Методика обучения ручным операциям на уроках технологии в 5 классе. Деревообработка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Федеральный компонент государственного стандарта основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования называет формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.
Выбранная тема курсовой работы является актуальнойпотому, что именно в 5-м классе начинается изучение ключевой темы по курсу «Технология» - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»
Объектом работы является специальная и методическая литература по изучению технологии в школе.
Предметом работы является изучение темы по технологии обработки древесины вручную
Целью является разработка анализ методической составляющей темы и анализ материальной базы учебной мастерской.
Гипотеза данной работы сводится к тому, что изучение технологии эффективно если:
в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;
учебный процесс будет оснащён всем необходимым оборудованием;
учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать их в создании проектов;
для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;
учитель будет использовать формы и методы обучения, учитывая возрастные особенности.
Задачами курсовой работы являются:
изучение нормативных документов и методической литературы по теме курсовой работы(БУП, стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.);
анализ календарно-тематического планирования;
анализ материального оснащения учебной мастерской.
Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:
Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии обработки древесины.
Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................4
Глава 1. Методика обучения школьников технологиям обработки древесины в 5 классе...............................................................................................................5
1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».....5
1.2. Календарно-тематическое планирование...........................................10
1.3. Методический анализ содержания раздела.......................................16
1.4. Уровень навыков учащихся................................................................19
1.5. Формы и методы организации занятий.............................................20
1.6. Дидактическая связь изучения данного раздела с другими
дисциплинами.............................................................................................21
1.7. Обеспечение безопасных условий труда учащихся при изучении
раздела.........................................................................................................22
1.8. Трудовое воспитание учащихся на уроках технологии…………. 22
Глава 2. Анализ материальной базы трудового обучения........................24
2.1. Общие положения...............................................................................25
2.2. Выполнение санитарно-гигиенические требований........................25
2.3. Мебель в мастерской...........................................................................26
2.4. Организации рабочих мест учителя и обучающихся.......................27
2.5. Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и
приспособлениями...................................................................................29
2.6. Оснащение мастерской учебным оборудованием и необходимой документацией...........................................................................................29
2.7. Размещение и хранение оборудования.............................................30
2.8. Оформление интерьера мастерской..................................................32
Заключение......................................................................................................32
Литература.......................................................................................... .............34
Приложения..................................................................................................35

Файлы: 1 файл

курсач тёмин.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ Н.Ф. КАТАНОВА 

 

 

  

 

 

  

Курсовая работа

по теории и методике обучения технологии и предпритнимательству

 «Методика обучения ручным операциям на уроках технологии в 5 классе. Деревообработка. » 

  

 

 

   

 

   Авторство курсовой работы________________ Смирнов А. В.

Специальность: 050502 Технология и Предпринимательство

Научный руководитель:____________________ Сидорова Н. Б. 

 

 

 

 

Абакан 2012

Содержание

 

Введение.............................................................................................................4

 Глава 1. Методика обучения школьников технологиям  обработки древесины в 5 классе...............................................................................................................5

1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».....5

1.2. Календарно-тематическое планирование...........................................10

1.3. Методический анализ содержания раздела.......................................16

1.4. Уровень навыков учащихся................................................................19

1.5. Формы и методы организации занятий.............................................20

1.6. Дидактическая связь изучения данного раздела с другими

дисциплинами.............................................................................................21

     1.7. Обеспечение безопасных условий труда учащихся при изучении

     раздела.........................................................................................................22

     1.8. Трудовое воспитание учащихся на уроках технологии…………. 22

Глава 2. Анализ материальной  базы трудового обучения........................24

2.1. Общие положения...............................................................................25

2.2. Выполнение санитарно-гигиенические требований........................25

2.3. Мебель в мастерской...........................................................................26

2.4. Организации рабочих мест учителя и обучающихся.......................27

2.5. Оснащение мастерской проекционной аппаратурой и

 приспособлениями...................................................................................29

2.6. Оснащение  мастерской  учебным оборудованием и необходимой     документацией...........................................................................................29

2.7. Размещение и хранение  оборудования.............................................30

2.8. Оформление интерьера мастерской..................................................32

Заключение......................................................................................................32

Литература.......................................................................................... .............34

Приложения..................................................................................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный компонент  государственного стандарта основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования называет формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

 

Выбранная тема курсовой работы является актуальнойпотому, что именно в 5-м классе начинается изучение ключевой темы по курсу «Технология» - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»

Объектом  работы является специальная и методическая литература по изучению технологии в школе.

Предметом работы является изучение темы по технологии обработки древесины вручную

Целью является разработка анализ методической составляющей темы и анализ материальной базы учебной мастерской.

Гипотеза данной работы сводится к тому, что изучение технологии эффективно если:

в содержании обучения будет рационально распределено время на теорию и практику;

учебный процесс  будет оснащён всем необходимым  оборудованием;

учащиеся смогут применить полученные знания и реализовать  их в создании проектов;

для наибольшей эффективности освоения материала  на занятиях будут использоваться современные образовательные технологии;

учитель будет  использовать формы и методы обучения,  учитывая возрастные особенности.

Задачами  курсовой работы являются:

изучение нормативных  документов и методической литературы по теме курсовой работы(БУП,  стандарты, примерные программы, рабочие программы педагогов и др.);

анализ  календарно-тематического планирования;

анализ  материального оснащения учебной  мастерской.

Методами  курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:

Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии обработки древесины.

Применение  логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения  для построения дедуктивных и  индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.

 

 

ГЛАВА I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИЯМ  ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ В 5-м КЛАССЕ

 

1.1. Раздел «Деревообработка» в учебной программе «Технология».

 

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания по деревообработке изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд». Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

    • культура и эстетика труда;
    • получение, обработка, хранение и использование информации;
    • основы черчения, графики, дизайна;
    • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
    • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
    • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
    • творческая, проектная деятельность;
    • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовым для  программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». В каждом классе это направление включает в себя деревообработку и металлообработку.

Исходя из необходимости  учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

 

Цели

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология»; в  том числе: в Vклассе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,  в ней выделен резерв свободного учебного времени в объеме 7 учебных часов (или 10% ). Резерв можно при необходимости добавлять к разделам, либо использовать с  учетом местных условий реализации программы (например для сельских школ - сельскохозяйственный труд)

Тема «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» -является первой в программе по технологии для мальчиков 5 класса. На эту тему отводится немного меньше половины учебного времени в данном курсе; согласно примерной программы 16 часов отводится  на Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации, 8 часов на проектную деятельность и 4 часа  на изучение машин и механизмов.

Примерная программа  предусматривает формирование у  учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной  деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое  решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных  творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение  примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или  письменной форме результатов своей  деятельности.

Выбор и использование  средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и  коммуникативных задач различных  источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с  другими ее участниками; объективное  оценивание своего вклада в решение  общих задач коллектива.

Оценивание  своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

           Согласно новым образовательным стандартам добавлены универсальные учебные действия, в результате изучения которой по технологии обработки древесины выпускник научится:

• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.

 

1.2. Календарно-тематическое планирование.

Мною проанализированы примерные программы и рабочие  программы разных авторов, наиболее приемлемым вариантом для изучения темы «Технология обработки древесины» я считаю следующий:

 

№п/п

 

 

Тема урока

 

Кол-во часов

 

Тип урока

 

 

Элементы  содержания

 

 

Требования к  уровню подготовки обучающихся

 

Вид

контроля

 

Дата проведе-ния

1

Вводное занятие

1

Введение

новых

знаний

Содержание  курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской

Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской

Ответы на вопросы

 

 

Технология  обработки древесины. Элементы машиноведения(29ч)

2

Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины

1

Комбинированный урок

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака

Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту

Учебник §1.

Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практического задания

 

3-4

Древесина как природный конструкционный материал

2

Комбинированный урок

Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины

Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины. Уметь: распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре

Учебник §2.

Ответы на вопросы. Распознавание пород древесины

 

5-6

Древесные материалы.

Пиломатериалы

2

Комбинированный урок

Виды древесных  материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов

Знать: виды древесных

материалов, пиломатериалов;

области их применения, способы рационального

Учебник §3.

Ответы

на  вопросы.

Лабораторная работа

 
       

. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование

использования. Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок

«Распознавание видов древесных материалов по внешним признакам»

 

7-8

Графическое изображение  деталей из древесины

2

Комбинированный урок

Понятие об изделии  и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа

Знать: отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; основные сведения о линиях чертежа.

Уметь: различать  разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали

Учебник §4.

Ответы

на  вопросы.

Зарисовка

эскиза  детали.

Чтение  чертежа детали

 

9-10

 

Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта

2

 

Комбинированный урок

Основные  этапы технологического процесса.

Технологическая карта её назначение. Основные технологические операции

Знать: основные  этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. Уметь определять последовательность изготовления детали по технологической карте

Учебник §5.

Ответы

на  вопросы

 

11-

12

Разметка заготовок

из  древесины

2

Комбинированный урок

Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки

Знать: правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины.

 Уметь: выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала

Учебник §6.

Ответы  на вопросы.

Разметка заготовки по чертежу

 

13-

14

Пиление столярной  ножовкой

2

Комбинированный урок

Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции

Знать: инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции. Уметь: пилить заготовки столярной ножовкой, контролировать качество выполненной операции

Учебник §7.

Ответы

на  вопросы.

Пиление

заготовки

 

15-

16

Строгание

древесины

2

Комбинированный урок

Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Правила безопасной работы при строгании

Знать: устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании.

Уметь: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы

Учебник §8.

Ответы

на  вопросы.

Строгание заготовки

 

17-

18

Сверление

отверстий

2

Комбинированный урок

Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении

Знать: виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последовательность действий при сверлении.

Уметь: закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра

Учебник §9.

Ответы

на  вопросы. Сверление отверстий в заготовках

 

19-

20

Соединение

деталей гвоздями и шурупами

2

Комбинированный урок

Способы соединения

деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов. Инструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасной работы

Знать: виды гвоздей и шурупов; правила выбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы. Уметь: выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями  и шурупами

Учебник §§10, 11.

Ответы

на вопросы. Контроль качества соединения

деталей

 

21-

22

Склеивание  изделий из древесины.

2

Комбинированный урок

Соединение  деталей

изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним.

Знать: виды клея и области

их применения; правила безопасной работы с клеем.

Уметь: выполнять  операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем

Учебник §12.

Ответы

на  вопросы.

Контроль

качества

 

23-24

Зачистка  изделий из древесины

2

Комбинированный урок

Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок

Знать: инструменты для опиливания и зачистки; назначение опиливания и зачистки.

 Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия

Учебник §13.

Ответы

на  вопросы.

Контроль

качества

 

25-26

Выжигание по древесине

2

Комбинированный урок

 Выжигание. Правила безопасной работы с электрическими приборами

Знать: Правила безопасной работы с электрическими приборами.

Уметь: подготавливать поверхность материала для выжигания

Учебник §14.

Ответы

на  вопросы.

Контроль

качества

 

27-28

Выпиливание лобзиком

2

Комбинированный урок

Выпиливание лобзиком. Правила безопасной работы при выпиливании

Знать: виды лобзиков и правила безопасной работы при работе лобзиком

Уметь: выбирать заготовки для выпиливания, выпиливать фигуры и простые орнаменты

Учебник §15.

Ответы

на  вопросы.

Контроль

качества

 

29-30

Защитная

и декоративная отделка изделия

2

Комбинированный урок

Защитная  и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы при художественной обработке древесины

Знать: различные приёмы

художественной  обработки древесины; инструменты для такой обработки;

Уметь: выполнять  защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы

Учебник §16

Ответы

на  вопросы.

Контроль

качества

выполненных

операций

 

Информация о работе Методика обучения ручным операциям на уроках технологии в 5 классе. Деревообработка