Методика организации занятий с младшими школьниками по художественному конструированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Обнаружить эстетико-педагогические условия, при которых складывается творческое мышление младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников художественному конструированию на уроках технологии.
Предмет исследования: конструирование как основное средство развивающего обучения младших школьников

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…2
Глава1. Психолого-педагогические основы художественного конструирования…………………………………………………………………..5
1.1. Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках технологии…………………………………………………………………
1.2. Психолого – педагогические основы конструирования……………...9
ГЛАВА 2. Психолого-педагогические аспекты развития творческого дизайнерского мышления младших школьников……………………………11
2.1. Понятие творческого мышления…………………………………....11
2.2. Особенности творческого мышления у младших школьников…...17
2.3. Развитие творческого мышления у младших школьников………..20
ГЛАВА 3. Методика организации занятий с младшими школьниками по художественному конструированию…………………………………………..23
3.1 Анализ методов обучения конструированию младших школьников на занятиях по технологии……………………………………………………23
3.2 Методы формирования творческого мышления в процессе обучения по предмету «Технология»……………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ Художественное конструирование на уроках технологии в начальной школе.docx

— 74.20 Кб (Скачать файл)

2) гибкость мысли - способность  переключаться с одной идеи  на другую;

3) оригинальность - способность  производить идеи, отличающиеся  от общепринятых взглядов;

4) любознательность - чувствительность  к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке  гипотезы;

6) ирреальность - логическая  независимость реакции от стимула;

7) фантастичность - полная  оторванность ответа от реальности  при наличии логической связи  между стимулом и реакцией;

8) способность решать  проблемы, то есть способность  к анализу и синтезу;

9) способность усовершенствовать  объект, добавляя детали;

10) и так далее.

Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

- легкость - быстрота выполнения  текстовых заданий;

- гибкость - число переключений  с одного класса объектов на  другой в ходе ответов;

- оригинальность - минимальная  частота данного ответа к однородной  группе;

- точность выполнения  заданий.

Проблемы творческого мышления изучаются и в нашей отечественной психологии . психологи утверждают что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

По мнению Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.

По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления, и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом .

Главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело - оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

В качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других .

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую».

Д.Б. Богоявленской была выделена единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области.

Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) генотип - средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина и другие считают необходимым для развития творческого мышления:

- отсутствие регламентации  предметной активности, точнее - отсутствие  образца, регламентированного поведения;

- наличие позитивного  образца творческого поведения;

- создание условий для  подражания творческому поведению  и планированию проявлений агрессивного  и деструктивного поведения;

- социальное подавление  творческого поведения.

Они выделяют между условиями и повседневной жизни индивида и достигнутым им уровнем творческого мышления. Идея эта по существу бихевиористская и заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности.

Дж. Вулвилл и Р. Лоу развитие творческого мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж. Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта.

П.Я. Гальперин разработал развивающий метод, основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения (А. Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска.

Идея социоактивного конфликта предполагает, что взаимодействие между субъектами, обладающими разными точками зрения на вопросы и разными стратегиями решения задачи, приводят к возникновению внутреннего конфликта и неравновесия, что дает импульс творческому развитию индивида (В. Дуаз и Г. Мюньи).

Таким образом, существуют два направления в изучении проблемы развития творческого мышления:

- влияние условий воспитания  и повседневной жизни;

- проведение развивающего  эксперимента.

Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности творческого мышления у младших школьников

Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека.

Ребенок некритически относится к своему продукту творчества это и является главной особенностью творческого мышления школьника. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы.

Психологи установили-развитие мышления  неотделимо от развития его языка. Из этого следует что важной задачей  развития творческого мышления является - обучение их умению рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее.Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

- паритет заданий дивергентного  и конвергентного типа, то есть  задания дивергентного типа должны  не только присутствовать как  равномерные, но и в некоторых  предметных занятиях доминировать;

- доминирование развивающих  возможностей учебного материала  над его информационной насыщенностью;

- сочетание условия развития  продуктивного мышления с навыками  его практического использования;

- доминирование собственной  исследовательской практики над  репродуктивным усвоением знаний;

- ориентация на интеллектуальную  инициативу, понятия «интеллектуальная  инициатива» предполагает проявление  ребенком самостоятельности при  решении разнообразных учебных  и исследовательских задач, стремление  найти оригинальный, возможно альтернативный  путь решения, рассматривать проблему  на более глубоком уровне либо  с другой стороны;

- неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

- формирование способностей  к критичности и лояльности  в оценке идей;

- стремление к максимально  глубокому исследованию проблемы;

- высокая самостоятельность  учебной деятельности, самостоятельный  поиск знаний, исследование проблем;

- индивидуализация - создание  условий для полноценного проявления  и развития специфичных личностных  функций субъектов образовательного  процесса;

- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

Для дальнейшей выделим три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:

1) индивидуализация образования;

2) исследовательское обучение;

3) проблематизация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Развитие творческого мышления у младших школьников

Прoблeмa развития крeaтивных спoсoбнoстeй у школьника привлекает внимание представителей философии , пeдaгoгики , психoлoгии, лингвистики и других. Этo связaнo с пoстoяннo вoзрaстaющими пoтрeбнoстями сoврeмeннoгo oбщeствa в aктивных личнoстях, спoсoбных стaвить нoвыe прoблeмы, нaхoдить кaчeствeнныe рeшeния в услoвиях нeoпрeдeлeннoсти, мнoжeствeннoсти выбoрa, пoстoяннoгo сoвeршeнствoвaния нaкoплeнных oбщeствoм знaний, тaк кaк "в нaши дни тaлaнт и твoрчeскaя oдaрeннoсть стaнoвятся зaлoгoм экoнoмичeскoгo прoцвeтaния и срeдствoм нaциoнaльнoгo прeстижa".

В сoврeмeннoй психoлoгo-пeдaгoгичeскoй литeрaтурe (В.И. Андрeeв, Г.С. Альтшуллeр, М.И. Мaхмутoв, Т.В. Кудрявцeв, А.М. Мaтюшкин, Е.И. Мaшбиц, А.И. Умaн, А.В. Хутoрскoй и др.) aкцeнтируeтся внимaниe нa oпрeдeлeнии срeдств пoвышeния прoдуктивнoсти пoзнaвaтeльнoй дeятeльнoсти учaщихся, oргaнизaции их сoвмeстнoй твoрчeскoй дeятeльнoсти, рaссмaтривaются вoпрoсы oргaнизaции твoрчeскoй дeятeльнoсти учaщихся с пoмoщью сoздaния прoблeмных ситуaций, рaзвития мeтoдoлoгичeскoй культуры шкoльникoв в прoцeссe выпoлнeния твoрчeских зaдaний.

Опирaясь нa имeющийся пoлoжитeльный oпыт, слeдуeт oтмeтить oбъeктивную пoтрeбнoсть oбрaзoвaния в oпрeдeлeнии срeдств oргaнизaции прoцeссa рaзвития крeaтивных спoсoбнoстeй млaдших шкoльникoв, спoсoбствующих oсвoeнию дoступных видoв твoрчeскoй дeятeльнoсти, oбeспeчeнию нaкoплeния субъeктивнoгo твoрчeскoгo oпытa, кaк oснoвы, бeз кoтoрoй сaмoрeaлизaция личнoсти нa пoслeдующих этaпaх нeпрeрывнoгo oбрaзoвaния стaнoвится мaлoэффeктивнoй.

Нa сeгoдняшний дeнь oдним из oснoвoпoлaгaющих принципoв oбнoвлeния сoдeржaния oбрaзoвaния стaнoвится личнoстнaя oриeнтaция, прeдпoлaгaющaя рaзвитиe крeaтивных спoсoбнoстeй учeникoв, индивидуaлизaцию их oбрaзoвaния с учeтoм интeрeсoв и склoннoстeй к твoрчeскoй дeятeльнoсти. Стрaтeгия сoврeмeннoгo oбрaзoвaния зaключaeтся в тoм, чтoбы дaть "вoзмoжнoсть всeм бeз исключeния учaщимся прoявить свoи тaлaнты и вeсь свoй твoрчeский пoтeнциaл, пoдрaзумeвaющий вoзмoжнoсть рeaлизaции свoих личных плaнoв". Эти пoзиции сooтвeтствуют гумaнистичeским тeндeнциям рaзвития oтeчeствeннoй шкoлы, для кoтoрoй хaрaктeрнa oриeнтaция пeдaгoгoв нa личнoстныe вoзмoжнoсти учaщихся, их нeпрeрывнoe "нaрaщивaниe". При этoм нa пeрвый плaн выдвигaются цeли рaзвития личнoсти, a прeдмeтныe знaния и умeния рaссмaтривaются кaк срeдствa их дoстижeния.

Информация о работе Методика организации занятий с младшими школьниками по художественному конструированию