Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный компонент государственного стандарта основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования называет формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Выбранная тема курсовой работы является актуальнойпотому, что именно в 5-м классе начинается изучение ключевой темы по курсу «Технология» - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»
Объектом работы является специальная и методическая литература по изучению технологии в школе.
Предметом работы является изучение темы по технологии обработки древесины вручную
Целью является разработка анализ методической составляющей темы и анализ материальной базы учебной мастерской.
Гипотеза данной работы сводится к тому, что изучение технологии эффективно если:
в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;
учебный процесс будет оснащён всем необходимым оборудованием;
учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;
для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;
учитель будет использовать формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности.
Задачами курсовой работы являются:
изучение нормативных документов и методической литературы по теме курсовой работы(БУП, стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.);
анализ календарно-тематического планирования;
анализ материального оснащения учебной мастерской.
Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии обработки древесины.
Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.
Введение.............................................................................................................4
Глава 1. Методика обучения школьников технологиям обработки древесины в 5 классе...............................................................................................................5
1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».....5
1.2. Календарно-тематическое планирование...........................................10
1.3. Методический анализ содержания раздела.......................................16
1.4. Уровень навыков учащихся................................................................19
1.5. Формы и методы организации занятий.............................................20
1.6. Дидактическая связь изучения данного раздела с другими
дисциплинами.............................................................................................21
1.7. Обеспечение безопасных условий труда учащихся при изучении
раздела.........................................................................................................22
1.8. Трудовое воспитание учащихся на уроках технологии…………. 22
Глава 2. Анализ материальной базы трудового обучения........................24
2.1. Общие положения...............................................................................25
2.2. Выполнение санитарно-гигиенические требований........................25
2.3. Мебель в мастерской...........................................................................26
2.4. Организации рабочих мест учителя и обучающихся.......................27
2.5. Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и
приспособлениями...................................................................................29
2.6. Оснащение мастерской учебным оборудованием и необходимой документацией...........................................................................................29
2.7. Размещение и хранение оборудования.............................................30
2.8. Оформление интерьера мастерской..................................................32
Заключение......................................................................................................32
Литература.......................................................................................... .............34
Приложения..................................................................................................35
а) План учебно-производственного помещения
б) Фотографии или эскизы помещения
2.1. Общие положения
Мною проведён анализ учебной мастерской образовательной области "Технология" в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Прихолмской средней общеобразовательной школе № 4 Минусинского района.
Учебная мастерская по деревообработке в школе предназначена для:
Кроме того на базе учебной мастерской школы осуществляется профессиональное обучение учащихся VIII вида по профилю «Деревообработка».
2.2.Выполнение санитарно-гигиенические требований.
Мастерская по обработке
древесины расположена в
Склад для материалов, заготовок
Освещение комбинированное (верхнее и боковое), ориентация окон на юго-восточную сторону.
Для искусственного освещения используются люминисцентные светильники, классная доска освещается дополнительнымиустановленными параллельно ей светильниками.
Температура в мастерской в пределах 18 - 21 С., установлены умывальники.
Стены и потолки в мастерской покрыты масляной краской светлых тонов.
Площадь рабочих помещений должна 4,5 кв.м на одного обучающегося, что соответствует санитарным требованиям.
Доска оборудована дополнительным освещением и экраном.
2.3. Мебель в мастерской
Мастерская образовательной области "Технология" укомплектованы мебелью и классной доской соотвествующими требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86
Мебель следующая (в расчете на наполняемость класса 11 обучающихся ( для мальчиков 5-9 классов):
- столы и стулья для учителя и учащихся;
- верстаки слесарные,
столярные, комбинированные (
- подставки для технических средств обучения; стол демонстрационный;
- шкафы для учебных пособий, хранения материалов и изделий;
- доска классная;
Мебель имеет гигиенический сертификат и сертификат соответствия.
Высота столов и стульев соответствует ростовым группам учащихся. В зависимости от роста обучающихся столы и стулья должны промаркированы номером и цветом.
Классная доска оснащена приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.
Верстаки для индивидуальной работы, на задней стене стенд по технике безопасности
2.4. Организации рабочих мест учителя и обучающихся
В учебной мастерской
оборудованы рабочие места
Количество рабочих мест в мастерской-11, это определяется наполняемостью классов с учетом деления 5- 9 классов на подгруппы.
Рабочее место учителя в мастерской оборудовано столом с емкостью для аппаратуры, верстаком с набором необходимых инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов. Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные — относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливают в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.
Рабочее место
учителя в мастерских по обработке
древесины и металла
Для обработки конструкционных материалов, а также для различных занятий во внеурочное время в кабинете оборудованы 2 рабочих места коллективного пользования: станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для гибки металла, проволоки.
Станочные рабочие
места оборудованы тумбочками
для размещения измерительных
и режущих инструментов, заготовок,
готовой продукции и
Окраска изделий распылением в мастерской производится в специально оборудованном вытяжном шкафу.
К рабочим местам подведено электропитание напряжением 42 В.
Рабочие места в кабинете оснащены установками индивидуального и локального освещения.
2.5.Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и приспособлениями.
В мастерской размещена следующая аппаратура:
- диапроектор;
- эпипроектор;
- графопроектор;
- видеомагнитофон (видеоплейер);
- компьютер для работы учителя и обучающихся;
- копировальная техника;
- экран с регулируемым углом наклона;
- приспособление для зашторивания окон.
Проекционная аппаратура размещена на передвижных тележках.
Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в мастерской 3 штепсельных розетки: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене , третья - на стене, противоположной окнам.
2.6. Оснащение мастерской учебным оборудованием и необходимой документацией
Состав учебного оборудования в мастерской соответствует "Перечню учебного оборудования по образовательной области "Технология" для общеобразовательных учреждений России", утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации.
В комплект оборудования мастерской входят носилки и универсальная аптечка первой помощи, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.
В мастерской есть картотека учебной, справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся, а также инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.
Полки для хранения методической литературы, дисков
2.7.Размещение и хранение оборудования
Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.
Учебное оборудование и пособия хранятся в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки. Секционный шкаф
На книжных полках секционных шкафов размещены диафильмы, диапозитивы, аудиокассеты, подборки материалов текущей периодики.
Таблицы наклеены на картон и размещаюся в ящиках - табличниках.
Приспособление для хранения учебных таблиц
Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках на рабочих местах обучающихся: долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном положении в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи рубанков, шерхебелей, фуганков вровень с подошвой; сверла вставленыт в гнезда деревянной подставки рабочими концами вниз; ножовки вставлены в специальные гнезда таким образом, что закрыта режущая часть, мелкий инструмент хранится в специальной укладке с гнездами разного диаметра.
2.8.Оформление интерьера мастерской
В мастерской расположены стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации. Есть выставочный стенд изделий, изготовленных обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты.
Стенд по технике безопасности
Заключение
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.
В школе "Технология" интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Таким образом,
из данной курсовой работы мы выяснили,
что сфера воздействия уроков
технологии видится гораздо шире,
чем техническое и естественно-
. Следовательно, технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе. В технологическом образовании меняется роль учителя. Он превращается из основного источника и контролёра знаний в консультанта, организатора учебной деятельности учащихся, т.е. менеджера в образовании.
Учителю "Технологии" надо уяснить, что труд как компонент воспитательной системы существует тысячелетиями. Он был, есть и остаётся средством воспитания, позволяющим влиять на развитие личности. Сноровка и смекалка были и всегда будут нужны в жизни, каких бы высот в научно – техническом прогрессе не достигало человечество.
В ходе работы мною изучены нормативные документы и методическая и научно-техническая литература по теме курсовой работы (БУП, стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.); проанализировано календарно-тематическое планирование по теме «Технология обработки древесины», проведён анализ материального оснащения учебной мастерской МКОУ Прихолмской СОШ №4.
Поставленная мною цель и задачи выполнены.
Подтверждена гипотеза, что изучение технологии эффективно если:
в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;
учебный процесс будет оснащён всем необходимым оборудованием;
учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;
для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;
учитель будет использовать формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности.
Литература
Ресурсы интернета: http://www.works.tarefer.ru
Приложения.
1. Развёрнутый конспект урока
2. Набор карточек, заданий к уроку
3. Набор кроссвордов, ребусов, тестов
4. Диск с презентацией к уроку, проектом по разделу