Методика обучения ручным операциям на уроках технологии в 5 классе. Деревообработка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Федеральный компонент государственного стандарта основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования называет формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Выбранная тема курсовой работы является актуальнойпотому, что именно в 5-м классе начинается изучение ключевой темы по курсу «Технология» - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»
Объектом работы является специальная и методическая литература по изучению технологии в школе.
Предметом работы является изучение темы по технологии обработки древесины вручную
Целью является разработка анализ методической составляющей темы и анализ материальной базы учебной мастерской.
Гипотеза данной работы сводится к тому, что изучение технологии эффективно если:
в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;
учебный процесс будет оснащён всем необходимым оборудованием;
учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;
для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;
учитель будет использовать формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности.
Задачами курсовой работы являются:
изучение нормативных документов и методической литературы по теме курсовой работы(БУП, стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.);
анализ календарно-тематического планирования;
анализ материального оснащения учебной мастерской.
Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии обработки древесины.
Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................4
Глава 1. Методика обучения школьников технологиям обработки древесины в 5 классе...............................................................................................................5
1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».....5
1.2. Календарно-тематическое планирование...........................................10
1.3. Методический анализ содержания раздела.......................................16
1.4. Уровень навыков учащихся................................................................19
1.5. Формы и методы организации занятий.............................................20
1.6. Дидактическая связь изучения данного раздела с другими
дисциплинами.............................................................................................21
1.7. Обеспечение безопасных условий труда учащихся при изучении
раздела.........................................................................................................22
1.8. Трудовое воспитание учащихся на уроках технологии…………. 22
Глава 2. Анализ материальной базы трудового обучения........................24
2.1. Общие положения...............................................................................25
2.2. Выполнение санитарно-гигиенические требований........................25
2.3. Мебель в мастерской...........................................................................26
2.4. Организации рабочих мест учителя и обучающихся.......................27
2.5. Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и
приспособлениями...................................................................................29
2.6. Оснащение мастерской учебным оборудованием и необходимой документацией...........................................................................................29
2.7. Размещение и хранение оборудования.............................................30
2.8. Оформление интерьера мастерской..................................................32
Заключение......................................................................................................32
Литература.......................................................................................... .............34
Приложения..................................................................................................35

Файлы: 1 файл

курсач тёмин.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Развернутый план-конспект урока 

 

Тема  урока: «Древесина»

 

Цели  урока: Донести до учащихся сведенья о теоретические знания по теме "Древесина" и проверить их на практике.

                                                                                                                                                                                                   Задачи урока:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о древесине, как о природном конструкционном материале; повторить инструменты и приспособления,  применяемые для ручной обработки древесины; рабочее место для ручной обработки древесины; виды пиломатериалов и древесные материалы; закрепить правила техники безопасности при работе на верстаке;

2. Развивать знания детей, активность, старательность;

3. Воспитывать бережное отношение к деревьям, изделиям из древесины, прививать интерес к профессии Столяра.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование: мультимедиа аппаратура, экран; таблица «Строение дерева», «Столярный верстак», «Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины».

 

Оформление  доски: Кроссворд «Породы древесины», таблица «Строение дерева».

Ход урока

 

I. Организационный момент (5 минут)

1.1. Контроль посещаемости

1.2. Проверка готовности к уроку

 

II. Сообщение темы и целей урока (5 минут)

- На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о древесине.

Основным материалом, используемым при изготовлении изделий, является древесина. Древесина –  это ценный и широко используемый конструкционный материал. Но для того, чтобы грамотно использовать этот материал, необходимо знать его свойства. Лёгкость обработки и разнообразие пород позволили применять древесину для самых различных работ.

 

III.Изложение нового материала(30минут)

 

IV. Закрепление нового материала (25 минут)

 

4.1 Вопросы:

- Какие изделия из древесины вы знаете? 

(дома, мосты, корабли, музыкальные инструменты, мебель, посуда и т.д.)

- Какими свойствами должна обладать древесина, чтобы изготовленные из неё изделия хорошо сохраняли свою форму и размеры?

(прочностью, древесина должна быть сухой).

К каждому изделию  из древесины предъявляются свои требования. Чтобы правильно определить, какую древесину надо использовать для изготовления изделия нужно  знать особенность каждой породы.

- На какие две группы пород делится вся древесина?

(лиственная и хвойная).

- Приведите пример лиственных пород?

(берёза, осина, дуб, ольха, липа и т.д.)

- Приведите пример хвойных пород?

(Сосна, ель, лиственница, пихта, кедр).

- По каким признакам различают породы древесины?

(текстура, запах, твёрдость, цвет).

- Что называют текстурой древесины?

(рисунок на поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон).

- Из каких частей состоит дерево?

(ствол, крона, сучья, ветки листья или хвоя).

Ученик  выходит к доске, рассказывает  по таблице или по изображению  на экране.

- Что представляет собой ствол дерева?

(Ствол имеет более толстую часть у основания и более тонкую вершинную).

Сверху ствол  покрыт корой.

Основная внутренняя часть дерева состоит из древесины. А древесина имеет множество слоёв, на разрезе они видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Древесина, как  природный конструкционный материал получается из стволов деревьев, при  распиловке вдоль волокон.

- Скажите, пожалуйста, а что является вашим рабочим местом в мастерской для ручной обработки древесины?

(в рабочее место для ручной обработки древесины входит столярный верстак и стул.)

- Как называется профессия рабочего занятого ручной обработкой древесины?

(Столяр).

- Назовите правила техники безопасности при работе на верстаке?

Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами;

 Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака;

Не ударять  молотком по крышке верстака.

 Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.

По окончании  работы очищать верстак от стружки  щеткой-смёткой и совком.

- Какая специальная одежда необходима для работы?

(халат или фартук с нарукавниками и берет).

- Как нужно правильно подобрать верстак для работы?

(Встать возле верстака, опустить руки вниз, положить руку на его крышку: если не требуется наклоняться или сгибать руку, то верстак подобран правильно).

- Назовите основные части столярного верстака?

(основание, крышка,  на крышке два зажима – передний и задний, выдвижной лоток или поворотные пальцы, на крышке отверстия под клинья).

- Для чего нужны отверстия под клинья?

(для жёсткого закрепления заготовок при строгании и распиливании).

- Для чего нужен выдвижной лоток?

- Каким должно быть основание у столярного верстака?

- Чем отличается столярный верстак от слесарного?

- Какие инструменты для ручной обработки древесины вы знаете?

(рубанок, ножовки, стамеска, пила, топор – это режущие инструменты; измерительные – линейка, метр, мерная рейка; вспомогательные – молоток, киянка, дрель, коловорот и т.д.)

- Какие лесоматериалы можно получить при распиловке дерева?

(бревно).

- Чем измеряют длину и диаметр лесоматериала?

(метром, мерной рейкой).

- Какие способы сушки древесины вы знаете?

(естественная и искусственная – в камерах).

- В чём преимущество сушки древесины в камерах в сравнении с естественной сушкой?

(сушка в камере более быстрая и качественная, продолжительность сушки несколько суток; естественная сушка длится  несколько недель).

- Какие пиломатериалы можно получить из древесины?

(брус, бруски, доски, горбыль, пластина, четвертина).

- Какие виды материалов получаемых из древесины вы знаете?

(шпон, ДВП, ДСП).

 

 

V. Практическая работа (20 минут)

«Виды пиломатериалов».

 У вас на столах лежат карточки с разным пиломатериалом.

Задание: Найти  и подписать название каждого  пиломатериала.

 

Виды пиломатериалов

 

 

 

 

 

 

VI. Подведение итогов (3 минуты)

6.1. Анализ урока

6.2. Оценка и самооценка урока

6.3. Домашнее задание – повторение изученного  в тетради.

 

VI. Уборка рабочих мест (2 минуты)

 

Учителю на заметку: Если останется время на уроке, то можно включить видеоролик на тему обработка древесины на мебельных  фабриках, или изготовление изделий  из древесины.

 

 

 

 

 

Ребусы для 5-го класса по деревообработке

Загадки по теме «Деревообработка в 5-м классе

 

Загадки

 

 
Хорошо он знает дело, 
 
Топором владеет смело, 
 
Дружит со своей пилой, 
 
Валит лес. Кто он такой? 
 

 
Все возможные изделия из дерева 
 
Тонким шпоном аккуратно 
 
он оклеивает. 
 
Это нужно и для их упрочнения, 
 
И для внешнего, конечно, 
 
улучшения. 
 

 
есть вид сбоку, сверху, снизу- 
 
всю деталь подробно вижу. 
 
Ну а что не видно мне- 
 
Сам дострою я в уме. 
 
Его на кульмане найдёшь 
 
Он называется... 
 

 
Без линейки и размеров 
 
С ним разметку проведешь. 
 
Простотою- то своею 
 
Этот метод и хорош. 
 
Удивительный помощник 
 
Для тебя изобретём: 
 
Раз- наложишь, два- обводишь. 
 
А зовут его

 

 

 

 
На станке по чертежу 
 
Обрабатываешь сталь- 
 
Получается ... 
 

 
Цапля по листу идёт 
 
Ровными шагами 
 
И, вращаясь, след ведёт 
 
Ровными кругами. 
^

С ней  для дома и друзей

 
Распилю дрова быстрей 
 
Чтобы доски обстрогать, 
 
Нужно нам ....взять 
 
Она поможет сделать мне 
 
Отверстия в любой доске, 
 
Детали и стене. 
 
Но к ней должно быть придано 
 
Еще хорошее.... 
 
Каждый слесарь знает точно: 
 
Этот инструмент рабочий 
 
Нужен для наметки точек. 
 
На подсвечнике старинном 
 
Птицы, веточки и розы, 
 
Кони на часах каминных. 
 
Вылиты они из..... 
 
Кто там наковальне бьет, 
 
Металл оттягивает, гнет, 
 
Подковы для коня кует? 
 
Кто этот сильный молодец? 
 
Его профессия...... 
 
Проволоку перекусят 
 
И перед гвоздем не струсят.


 

Кроссворды 
 
 
Обработка древесины 
 
 

 
 
 
 
1. Основной элемент леса. 2. Специалист, выращивающий деревья. 3. Верхняя часть дерева. 4. Дерево с твердой древесиной белого цвета с буроватым оттенком. 5. Часть дерева, из которого получают деловую древесину. 6. Общее название недостатков древесины: сучковатость, червоточины и др. 7.Невидимая часть дерева. 8. Дерево с твердой древесиной светло-желтого цвета с коричневато-серым оттенком. 9.Название дуба, пролежавшего в воде сотни лет. 10. Одна из двух стран, в которой в древние времена кусочки березы служили разменной монетой. 11. Плотный материал, из которого в основном состоят ствол, корни и ветви дерева. 12. Изготовленная из древесины, она является неотъемлемой частью интерьера каждого дома. 13. Рисунок поверхности древесины, свойственный данной породе. 14. Вещество, добываемое из смолы хвойных деревьев. 15. Дерево с мягкой, белой с зеленоватым оттенком, легкой древесиной. 16. Как переводится с латинского слова “текстура”? 
 
 
Ответы: 1. Дерево. 2.Лесовод. 3. Крона. 4.Береза. 5.Ствол. 6.Пороки. 7.Корни. 8.Дуб. 9.Мореный. 10.Карелия. 11.Древесина. 12.Мебель. 13.Текстура. 14.Скипидар. 15.Осина. 16.Ткань. 
 
 
 
 
 
 
1. Тонкий слой древесины, срезанный с короткого бревна. 2. Этим словом заканчивается полное название таких материалов, как ДСП и ДВП. 3. Спиленный и очищенный от ветвей и сучьев ствол дерева. 4. См.поз.4 на рисунке под кроссвордом. 5. См.там же поз.5 6. Листовой древесный материал, получаемый склеиванием трех и более листов шпона. 7.См.поз.7 на рисунке под кроссвордом. 8. См.там же поз.8. 9.Отрезок хлыста, предназначенного для получения пиломатериалов. 10.Отходы, остающиеся при распиливании бревен. 11. См.поз. 11 на рисунке под кроссвордом. 12. Специальная машина, на которой продольной распиловкой бревен получают пиломатериалы. 13. Что может испортить фанеру при ее хранении. 
 
 
Ответы: 1.Шпон. 2.Плита. 3.Хлыст. 4.Горбыль. 5.Кромка. 6.Фанера. 7.Торец. 8.Ребро. 9.Бревно. 10.Опилки. 11.Пласть. 12.Пилорама. 13.Сырость. 
 
 
 
 
 
 
1. Слой древесины, который снимается при обработке заготовки. 2.Он необходим для проведения линий при разметке. 3. Линия, предварительно размеченная на линейке. 4.Угол, проверяемый столярным угольником. 5.Инструмент, которым размечают толщину детали или наносят разметочные линии от кромки доски. 6.Изображение детали, выполненное с указанием ее размеров в масштабе. 7.Одна из основных частей столярного угольника. 8.Приспособление, с помощью которого размечают большое количество одинаковых деталей. 
 
 
Ответы: 1.Припуск. 2.Карандаш. 3.Базовая. 4.Прямой. 5.Рейсмус. 6.Чертеж. 7.Колодка. 8.Шаблон. 
 
 
 
 
 
 
1. Отклонения древесины от нормального строения, внешнего вида и формы, а также повреждения древесины. 2.Винтообразное расположение волокон в древесине. 3.Разрыв древесины вдоль волокон от морозов, жары, при сушке. 4.Повреждения древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками и жучками. 5.Части ветвей, заключенные в древесине ствола. 6.Поражения древесины паразитирующими грибками. 
 
 
Ответы: 1.Пороки. 2.Косослой. 3.Трещины. 4.Червоточины. 5.Сучки. 6.Гниль. 

 

Литература

 

  1. Сборник нормативных документов.-М.: Дрофа, 2009
  2. Антонов Л.П. и др. Практикум в учебных мастерских. Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1976.
  3. Бронников Н.Л., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение. Пробный учебник для учащихся 8 классов общеобразовательной школы / Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск: БГПУ, 1996.
  4. Лында А.С. Методика трудового обучения. – М.: Просвещение. 1977.
  5. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск, 2001 г.
  6. Ресурсы интернета: http://www.ito.edu.ru

Ресурсы интернета: http://www.works.tarefer.ru

 




Информация о работе Методика обучения ручным операциям на уроках технологии в 5 классе. Деревообработка