Методика преподавания факультатива «Свадебные прически» в учреждениях начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - разработка методических рекомендаций по факультативу «Свадебные прически» в учреждении НПО.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы факультатива «Свадебные прически».
2. Разработать учебно-методический комплекс.
3. Провести диагностику теоретических знаний по свадебным прическам среди учащихся НПО.
4. Обосновать эффективность разработанных методических рекомендаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы факультатива «Свадебные прически»
1.1 Возникновение искусства прически……………………...................................6
1.2 Место факультатива «Свадебные прически» в образовательном процессе…9
1.3 УМК по факультативу «Свадебные прически»………………………………11
Глава II. Методика обучения учащихся основам свадебных причесок учреждениях НПО
2.1 Диагностика уровня знаний …………………………………………………..25
2.2 Разработка конспектов уроков по факультативу…………………………... .27
2.3 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по факультативу «Свадебные прически» ……………………………..28
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемых ресурсов…………………………………………………..31
Приложение…………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

А. обращается к творческим источникам;

Б. делает подобную прическу на приглашенной модели;

В. изучает внешность модели.

7. Для чего проводится диагностика волос будущей модели?

А. для получения знаний о том, как поведут себя волосы в прическе;

Б. для получения информации о качестве волос;

В. для последующего лечения.

8. Вы знаете историю происхождения  фаты?

А. да;

Б. нет.

Диагностическая деятельность по своей сути есть прояснение результатов профессионально- педагогической деятельности, анализ полученных показателей, сравнение их со стандартами, предположение о причинах отклонений от планируемых результатов, заключение о состоянии объектов диагностики. Требуется постоянная работа по созданию, усовершенствованию измерительных средств, по уточнению статистических критериев оценки качества учебной подготовки.

Критерии оценки уровня знаний:

100% -90% (правильно ответили на 8 - 7 вопросов) высокий уровень знаний. Знания ученика являются глубокими, прочными, системными; ученик умеет применять их для выполнения творческих заданий, его учебная деятельность отмечена умением самостоятельно оценивать различные ситуации, явления, факты, выявлять и отстаивать личную позицию.

80% - 70% (ответили правильно на 6 – 5 вопросов) средний уровень знаний. Ученик знает существенные признаки понятий, явлений, связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно применяет знания в стандартных ситуациях, умеет делать выводы, исправлять допущенные ошибки.

60% - менее (правильно ответили на 4 и менее вопросов) низкий уровень знаний. Ученик воспроизводит основной учебный материал, выполняет задания по образцу, обладает элементарными умениями, знаниями и навыками.

Результаты:

Уровень знаний

Количество человек

%

  1. Высокий
  2. Средний
  3. Низкий

3

1

1

60

20

20


Результаты показали, что 60% интересуются и знают, что такое свадебные прически, их виды, как выполняются; 20% учащихся знакомы с предполагаемыми терминами и интересуются этими основами на средний уровень; 20% учащихся не знакомы со свадебными прическами, их терминами и определениями.

 

    1. Разработка конспектов факультатива «Свадебные прически»

При воспитании важное значение имеет согласованность действий всех субъектов воспитания это выражается в следующем: единство требования к воспитанию предъявляемое педагогами. Решающим фактором воспитания при этом становится взаимосвязь всех компонентов воспитательного процесса. В этом случае можно говорить о воспитательной системе. Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием оно охватывает весь педагогический процесс, а так же взаимодействия в социальном окружении, включает учебные занятия. Конспекты, разработанные по факультативу «Свадебные прически» помогают усвоить знания в учебном процессе. Полностью освоить знания о прическах, их технологию и разнообразные элементы. Так же в учебном процессе воспитываются самостоятельные качества, целеустремленные решения.

Конспекты занятий факультатива представлены в приложении 1.

    1. Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по факультативу «Свадебные прически»

Современные факультативы - особая организационная форма учебно-воспитательной работы. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее, учитель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной работы в нпо, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения. Отмечено, что факультативные курсы организуются по новейшим проблемам науки, техники и культуры.

Чтобы факультатив «Свадебные прически» был интересным, увлекательным и запоминающимся поможет объяснительно- иллюстративный метод. Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.  Предоставление информации учитель осуществляет с помощью различных средств: устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (схемы свадебных причесок,  видео), практического показа способов деятельности (показ приемов выполнения прически на учебной голове или модели). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества[23]. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, фотографий, рисунков, схем. Нужно помнить, что большое количество иллюстраций отвлекает учащихся от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстрации готовят заранее, показывают своевременно, только в нужном месте по ходу обучения. Для обеспечения качества и удобства можно использовать технические средства.

 

Заключение:

Парикмахерское дело - одно из старейших ремесел, какие только знает человечество. Многие рецепты и способы ухода за волосами, которые используются и сегодня, имеют многовековую историю. Несмотря на использование достижений науки и техники в работе современного парикмахера, парикмахерское дело все равно остается искусством - так же, как живопись и скульптура[31].

Задача современных мастеров знать не только классические приемы владения инструментом, выполнять классические стрижки, но смело внедрять новое оборудование в новые технологии, чтобы воспитать такого мастера, нужен полноценный учебный процесс.

Целью данной курсовой работы была разработка методических рекомендаций по факультативу «Свадебные прически». В ходе работы был выполнен ряд поставленных задач. Были изучены теоретические основы факультатива, разработан учебно-методический комплекс по факультативу, так же была проведена диагностика теоретических знаний учащихся, которая показала, большинство учащихся имеют высокий уровень знаний. Были разработаны методические рекомендации, которые применены на уроках факультатива. Из всего выше сказанного можно сказать, что цель курсовой работы достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Ахабадзе, А.Ф. История развития косметики. Сборник института косметологии [Текст]/ А.Ф. Фхабадзе.- М: Медицина, 1968г.
  2.   Бардина, Р.А. Последние новинки и модные хиты [Текст]/ Р.А. Бардина.-М.: АСТ,2001г.
  3. Блейз, А. История в костюмах [Текст]/ А. Блейз.-  М: Олма-ресс, 2001г.
  4. Больц, Э. Подруга: Ваш тип прически [Текст]/ Э. Больц.-  М., 1993г.
  5. Булгакова, И. Домашний парикмахер. Стильные современные прически [Текст]/ И. Булгакова.- Владис: Рипол Классик, 2007 г.
  6. Ветрова, А.В. Парикмахер-Стилист [Текст]  Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений/ А.В. Ветрова.- М: Феникс, 2003 г.
  7. Воловик, А. Все о рисовании [Текст]/ А. Воловик.- М: АСТ,2001г
  8. Гаврикова, И.К. Искусство прически [Текст]/ И.К. Гаврикова.- М.: 1991 г.
  9. Галиева, С.А., Уколова, А.В., Чалова, Л.Д., Кафидова, Н.Х., Соболева, Т.Н. Парикмахерское искусство. Материаловедение [Текст] Учебник для студ.образоват. учреждений сред проф. образования/ С.А. Галиева, А.В. Уколова, Л.Д. Кафидова.- М: Academia,2009.
  10. Голубева, Е.М., Николаева, М.И. Большая книга домашнего парикмахера [Текст]/ Е.М. Голубева, М.И. Николаева.- М: Эксмо, 2003г.
  11. Гуске, Ф. Парикмахерское искусство [Текст]/ Ф. Гуске.- Лейпциг,1957г.
  12. Гутыря, Л.Г. Парикмахерское искусство [Текст]/ Л.Г. Гутыря.- М: Фолио, Абрис,2000г.
  13. Жукова, Г.Н. Парикмахерское искусство [Текст]/ Г.Н. Жукова.- М: Эксмо, 2003г.
  14. Ильина, Т.В. История парикмахерского искусства [Текст]/ Т.В. Ильина.- М: Высшая школа, 2010г.
  15. Карпова, Е.И. Ваш имидж [Текст]/ Е.И. Карпова.- М: Астрель, 2003г.
  16. Константинов, А.В. Как стать парикмахером [Текст]/ А.В. Констонтинов.- М: Филио,1993 г.
  17. Корнеев, В.А. Парикмахерское дело [Текст]/ В.А. Корнеев.- Минск: Высшая школа, 1987г.
  18. Коротковских, О.О. Современные тенденции в прическах [Текст]/ О.О. Коротковская.- М: Аист, 2005г.
  19. Кремерг, Г., Уэйдсон Д. Искусство укладки длинных волос [Текст]/ Г. Кремерг, Д. Уэйдсон.- Контэнт, 2004г.
  20. Кудинова Л. А. Длинные волосы. Прически от casual до glamour r[Текст]/ Л.А. Кудинова.- М: Эксмо, 2007г.
  21. Кулешкова О. Н., Читаева О. Б., Буткова Т. Н. Основы дизайна прически [Текст]/ О.Н. Кулешкова, О.Б. Читаева, Т.Н. Буткова.- М: Академия, 2002г.
  22. Кулешкова О. Н., Технология и оборудование парикмахерских работ [Текст]/ О.Н. Кулешкова.-  М.: Академия, 2004.
  23. Лернев, И.Я., Скаткин, М.Н. О методиках обучения. Современная педагогика [Текст]/ И.Я. Лернев, М.Н. Скаткин.- М: Академия, 1965г.
  24. Ляпич, Л. Д. Парикмахерское мастерство [Текст]/ Л.Д. Ляпич.- Киев: Филио, 1982г.
  25. Мирошниченко, С. А. Энциклопедия парикмахерского искусства [Текст]/ С.А. Мирошенко.- Спб: Феникс, 200г7.
  26. Одинокова, И.Ю. Технология парикмахерских работ [Текст]/ И.Ю. Одинокова.- М: Академия, 2004г.
  27. Панина, Н. Н. Основы парикмахерского дела [Текст] Учебное пособие/ Н.Н.Панина.-  М: Академия, 2006г.
  28. Панченко, О. А. Авангардные молодежные прически и стрижки [Текст] Практическое пособие/ О.А. Панченко.- М : Диля, 2006г.
  29. Панченко, О.А. Элегантные прически [Текст]/ О.А. Панченко.- Спб: Диля,2005г.
  30. Романенко, Л.Ю. Вечерние прически для длинных волос [Текст]/ Л.Ю. Романенко.- М: Эксмо, 2007 г.
  31. Сыромятникова, И. С. История прически [Текст]/ И.С. Сыромятникова.-  М: Рипол Классик, 1989.
  32. Учимся делать прически: свадебные и для торжественных случаев [Текст]/ М:  Эксмо, 2005г.
  33. Черниченко, Т.А., Плотникова, И.Ю. Моделирование причесок и декоративная косметика. 4-е изд [Текст] Учебное пособие для СПО/ Т.А. Черниченко.- М: Academia,2009.
  34. Франке, Г. Искусство парикмахера [Текст]/ Г. Франке.- М: Академия, 1991г
  35.   О.Н. Кулешова, О.Б. Илтаева, Т.Н. Бутко.Основы дизайна прически [Текст]/ О.Н. Кулешова, О.Б. Илтаева, Т.Н. Бутко.- М: Эксмо, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 1: Конспекты уроков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

                   

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Художественно- графический факультет

Кафедра теории и методики изобразительного искусства

 

 

 

 

 

 

 

Конспект проведения урока

по факультативу «Свадебные прически»

в 492 группе

студентки 4 курса 92 группы

художественно-графического факультета

Коноваловой Ксении Алексеевны

 

 

 

                                                                                     Дата утверждения: 

                                                                                   Дата проведения:  

                                                                   Оценка:      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шадринск, 2012 г.

Тема: «Историческое развитие свадебных причесок».

Цель: Дать знания о свадебных прическах разной длины.

Задачи:

  1. Обучить особенностям причесок на волосы различной длины.
  2. Развить логическое мышление.
  3. Воспитать эстетический вкус.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Структура урока:

  1. Организационный момент (2-3 минуты).
  2. Сообщение новых знаний (30 мин).
  3. Итог и домашнее задание (5мин).

Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный (иллюстрации). 

Оборудование: мел, доска, ноутбук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Здравствуйте, садитесь! Давайте отметим присутствующих на уроке. Тема нашего урока *Историческое развитие свадебных причесок» Прическа во все времена занимала одно из значительных мест в жизни общества. Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с эволюцией человеческого общества.        !Археологические находки подтверждают, что уже в 5-6 вв. до н.э. уходу за волосами уделялось особое внимание. С развитием классового общества, особенно в период абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Прическа отражает не только национальные черты, расовую принадлежность, но и личное отношение, индивидуальный вкус человека.

 Так что же такое прическа? *Прическа – это форма, придаваемая  волосам завивкой, стрижкой, укладкой. Прическа может быть как из естественных, так и из искусственных волос - коротких, длинных, прямых и вьющихся.

Прическа, как и костюм, является произведением искусства, она всегда отражает определенный этап развития культуры, искусства, науки. При смене художественных стилей и направлений в искусстве изменялся вид, силуэт причесок.

!Быстрая смена моды в прическах  активизирует парикмахеров на  изучение причесок прошлых эпох: недаром говорят, «что новое- это  хорошо забытое старое».

 *С древнейших времен люди были склонны видеть в длинных женских волосах средство связи с потусторонними мирами и неземными силами. У многих европейских народов. В том числе и у славян, незамужним девушкам полагалось носить распущенные по плечам пряди или же заплетать их в косы, через которые якобы им передавалась энергия из космоса. Но в день свадьбы новобрачной следовало уложить волосы на затылке или на макушке в виде узла, скрученной спирали или валика. Замужней женщине следовало носить волосы подобранными, чтобы не навлекать беды на свою семью.

Жительницы Древнего Рима часто выходили замуж с распущенными волосами, но их голову украшала диадема, имитирующая венец или корону. Обычай делать свадебные прически с диадемами сохранился и до наших дней. В Европе к восемнадцатому веку сложилась другая традиция, когда и жениху, и невесте надевали венки из полевых цветов. Она тоже не исчезла бесследно, поскольку свадебные прически с живыми цветами до сих пор остаются одними из самых востребованных.

!У современных невест также популярны прически с фатой.  Фата к нашим невестам  пришла  из древнеримских времен. Древние римляне считали, что фата защищает новобрачную от злых духов, которые, из зависти к ее красоте и чистоте, могли навредить ей.С помощью фаты европейские народы  скрывали невесту от глаз завистников  и недоброжелателей.

*Также, как  украшение свадебной прически, очень популярна  диадема. Связь со свадьбой у диадемы  началась в Древнем Риме. Там, в обряде бракосочетания, диадема являлась брачным венцом.

!Обычай украшать свадебную прическу невесты венком появилась в 18 веке в Европе. Именно тогда венки, которые  плели из полевых цветов, стали примерять  на голову невесте и жениху.

*Испокон веков на Руси ценились естественная красота и здоровье. Недаром, спросом пользовались невесты с длинной и пышной косой «толщиной в руку». Интересно, что такой спрос обусловлен и медицинскими показателями – обладательницы блестящих густых волос обычно не испытывают недостатка кальция и витаминов, и, соответственно, смогут выносить здорового ребенка.  

Информация о работе Методика преподавания факультатива «Свадебные прически» в учреждениях начального профессионального образования