Методика организации занятий с младшими школьниками по художественному конструированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Обнаружить эстетико-педагогические условия, при которых складывается творческое мышление младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников художественному конструированию на уроках технологии.
Предмет исследования: конструирование как основное средство развивающего обучения младших школьников

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…2
Глава1. Психолого-педагогические основы художественного конструирования…………………………………………………………………..5
1.1. Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках технологии…………………………………………………………………
1.2. Психолого – педагогические основы конструирования……………...9
ГЛАВА 2. Психолого-педагогические аспекты развития творческого дизайнерского мышления младших школьников……………………………11
2.1. Понятие творческого мышления…………………………………....11
2.2. Особенности творческого мышления у младших школьников…...17
2.3. Развитие творческого мышления у младших школьников………..20
ГЛАВА 3. Методика организации занятий с младшими школьниками по художественному конструированию…………………………………………..23
3.1 Анализ методов обучения конструированию младших школьников на занятиях по технологии……………………………………………………23
3.2 Методы формирования творческого мышления в процессе обучения по предмету «Технология»……………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ Художественное конструирование на уроках технологии в начальной школе.docx

— 74.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………….…2

Глава1. Психолого-педагогические основы художественного конструирования…………………………………………………………………..5

1.1. Конструирование как  основное средство развивающего  обучения на уроках технологии…………………………………………………………………

1.2. Психолого – педагогические основы конструирования……………...9

ГЛАВА 2. Психолого-педагогические аспекты развития творческого дизайнерского мышления младших школьников……………………………11

2.1. Понятие творческого  мышления…………………………………....11

2.2. Особенности творческого  мышления у младших школьников…...17

2.3. Развитие творческого  мышления у младших школьников………..20

ГЛАВА 3. Методика организации занятий с младшими школьниками по художественному конструированию…………………………………………..23

3.1 Анализ методов обучения  конструированию младших школьников  на занятиях по технологии……………………………………………………23

3.2 Методы формирования  творческого мышления в процессе  обучения по предмету «Технология»……………………………………………………..30

Заключение…………………………………………………………………37

Список литературы……………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Прежде чем начать работу с детьми, необходимо разобраться , что же конкретно ребенку дано от природы, а что он может приобрести под воздействием среды.

Одной из задач воспитания и обучения является развитие задатков и преобразование их в человеческие способности. Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остается актуальной на протяжении всего младшего школьного возраста. Учителю приходится проводить огромную работу для решения этой задачи на основе различных учебных предметов, так как бедный   запас жизненных впечатлений у детей затрудняет их развитие. Но именно уроки технологии предоставляют для этого совершенно исключительные, уникальные возможности.

 

Уроки технологии основываются на предмено-практической деятельности ,а это как известно  позволяет ребенку понять сенсорное познание действительности. В младшем школьном возрасте следует включать сформированный у детей сенсорный опыт в построение более сложных познавательных процессов, причем таким образом, чтобы практическая деятельность была необходимым звеном в протекании этих процессов. 

Для того чтобы у ребенка развивались познавательные процессы нужно искать наиболее модернизированные средства и методы обучения. Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках труда и будет являться одним из таких средств.

 

Исходя из вышесказанного, я думаю, что тема «Художественное конструирование на уроках технологии в начальной школе» актуальна на данный момент времени.

Проблема исследования: при каких эстетико-педагогических условиях обеспечивается формирование творческого мышления у младших школьников на уроках технологии.

Цель исследования: Обнаружить эстетико-педагогические условия, при которых складывается творческое мышление младших школьников.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников художественному конструированию на уроках технологии. 
Предмет исследования: конструирование как основное средство развивающего обучения младших школьников

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие навыков художественного конструирования возможно, если в процессе  занятий будут обеспечиваться следующие условия: 
-если будет реализована совокупность  эстетико-педагогических  условий развития    творческого ;

-постановка и  решение  дизайнерских  проблемных  ситуаций  на  основе специальных знаний;

-приобщение детей  к  активным  самостоятельным  наблюдениям  природы,окружающей предметной среды.

 

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогические  основы художественного конструирования; 
-  отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков из области художественного конструирования, наиболее важных для формирования творческого мышления и доступных учащимся начальных классов.

- обосновать эстетико-педагогические условия формирования творческого мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.

-изучить методические  аспекты обучения лепке на  уроках технологии в начальной школе 
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования.

Структура работы - исследование  состоит из введения, трех глав, заключения и  списка литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 . ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ.

1.1. Конструирование  как основное средство развивающего  обучения на уроках технологии.

Конструировнаие – прежде всего не работа рук, а деятельность ума. Это творение , создание, произведение; главным образом это творческая , а не исполнительская работа.

Целеполагание – это один из признаков конструктивной деятельности;  более или же наименее четкое понимание конечной цели работы.

Характеризуя понятие «конструирование», заметим, что процесс конструирования предусматривает следующее: каждая деталь изделия тоже создается, разрабатывается, т.е. конструируется. Сконструировать какую-либо деталь, значит не только представить в материале ее внешний вид, но и определить форму каждой детали, цвет, фактуру материала и т.д.; значит также, что конструктор продумывает взаимное расположение всех частей изделия, т.е. полностью разрабатывает его. При этом он может и не доводить изделие до вещественного вида: по его чертежам, рисункам, описаниям это выполняют другие. Следовательно, главный вывод таков: беря на вооружение конструирование как инструмент обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление ученика. Конструктивная деятельность является творческой  по определению. Все другие случаи, которые предполагают, что ученик является от начала до конца исполнителем чужого замысла, конструированием назвать нельзя. Не относятся к конструированию ни повторение уже известных действий, ни бесцельное манипулирование с предметами.

Цель художественно-конструкторской деятельности – сформировать у младшего школьника такие качества как : конструктивность, целесообразность, вариабельность, гибкость , а также чувство стиля и стилевой согласии.

 

Конструктивность - это дееспособность к производству проектных идей (продумывание формы, объема, цветового заключения и т.д.), постановке целей.

Целесообразность - свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или условном смысле слова. В течении обучения во время изготовления изделия педагог побуждает ребенка задуматься : почему его работа именно такова, для чего именно эта форма , материал, цвет, отделка.

Вариабельность и гибкость мышления дают возможность  делать и разрабатывать не один , а некоторое количество разновидностей планов, надлежащих цели. Ребенка подталкивают к разработке гипотез, из которых в дальнейшем выбирается самый оптимальный вариант.

Чувство стиля и стилевой гармонии позволяет подходить к оценке и созиданию окружающей предметной среды как к единому целому., формируется понятие об уместности вещи и ее сочетании с окружающей обстановкой.

Определив основную особенность конструирования - его творческое начало, следует отметить, что в настоящем, абсолютно творческом виде этот процесс присущ небольшому числу людей. У младших школьников конструктивные способности предстоит целенаправленно развивать, а не просто использовать, но развивать эти способности можно именно в конструктивной деятельности. Учебное конструирование отличается от деятельности взрослого конструктора, но, тем не менее, и учебное, и «настоящее» конструирование объединяются главным: в том и другом присутствует поисковая деятельность.

Конышева выделяет следующие виды учебного конструирования:

1) конструирование по  образцу (по предмету);

2) конструирование по  модели;

3) конструирование по  заданным условиям; проектирование.

При конструировании по образцу перед ребенком стоит задача как можно точнее исполнить предмет-образец, который учитель предоставил для наглядности. Работа должна быть сформирована так , чтобы школьник активно размышлял , не превращая ее чисто механическую исполнительскую деятельность.

Образец — устойчивое представление о том, каким должен быть рассматриваемый объект, другими словами это предмет , который обладает конкретной конструкцией. Такой образец может быть представлен в разнообразном виде , но самое главное он должен позволять представить все внешние особенности и устройствах во всех деталях.

В  процессе воспроизведения образца школьник осваивает практические приемы , учится определять последовательность. Достоинство работы по образцу – это вероятность серьезного контроля и конкретной оценки работы учащихся  на уроке, поскольку практический итог позволяет судить о выработанной интеллектуальной работе. Именно на таких уроках целесообразно учить детей планированию трудовых операций. Правильная педагогическая организация деятельности подразумевает, что на уроках педагог обязан соединить сенсорный навык школьника с размышлением и эмоциями , только тогда   работа по воспроизведению образца будет носить развивающий характер.

Рассматривая данный вид уроков, надо обратить внимание на немаловажный момент. В ряде случаев вполне возможна и уместна организация работы по образцу с использованием не одного, а несколько однотипных предметов (вариантов одного и того же образца).

Конструирование по модели позволяет значительно активизировать мыслительную деятельность школьника(требует хорошо развитого пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять).

В отличие от образца модель не дает такого наглядного  и подробного представления об устройстве изделия. Модель подразумевает что школьник должен выявить его самостоятельно путем мысленного анализа.

Изделие-ориентир должно иметь совершенно определенною систему, которую можно однозначно «прочитать», основываясь на внешне особенности его формы.

Существуют также такие виды конструирования как конструирование по замыслу и тематическое конструирование.

Конструирование по замыслу предполагает , что ученик сам выбирает, что именно он будет создавать, и самостоятельно определяет все материалы, детали, способы работы. Практика показывает, что при этом виде конструирования младшие школьники фактически никогда не демонстрируют настоящего творческого поиска, т.к. дети в этом возрасте просто не в состоянии сами сформулировать цель предстоящей работы. Их деятельность представляет собой мало осмысленные комбинации уже хорошо известных приемов работы, т.е. взамен творчества имеет место повторение, взамен конструирования-манипулирование.

При тематическом конструировании ученики выполняют работу на определенную тему. Однако и в этом случае, если задание не будет сформулировано более конкретно, сама по себе тема ничего не определяет в деятельности детей

 

Таким образом, выделенные три основных вида конструирования представляют собой целостную классификацию. Она позволяет отразить наиболее существенные стороны данного понятия, прежде всего – познавательную и развивающую направленность каждого из видов конструирования.

 

 

 

1.2. Психолого – педагогические основы конструирования.

Отличительная особенность уроков технологии заключается в том , что они основываются на предметно-практической деятельности , это способствует развитию сенсорного познания действительности.

Развитие сенсорного навыка происходит более благополучно в тех случаях, когда школьнику приходится практически использовать чувственно воспринимаемые качества предметов и материалов для решения конкретных задач. В таком случае восприятие заметно активизируется.

Практика направляет и углубляет процесс восприятия, «заставляет» ребенка рассматривать предметы более внимательно и вдумчиво.

Задача ,поставленная перед школьником подсказывает на что ему нужно обратить внимание. То, что с трудом решается «в уме», мы стремимся по возможности смоделировать на предметах.

Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в «зоне ближайшего развития».

Методики трудового обучения не должны разъединять практическую и умственную деятельность учащихся, когда ученик механически работает от начала до конца по инструкции, выполняя разработанные кем-то действия. Такая организация работы фактически исключает деятельность ученика и ограничивает для него возможность мышления, познания и развития - т.е. главного, ради чего и существует обучение.

Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения, использовать огромный потенциал практической деятельности для более интенсивного и гармоничного развития детей., чтобы ученик активно осмысливал стоящую практическую задачу, искал пути ее решения, а не просто делал поделку. Познавательная функция предметно-практической деятельности заключается в том, чтобы стимулировать внимательное изучение окружающей действительности.

Именно в связи с этим исследователи давно обратили внимание на конструирование, которое позволяет органически соединить умственную и практическую деятельность. Система работы строится на базе художественного конструирования. Именно этот вид деятельности наиболее гармонично представляет самые разные стороны единой действительности и включает в работу целостную личность.

Занимаясь ручным трудом, ребенок приводит в действие те стороны мыслительной активности, которые ранее были не задействованы. Мозг берет на себя  функции управления новым для ребенка видом деятельности и, управляя ею, развивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Психолого-педагогические аспекты развития творческого дизайнерского мышления младших школьников.

2.1. Понятие творческого мышления

В зарубежной психологии созидательное понимание больше объединяют с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению данного вида мышления стали данные о нехватке взаимосвязи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций.

 

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

1) беглость мысли - количество  идей, возникающих в единицу времени;

Информация о работе Методика организации занятий с младшими школьниками по художественному конструированию