Методика обучения ручным операциям на уроках технологии в 5 классе. Деревообработка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Федеральный компонент государственного стандарта основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования называет формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Выбранная тема курсовой работы является актуальнойпотому, что именно в 5-м классе начинается изучение ключевой темы по курсу «Технология» - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»
Объектом работы является специальная и методическая литература по изучению технологии в школе.
Предметом работы является изучение темы по технологии обработки древесины вручную
Целью является разработка анализ методической составляющей темы и анализ материальной базы учебной мастерской.
Гипотеза данной работы сводится к тому, что изучение технологии эффективно если:
в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;
учебный процесс будет оснащён всем необходимым оборудованием;
учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;
для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;
учитель будет использовать формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности.
Задачами курсовой работы являются:
изучение нормативных документов и методической литературы по теме курсовой работы(БУП, стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.);
анализ календарно-тематического планирования;
анализ материального оснащения учебной мастерской.
Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии обработки древесины.
Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................4
Глава 1. Методика обучения школьников технологиям обработки древесины в 5 классе...............................................................................................................5
1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».....5
1.2. Календарно-тематическое планирование...........................................10
1.3. Методический анализ содержания раздела.......................................16
1.4. Уровень навыков учащихся................................................................19
1.5. Формы и методы организации занятий.............................................20
1.6. Дидактическая связь изучения данного раздела с другими
дисциплинами.............................................................................................21
1.7. Обеспечение безопасных условий труда учащихся при изучении
раздела.........................................................................................................22
1.8. Трудовое воспитание учащихся на уроках технологии…………. 22
Глава 2. Анализ материальной базы трудового обучения........................24
2.1. Общие положения...............................................................................25
2.2. Выполнение санитарно-гигиенические требований........................25
2.3. Мебель в мастерской...........................................................................26
2.4. Организации рабочих мест учителя и обучающихся.......................27
2.5. Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и
приспособлениями...................................................................................29
2.6. Оснащение мастерской учебным оборудованием и необходимой документацией...........................................................................................29
2.7. Размещение и хранение оборудования.............................................30
2.8. Оформление интерьера мастерской..................................................32
Заключение......................................................................................................32
Литература.......................................................................................... .............34
Приложения..................................................................................................35

Файлы: 1 файл

курсач тёмин.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

а) План учебно-производственного  помещения

б) Фотографии или  эскизы помещения

 

2.1. Общие положения

Мною проведён анализ учебной мастерской образовательной области "Технология" в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Прихолмской средней общеобразовательной школе № 4 Минусинского района.

Учебная мастерская по деревообработке в школе предназначена для:

  • трудового обучения учащихся в соответствии с утвержденными программами;
  • организации общественно полезного, производительного труда учащихся;
  • проведения факультативных занятий по трудовому обучению;
  • работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

Кроме того на  базе учебной  мастерской школы  осуществляется профессиональное обучение учащихся VIII вида  по профилю «Деревообработка».

 

2.2.Выполнение санитарно-гигиенические требований.

Мастерская по обработке  древесины расположена в отдельно стоящем помещении, где кроме основного предусмотрен дополнительный выход. В составе мастерской специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции). Мастерская оснащена устройством защитного отключения электропитания, установлена сигнализация.

 Склад для материалов, заготовок

Освещение  комбинированное (верхнее и боковое), ориентация окон на юго-восточную сторону.

 Для искусственного освещения используются люминисцентные светильники, классная доска освещается дополнительнымиустановленными параллельно ей светильниками.

Температура в мастерской в пределах 18 - 21 С.,  установлены  умывальники.

 Стены и потолки  в мастерской   покрыты масляной   краской светлых тонов.

Площадь рабочих помещений  должна 4,5 кв.м на одного обучающегося, что соответствует санитарным требованиям.

Доска оборудована  дополнительным освещением и экраном.

 

2.3. Мебель в мастерской

Мастерская образовательной области "Технология" укомплектованы мебелью и классной доской соотвествующими требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86

Мебель следующая  (в расчете на наполняемость класса 11 обучающихся  ( для мальчиков 5-9 классов):

- столы и стулья  для учителя  и учащихся;

- верстаки слесарные,  столярные, комбинированные (ГОСТ 79-1-02-84);

- подставки для технических  средств обучения; стол демонстрационный;

- шкафы для учебных  пособий, хранения материалов  и изделий;

- доска классная;

Мебель имеет гигиенический сертификат и сертификат соответствия.

Высота столов и стульев  соответствует ростовым группам  учащихся. В зависимости от роста  обучающихся столы и стулья должны промаркированы номером и цветом.

Классная доска оснащена приспособлениями для крепления  и демонстрации таблиц.

 Верстаки для индивидуальной работы, на задней стене стенд по  технике безопасности

 

2.4. Организации рабочих мест учителя и обучающихся

 В учебной мастерской  оборудованы рабочие места обучающихся  индивидуального и коллективного  пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест обеспечивает возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывает различия антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.

Количество рабочих  мест в мастерской-11, это определяется наполняемостью классов с учетом деления 5- 9 классов на подгруппы.

Рабочее место учителя  в мастерской оборудовано столом с емкостью для аппаратуры, верстаком с набором необходимых инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов. Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные — относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливают в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.

Рабочее место  учителя в мастерских по обработке  древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

      

 

Для обработки конструкционных  материалов, а также для различных  занятий во внеурочное время в  кабинете оборудованы 2 рабочих места  коллективного пользования: станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для гибки металла, проволоки.

 Станочные рабочие  места оборудованы тумбочками  для размещения измерительных  и режущих инструментов, заготовок,  готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно укомплектованы крючками для удаления стружки.

Окраска изделий распылением  в мастерской производится в специально оборудованном вытяжном шкафу.

К рабочим местам подведено  электропитание напряжением 42 В.

Рабочие места в кабинете оснащены  установками индивидуального и локального освещения.

 

2.5.Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и приспособлениями.

 В мастерской размещена  следующая аппаратура:

- диапроектор;

- эпипроектор;

- графопроектор;

- видеомагнитофон (видеоплейер);

- компьютер для работы учителя и обучающихся;

- копировальная техника; 

- экран с регулируемым  углом наклона;

- приспособление для  зашторивания окон.

Проекционная аппаратура размещена на передвижных тележках.

Для подключения проекционной аппаратуры и других технических  средств обучения в мастерской 3 штепсельных розетки: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене , третья - на стене, противоположной окнам.

2.6. Оснащение  мастерской учебным оборудованием и необходимой документацией

 Состав учебного  оборудования в  мастерской соответствует "Перечню учебного оборудования по образовательной области "Технология" для общеобразовательных учреждений России", утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации.

В комплект оборудования мастерской входят носилки и универсальная аптечка первой помощи, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

В мастерской  есть  картотека учебной,  справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся, а также  инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.

Полки для хранения методической литературы, дисков

 

 

2.7.Размещение и хранение оборудования

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с  учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

Учебное оборудование и  пособия хранятся в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены  и имеющих переставные полки. Секционный шкаф

 На книжных полках  секционных шкафов размещены диафильмы, диапозитивы, аудиокассеты, подборки материалов текущей периодики.

Таблицы наклеены на картон и размещаюся в ящиках - табличниках.

 Приспособление для хранения учебных таблиц

Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках на рабочих местах обучающихся: долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном положении в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи рубанков, шерхебелей, фуганков вровень с подошвой; сверла вставленыт в гнезда деревянной подставки рабочими концами вниз; ножовки вставлены в специальные гнезда таким образом, что закрыта режущая часть, мелкий инструмент хранится в специальной укладке с гнездами разного диаметра.

 

2.8.Оформление интерьера мастерской

В мастерской расположены  стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации. Есть выставочный стенд изделий, изготовленных обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты.

 Стенд по технике безопасности

 

 

 

Заключение

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось  с ситуацией, когда образование  должно подготовить новые поколения  людей к жизни в условиях, которые  еще полностью не сформированы, и  к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.

В школе "Технология" интегративная образовательная  область, синтезирующая научные  знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование  в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Таким образом, из данной курсовой работы мы выяснили, что сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное  просвещение. Именно преобразовательная суть предмета "Технология" делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у учащихся социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявленным рыночной экономикой; стать "авторами" формирующейся социально-экономической среды России.

. Следовательно, технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе. В технологическом образовании меняется роль учителя. Он превращается из основного источника и контролёра знаний в консультанта, организатора учебной деятельности учащихся, т.е. менеджера в образовании.

Учителю "Технологии" надо уяснить, что труд как компонент  воспитательной системы существует тысячелетиями. Он был, есть и остаётся средством воспитания, позволяющим  влиять на развитие личности. Сноровка и смекалка были и всегда будут нужны в жизни, каких бы высот в научно – техническом прогрессе не достигало человечество.

В ходе работы мною изучены нормативные документы  и методическая и научно-техническая  литература по теме курсовой работы (БУП,  стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.); проанализировано календарно-тематическое планирование по теме «Технология обработки древесины», проведён анализ материального оснащения учебной мастерской МКОУ Прихолмской СОШ №4.

Поставленная мною цель и задачи выполнены.

Подтверждена  гипотеза, что изучение технологии эффективно если:

в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;

учебный процесс  будет оснащён всем необходимым  оборудованием;

учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;

для наибольшей эффективности освоения материала  на занятиях будут использоваться современные  образовательные технологии;

учитель будет  использовать формы и методы обучения,  учитывая возрастные особенности.

 

 

Литература

 

  1. Сборник нормативных документов.-М.: Дрофа, 2009
  2. Антонов Л.П. и др. Практикум в учебных мастерских. Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1976.
  3. Бронников Н.Л., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение. Пробный учебник для учащихся 8 классов общеобразовательной школы / Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск: БГПУ, 1996.
  4. Лында А.С. Методика трудового обучения. – М.: Просвещение. 1977.
  5. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск, 2001 г.
  6. Ресурсы интернета: http://www.ito.edu.ru

Ресурсы интернета: http://www.works.tarefer.ru

 

 

 

 

 

Приложения.

1. Развёрнутый конспект урока

2. Набор карточек, заданий к уроку

3. Набор кроссвордов, ребусов, тестов

4. Диск с презентацией к уроку, проектом по разделу

 

 

 

Информация о работе Методика обучения ручным операциям на уроках технологии в 5 классе. Деревообработка