Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств - слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Детей привлекает в ней именно картинка. Сущность детской книги, ее предназначение предполагают использование условных художественных решений в работе над иллюстрациями. Изобразительная параллель должна отвечать содержанию сказочной литературы, ее стилистическим особенностям, которые проявляются, прежде всего, в сюжете и его организации, направленной на создание удивительного, невероятного и фантастического.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, её влияние на отношение дошкольника к литературному герою ……….
4
2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации ……….. 9
3. Методика ознакомления с книжной иллюстрацией…………………… 12
Заключение…………………………………………………………………. 18
Список использованных источников……………………………………… 19
Содержание

Файлы: 1 файл

пр.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

«Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции:

- тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;

- желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3 - 6 лет);

- затруднения при восприятии светотеневого рисунка;

-затруднения малышей 3--5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;

- положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Развитие восприятия рисунка, по данным В. С. Мухиной, происходит по трем направлениям: изменяется отношение  к рисунку как к отображению  действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с  действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание  его содержания.

А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей)» [4, с. 134].

«Общение малыша с книгой начинается с обложки. Обложка как  афиша, как вывеска: она сообщает о главном, о том, что будет  внутри, приглашает туда зрителя и как бы заманивает его. На сине-голубом поле крупно выведены два имени, твердо подчеркнутые красной чертой. Это имена равноправных соавторов. (Скажите, легко ли вы находите имя художника в наших современных книгах?) Шрифты и рисунок тут в полном согласии. Красное «О» похоже на колесо, скорее на съедобный бублик. Остальные буквы белые, и мышонок белый, а хвостик желтый, серпиком. Перед мышонком соблазны на выбор - белая свечка, красная морковка, желтый мешочек с овсом, а в левом нижнем углу - запятая-червячок в красную полосочку. Красное, белое и кое-где проглядывает черное, которое «держит» страницу. Скромный набор цветов, а сколько в них смысла, и все плоско положенные изображения твердо держатся на определенных им художником местах, а запятая-червячок облегчает желание перевернуть страницу.

Милая интонация колыбельной: «Пела ночью мышка в норке...». Мама сулит капризуле лакомства: «...дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи». Мышонок отвечает самым скверным образом - и голос-то у мамы «слишком тонок», и пищит-то она, и вообще: «Ты мне няньку поищи».

Предполагается, что текст  ребенку читают взрослые - он набран внизу иллюстрации. А почти на всей плоскости листа, прямо на белом  плоскими силуэтами - герои ночной беседы. (Художник поставлен в жесткие условия печати, ему дозволены всего две краски. Кажется, художнику Лебедеву больше и не нужно. Так все выразительно, самодостаточно). Серенький мышонок лежит на вязаном розовом носочке с помпоном, а добрая мама с протянутыми к сыночку лапками напротив, ее хвост серпом замыкает композицию» [3, с. 66].

«Из белого листа рождаются  изображения - неотъемлемая часть самого листа бумаги, потому ее наряд белый  кружевной воротник, фартук вся фигурка  и не игрушечные, и не совсем реальные, они принадлежат картинке, а картинка книге, стихам, листу и самой утонченной фантазии художника. «А где же норка?» - спросит какой-нибудь маленький  прагматик. «Она в твоем воображении,- мог бы ответить художник,- мысленно представь себе, вообрази». Лебедев увлечен изображением предмета без всяких декораций. Это достаточно трудный путь в детской книге - существовать в формах условного искусства книги и быть интересным ребенку. Рассматривая иллюстрации с детьми, можно увидеть, сколько юмора, выдумки вложил художник в свои картинки-сказки» [3, с. 62].

Таким образом, после знакомства детей с произведениями художников-иллюстраторов  мы увидим, как изменилось их отношение  к книжным иллюстрациям. Ребята не торопятся перевернуть страницу, рассматривая книгу, а подолгу всматриваются  в изображенное, подмечая интересные детали, радуясь находкам художника.

 

3. Методика ознакомления  с книжной иллюстрацией

 

В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в  детском саду» М. А.Васильевой знакомя детей с творчеством художников - иллюстраторов, педагоги стремятся показать им, что хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. С творчеством этих больших мастеров дети знакомятся во всех возрастных группах детского сада.

«Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по иллюстрации, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Рассматривание картин, как  считает Е. И. Тихеева, преследует тройную  цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического  суждения и развитие речи ребенка.

Дети не умеют рассматривать  картины, не всегда могут устанавливать  взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения  объектов. Поэтому необходимо учить  их смотреть и видеть предмет или  сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы» [4, с. 308].

Следовательно, цель беседы по иллюстрации - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания иллюстрации и одновременно развитие диалогической речи. Поскольку малыши не могут, молча смотреть на иллюстрацию, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь - вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Усложненный вид рассматривания - беседа по иллюстрации. Он отличается большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме  вопросов, обобщение педагога, подсказ  нужного слова, повторение детьми отдельных  слов и предложений. Беседа завершается  обобщающим рассказыванием. В такой  беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к  картине при индивидуальных ответах  детям трудно. Речевые реакции  их замедленны» [1, с. 45].

«Рассматривая иллюстрации с младшими дошкольниками, мы наблюдаем, как радостно, с улыбкой они воспринимают петушка и лучистое солнышко. Но как быстро меняется у ребят настроение, когда они видят козу с козлятами и прячущегося за деревом волка! Переживали дети и за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотели ей помочь. Всматриваясь в иллюстрацию, дети находили новые интересные подробности. Костя заметил, что мышата прибежали на пожар, а помочь кошке не могут. «Даже воды с собой не захватили. Разводят лапками, и все!» - с огорчением отметил он. «Я боюсь, сказала Оля,- что курица разольет воду. Она очень быстро бежит».

Во второй младшей группе мы знакомим детей с иллюстрациями            Ю. А. Васнецова на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и музыкальных. Например, рассказывая детям сказку                  Л. Н. Толстого «Три медведя», мы показывали иллюстрации Ю. А. Васнецова к ней. Иллюстрацию к потешке «Петушок» использовали несколько раз: на занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности, а также на музыкальном занятии при пении песенки про петушка. Благодаря проведенной работе яркий, выразительный образ петушка стал близок и понятен детям. Они с интересом всматривались в иллюстрацию, подражали действиям петушка, спрашивали у воспитателя, кто живет за тем лесом, который художник изобразил вдалеке.

Нравится всем детям четвертого года жизни и иллюстрация, на которой  Ю. А. Васнецов изобразил гостеприимную  и заботливую сороку-белобоку. Рассматривая иллюстрации к «Трем медведям», дети сами подметили: «Это медвежья семья: мама, папа и сыночек» [1, с. 47].

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные иллюстрации. Одни из них даются только для рассматривания, другие - для рассматривания и последующего рассказывания. Дети знакомятся с художественными произведениями («Мяч» С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковского), иллюстрируемыми этим мастером. Беседы усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по иллюстрации особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Она может рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения» [2, с. 65].

Так, проанализировав рисунки  А. Ф. Пахомова, мы пришли к выводу, что  в основном они сделаны в черно-белом  исполнении. Однако его иллюстрации  даже в графическом исполнении интересны  детям. Художник, обращает внимание на особенности образа, интересные детали, помогает детям острее, глубже почувствовать  смысл и содержание произведения. Благодаря иллюстрациям художника  они учатся жестам, мимике, позе понимать настроение героев. Дошкольникам нравятся герои в иллюстрациях художника  А. Ф. Пахомова, так как они близки им по возрасту и поступкам. Это и  внучка из сказки «Бабушка, внучка да курочка», и герои книги «Что такое хорошо и что такое плохо?» и т. д.

Помогая детям воспринимать содержание иллюстраций, обращали их внимание на средства выразительности, используемые художником. Старшим дошкольникам доступны такие средства выразительности, как  плавность и красота линий, колорит, пластичность формы, позы, движения, жестов. Они учатся различать изобразительные  средства, которыми пользуются художники: карандаш с акварелью, сангина цветные  карандаши и простой карандаш. Узнают о том, какую роль играет свет. Белые и темные пятна на рисунке, сочетаясь, могут вносить в него движение или выражать чувство покоя, настроение героя (лицо на иллюстрации светлое, яркое, как будто луч солнца упал на него, оно оживилось как-то по-новому, или, наоборот, лицо, как в пасмурный день, хмурое, неприветливое). Так при помощи световых пятен художник создает ощущение живого человека, объемности фигуры, лица и т. д.» [2, с. 64].

В подготовительной к школе группе дети продолжают знакомство с творчеством А. Ф. Пахомова через иллюстрации к рассказам Л. Н. Толстого «Шли по лесу», «Вышла мышка погулять», А. Н. Толстого «Желтухин», к главам из книги «Детство Никиты». Манера письма художника уже была знакома детям, поэтому при рассматривании рисунков они безошибочно называли автора. Многие могли охарактеризовать его рисунки, сопоставить их с работами других художников.

Предлагая детям иллюстрации  с одними и теми же героями, мы обращаем их внимание на то, что животных и  птиц художник изображает по-разному. Так, к потешке «Пошел котик на Торжок» он изобразил кота очень хозяйственного, важно шагающего с булкой под мышкой. Кот в больших расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег. А вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод. На другой иллюстрации художник нарядил кота, как на праздник: бант, яркая рубашка, и усы распушил» [1, с. 46].

Так все-таки, каковы принципы системы, которую художники создали для детской книжки-картинки? Их на основании исследования работ художников сформулированы искусствоведом Ю. Герчук: «Жесткий отбор немногих выразительных деталей изображения, броскость цветных, плотно уложенных прямо на белую страницу силуэтов, живая ритмическая связь стиха и рисунка, и единый четкий ритм, проходящий через все развороты».

Художники добиваются «активного осознанного восприятия графики  зрителем любого возраста». Они хотят, «чтобы ребенок мог войти в  работу художника, то есть понял бы, что было костяком рисунка и как шла его стройка». А для всего этого, художник должен уметь переживать свое собственное детство» [1, с. 41].

 

Заключение

 

Изобразительное искусство  является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств - слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Детей привлекает в ней именно картинка. Сущность детской книги, ее предназначение предполагают использование условных художественных решений в работе над иллюстрациями. Изобразительная параллель должна отвечать содержанию сказочной литературы, ее стилистическим особенностям, которые проявляются, прежде всего, в сюжете и его организации, направленной на создание удивительного, невероятного и фантастического.

Особенности жанра отражаются на характере изобразительно-выразительных  средств. Они передают эстетическую природу сказочной литературы, влияют на художественную форму иллюстраций, содержание которых соответствует  выбранному студентом сюжету сказки, загадки и т.д., а также они  придают поэтике детской литературы фантастичность, условность и декоративность, действенное начало.  

Информация о работе Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией