Методика изобразительного искусства у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:17, контрольная работа

Описание работы

Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детей радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Файлы: 1 файл

контрольная изо.docx

— 20.54 Кб (Скачать файл)

 

Рисование является важнейшем средством  в формировании личности ребенка, эта  изобразительная деятельность дарит  детей радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном  руководстве. Но чтобы развить у  каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

 

Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для  этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Первым автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был  итальянский искусствовед Коррадо  Ричи. Изучив большое количество детских  рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.

В 1910 г. была представлена работа В.М. Бахтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном  изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.

Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал  музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчеств при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований - выявление закономерностей детского творчества.

Итоги первых шагов изучения детского творчества, которые были проведены  в начале 20-х г. уже показали зависимость творческого развития от воспитателя. Однако задачи воспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплению личного опыта, ребенка, которому придавалась первостепенное значение. По-прежнему ведущая роль педагога в эстетическом воспитании в частности в руководстве рисованием, недооценивалась. 

 

 

 

Основной целью обучения изобразительной  деятельности является развитие творческих способностей детей.

Одна из основных задач обучения детей - воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. 

Изобразительные возможности  дошкольников в передачи окружающего  ограничены. Не все, что ребенок  воспринимает, может служит темой для его рисунка. 

Ребенок младшего дошкольного  возраста трудно передает все---------------------------------------- характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно  развитых изобразительных умений. 

Большое значение в правдивой  передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д.

Одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности - овладения  техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.

С изобразительными умениями тесно  связаны технические навыки. Для  изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий - это уже изобразительная задача.

Приобретение технических навыков  только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. 

 

Значение технических навыков  велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей  к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.

Приобретенные навыки правильного  и свободного пользования  материалом должны использоваться не механически, а  с учетом особенностей предмета изображения.

Следующая задача обучения - развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.

Решение этой задачи связано  с особенностями  эстетического развития дошкольника. Детям  доступно выполнение простейших ритмических  построении использование  ярких, контрастных  сочетаний цветов для создания выразительной  композиции.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношением к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Отношение 2-3 летнего ребенка к  окружающей действительности характеризуется  недостаточной расчлененностью  связываемых чувств. Машина привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые проявляются как оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и в деятельности детей. Нередко младший дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например: старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре. 

 

Задачи обучения в первой младшей группе следующие:  

 

- вызвать интерес к процессу  рисования как деятельности, дающей  результат;

- познакомить с материалами  для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

- научить пониманию рисунка  взрослого как изображения предмета;

- научить приемам проведения  прямых, округлых линий и замкнутых  форм. 

 

Задачи обучения во второй младшей  группе связаны главным образом  с развитием умений изображать различные  формы, развитием технических навыков  в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы.  

 

.Цели  и задачи рисования  карандашом:

· Обучение умению правильно держать  карандаш; ориентироваться на листе  бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д.

· Развитие мелкой моторики.

· Ознакомление с окружающим миром.

· Развитие речи.

· Формировать интерес к рисованию.  

 

Методы обучения рисованию:

· Рисование в воздухе - изображение  линией и фигур в воздухе при  помощи движений прямого указательного  пальца ведущей руки. Использование  этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекло, столе).

· Совместное рисование - совместные действия взрослого и ребенка  в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.

· Дорисовывание деталей - процесс  завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть  рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет  картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.

Самостоятельное рисование - создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию  с использованием усвоенных навыков. 

 

 

  

 

 

 

Цели и задачи в рисовании красками:

· Обучение умению правильно и аккуратно  использовать краски, обмакивать в  них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводит линии, рисовать точки и  т.д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.

· Обучение умению ориентироваться  на листе бумаги.

· Развитие чувства цвета.

· Развитие эмоций и фантазии.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

· Ознакомление с окружающим миром. 

 

Техника рисования:

Рисование кисточкой

Нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует  намочить кисть, затем взять на нее  краску и легко без нажима, нанести  на бумагу. В этой технике используются кисти - круглые и плоские, краски - акварель и гуашь (гуашь в тюбиках  предварительно разводят), бумага - акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

· примакивание - нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания  к бумаге кисточки с краской. После  соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазкой, оторвать от нее;

· нанесение мазков - рисование  кисточкой путем проведения линий  различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и  др.);

· рисование кисточкой наверх карандашного эскиза - нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы). 

 

Правила использования красок и  кисточек

В первую очередь необходимо научить  детей правилам обращения с красками и кисочками. Показать, как следует аккуратно брать краску на кисточку, не пачкаться; объяснить, что краски следует хранить аккуратно, баночки с краски закрывать после окончания работы. Показать малышам, как пользоваться кисточкой - как ее держать, смачивать в воде и снимать излишек воды о край баночки, как брать краску на кончик кисточки, рисовать легкими движениями, не нажимать на кисточку, не тереть кисточкой о бумагу, мыть кисточку перед тем, как взять другую краску. Объяснить, что кисточку нельзя надолго оставлять в воде, иначе она искривится, что после рисования ее надо вымыть и поставить в стаканчик щетиной вверх. После завершения работы нужно подождать, чтобы краска на рисунке высохла.

Изобразительная деятельность содействует  развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Заботясь о развитии у ребят  художественных способностей, педагог  должен знать моменты, являющиеся первыми  побудительными факторами привлечения  внимания, интереса детей к рисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления - яркой картинки, игрушки и т.д. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность рассказать окружающем о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

 


Информация о работе Методика изобразительного искусства у детей дошкольного возраста