Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств - слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Детей привлекает в ней именно картинка. Сущность детской книги, ее предназначение предполагают использование условных художественных решений в работе над иллюстрациями. Изобразительная параллель должна отвечать содержанию сказочной литературы, ее стилистическим особенностям, которые проявляются, прежде всего, в сюжете и его организации, направленной на создание удивительного, невероятного и фантастического.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, её влияние на отношение дошкольника к литературному герою ……….
4
2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации ……….. 9
3. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией…………………… 12
Заключение…………………………………………………………………. 18
Список использованных источников……………………………………… 19
Содержание

Файлы: 1 файл

пр.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

 

Введение ……………………………………………………………………..

3

1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, её влияние на отношение дошкольника к литературному герою ……….

 

4

2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации ………..

9

3. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией……………………

12

Заключение………………………………………………………………….

18

Список использованных источников………………………………………

19





Содержание

 

Введение

 

Основная задача воспитания дошкольников - гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к  богатству человеческой культуры, к  опыту, накопленному предшествующими  поколениями. Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении  личности.

К изобразительному искусству  относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства  в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н. А., - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения. 

Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными  художественными достоинствами  самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная  ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным  искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого  не может приобщиться к опыту  художественной деятельности, который  накоплен человечеством. Понимание  детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного  уровня и мастерства педагога. 

1. Роль иллюстрации  в понимании детьми литературных  произведений, её влияние на отношение  дошкольника к литературному  герою

 

Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с  которыми встречаются дети дошкольного  возраста.

Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее  запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Рассматривание книжных  иллюстраций - широко используемый метод  в обучении детей изобразительной  деятельности. Вместе с тем, иллюстрация  обладает уникальными художественными  достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его  видов является первым подлинным  произведением, входящим в жизнь  ребенка. Это начальная ступень  в понимании детьми других видов  изобразительного искусства, более  сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).

Образы, созданные хорошим  художником-иллюстратором - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор  воображению и собственному творчеству.

Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить  невозможно. Книга направляет его  природную любознательность, развивает  ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в  книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной  детской книги.

Велика роль книжной иллюстрации  и в раскрытии идейно-художественного  своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.

Целая плеяда художников посвятила  свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его "Кто сказал мяу?", "Айболита", "Мешок яблок", "Елку", "Крошку енота" и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к "Тараканищу", "Чудо-дереву" Корнея Чуковского, "Вот какой рассеянный" С. Маршака и другим произведениям.

Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей  иллюстрации В. Конашевича к сказкам  К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова  к народным сказкам; заставят ребенка  задуматься проникновенные зарисовки  Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.

«Что такое книжка-картинка? Как будто бы ясно: это когда много рисунков, мало текста, а то и вовсе его нет. Одни картинки. Но картинки не просто следуют одна за другой и сопровождают текст, а скорее наоборот -- тут текст поясняет рисунок. Картинки составляют свой собственный рассказ, они цепко связаны друг с другом, последовательно развивают тему. К тому же достаточно специфичны: они обязательно показывают ребенку предмет крупно, лист не перегружен изображением - задача дается только с одним действием, не больше. Иначе малыш не усвоит визуальную информацию. «Зрение среди чувств, - говорил еще Коменский, - занимает самое выдающееся место».

Например, в рисунках А. Ф. Пахомова нет украшений, и ему  не свойственных сказочность и декоративность. Жизнь детей - вот главная тема его творчества.

Герои его иллюстраций  изображены очень естественно. Они  добры и просты. Дети сочувствуют  им и незаметно проникаются убеждением, что помогать друг другу в чем-либо - хорошее и важное дело. Мастерство художника делает рисунки выразительными, интересными, находящими отклик в душе ребенка» [4, с. 60].

«А при рассматривании иллюстрации в книге «Что такое  хорошо и что такое плохо?»  наблюдалась живая реакция детей. Хорошие поступки героев вызывали у  них чувство радости. В противоположном  случае, когда детям не нравились  действия героев, на лицах их можно  было отметить тень грусти, разочарования. При рассматривании иллюстраций  А. Ф. Пахомова к «Рассказу о неизвестном  герое» дети дружно говорили о его  героизме, смелости: «Герой скромный, честный, доброжелательный. Он не считает, что  совершил подвиг, а просто помог  в; трудную минуту ребенку, не думая  о себе и ничего не требуя взамен». Благодаря иллюстрациям художника  дети еще раз увидят, как прост  сам герой книги. Он ничем не выделяется. Таких как он, можно встретить на улицах города. И все же в нем есть та притягательная сила, которая привлекает ребят» [2, с. 65].

«Познакомившись с работами художника Ю. А. Васнецова, мы убеждались в его изобретательности: как  много создано иллюстраций, и  среди них нет ни одного повтора. Много персонажей нарисовал художник, но все они разные. У каждого  свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.

В иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Александрович нарисовал в хороводе девятнадцать мышат, и все они в разной одежде: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные рубашечки с пуговками.

Перед нами книжка-картинка петербургского художника Вадима Ивановича  Гусева «Про что внутри, - прочти, посмотри». На титуле еще добавлено: «Сама и сам без пап и мам». На обложке - зеленый арбуз, похожий на земной шар с надрезом - «А» и красное яблоко с хвостиком «я». Большое - маленькое, круглое, как земля, да еще с первой и с последней буквой алфавита. Так художник дает понятия о величине, по форме, по букве. Так густо насыщает умной игрой каждую страницу тонкой книжки-брошюры, и оттого она вовсе не покажется «тонкой». Художник-поэт открывает ребенку тайны языка в игре «в слова», которые составляют часть изображения, а изображение говорит об устройстве мира. Тут не обходится без философии, к которой склонен Гусев, хорошо осведомленный о традициях - и мировоззренческих, и художественных: футуристических, с их экспериментаторским отношением к слову, и конструктивистских, с их интересом к предмету» [3, с. 64].

«Тут вот кот. Тут как  тут, кот как кот, кот так кот! Вот так вот». Слова короткими  прыжками, со стуком («слышите его?) сходят по ступенькам. А когда лает собака («Отцепите, я - не злая!»), происходит и  шутливое словотворчество: «Объясняю  эту лаю и хозяйке и хозяину» (слова ложатся лесенкой в ритме  лая синим по белому снегу). Ритм катания с горки - в самих стихах и в том, как стихотворные строчки  образуют горку (на которой катаются дети), подъем вверх, спуск вниз, как  в перевернутую чашу. «В горку сами катим сани, с горки сани катят  сами! С горки сани катят с нами! В горку сани катим сами». «Сани» - «сами» - свистит ветерок, слышится скрип полозьев, а горка - та «капля», в которой отражается мироустройство.

Буква, слово творят само изображение. «Это машина. В машине кабина». Цветное «ЭТО» - выведенное по-плакатному четко - на разворот. «Э» - часть колеса, «Т» - рабочий инструмент, «О» - окно. В «колесе» - арбузы, в «окне» - кабина грузовика. Круглые арбузы и круглые яблоки из этого же храма. Образ гармонии, цельности мира. Им начинается и заканчивается книжка. Каждая книга Вадима Гусева - это введение ребенка в слово, которое начало всему.

В «Сказке о глупом маленьком  мышонке» художник Владимир Владимирович Лебедев «играет» с мышонком, который  то мордочку задрал, то сжался, уменьшился - тетя Лошадь почти подавила его  своей огромной пятнистой массой, а Щука свернулась в полукольцо, и мышонок оказался между сонной мордой и хвостом. Лишь тетю Кошку художник позволил себе одеть в нарядное платье - у нее, как известно, роль особая. И вот финал. Сколько слез пролито в детстве над строчками: «Ищет глупого мышонка, а мышонка не видать»... Лебедевский лаконизм усиливает драму. Мама с воздетыми лапками и мордочкой и пустой розовый носочек с помпоном...»

Книжка-картинка сделала  свое дело - показала всю бессмысленность  просьбы капризного мышонка и  привела к финалу, разбередив чувства  ребенка, а заодно показав ему  разных животных. Одинокий носочек, жалкий огарочек, засохшая корка, пустое пространство - драма доведена до высшей точки. Условность приема дополнила переживания.

Маршак замечательно писал: «Лебедев никогда не был ни иллюстратором, ни украшателем книг. Наряду с литератором-поэтом или прозаиком он может с полным правом и основанием считаться их автором, столько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу. Тетя Лошадь занимала почти целый разворот. Лебедев был рисовальщик из рисовальщиков! Он сумел вдохнуть теплоту и грусть в жизнеподобные композиции. Язык - воспитатель нравственности, духовности, любви ко всему ближнему, что называется емким словом «мир»,- вот смысл книжек картинок «дяди Гусева», как теперь подписывает свои работы художник. Он верит в Слово [3, с. 59].

Таким образом, книжная иллюстрация  оказывает громадное влияние  на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте  во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и  собственному творчеству детей.

Детские поэты сочиняют стихи, но не рисуют. Художники - рисуют, но редко  сочиняют стихи. Здесь счастливое совпадение «Слово - вседержитель, слово - воплощение, слово - хлеб жизни»,- не устает повторять  библейское наши художники-поэты. Для них язык - это жизнь, это здоровье нации, тот народ жив, который умеет беречь свой язык, значит надо начинать с ребенка.

 

2. Возрастные особенности  восприятия книжной иллюстрации

 

«При рассматривание книжной иллюстрации учитываются малейшие возрастные изменения, психологии развивающегося ребенка, его способности восприятия. Более того, для каждого года жизни ребенка психологи, педагоги, социологи, издатели разрабатывают свой тип книжки-картинки. Для самых маленьких это в основном бесхитростные, безыскусные (иногда даже слишком) серии об их самых первых шагах на земле. Утилитарный смысл ясен взрослому, а для ребенка - это вкусная конфета, с нарядным фантиком, малыш и не подозревает о ее полезных свойствах. Мы, к сожалению, до сих пор не восприняли этот опыт. По многим причинам, в том числе из-за плохой полиграфии. Но издатели и не предпринимали попыток издавать подобные серии, хотя единодушно восхищались ими на международных выставках» [2, с. 67].

«Трудности восприятия и  понимания детьми картины нередко  предопределены типичными методическими  ошибками воспитателя: отсутствием  вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов.

Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности. При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно» [4, с. 127].

Информация о работе Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией