Методический анализ темы « Теплые и холодные цвета» по дисциплине «Физика и химия цвета"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
• Выполнение методического анализа
Задачи курсовой работы:
• Разработка современных средств обучения
• Разработка теоретического обучения
В ходе курсовой работы изучается передовой педагогический опыт, углубляются и систематизируются полученные теоретические и методические умения в области методики профессионального обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I. Основная часть……………………………………………………………….4
1. Сущность методического анализа………………………………………...…4
1.1 Структура методического анализа………………………………………....5
II. Практическая часть………………………………………………………....13
2.1 Межпредметные связи темы…………………………………………….…13
2.2 Краткий конспект…………………………………………………………....14
2.1.2 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих и когнитивных целей……………………………………………………………………………...19
3.1 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала…………………………………………………………………………25
3.2 Тест входного контроля……………………………………………………..26
3.3 Тест итогового контроля…………………………………………………….28
3.4 Разработка урока теоретического обучения разработка…………………..30
III. Заключение………………………………………………………………...…31
IV. Литература………………………………………………………………...…32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по МПО.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

      • связями и отношениями данного  понятия с другими понятиями.

      Для методических целей понятия  удобно классифицировать по следующим  основаниям:

      • времени формирования;

      • уровню усвоения.

      Планируя процесс формирования  понятий, преподаватель всегда  определяет момент их формирования. По времени формирования понятия  подразделяются:

      • на новые понятия (впервые  формируемые на данном уроке);

      • опорные понятия (сформированные в процессе изучения рассматриваемой учебной дисциплины или смежных учебных предметов).

      Понятия, формируемые на уроке,  различаются по уровням усвоения. Одна из возможных классификаций  понятий, предложенная В.П. Беспалько, предполагает следующие уровни:

      I уровень - «узнавание» (характеризуется  выполнением действий с подсказкой). На этом уровне формируются  понятия второстепенного характера,  которые учащиеся должны знать,  определять, классифицировать.

      II уровень - «воспроизведение» (характеризуется выполнением действий по памяти). На этом уровне формируются понятия, которые используются для объяснения характеристик и конструкции технических объектов, решения задач, алгоритм решения которых вытекает из известных формул, и т.д.

      III уровень - «умение» (предполагает  выполнение продуктивной деятельности  с опорой на схожие алгоритмы). Понятия, формируемые на данном  уровне, используются при решении  практических задач, алгоритм  которых не дается в готовом  виде.

      IV уровень - «трансформация» (предполагает продуктивную деятельность в новой области). Это уровень формирования понятий, используемых при решении творческих задач, изучении смежных дисциплин и др.

       Результаты структурно-логического  анализа могут быть представлены в виде спецификации или графа.

 

    1.1.3  Методическая редукция

    Методическая  редукция – это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся.  Методическая редукция имеет целью преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его учащимися.

    В методике профессионального обучения выделяют следующие приемы методической редукции:

    1) лингвистическую трансформацию учебного материала;

    2) вербальность и метафоричность формулировок;

    3) элиминацию менее важных аспектов из содержания учебного материала;

    4) мнемотехнику;

    5) операциональные определения технических понятий;

    6) остенсивные определения технических понятий и т. д.

    Лингвистическая  трансформация. Лингвистическая  трансформация учебного материала – это преобразование данных конструкций слов, словосочетаний или предложений в ряд других, близких для понимания учащимися.

    Вербальность. Вербальность заключается в том, что знаково-символические, невербальные формы репрезентации информации замещаются на устную, словесную форму.

    Метафоричность (метафора). Этот прием в трансформации учебного материала может выступать в роли средства передачи и усвоения новых знаний и «нового видения мира и вещей». Метафора близка к таким механизмам понимания, как узнавание, ассоциирование. Метафоры должны сознательно отбираться преподавателем, чтобы учащиеся не воспринимали их в буквальном значении.

    Мнемотехника. Мнемотехника хорошо известна и широко применялась педагогами в начале ХХ в. Цель применения мнемотехники – облегчить понимание и запоминание содержания путем образования искусственных ассоциаций.

    Операциональные  определения. Операциональные определения позволяют установить однозначное соответствие между термином и понятием через указание операционного состава действий с объектами учебного познания.

    Как  подчеркивает К. К. Гомоюнов, «операциональное определение не является исчерпывающим, но оно уже позволяет практически действовать с определенным предметом».

    Остенсивные  определения. «Остенсивные определения  представляют собой способ установления  соответствия между знаками (словом  и словосочетаниями) и объектами, в результате чего знак приобретает для обучаемого значение». Остенсивные определения применяются при изучении дисциплины для обобщения признаков объектов технических систем и т. д. При изучении техники используются полуостенсивные определения, которые образуются демонстрацией не самого предмета, а его схем, чертежей, рисунков, сопровождаемых словесными пояснениями. Это один из самых распространенных и эффективных способов – сделать для учащихся понятным значение неизвестного ему слова. Следует подчеркнуть, что это особенно важно в обучении учащихся профессиональных учебных заведений, будущая профессиональная деятельность которых связана с предметными практическими действиями, с объектами технической практики.

    Таким  образом, методическая редукция  учебного материала не должна  нарушать правильности, объективности и научности изучаемого. Способы редуцирования и представления учебного материала должны отбираться с учетом способностей учащихся к пониманию и запоминанию.

 

      1.1.4  Состав предметно-познавательных действий

      Для определения процедур учебной деятельности  по усвоению изучаемых понятий выявляют содержание и состав тех конкретных действий ученика, посредством которых он может быть введен в область знаний данной темы. Для этого необходимо изучить историю возникновения и развития в науке основных понятий темы, проанализировать имеющиеся в учебно-методической литературе трактовки этих понятий, выделить идеи, овладение которыми составляет главную цель изучения. На этой основе строится предварительное описание системы действий (модели учебной деятельности) учащихся, приводящих их к полному усвоению содержания данной темы.

      На уроке у учащихся реализуются  следующие виды деятельности:

      1 Исполнительская (по образу или  аналогу, КПД-низкий)

      2. Репродуктивная (воспроизведение, выполнение действий по образу учителя, КПД-высокий)

      3. Поисковая (исследовательская)  – продуктивная, действия 3-4 уровней,  когда реализуются умение и  творчество.

 

      1.1.5  Выбор методов обучения

    Для  осуществления выбора необходимо  знать дидактические условия, которые объективно влияют на этот процесс.

    К ним относятся:

    1. Структура и логика содержания учебного материала по конкретной теме урока.

    2. Учебно-познавательные возможности учащихся (знания опорных понятий, уровень развития мышления).

    3. Возможности преподавателя (предшествующий опыт работы, знание закономерностей процесса обучения, умение управлять познавательной деятельностью учащихся).

    4. Материально-техническое обеспечение лаборатории и кабинета общетехнических дисциплин и специальной технологии (возможности ведения демонстрационного эксперимента, индивидуального исследования).

    Весь  процесс обучения включает в  себя:

    1. Содержание  обучения (чему учить?)

    2. Цели  обучения (для чего учить?)

    3. Средства обучения (что использовать в процесс обучения?)

    4. Формы организации  обучения (как организовать процесс  обучения?)

    5. Методы обучения (как обучать?)

 

 

 

 

 

II. Практическая часть

      В данной курсовой работе применены  теоретические знания, на основе которых был разработан урок теоретического обучения по теме «Теплые и холодные цвета» с использованием современных средств обучения.

       Также  были разработаны современные  средства обучения:

         • опорный конспект по теме;

         •  листы рабочей тетради;

         • тесты.

      Для проверки  контроля знаний и умений у  учащихся по теме «Теплые и  холодные цвета» были разработаны  тестовые задания.

      Дисциплина  «Физика и химия цвета» занимает  особое место в профессиональной  подготовке студентов специальности дизайн интерьера. Для изучения данной дисциплины необходимы знания по таким фундаментальным дисциплинам как «Концепции современного естествознания», «Рисунок», «Живопись». Цветовое решение предметной среды становятся в настоящее время особенно актуальным в связи с широким применением цвета в компьютерных технологиях, при колористическом решении костюма, прически и интерьера.

      Знания, полученные  студентами при изучении данной  дисциплины, являются базовыми при  освоении специальных курсов и позволяют более качественно выполнять задания по специальностям: «Декоративная живопись», «Иконопись», «Формообразование», «Основы композиции», «Проектирование», «Художественное моделирование интерьера и предметной среды».

    

2.1 Межпредметные связи темы

       Живопись  (Натюрморт «Тематический» – декоративное отношение)

 Физика и химия цвета                              Формообразование

 Тема: Виды цветового контраста         Свет и цвет в создании

                                                                            пространства)

Компьютерная  графика  (Палитры)

      2.1.1 Требования, предъявляемые к новой теме

      Учащиеся должны изучить:

          • какие цвета относятся к  теплым, какие к холодным;

          • виды контрастов

         • цветовой круг

      После изучения  темы «Теплые и холодные цвета»  учащиеся должны уметь:

         • различать теплые и холодные  цвета;

         • определять виды контрастов;

         • делить цветовой круг на  две равные части: 6 теплых и  6 холодных цветов.

    2.1.2 Методический анализ учебного материала по теме

    Учебная информация (учебники по предметам, учебные  пособия, технические описания, инструкции, научные статьи, справочная литература  и т. п.) является важнейшим фактором, влияющим на проведение методического анализа.

    Результатом отбора  содержания учебного материала  по предмету является выбор  педагогом конкретного учебника (или учебников, или иной информации) для представления учебного материала  к уроку.

 

2.2 Краткий конспект темы

Тема лекции: «Теплые и холодные цвета».

План:

   1. Теплые и холодные  цвета

   2. Контраст

   3. Цветовой круг

     1. Условно принято  считать части спектра от зеленого  к красному теплыми, от голубого  к пурпурному – холодными,  пурпурный цвет – нейтральный.  Теплые и холодные качества связаны с моделированием формы, а также с трактовкой пространства и цветовой перспективой. Красный цвет считается психологически доминантным теплым цветом, а синий – доминантным холодным. Применение этой психологической классификации цветов очень важно для тех, кто смешивает краски и пользуется ими. Красный у нас ассоциируется с огнем и теплом, синий – с водой, льдом, небесами и прохладой. Следовательно, чем больше красного содержит цвет, тем он теплее, и чем больше синего – тем холоднее. Желтый тоже относится к «согревающим», мы ассоциируем его с солнечным светом, и, следовательно, желтые тона на теплой половине круга «повышают температуру» цвета, в который они добавлены. Холодный цвет, такой как лимонно-желтый, осветляет цвет, но не «согревает» его, как кадмий желтый светлый или кадмий желтый средний. Оба кадмия содержат больше красного, чем лимонно-желтый (поскольку лимонно-желтый – зеленовато-желтый тон), и потому действуют как «согревающие».

      Подбирая  теплую и холодную гамму, следует подумать о времени суток. Утренние состояния обычно прохладнее, чем полуденные, поэтому для картин с подобными сюжетами придется подбирать разные палитры. В конце дня, ближе к вечеру ,колорит не только теплее, чем в другое время суток, но и свидетельствует о приближении заката. Писать закаты чрезвычайно увлекательно, но заниматься только ими, упуская красоту другого времени суток, не стоит. При правильном подборе цветовых отношений изображение полудня может быть таким же прекрасным, хотя и менее ярким, чем закат.

      Теплые  цвета олицетворяют собой тепло  и свет не только в прямом  смысле, но и в образном значении, воплощая в себе добро, радость,  светлые помыслы, благородство  души, душевную щедрость и возвышенные  чувства любви, счастья – все  то лучшее, к чему стремится человек в жизни. В связи с этим положительные герои сказок, фантастики, вообще литературы, а также фильмов и мультфильмов, в театральном искусстве изображаются всегда в одеждах теплых цветов.

Информация о работе Методический анализ темы « Теплые и холодные цвета» по дисциплине «Физика и химия цвета"