Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный компонент государственного стандарта основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования называет формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Выбранная тема курсовой работы является актуальнойпотому, что именно в 5-м классе начинается изучение ключевой темы по курсу «Технология» - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»
Объектом работы является специальная и методическая литература по изучению технологии в школе.
Предметом работы является изучение темы по технологии обработки древесины вручную
Целью является разработка анализ методической составляющей темы и анализ материальной базы учебной мастерской.
Гипотеза данной работы сводится к тому, что изучение технологии эффективно если:
в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;
учебный процесс будет оснащён всем необходимым оборудованием;
учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;
для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;
учитель будет использовать формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности.
Задачами курсовой работы являются:
изучение нормативных документов и методической литературы по теме курсовой работы(БУП, стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.);
анализ календарно-тематического планирования;
анализ материального оснащения учебной мастерской.
Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии обработки древесины.
Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.
Введение.............................................................................................................4
Глава 1. Методика обучения школьников технологиям обработки древесины в 5 классе...............................................................................................................5
1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».....5
1.2. Календарно-тематическое планирование...........................................10
1.3. Методический анализ содержания раздела.......................................16
1.4. Уровень навыков учащихся................................................................19
1.5. Формы и методы организации занятий.............................................20
1.6. Дидактическая связь изучения данного раздела с другими
дисциплинами.............................................................................................21
1.7. Обеспечение безопасных условий труда учащихся при изучении
раздела.........................................................................................................22
1.8. Трудовое воспитание учащихся на уроках технологии…………. 22
Глава 2. Анализ материальной базы трудового обучения........................24
2.1. Общие положения...............................................................................25
2.2. Выполнение санитарно-гигиенические требований........................25
2.3. Мебель в мастерской...........................................................................26
2.4. Организации рабочих мест учителя и обучающихся.......................27
2.5. Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и
приспособлениями...................................................................................29
2.6. Оснащение мастерской учебным оборудованием и необходимой документацией...........................................................................................29
2.7. Размещение и хранение оборудования.............................................30
2.8. Оформление интерьера мастерской..................................................32
Заключение......................................................................................................32
Литература.......................................................................................... .............34
Приложения..................................................................................................35
1.3. Методический анализ содержания раздела
Примерная программа на раздел «Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей» в 5-м классе отводит 16 час, но рабочую программу учитель составляет опираясь прежде всего на стандарты, и имеет право менять до 20% примерной программы, обосновывая это условиями конкретного учебного заведения. В выбранном мною календарно-тематическом планировании раздела по деревообработке на изучение отводится 29 часов( включая машиноведение и проекты) Изучение темы складывается из теоретической и практической частей
Основные теоретические сведения, которые получит пятиклассник в процессе изучения раздела:
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Практические
работы, доступные пониманию
Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.
Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).
Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Изготовление
изделий декоративно-
Вариантами объектов труда, проектных работ могут быть плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.
По машиноведению мальчики 5-го класса должны изучить механизмы, используемые ими в работе и их назначение, научиться сборке моделей механизмов из деталей конструктора типа “Конструктор-механик”.
По творческой
и проектной деятельности знания
учащихся включают выбор темы проектов,
обоснование конструкции и
Они покажут своё умение в обосновании выбора изделия, в поиске необходимой информации, выполнение эскиза изделия. После изготовления выполняется отделка изделия и его презентация.
Направления проектных работ учащихся по разделу «Технология обработки древесины», согласно примерной программы: предметы обихода и интерьера, шахматы, головоломки, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т.п., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок.
Опытный учитель знает, как предупреждать ошибки, которые могут быть допущены учащимися при изучении раздела. Для того, чтобы ликвидировать допущенные ошибки необходимо вести мониторинг ошибок, выявлять их путём наблюдения, контрольных тестов.
1.4.Уровень навыков учащихся
В результате изучения темы «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» (древесина) в 5-м классе ученик должен
Знать/понимать
Уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Поскольку данные результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся, в календарно-тематическом планировании предусмотрена графа «Требования к уровню подготовки обучающихся», где прописываются все знания и умения применительно к конкретному уроку.
Ожидаемые результаты обучения по программе сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
1.5.Формы и методы организации занятий
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются по теме «Машины и механизмы».
Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность
В разделе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. В пятом классе можно делать проекты по изготовлению предметов обихода и интерьера, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т.п.,
Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года, то есть непосредственно после изучения раздела. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
В пятом классе в связи с возрастом учащихся необходимо применять игровые методы, соревнования, конкурсы. Использовать для разнообразия уроков кроссворды, ребусы, тесты. Положительную мотивацию вызывают интерактивные методы обучения: использование цифровых образовательных ресурсов, презентаций, видеороликов и т.п.
1.6.Дидактическая связь изучения данного раздела с другими дисциплинами
Интегративный характер содержания обучения технологии вообще , и данного раздела в частности, предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчетных и графических операций, с изобразительным искусством при художественном оформлении изделия.
В более старших классах при изучении деревообработки используется
связь с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
1.7.Обеспечение безопасных условий труда учащихся при изучении раздела
Для обеспечения безопасных условий труда существуют санитарные нормы и правила, которые обязательны для исполнения в учебных заведениях всех видов и типов. Кроме того перед началом раздела изучаются правила безопасной работы в мастерской (урок 1), организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок (урок 2), правила безопасной работы ножовкой (урок 12) , правила безопасной работы при строгании и сверлении (уроки 15-18) и т.д.
Перед началом практических работ в обязательном порядке проводятся инструктажи по технике безопасности.
1.8. Трудовое воспитание учащихся на уроках технологии
Трудовое воспитание – неотьемлемая часть воспитательной работы в целом. В сельской школе традиционно изучаются как технологии промышленного, так и сельскохозяйственного производства. создаются комбинированные программы, включающие разделы по агротехнологиям, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда. Комплексный учебный план в конкретной школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.
Можно, с этой целью, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда. Проекты могут иметь практическое применение в подсобных хозяйствах.
Профориентационное воспитание начинается в начальных классах, в 5-м классе при изучении деревообработки учитель может рассказывать о профессиях, которые используют навыки, полученные на уроках. Выявление рейтинга профессий в регионе, разработка структуры предприятия определенного вида деятельности, слайд-шоу о профессиях, «Школьная биржа труда», исчезающие профессии, новые профессии- всё это можно использовать для профориентационного воспитания.
Необходимые сведения о профессиях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях получения профессионального образования должны быть даны сельским школьникам в общем для обоих направлений комбинированном профориентационном разделе.
Сложнее воспитывать сознательное отношение к труду в современное время, когда общественно-полезный труд практически исчез из школ, но если изделия, которые выполнят школьники окажется не на помойке, а будет востребовано дома, в школе, ученик будет ощущать нужность своего труда, видеть его прикладное значение.
Глава 2.
Анализ материальной базы трудового обучения
1.Общая характеристика помещения, его соответствие по площади существующим нормам, наличие при нем вспомогательных помещений
2.Соответствие санитарно-гигиенических характеристик современным требованиям
3.Сравнительный анализ соответствия оборудования, инструментов и принадлежности и оценка правильности его размещения
4.Обеспечение общих правил безопасности труда на рабочих местах учащихся
5.В качестве иллюстрации характеристики мастерской или кабинетов прилагаются: