Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы:
• Выполнение методического анализа
Задачи курсовой работы:
• Разработка современных средств обучения
• Разработка теоретического обучения
В ходе курсовой работы изучается передовой педагогический опыт, углубляются и систематизируются полученные теоретические и методические умения в области методики профессионального обучения.
Введение…………………………………………………………………………3
I. Основная часть……………………………………………………………….4
1. Сущность методического анализа………………………………………...…4
1.1 Структура методического анализа………………………………………....5
II. Практическая часть………………………………………………………....13
2.1 Межпредметные связи темы…………………………………………….…13
2.2 Краткий конспект…………………………………………………………....14
2.1.2 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих и когнитивных целей……………………………………………………………………………...19
3.1 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала…………………………………………………………………………25
3.2 Тест входного контроля……………………………………………………..26
3.3 Тест итогового контроля…………………………………………………….28
3.4 Разработка урока теоретического обучения разработка…………………..30
III. Заключение………………………………………………………………...…31
IV. Литература………………………………………………………………...…32
• связями и отношениями
Для методических целей
• времени формирования;
• уровню усвоения.
Планируя процесс формирования
понятий, преподаватель всегда
определяет момент их
• на новые понятия (впервые формируемые на данном уроке);
• опорные понятия (сформированные в процессе изучения рассматриваемой учебной дисциплины или смежных учебных предметов).
Понятия, формируемые на уроке,
I уровень - «узнавание» (характеризуется
выполнением действий с
II уровень - «воспроизведение» (характеризуется выполнением действий по памяти). На этом уровне формируются понятия, которые используются для объяснения характеристик и конструкции технических объектов, решения задач, алгоритм решения которых вытекает из известных формул, и т.д.
III уровень - «умение» (предполагает
выполнение продуктивной
IV уровень - «трансформация» (предполагает продуктивную деятельность в новой области). Это уровень формирования понятий, используемых при решении творческих задач, изучении смежных дисциплин и др.
Результаты структурно-
1.1.3 Методическая редукция
Методическая редукция – это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Методическая редукция имеет целью преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его учащимися.
В методике профессионального обучения выделяют следующие приемы методической редукции:
1) лингвистическую трансформацию учебного материала;
2) вербальность и метафоричность формулировок;
3) элиминацию менее важных аспектов из содержания учебного материала;
4) мнемотехнику;
5) операциональные определения технических понятий;
6) остенсивные определения технических понятий и т. д.
Лингвистическая
трансформация.
Вербальность. Вербальность заключается в том, что знаково-символические, невербальные формы репрезентации информации замещаются на устную, словесную форму.
Метафоричность (метафора). Этот прием в трансформации учебного материала может выступать в роли средства передачи и усвоения новых знаний и «нового видения мира и вещей». Метафора близка к таким механизмам понимания, как узнавание, ассоциирование. Метафоры должны сознательно отбираться преподавателем, чтобы учащиеся не воспринимали их в буквальном значении.
Мнемотехника. Мнемотехника хорошо известна и широко применялась педагогами в начале ХХ в. Цель применения мнемотехники – облегчить понимание и запоминание содержания путем образования искусственных ассоциаций.
Операциональные
определения. Операциональные
Как подчеркивает К. К. Гомоюнов, «операциональное определение не является исчерпывающим, но оно уже позволяет практически действовать с определенным предметом».
Остенсивные
определения. «Остенсивные
Таким
образом, методическая
1.1.4 Состав предметно-познавательных действий
Для определения процедур учебной деятельности по усвоению изучаемых понятий выявляют содержание и состав тех конкретных действий ученика, посредством которых он может быть введен в область знаний данной темы. Для этого необходимо изучить историю возникновения и развития в науке основных понятий темы, проанализировать имеющиеся в учебно-методической литературе трактовки этих понятий, выделить идеи, овладение которыми составляет главную цель изучения. На этой основе строится предварительное описание системы действий (модели учебной деятельности) учащихся, приводящих их к полному усвоению содержания данной темы.
На уроке у учащихся
1 Исполнительская (по образу
2. Репродуктивная (воспроизведение, выполнение действий по образу учителя, КПД-высокий)
3. Поисковая (исследовательская) – продуктивная, действия 3-4 уровней, когда реализуются умение и творчество.
1.1.5 Выбор методов обучения
Для
осуществления выбора
К ним относятся:
1. Структура и логика содержания учебного материала по конкретной теме урока.
2. Учебно-познавательные возможности учащихся (знания опорных понятий, уровень развития мышления).
3. Возможности преподавателя (предшествующий опыт работы, знание закономерностей процесса обучения, умение управлять познавательной деятельностью учащихся).
4. Материально-техническое обеспечение лаборатории и кабинета общетехнических дисциплин и специальной технологии (возможности ведения демонстрационного эксперимента, индивидуального исследования).
Весь процесс обучения включает в себя:
1. Содержание обучения (чему учить?)
2. Цели обучения (для чего учить?)
3. Средства обучения (что использовать в процесс обучения?)
4. Формы организации обучения (как организовать процесс обучения?)
5. Методы обучения (как обучать?)
II. Практическая часть
В данной курсовой работе
Также были разработаны современные средства обучения:
• опорный конспект по теме;
• листы рабочей тетради;
• тесты.
Для проверки
контроля знаний и умений у
учащихся по теме «Теплые и
холодные цвета» были
Дисциплина
«Физика и химия цвета»
Знания, полученные
студентами при изучении
2.1 Межпредметные связи темы
Живопись (Натюрморт «Тематический» – декоративное отношение)
Физика и химия цвета
Тема: Виды цветового контраста Свет и цвет в создании
Компьютерная графика (Палитры)
2.1.1 Требования, предъявляемые к новой теме
Учащиеся должны изучить:
• какие цвета относятся к теплым, какие к холодным;
• виды контрастов
• цветовой круг
После изучения
темы «Теплые и холодные цвета»
• различать теплые и холодные цвета;
• определять виды контрастов;
• делить цветовой круг на две равные части: 6 теплых и 6 холодных цветов.
2.1.2 Методический анализ учебного материала по теме
Учебная информация
(учебники по предметам,
Результатом отбора
содержания учебного материала
по предмету является выбор
педагогом конкретного учебника
(или учебников, или иной
2.2 Краткий конспект темы
Тема лекции: «Теплые и холодные цвета».
План:
1. Теплые и холодные цвета
2. Контраст
3. Цветовой круг
1. Условно принято
считать части спектра от
Подбирая
теплую и холодную гамму,
Теплые
цвета олицетворяют собой