Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный компонент государственного стандарта основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования называет формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Выбранная тема курсовой работы является актуальнойпотому, что именно в 5-м классе начинается изучение ключевой темы по курсу «Технология» - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»
Объектом работы является специальная и методическая литература по изучению технологии в школе.
Предметом работы является изучение темы по технологии обработки древесины вручную
Целью является разработка анализ методической составляющей темы и анализ материальной базы учебной мастерской.
Гипотеза данной работы сводится к тому, что изучение технологии эффективно если:
в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;
учебный процесс будет оснащён всем необходимым оборудованием;
учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;
для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;
учитель будет использовать формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности.
Задачами курсовой работы являются:
изучение нормативных документов и методической литературы по теме курсовой работы(БУП, стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.);
анализ календарно-тематического планирования;
анализ материального оснащения учебной мастерской.
Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии обработки древесины.
Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.
Введение.............................................................................................................4
Глава 1. Методика обучения школьников технологиям обработки древесины в 5 классе...............................................................................................................5
1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».....5
1.2. Календарно-тематическое планирование...........................................10
1.3. Методический анализ содержания раздела.......................................16
1.4. Уровень навыков учащихся................................................................19
1.5. Формы и методы организации занятий.............................................20
1.6. Дидактическая связь изучения данного раздела с другими
дисциплинами.............................................................................................21
1.7. Обеспечение безопасных условий труда учащихся при изучении
раздела.........................................................................................................22
1.8. Трудовое воспитание учащихся на уроках технологии…………. 22
Глава 2. Анализ материальной базы трудового обучения........................24
2.1. Общие положения...............................................................................25
2.2. Выполнение санитарно-гигиенические требований........................25
2.3. Мебель в мастерской...........................................................................26
2.4. Организации рабочих мест учителя и обучающихся.......................27
2.5. Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и
приспособлениями...................................................................................29
2.6. Оснащение мастерской учебным оборудованием и необходимой документацией...........................................................................................29
2.7. Размещение и хранение оборудования.............................................30
2.8. Оформление интерьера мастерской..................................................32
Заключение......................................................................................................32
Литература.......................................................................................... .............34
Приложения..................................................................................................35
Развернутый план-конспект урока
Тема урока: «Древесина»
Цели урока: Донести до учащихся сведенья о теоретические знания по теме "Древесина" и проверить их на практике.
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о древесине, как о природном конструкционном материале; повторить инструменты и приспособления, применяемые для ручной обработки древесины; рабочее место для ручной обработки древесины; виды пиломатериалов и древесные материалы; закрепить правила техники безопасности при работе на верстаке;
2. Развивать знания детей, активность, старательность;
3. Воспитывать бережное отношение к деревьям, изделиям из древесины, прививать интерес к профессии Столяра.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедиа аппаратура, экран; таблица «Строение дерева», «Столярный верстак», «Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины».
Оформление доски: Кроссворд «Породы древесины», таблица «Строение дерева».
Ход урока
I. Организационный момент (5 минут)
1.1. Контроль посещаемости
1.2. Проверка готовности к уроку
II. Сообщение темы и целей урока (5 минут)
- На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о древесине.
Основным материалом, используемым при изготовлении изделий, является древесина. Древесина – это ценный и широко используемый конструкционный материал. Но для того, чтобы грамотно использовать этот материал, необходимо знать его свойства. Лёгкость обработки и разнообразие пород позволили применять древесину для самых различных работ.
III.Изложение нового материала(30минут)
IV. Закрепление нового материала (25 минут)
4.1 Вопросы:
- Какие изделия из древесины вы знаете?
(дома, мосты, корабли, музыкальные инструменты, мебель, посуда и т.д.)
- Какими свойствами должна обладать древесина, чтобы изготовленные из неё изделия хорошо сохраняли свою форму и размеры?
(прочностью, древесина должна быть сухой).
К каждому изделию из древесины предъявляются свои требования. Чтобы правильно определить, какую древесину надо использовать для изготовления изделия нужно знать особенность каждой породы.
- На какие две группы пород делится вся древесина?
(лиственная и хвойная).
- Приведите пример лиственных пород?
(берёза, осина, дуб, ольха, липа и т.д.)
- Приведите пример хвойных пород?
(Сосна, ель, лиственница, пихта, кедр).
- По каким признакам различают породы древесины?
(текстура, запах, твёрдость, цвет).
- Что называют текстурой древесины?
(рисунок на поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон).
- Из каких частей состоит дерево?
(ствол, крона, сучья, ветки листья или хвоя).
Ученик выходит к доске, рассказывает по таблице или по изображению на экране.
- Что представляет собой ствол дерева?
(Ствол имеет более толстую часть у основания и более тонкую вершинную).
Сверху ствол покрыт корой.
Основная внутренняя часть дерева состоит из древесины. А древесина имеет множество слоёв, на разрезе они видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.
Древесина, как
природный конструкционный
- Скажите, пожалуйста, а что является вашим рабочим местом в мастерской для ручной обработки древесины?
(в рабочее место для ручной обработки древесины входит столярный верстак и стул.)
- Как называется профессия рабочего занятого ручной обработкой древесины?
(Столяр).
- Назовите правила техники безопасности при работе на верстаке?
Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами;
Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака;
Не ударять молотком по крышке верстака.
Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.
По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой-смёткой и совком.
- Какая специальная одежда необходима для работы?
(халат или фартук с нарукавниками и берет).
- Как нужно правильно подобрать верстак для работы?
(Встать возле верстака, опустить руки вниз, положить руку на его крышку: если не требуется наклоняться или сгибать руку, то верстак подобран правильно).
- Назовите основные части столярного верстака?
(основание, крышка, на крышке два зажима – передний и задний, выдвижной лоток или поворотные пальцы, на крышке отверстия под клинья).
- Для чего нужны отверстия под клинья?
(для жёсткого закрепления заготовок при строгании и распиливании).
- Для чего нужен выдвижной лоток?
- Каким должно быть основание у столярного верстака?
- Чем отличается столярный верстак от слесарного?
- Какие инструменты для ручной обработки древесины вы знаете?
(рубанок, ножовки, стамеска, пила, топор – это режущие инструменты; измерительные – линейка, метр, мерная рейка; вспомогательные – молоток, киянка, дрель, коловорот и т.д.)
- Какие лесоматериалы можно получить при распиловке дерева?
(бревно).
- Чем измеряют длину и диаметр лесоматериала?
(метром, мерной рейкой).
- Какие способы сушки древесины вы знаете?
(естественная и искусственная – в камерах).
- В чём преимущество сушки древесины в камерах в сравнении с естественной сушкой?
(сушка в камере более быстрая и качественная, продолжительность сушки несколько суток; естественная сушка длится несколько недель).
- Какие пиломатериалы можно получить из древесины?
(брус, бруски, доски, горбыль, пластина, четвертина).
- Какие виды материалов получаемых из древесины вы знаете?
(шпон, ДВП, ДСП).
V. Практическая работа (20 минут)
«Виды пиломатериалов».
У вас на столах лежат карточки с разным пиломатериалом.
Задание: Найти и подписать название каждого пиломатериала.
Виды пиломатериалов
VI. Подведение итогов (3 минуты)
6.1. Анализ урока
6.2. Оценка и самооценка урока
6.3. Домашнее задание – повторение изученного в тетради.
VI. Уборка рабочих мест (2 минуты)
Учителю на заметку: Если останется время на уроке, то можно включить видеоролик на тему обработка древесины на мебельных фабриках, или изготовление изделий из древесины.
Ребусы для 5-го класса по деревообработке
Загадки по теме «Деревообработка в 5-м классе
Загадки
|
|
С ней для дома и друзей |
Кроссворды
Обработка древесины
Литература
Ресурсы интернета: http://www.works.tarefer.ru