках.

          Резюмируя вышеизложенное, можно  сказать, что результатом отбора  содержания учебного материала  по предмету является выбор  педагогом конкретного учебника (или учебников, или иной информации) для представления учебного материала  к уроку.

 

     1.1.2  Структурно-логический анализ

     Под  структурно-логическим анализом  понимают выделение элементов  знаний (учебных элементов), их классификация,  а также установление связей  и отношений между ними. Структурно-логический  анализ учебного материала может быть представлен в виде спецификации учебных элементов и графа учебной информации.

     Спецификация  учебных элементов. Спецификация  учебных элементов как форма  наглядного изображения отобранного  учебного материала представляет  собой таблицу.

    Спецификация содержит названия УЭ (понятий) учебного материала, классификацию их по различным основаниям и символы обозначающие понятия.

       В таблицу заносятся понятия,  входящие в состав учебного  материала урока. Каждому учебному  понятию (элементу) присваивается порядковый номер. Далее понятия классифицируются по различным основаниям и отмечаются значком «+». Как правило, первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока. Обычно это понятие совпадает с наименованием темы.

 

Спецификация УЭ

№ п/п

Название учебных  элементов

Условные обозначения

Опорные понятия

Новые понятия

Уровень усвоения

           

 

    Такого  вида спецификация является наглядным  средством представления дидактического  анализа учебного материала.

    Спецификацию  учебных элементов мы дополнили классификационными признаками понятий, включив в нее столбцы с признаками понятий по времени их изучения.

      Учебные элементы. Структуру учебной  информации составляют учебные  элементы или понятия.

      Учебным элементом (УЭ) называют любой подлежащий изучению объект (предмет, процесс, явление, метод действия).

      Понятия (УЭ) характеризуются:

      • объемом (количеством объектов, охватываемых данным понятием);

      • содержанием (совокупностью  существенных свойств (сторон) класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия);

Информация о работе Методический анализ темы « Теплые и холодные цвета» по дисциплине «Физика и химия цвета"