Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный компонент государственного стандарта основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования называет формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Выбранная тема курсовой работы является актуальнойпотому, что именно в 5-м классе начинается изучение ключевой темы по курсу «Технология» - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»
Объектом работы является специальная и методическая литература по изучению технологии в школе.
Предметом работы является изучение темы по технологии обработки древесины вручную
Целью является разработка анализ методической составляющей темы и анализ материальной базы учебной мастерской.
Гипотеза данной работы сводится к тому, что изучение технологии эффективно если:
в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;
учебный процесс будет оснащён всем необходимым оборудованием;
учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;
для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;
учитель будет использовать формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности.
Задачами курсовой работы являются:
изучение нормативных документов и методической литературы по теме курсовой работы(БУП, стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.);
анализ календарно-тематического планирования;
анализ материального оснащения учебной мастерской.
Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии обработки древесины.
Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.
Введение.............................................................................................................4
Глава 1. Методика обучения школьников технологиям обработки древесины в 5 классе...............................................................................................................5
1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».....5
1.2. Календарно-тематическое планирование...........................................10
1.3. Методический анализ содержания раздела.......................................16
1.4. Уровень навыков учащихся................................................................19
1.5. Формы и методы организации занятий.............................................20
1.6. Дидактическая связь изучения данного раздела с другими
дисциплинами.............................................................................................21
1.7. Обеспечение безопасных условий труда учащихся при изучении
раздела.........................................................................................................22
1.8. Трудовое воспитание учащихся на уроках технологии…………. 22
Глава 2. Анализ материальной базы трудового обучения........................24
2.1. Общие положения...............................................................................25
2.2. Выполнение санитарно-гигиенические требований........................25
2.3. Мебель в мастерской...........................................................................26
2.4. Организации рабочих мест учителя и обучающихся.......................27
2.5. Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и
приспособлениями...................................................................................29
2.6. Оснащение мастерской учебным оборудованием и необходимой документацией...........................................................................................29
2.7. Размещение и хранение оборудования.............................................30
2.8. Оформление интерьера мастерской..................................................32
Заключение......................................................................................................32
Литература.......................................................................................... .............34
Приложения..................................................................................................35
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Ф. КАТАНОВА
Курсовая работа
по теории и методике обучения технологии и предпритнимательству
«Методика обучения ручным операциям на уроках технологии в 5 классе. Деревообработка. »
Авторство курсовой работы________________ Смирнов А. В.
Специальность: 050502 Технология и Предпринимательство
Научный руководитель:_________________
Абакан 2012
Содержание
Введение......................
Глава 1. Методика обучения школьников
технологиям обработки древесины в
5 классе........................
1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».....5
1.2. Календарно-тематическое планирование..................
1.3. Методический анализ содержания раздела.......................
1.4. Уровень навыков учащихся......................
1.5. Формы и методы организации занятий.......................
1.6. Дидактическая связь изучения данного раздела с другими
дисциплинами..................
1.7. Обеспечение безопасных условий труда учащихся при изучении
раздела.......................
1.8. Трудовое воспитание учащихся на уроках технологии…………. 22
Глава 2. Анализ материальной базы трудового
обучения......................
2.1. Общие положения.....................
2.2. Выполнение санитарно-гигиенические
требований....................
2.3. Мебель в мастерской....................
2.4. Организации рабочих мест учителя
и обучающихся...................
2.5. Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и
приспособлениями.............
2.6. Оснащение мастерской
учебным оборудованием и
2.7. Размещение и хранение
оборудования..................
2.8. Оформление интерьера
Заключение....................
Литература....................
Приложения....................
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный компонент государственного стандарта основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования называет формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Выбранная тема курсовой работы является актуальнойпотому, что именно в 5-м классе начинается изучение ключевой темы по курсу «Технология» - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»
Объектом работы является специальная и методическая литература по изучению технологии в школе.
Предметом работы является изучение темы по технологии обработки древесины вручную
Целью является разработка анализ методической составляющей темы и анализ материальной базы учебной мастерской.
Гипотеза данной работы сводится к тому, что изучение технологии эффективно если:
в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;
учебный процесс будет оснащён всем необходимым оборудованием;
учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;
для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;
учитель будет использовать формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности.
Задачами курсовой работы являются:
изучение нормативных документов и методической литературы по теме курсовой работы(БУП, стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.);
анализ
календарно-тематического
анализ
материального оснащения
Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии обработки древесины.
Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.
ГЛАВА I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ В 5-м КЛАССЕ
1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания по деревообработке изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд». Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». В каждом классе это направление включает в себя деревообработку и металлообработку.
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Цели
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология»; в том числе: в Vклассе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, в ней выделен резерв свободного учебного времени в объеме 7 учебных часов (или 10% ). Резерв можно при необходимости добавлять к разделам, либо использовать с учетом местных условий реализации программы (например для сельских школ - сельскохозяйственный труд)
Тема «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» -является первой в программе по технологии для мальчиков 5 класса. На эту тему отводится немного меньше половины учебного времени в данном курсе; согласно примерной программы 16 часов отводится на Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации, 8 часов на проектную деятельность и 4 часа на изучение машин и механизмов.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование
средств представления
Использование
для решения познавательных и
коммуникативных задач
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Согласно новым образовательным стандартам добавлены универсальные учебные действия, в результате изучения которой по технологии обработки древесины выпускник научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
1.2. Календарно-тематическое планирование.
Мною проанализированы примерные программы и рабочие программы разных авторов, наиболее приемлемым вариантом для изучения темы «Технология обработки древесины» я считаю следующий:
№п/п
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
Дата проведе-ния |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Введение новых знаний |
Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской |
Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской |
Ответы на вопросы |
|
Технология обработки древесины. Элементы машиноведения(29ч) | |||||||
2 |
Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины |
1 |
Комбинированный урок |
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака |
Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту |
Учебник §1. Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практического задания |
|
3-4 |
Древесина как природный конструкционный материал |
2 |
Комбинированный урок |
Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины |
Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины. Уметь: распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре |
Учебник §2. Ответы на вопросы. Распознавание пород древесины |
|
5-6 |
Древесные материалы. Пиломатериалы |
2 |
Комбинированный урок |
Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов |
Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения, способы рационального |
Учебник §3. Ответы на вопросы. Лабораторная работа |
|
. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование |
использования. Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок |
«Распознавание видов древесных материалов по внешним признакам» |
|||||
7-8 |
Графическое изображение деталей из древесины |
2 |
Комбинированный урок |
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа |
Знать: отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; основные сведения о линиях чертежа. Уметь: различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали |
Учебник §4. Ответы на вопросы. Зарисовка эскиза детали. Чтение чертежа детали |
|
9-10
|
Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта |
2
|
Комбинированный урок |
Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта её назначение. Основные технологические операции |
Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. Уметь определять последовательность изготовления детали по технологической карте |
Учебник §5. Ответы на вопросы |
|
11- 12 |
Разметка заготовок из древесины |
2 |
Комбинированный урок |
Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки |
Знать: правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины. Уметь: выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала |
Учебник §6. Ответы на вопросы. Разметка заготовки по чертежу |
|
13- 14 |
Пиление столярной ножовкой |
2 |
Комбинированный урок |
Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции |
Знать: инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции. Уметь: пилить заготовки столярной ножовкой, контролировать качество выполненной операции |
Учебник §7. Ответы на вопросы. Пиление заготовки |
|
15- 16 |
Строгание древесины |
2 |
Комбинированный урок |
Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Правила безопасной работы при строгании |
Знать: устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании. Уметь: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы |
Учебник §8. Ответы на вопросы. Строгание заготовки |
|
17- 18 |
Сверление отверстий |
2 |
Комбинированный урок |
Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении |
Знать: виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последовательность действий при сверлении. Уметь: закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра |
Учебник §9. Ответы на вопросы. Сверление отверстий в заготовках |
|
19- 20 |
Соединение деталей гвоздями и шурупами |
2 |
Комбинированный урок |
Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов. Инструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасной работы |
Знать: виды гвоздей и шурупов; правила выбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы. Уметь: выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами |
Учебник §§10, 11. Ответы на вопросы. Контроль качества соединения деталей |
|
21- 22 |
Склеивание изделий из древесины. |
2 |
Комбинированный урок |
Соединение деталей изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. |
Знать: виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем. Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем |
Учебник §12. Ответы на вопросы. Контроль качества |
|
23-24 |
Зачистка изделий из древесины |
2 |
Комбинированный урок |
Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок |
Знать: инструменты для опиливания и зачистки; назначение опиливания и зачистки. Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия |
Учебник §13. Ответы на вопросы. Контроль качества |
|
25-26 |
Выжигание по древесине |
2 |
Комбинированный урок |
Выжигание. Правила безопасной работы с электрическими приборами |
Знать: Правила безопасной работы с электрическими приборами. Уметь: подготавливать поверхность материала для выжигания |
Учебник §14. Ответы на вопросы. Контроль качества |
|
27-28 |
Выпиливание лобзиком |
2 |
Комбинированный урок |
Выпиливание лобзиком. Правила безопасной работы при выпиливании |
Знать: виды лобзиков и правила безопасной работы при работе лобзиком Уметь: выбирать заготовки для выпиливания, выпиливать фигуры и простые орнаменты |
Учебник §15. Ответы на вопросы. Контроль качества |
|
29-30 |
Защитная и декоративная отделка изделия |
2 |
Комбинированный урок |
Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы при художественной обработке древесины |
Знать: различные приёмы художественной обработки древесины; инструменты для такой обработки; Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы |
Учебник §16 Ответы на вопросы. Контроль качества выполненных операций |