Методический анализ темы « Теплые и холодные цвета» по дисциплине «Физика и химия цвета"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
• Выполнение методического анализа
Задачи курсовой работы:
• Разработка современных средств обучения
• Разработка теоретического обучения
В ходе курсовой работы изучается передовой педагогический опыт, углубляются и систематизируются полученные теоретические и методические умения в области методики профессионального обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I. Основная часть……………………………………………………………….4
1. Сущность методического анализа………………………………………...…4
1.1 Структура методического анализа………………………………………....5
II. Практическая часть………………………………………………………....13
2.1 Межпредметные связи темы…………………………………………….…13
2.2 Краткий конспект…………………………………………………………....14
2.1.2 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих и когнитивных целей……………………………………………………………………………...19
3.1 Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала…………………………………………………………………………25
3.2 Тест входного контроля……………………………………………………..26
3.3 Тест итогового контроля…………………………………………………….28
3.4 Разработка урока теоретического обучения разработка…………………..30
III. Заключение………………………………………………………………...…31
IV. Литература………………………………………………………………...…32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по МПО.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

      Музыка  горячих оттенков сравнима со  звучанием нежных голосов скрипки, гитары, радостных бубенцов, торжественных фанфар зажигательного танца.

      Холодные цвета олицетворяют  синюю тень, таинственные сиреневые  сумерки, загадочную темно-синюю  ночь, темный, тревожный, непроходимый  лес, печальное темно-зеленое  болото, холодную и неизвестную  морскую бездну, как в прямом, так и в живописно-образном смысле.

      Каждый увиденный нами цвет  воспринимается и запоминается, прежде всего, эмоционально. К  примеру, синий цвет, приобретая  более темные оттенки, увлекает  нас в бархатную синюю бездну  ночного неба, погружает в бесконечную  углубленность, сосредоточенность и, приближаясь к черно-синим оттенкам, создает чувство безысходной, «нечеловеческой» печали. Переходя в светлое состояние, сине-голубой небесный цвет посылает нам чувство покоя, умиротворения.

      Фиолетовый цвет ощущается как  охлажденный красный, он есть эхо, отголосок чего-то, ушедшего навсегда, и потому в этом цвете много печального.

      Холодные цвета используются  при создании художественных  образов сказочно-фантастических героев, не всегда добрых.

      В холодных красках слышны  звуки музыкальных инструментов: таинственной арфы, флейты, грустного гобоя, кларнета и виолончели.

      Холодные цвета вызывают эмоциональное  ощущение холода, пустоты, бесконечности,  неприкаянности, тревожной неизвестности,  печали, трагичности, тени и прохлады.

      Теневые и освещенные части  предметов в живописи всегда  строятся на контрасте теплого  и холодного (при дневном освещении  свет холодный, а тень теплая, при электрическом – наоборот). На признаке тепло-холодности  основано и пространственное  восприятие цвета. Создать впечатление глубины можно, использовав светлотную растяжку, а можно за счет верного распределения цветов в пространстве, легкие – прозрачные (небо, даль); тяжелые – темные, малонасыщенные, плотные (коричневый, черный, фиолетовый ассоциируются с землей).

      Сравнивая между собой два  цвета, мы находим между ними  четко выраженные различия. Когда  эти различия достигают своего  предела, мы говорим о диаметральном  или полярном контрасте.

   2. Контраст  – это ярко выраженная противоположность.

      Так, противопоставления большой  – маленький, белый – черный, холодный – теплый в своих  крайних проявлениях представляют  собой полярные контрасты.

      Начнем с перечисления семи  типов цветовых контрастов:

   1. Контраст  по цвету

   2. Контраст  светлого и темного

   3. Контраст  холодного и теплого

   4. Контраст  дополнительных цветов

   5. Симультанный  контраст

   6. Контраст  по насыщенности

   7. Контраст по площади цветовых пятен

      Контраст по цвету – самый  простой из всех семи. Он не  предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью вех цветов в их предельной насыщенности.

      Контраст светлого и темного.  День и ночь, свет и тень. Эти  противоположности имеют основополагающее  значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и черный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени.

      Контраст холодного и теплого.  Желтый цвет – самый теплый, а фиолетовый – самый темный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты.

      Контрасты дополнительных цветов. Мы называем два цвета дополнительными,  если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный  цвет. В физике два хроматических  света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом.

      Симультанный контраст. Понятие  «симультанный контраст» обозначает  явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно порождает его сам.

      Контраст по насыщенности. «Контраст  по насыщенности» – это противоположность между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными. Спектральные цвета, полученные путем преломления белого света, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты.

      Контраст по площади цветовых  пятен. Характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность – противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».

3. Цветовой круг  – система цветов, в которой  цветовое многообразие упорядочено  на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

 

2.2.1  Структурно-логический анализ темы

    Спецификация  учебных элементов как форма наглядного изображения отобранного учебного материала представляет собой таблицу.

    Спецификация  содержит названия УЭ (понятий)  учебного материала, классификацию  их по различным основаниям  и символы обозначающие понятия.

       В таблицу заносятся понятия, входящие в состав учебного материала урока. Каждому учебному понятию (элементу) присваивается порядковый номер. Далее понятия классифицируются по различным основаниям и отмечаются значком «+». Как правило, первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока. Обычно это понятие совпадает с наименованием темы.

       Граф учебной информации –  способ выявления и наглядного  представления связей или соотношений  между учебными элементами.

       Разработанный по данной методике граф учебной информации дает возможность преподавателю наглядно определить, какие понятия необходимо актуализировать для формирования новых. Граф помогает определить, какие понятия будут сформированы в ходе демонстрационного эксперимента, объясняющего физические процессы, протекающие в устройстве, которое изучается на данном уроке.

 

    Специфика  учебных элементов темы: «Теплые  и холодные цвета»

№ п/п

Название учебных  элементов

Условные обозначения

Опорные понятия 

Новые понятия

Уровень усвоения

1

Теплые цвета

Т. цв

 

+

II

2

Холодные цвета

Х. цв

 

+

II

3

Теневые части предметов

 

+

 

III

4

Освещенные  части предметов

 

+

 

III

5

Контраст 

   

+

III

6

Контраст по цвету 

   

+

III

7

Контраст теплого  и холодного 

   

+

III

8

Симультанный  контраст

   

+

III

9

Контраст по насыщенности

   

+

III

10

Контраст по площади цветовых пятен

   

+

III

11

Светлотная  растяжка

   

+

III

12

Легкие цвета

   

+

III

13

Тяжелые цвета

 

+

 

III

14

Цветовой круг

Цв. к

+

 

III

15

Дополнительный  цвет

 

+

 

III

16

Противоположный цвет

   

+

I

17

Пространство 

 

+

+

I

18

Нейтральный цвет

   

+

I

19

Цветовые отношения

   

+

I


 

Граф учебной  информации

 

2.1.2 Определение обучающих, развивающих, воспитывающих и когнитивных целей

     Цель  урока включает, с одной стороны,  предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой стороны, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата

    Обучающая  цель. Для преподавателя и описывает  планируемый результат его педагогической деятельности на уроке.

    Обучающая  цель урока:

1. Сформировать  у студентов новые представления,  понятия о цвете, контрастах

2. Установить  межпредметные связи

3. Систематизировать  и углублять знания

4. Совершенствование  и закрепление материала по теме «Теплые и холодные цвета»

      В когнитивную (познавательную) цель  урока входят цели от запоминания  и воспроизведения изученного  материала до решения задач  (проблем). К познавательной сфере  относится большинство целей  обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

    Когнитивная  цель урока:

    1. Понимать  определения теплых и холодных  цветов

    2. Уметь  применять контрасты

    3. Уметь  преобразовывать лекционный материал в цветовые схемы.

      Развивающая цель. Это наиболее трудны для преподавателя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс обучения и воспитания, самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания.

      Развивающий цель урока:

  1. Развития  творческих способностей, интереса  к работе с цветом

  2. Развивать  интерес, потребность в знаниях.

      Воспитывающий цель урока. В процессе обучения преподаватель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создает в классе творческую обстановку – такое обучение является не только развивающим, но и воспитывающим.

  1. Формирование  у  студентов  самостоятельности   в   познавательной деятельности.

2. Воспитание  у студентов стремления к расширению  полученных знаний.

  3. Воспитание настойчивости, аккуратности, бережливости.

4. Воспитание интереса к предмету.

       4. Выбор средств и методов обучения

      Средства обучения как составная  часть педагогического процесса  представляют собой совокупность  компонентов, несущих в себе учебную информацию или выполняющих тренирующие функции и предназначенных для формирования у учащихся знаний, умения и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания.

      Классификация средств обучения:

    •  Материальные объекты: учебное  оборудование, инструменты, приборы;

    •  Знаковые системы: учебники и  учебно-методические пособия, карточки-задания,  инструкционные карты, опорные  конспекты, плакаты и планшеты;

    •  Логические регулятивы: правила, методы и методики, практические действия, операции и приемы.

Материальные  средства обучения:

- доска;

- столы.

Знаковые средства обучения:

- учебники;

- опорный конспект;

- карточки–задания.

Логические  регулятивы:

- правила;

- приемы;

- методы.

       5. Определение учебно-познавательных действий учащегося

      Во время организационного момента  у учащихся выполнялась исполнительская  деятельность:

      - подготовка конспектов для работы;

      - запись темы и плана урока  в конспект.

      На этапе актуализации опорных знаний у учащихся выполняется репродуктивная деятельность:

      - самостоятельная работа с тестами;

      - самостоятельная работа с листами  рабочей тетради;

      - индивидуально отвечать на вопросы.

      На этапе формирования новых  знаний у учащихся выполняется исполнительская деятельность:

      - записывают и конспектируют  новые понятия, определенные по  ходу объяснения преподавателя.

       На этапе применения новых  знаний и умений у учащихся  выполняется репродуктивная деятельность:

      - отвечают на вопросы;

      - самостоятельная работа с тестами;

      - самостоятельная работа с листами  рабочей тетради по теме «Теплые  и холодные цвета»

Информация о работе Методический анализ темы « Теплые и холодные цвета» по дисциплине «Физика и химия цвета"