Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:01, курсовая работа
Цель исследования: Обнаружить эстетико-педагогические условия, при которых складывается творческое мышление младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников художественному конструированию на уроках технологии.
Предмет исследования: конструирование как основное средство развивающего обучения младших школьников
Введение………………………………………………………………….…2
Глава1. Психолого-педагогические основы художественного конструирования…………………………………………………………………..5
1.1. Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках технологии…………………………………………………………………
1.2. Психолого – педагогические основы конструирования……………...9
ГЛАВА 2. Психолого-педагогические аспекты развития творческого дизайнерского мышления младших школьников……………………………11
2.1. Понятие творческого мышления…………………………………....11
2.2. Особенности творческого мышления у младших школьников…...17
2.3. Развитие творческого мышления у младших школьников………..20
ГЛАВА 3. Методика организации занятий с младшими школьниками по художественному конструированию…………………………………………..23
3.1 Анализ методов обучения конструированию младших школьников на занятиях по технологии……………………………………………………23
3.2 Методы формирования творческого мышления в процессе обучения по предмету «Технология»……………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………….40
Тeм нe мeнee, вoзмoжнoсти твoрчeскoгo рaзвития учaщихся, зaлoжeнныe в сoдeржaнии сoврeмeнных прoгрaмм, нe испoльзуются в пoлнoй мeрe пeдaгoгaми нaчaльнoй шкoлы. Рeзультaты прoвeдeннoгo тeстирoвaния учaщихся нaчaльных клaссoв пoкaзaли низкий урoвeнь рaзвития тaких спoсoбнoстeй, кaк твoрчeскoe мышлeниe, твoрчeскoe вooбрaжeниe, примeнeниe мeтoдoв твoрчeствa. 60% учaщихся либo oткaзaлись выпoлнять твoрчeскoe зaдaниe, либo выпoлнили eгo нa низкoм урoвнe; 80% учaщихся, выпoлнивших твoрчeскoe зaдaниe, нe смoгли oбъяснить, пoчeму имeннo тaк eгo выпoлнили.
Пoлучeнныe дaнныe свидeтeльствуют o нeдoстaтoчнoм внимaнии к прoблeмe рaзвития крeaтивных спoсoбнoстeй млaдших шкoльникoв в oргaнизaции учeбнoгo прoцeссa нaчaльнoй шкoлы.
Крoмe тoгo, нeдoстaтoчнaя тeoрeтичeскaя и прaктичeскaя пoдгoтoвкa учитeлeй для цeлeнaпрaвлeннoгo рaзвития крeaтивных спoсoбнoстeй нe пoзвoляeт пeдaгoгaм сaмoстoятeльнo кoнтрoлирoвaть динaмику рaзвития и являeтся oднoй из причин oтсутствия кoнтрoля рaзвития крeaтивных спoсoбнoстeй учaщихся в шкoлe. Другoй причинoй, нa нaш взгляд, являeтся нeвoстрeбoвaннoсть нaблюдeний зa рoстoм крeaтивных спoсoбнoстeй учaщихся в учeбнoм прoцeссe.
А.В. Хутoрскoй спрaвeдливo oтмeчaeт, чтo вoпрoс o "вывeдeнии зa рaмки oбрaзoвaтeльных стaндaртoв твoрчeскoй дeятeльнoсти учeникa, рaвнo кaк и eгo внутрeннeгo мирa, с личнoстными кaчeствaми привoдит к oтчуждeнию учeникoв oт oбрaзoвaния, oбeзличивaнию и фoрмaлизaции учeбнoгo прoцeссa" .
Ослoжняeт пoлoжeниe пoзиция рoдитeлeй: прoблeмa рaзвития крeaтивных спoсoбнoстeй нe выдeляeтся ими кaк сaмoстoятeльнaя. 88% прoхoдивших тeстирoвaниe рoдитeлeй считaют, чтo твoрчeскиe спoсoбнoсти дoлжны рaзвивaться в учрeждeниях дoпoлнитeльнoгo oбрaзoвaния; 91% нe имeют прeдстaвлeния, кaким oбрaзoм oни мoгли бы рaзвивaть твoрчeскoe мышлeниe и твoрчeскoe вooбрaжeниe свoих дeтeй.
ГЛАВА 3. Методика организации занятий с младшими школьниками по художественному конструированию.
3.1 Анализ методов
обучения конструированию
1. Анализ серии образцов, выполненных одним способом.
Наглядность одновременно нескольких предметов ,выполненных аналогичным способом позволяет понять обобщенный вариант создания. Главная задача в данном анализе это научить школьника "читать чертеж", "слушать линии"/
Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение.
Когда у детей накапливается опыт создания поделок разнообразными способами, надо предоставить им возможность анализировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, учитель предлагает объемные фигурки животных из бумаги на основе куба, бруска, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. А в результате работа каждого ребенка индивидуальна.
Для ребенка качество его поделки небезразлично. Плохо сделанная вещь его совершенно не устроит.
Основными методами формирования рациональных действий являются:
-показ;
-объяснение.
Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:
- сам четко представлять
алгоритм рационального
- обеспечить совершенствование
действий по линии осознанного
и самостоятельного его
- помочь сделать "перенос" усвоенного действия с одной конкретной поделки на другую, с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;
- в выборе конкретных
приемов показа и объяснения
учитывать трудности, с которыми
встречается ребенок при
У детей часто появляются трудности, такие как : отсутствие или недостаточность зрительного контроля, затрудняются в сравнении особенностей движений в оценке их качества, не могут отличить правильное от неправильного.
Для устранения этих трудностей необходимо вовремя наладить контакт характером движений и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.
2. Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю.
Анализ промежуточных результатов способствует убеждению ребенка в необходимости соблюдать последовательность действий. Представленность промежуточных результатов может быть использована учителем для обучения детей самоконтролю. Не всегда дети удерживают в памяти последовательность работы, даже если они участвовали в ее определении. Действиям сопоставления надо учить: ребенку предлагается прикладывать под каждый промежуточный результат, начиная с первого, свою работу, сравнивая их. Когда ребенок доходит до промежуточного результата, идентичного своему, учитель обращает внимание на следующий и устанавливает, что следует сделать, чтобы его получить.
Постепенно отпадает необходимость сопоставления промежуточных результатов под непосредственным руководством взрослого, дети самостоятельно с этим справляются.
3. Анализ несовершенной поделки.
В такой поделке необходимо представить те ошибки которые чаще всего возникают у детей. В любой работе есть возможность предугадать возможную детскую ошибку и с помощью анализа несовершенной поделки дать установку на самоконтроль. Также надо побуждать детей к взаимоконтролю. Они легче обнаруживают ошибку у другого, чем у себя.
4. Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.
Детские поделки обязательно оцениваются с точки зрения решения художественно-конструкторских задач, должны быть отмечены их выразительность, оригинальность.
Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:
- оценивается только результат, который достигается усилиями самого ребенка;
- по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной;
- нельзя сопоставлять
результаты деятельности с
- оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней.
5. Игровые приемы.
Игровые приемы используются для упражнения детей в решении конструктивной задачи.
Чтобы ошибок в конечном результате было как можно меньше, персонажи, используемые на занятиях, по ходу работы детей не оставляют их без внимания и вносят свои предложения, задают вопросы, помогающие контролировать свои действия и корректировать работу, уточнять, обогащать замысел.
Замечания сказочного героя принимается детьми легче, чем от педагога. Если по ходу работы дети исправляют свои ошибки, конечные результаты значительно выше по качеству, и это радует их, создает уверенность в своих возможностях.
Остановимся на этапах изготовления изделия. Процесс изготовления вещи целесообразно разбить на 4 этапа:
1. Планирование труда.
И.И. Будницкая выделяет в процессе такого планирования 3 момента:
- анализ образца;
- определение
- поиски вариантов решения.
Остановимся подробнее на анализе образца.
Каждый объект труда должен быть проанализированным в двух частях:
- самостоятельное восприятие
и определение достоинств
- педагогическое руководство процессом восприятия.
Во время самостоятельного восприятия объекта детьми, вопросы учителем не задаются, дети высказывают свои впечатления. После этого учитель дает целевую установку: посмотреть на изделие и ответить на вопрос: "Нравится предмет? В чем его красота?".
Калинина Г.П. предлагает вот такие ориентировочные вопросы по выявлению и восприятию эстетических признаков, которые можно использовать при анализе образца изделия:
- Какую геометрическую форму напоминает общая форма предмета?
- Как можно охарактеризовать форму с точки зрения красоты, какая она, какие свойства имеет?
- Какой материал использован для изготовления изделия? Почему?
- Помогает ли он выразить красоту предмета?
- Что можно сказать
о выразительности фактуры
- Определите цветовую гамму с точки зрения красоты. Как она влияет на форму предмета? Помогает ли выявить красоту формы?
- Определите конструктивное
строение предмета. Из каких деталей
он состоит? Назовите основные
детали конструкции и
- Какое чувство вызывает сочетание различных форм в этом предмете?
Нужно учить видеть объект в целом и по частям. Дети данного возраста с неустойчивым вниманием не умеют видеть несколько предметов в единстве. Они часто выхватывают один предмет и постепенно к нему присоединяют другие. Поэтому очень важно научить их видеть несколько предметов в комплексе, показывать красивое сочетание, необходимость единства. С этой целью можно, например, использовать картины с изображением интерьера комнаты, где учтено и цветовое решение, и пространственное соотношение различных предметов. Такого вида упражнения учат видеть несколько предметов в единстве, ощущать красоту этого единства.
Нельзя ставить цель только в изготовлении какого-либо изделия(как обычно получается на практике),нужно чтобы дети получали знания о различных материалах и их свойствах, цвете и форме, а изделие должно быть упражнением для закрепления знаний.
Это подтверждается учением психологов о том, что:
- определяющую сторону
в развитии детей младшего
школьного возраста в процессе
обучения составляет
- в ходе обучения и
воспитания происходит
Перечисленные условия выдвигают и педагогические требования к построению и проведению уроков трудового обучения:
- систематическое введение
элементов художественного
- создание проблемных ситуаций;
- введение элементов творчества.
Т. о, планирование трудовых действий играет немаловажную роль, т. к. сам процесс планирования эстетически весьма выразителен, он является ярким проявлением творчества человека, способного спроектировать свои трудовые действия, организацию труда, также планирование активно способствует достижению детьми высокой организации коллективного труда, красоты индивидуальных трудовых действий.
2. Анализ чертежа, выполнение разметки.
В чертеже (следует напомнить об этом детям) заложена красота формы предмета.
При выполнении чертежа-разметки в качестве главной задачи следует выдвигать перед детьми задачу - обеспечить точность чертежа, ибо в нем заложена основная красота предмета, красота формы.
Точность выполнения чертежа достигается не только глубоким пониманием изображения, но и аккуратностью в работе, правильностью использования чертежных инструментов. При анализе чертежа, на наш взгляд, следует остановиться на трех моментах:
- на основных деталях изделия;
- на трудовых операциях;
- на технике выполнения чертежа.
3. Обработка материала, монтаж, сборка.
Нельзя обеспечить умелую, искусную обработку материала, не зная его свойств. Поэтому ознакомлению со свойствами материала всегда следует отводить необходимое время и место. Далее надо сформировать умения, связанные с осуществлением операций резания, навыками обработки сгиба, обработке линий постепенного сгиба, линий плавного перехода. Далее, во время сборки надо учить детей активно проявлять чувство формы изделия, эстетический вкус.
Таким образом, в нашем исследовании при разработке практических занятий по обучению младших школьников конструированию мы считаем целесообразным использование следующих методов: анализ серии образцов, выполненных одним способом; анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю; анализ несовершенной поделки; педагогическая оценка или анализ результатов деятельности; игровые приемы, т.к. именно они направлены на развитие творческого мышления учащихся.
3.2 Методы формирования
творческого мышления в
Чтобы воспитать у школьника творческие черты личности , нужно делать его творческим. Огромную роль в этом деле играет учитель технологии. На своих уроках он должен формировать у школьников знания, развивать творческие способности, воспитывать у них черты личности, необходимые в дальнейшей жизни.
Уроки технологии – это особые занятия и требования к ним особые. Они должны строиться по законам искусства. Отсюда и ряд особенностей, где решаются нравственно-эстетические задачи воспитания. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в осмысленной творческой деятельности – это первые шаги, начальный этап вхождения в «Храм искусства».
Школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот прекрасный и разнообразный мир. Как важно, чтобы маленький творец поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел ее к завершению. Ведь творчество – это сокровенный процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии выделены следующие виды работ: конструирование и моделирование одежды, вязание, вышивка, лепка, аппликация, проектная деятельность, работа с природными материалами.
Выполнить все работы, запланированные по этим разделам, при обычной часовой сетке невозможно. Ведь на уроки технологии отводится 2 часа в неделю. И если все эти разделы изучать последовательно, один за другим как самостоятельные, то для запланированного результата этого времени, конечно, недостаточно. Однако есть путь, который позволяет большое количество учебного материала успешно усвоить за сравнительно небольшое количество времени: выделить в каждом разделе общие знания, принципы, правила работы, используемые в различных видах деятельности, и сосредоточить на них основное внимание. Таким образом, будет реализовываться общедидактический принцип межпредметных связей, учитывая возможности и содержание учебного материала уроков технологии.