Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:16, шпаргалка
Спорт. Всего одно слово, а как много оно значит! Спорт - это не только средство оздоровления людей и возможность достижения целей, но и вид досуга и развлечения. Он уже на протяжении многих лет привлекает внимание тысячи поклонников. В настоящее время все более модно становится вести здоровый образ жизни. Заниматься спортом призывают не только профессиональные спортсмены, но и звезды шоу-бизнеса, политические деятели, все, кто так или иначе имеют на нас влияние.
1. Теория и
методика обучения литературе
как научная дисциплина. ЕЕ предмет,
содержание и методы
МПЛ: зачем? что? как? МПЛ – это педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более правильного руководства им. Курс МПЛ призван помочь развитию творческих начал личности-словесника, сформировать представление о литературном развитии школьников, об исторической смене методов и приемов обучения, о профессиональной деятельности учителя. Структура курса: 1. теоретические проблемы современной методики, 2. основные этапы развития методики, 3. методы и приемы обучения литературы, 4. этапы изучения литературы в школе, 5. взаимосвязь восприятия и анализа произведения, 6. чтение и изучение художественного произведения с учетом жанрово0-родовой специфики, 7. теория литературы в школьном изучении, 8. урок литературы в современной школе, 9. развитие устной и письменной деятельности, 10. внеклассная и внешкольная работа. МПЛ как наука: 1. предмет исследования, 2. общественная значимость, 3. методы изучения: теоретический, экспериментальный (формирующий), 3. контрольный (контролирующий). Педагогические методы изучения литературы в школе: анкетирования, срезов, наблюдения, интервьюирования. Любая наука существует вне зависимости от других наук, как МПЛ, она фундаментальна. Предмет: установление закономерностей преподавания литературы как искусства слова. Общественная значимость: литература является одним из важнейших средств формирования мировоззрения и общественной позиции школьников. Методы: - срезов (массового опроса), - целенаправленного наблюдения, - естественного эксперимента, - лабораторного эксперимента. При использовании научной проблемы преподавания литературы используются методы: 1. теоретический (изучение и анализ трудов по методике, педагогике, психологии, литературоведении), 2. социолого-педагогический (анализ программ, учебников, учебных пособий, устных и письменных ответов, анкетирование, наблюдение за процессом образования), 3. экспериментальный (проведение констатирующих, обучающих, контролирующих экспериментов), 4. статистический (математическая обработка и обобщение результатов контролирующих срезов).
2. Зарождение литературы как учебного предмета. Значение прогрессивных идей XIX века в развитии отечественной методической науки (Ф. И, Буслаев, В. Я. Стоюнин)
Среди источников литературы как учебного предмета важную роль занимает риторика, поэтика и теория словесности. Произведения русской литературы в круг университетского и школьного образования стали входить в конце 18 века в качестве образцов, иллюстрирующих теоретико-литературное положение. Русская словесность как отдельный предмет преподавания, основу которой составляют риторику и поэтику, появляются в учебных планах отдельных средних учебных заведениях с 1811 г. С этого времени литературное преподавание становится не только образцами, но и предметом разбора. Об этом свидетельствуют опыт многих учебных заведений: Московского университета, благородного пансиона… Начальный этап становления литературы как учебного предмета связан с разработкой учебных пособий. Гимназические курсы словесности мало отличаются от университетских в то время. В середине 19 века единственным методическим пособием был «Опыт краткого руководства к эстетическому разбору на части российской словесности» Гречанникова, написанное в вопросно-ответной форме и содержала подробный разбор отрывков из сочинений Ломоносова, Державина, Карамзина. Время становления МПЛ как науки – вторая половина 19 века (40-50 гг. 19 века), когда были созданы методические программы и учебники Буслаева, Водовозова и др. Событием стали книги Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.), Галахова «Полная русская хрестоматия» (1842 г.), «Программа русского языка и словесности» (1852 г.). Именно в 60-е г – первые съезды учителей-словесников, где принимают за основу своей деятельности «практический способ преподавания». В 70-х г. в курсе словесности в младших классах внимание отводится изучению языка и объяснительному чтению образцов русской литературы, а в старших классах историко-литературные обзоры. В 1870 г. педагоги-словесники высказываются в пользу исторического преподавания литературы. Увеличивается массив литературы научной, удачной с методической точки зрения. Учитель получает возможность выбора. Конец 19-начала 20 века и теория и МПЛ начинают реализовываться в разных подходах к преподаванию методических концепциях и системах. Впервые методика ориентируется не просто не школьную практику, но и обретает статус науки, использующих эксперимент. В 1901 г. в С.-Петербурге была основана лаборатория экспериментальной педагогической психологии под руководством А. П. Нечаева, наметившего обширную программу экспериментально психологического решения острых проблем дидактики и методики. С появлением множества методических работ во 2 половине и конце 19 века складывается в МПЛ 2 направления: - академическое, - воспитательное. Академическое (Буслаево-Галаховское) – умственное развитие. Воспитательное (Водовозско-Стоюнинское) – воспитательные цели. На рубеже веков знаменита Игнатьевская программа. С 1847 г. Буслаев (1818-1897) – профессор МГУ, с 1881 г. – академик Российской Академии Наук. «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языка» (1861 г.), «Русская хрестоматия» (1870) выдержали 10 изданий и служили пособием при изучении древнерусской литературы и фольклора. Основная его книга «О преподавании отечественного языка» - первый в России научно-методический труд. В ней представляется развернутая концепция преподавания русского языка и словесности в школе, основанная на осмыслении самого предмета и методике его изучения. 1-я часть посвящена проблемам дидактики и методики (соотношение метода и приема в науке и школе, история и теория литературы в школе, виды разбора, роль практических упражнений и т. д.). 2-я часть – материал по истории русского языка. Во всех разделах книги заметно стремление автора представить концепцию преподавания, а также заострить обсуждение целого комплекса проблем. Стоюнин (1826-1888). В 1850 г. – первые исследования; учебник по грамматике и хрестоматия для женской гимназии. «Руководство для истории изучения замечательнейших произведений русской литературы (до новейшего периода) (1869 г.), «Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам: русским и иностранным» (1869 г.). Основной методический труд «О преподавании русской литературы»: 1 часть – изложение концепции школьного историко-литературного курса, 2 часть – принципы обоснования литературы в школе и разборы отдельных произведений. Центральный тезис книги – в школе надо изучать не отвлеченную теорию, ни науку, а сами литературные произведения, которые должны быть прочитаны и усвоены учащимися в процессе анализа.
3. Актуальность
методического наследия В. И.
Водовозова и В. П.
В. И. Водовозов (1825-1886): «Практическая славянская грамматика» (1868 г.), «Русская азбука для детей» (1873 г.). Широкую известность получили статьи, посвященные проблемам преподавания словесности «Словесность в образцах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии» (1868 г.), «Новая русская литература» (1872 г.), «О воспитательном значении русской литературы» (1870 г.): рассматривается как программная работа педагога, отстаивающая принципы литературы, выступал против филологического и эстетического анализа текста, а был за выявление идейно-тематического содержания текста. В силу этого выбор литературных произведений меняется, и он основное внимание сосредотачивает на произведениях с определенной идейной направленностью. В. П. Острогорский (1840-1902), ученик Стоюнина, занимался литературой, был драматургом, критиком, писателем, методистом. (1864 г.) «Работы словесности», работал в женской гимназии в 1871 г. Широко распространены: «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми», «Краткий учебник теории поэзии» (1875 г.), «Выразительное чтение» (1885 г.), «20 биографий образцовых русских писателей» (1890 г.), выступал в качестве переводчика. «Беседы о преподавании словесности» (1884 г.) – основоположник этико-эстетического направления в методике. Основная цель уроков словесности: формирование у учащихся особого душевного настроя - этико-эстетического. Считал, что он помогает юношам разумно относиться к литературе, точно также как к явлениям самой жизни. Он предлагал использовать в обучении «смешанный метод», соединяющий сократический и академический. Самый большой интерес представляют требования к учителю-словеснику, призванному сыграть особую роль в формировании гражданина патриота в нравственном и эстетическим воспитании юношества.
4. Роль выдающихся
методистов В. В. Голубкова
и М. А. Рыбниковой в
В. В. Голубков (1880-1968) В. В. Голубков вошел в науку как ученый, разрабатывающий теоретические основы методики преподавания литературы. «Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ» (1909) - ищет пути преодоления схематизма, строит всю работу на базе непосредственного знакомства с литературным произведением, уделяет внимание неповторимому миру писателя, использует критические материалы, его интересует не только психология ученика, воспринимающего литературное произведение, но и психология литературного героя. Голубков исследует методы преподавания литературы и создает классификацию, в основе которой лежит процесс совместной деятельности учителя и ученика: - лекционный метод, - метод литературной беседы, - метод самостоятельной работы. Голубков исследует виды уроков по литературе в зависимости от стадий учебного процесса: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, учет. (1946 г) – хрестоматия «Преподавание литературы в дореволюционной средней школе». В этот же период создаются работы, посвященные формированию теоретико-литературных понятий у школьников. Статья «Теоретические основы методики литературы в средней школе» (1946) - глубоко обосновано направление в деятельности школы, которое в современных условиях работы средней и высшей школы понимается как гуманизация и гуманитаризация образования. Голубков убежден, что «теория познания, эстетика, педагогика, литературоведение, языкознание и психология — вот шесть основных дисциплин, в которых следует искать теоретическое обоснование методики литературы». Он высказал ряд ценнейших замечаний по проблеме развития восприятия и мышления учащихся, раскрыл взаимосвязь в развитии логического и образного мышления учащихся в процессе преподавания литературы, тесную связь эстетического восприятия и эстетического чувства, исследует типы письменных работ, ратует за развитие образного мышления, художественной речи, разрабатывает целую систему методики проведения письменных работ. «Мастерство устной речи» (1960) посвящена особенностям устной речи, задачам совершенствования речи школьников, подготовке самого учителя к лекции. Голубков формулирует важнейшую задачу: дать психологическое обоснование изучению литературы в школе. Его волнует необходимость сохранить эмоциональное, моральное и эстетическое воздействие произведения на учащихся и не отказаться от анализа. «Методика преподавания литературы» (1938) - выдержал шесть изданий, а обрел концептуальную завершенность и конкретность. Автор раскрывает свои взгляды на методику литературы, методы занятий по литературе, этапы работы над темой, на начитанность, культуру устной и письменной речи — в стройной, продуманной структуре. В специальные разделы собраны материалы по средним и старшим классам. Определяет основной принцип, составные части и порядок анализа литературного произведения, предостерегая от какой бы то ни было универсальной схемы или общего плана изучения, называет возможные составные элементы анализа: исторические условия, общественные проблемы, выдвигаемые жизнью; писатель, его взгляды; тема и основная идейная направленность произведения; главные герои, второстепенные герои; сюжет произведения; другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды или авторские отступления, индивидуальная речь героев; язык писателя; жанр произведения; традиции и новаторство писателя; значение писателя, большое внимание уделяет историко-литературным принципам, тщательно исследует методику школьной лекции. М. А. Рыбникова (1885-1942) - ученый-филолог, фольклорист, автор многочисленных методических и учебных пособий, была сторонницей филологического изучения литературы, в своих работах часто опиралась на идеи Ф. И. Буслаева, однако легко воспринимала все новое, не избежав при этом заблуждений и вызвав немало критических замечаний в свой адрес. Еще до революции формируется круг научных интересов методиста: устное народное творчество, стилистика, развитие речи учащихся и внеклассные занятия. Статьи «Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы» (1914), «Опыт гимназических собраний в г. Вязьме» (1917), «Опыт школьной инсценировки народных игр, песен и обычаев» (1917), «Эстетическое восприятие природы учащимися» (1917) и др. «Изучение родного языка» (1921) Рыбникова предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка. Особое внимание она уделяет языку поэтов и писателей, которых называет «искателями нового слова», «романтиками речи», относя к ним Державина, Гоголя, Лескова, Достоевского, Бальмонта и Белого. Ее увлекает поэзия символистов. Крупнейшим стилистом современности она считает А. Белого. Высокую оценку русскому символизму она дает и в книге «А. Блок — Гамлет» (1923). «Работа словесника в школе» (1922) - интерес к языку и композиции произведения, «изучение литературы вне времени», стремление уйти от жестких рамок программы, увлеченность внеклассными занятиями. «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927) и «Современная и классическая литература в школе» (1927) - отразилась неудовлетворенность Рыбниковой школьными программами и учебниками. Она допускает возможность отступлений от программы, свободный выбор произведений для анализа, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения. Один из любимых приемов методиста — сопоставление. Разнообразные приемы сопоставительного анализа рекомендуются в пособии «Изучение литературы в школе II ступени» (1930), подготовленном ею совместно с В. В. Голубковым. Статья «Язык и литература в системе политехнического воспитания» (1930), учебник «Методика преподавания литературы» (1930) - увлечение «методом проектов». Сборник «Загадки» (1932), книга «Введение в стилистику» (1937), участвует в создании новых программ и хрестоматий для школы, готовит сборник русских пословиц. Проблемам детского чтения посвящена ее статья «Классики в детском чтении в прошлом и настоящем» (1934). В журналах и сборниках появляются отдельные главы из ее основного методического труда «Очерки по методике литературного чтения» (1941), затем трижды переиздававшегося. В «Очерках» Рыбниковой излагается целостная система преподавания литературы в средних классах, содержится, как и во всех других работах методиста, богатейший практический материал. Теоретические разделы книги представляют собой итог методических исканий известного педагога и филолога, не изменяющего своей приверженности основательному, серьезному филологическому изучению языка русских писателей. Выделяя три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя, прежде всего хорошего знания своего предмета (именно с этого начинает она свою книгу).
5. Литература
как учебный предмет в
По мнению Твардовского: Литература в школе – это то же, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя. Он указал на самую суть литературы как школьного предмета, который формирует, воспитывает читателя, направляет его деятельность и развитие. Этот предмет имеет сложное строение: он включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников. Он строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с 5-7 класс, задача которого – ввести школьников в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость тем самым подготовить к этапу 8-10 классов, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, в самосознании народа и человечества. Важнейшая цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, к духовным богатствам классики и современной литературы, развитие художественной восприимчивости… - и на этой основе – формирование коммунистического мировоззрения, идейно-политических и нравственных убеждений школьников, их активной жизненной позиции, эстетических взглядов, вкусов и потребностей. Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. В литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; любой школьный предмет опирается на литературу, для того, чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества. Тесны связи литературы и русского языка: язык – исток литературы, ее «строительный материал», прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах.
6. Содержание и структура курса литературы. Дискуссии о преподавании литературы.
Литературное образование
– освоение богатств мировой литературы,
освоение литературы как искусства
слова. Богатства: - текст произведения,
- историко-литературные знания, - наличие
теоретико-литературного
7. Задачи изучения литературы в школе.
Задачи: 1. развить потребность в общении с книгой через систематическое чтение художественного произведения, 2. развить эмоциональную сферу восприятия учащегося текста, 3. научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы и размышлять над ними, 4. научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения, художественную структуру произведения и средства, используемые автором, 5. включить ученика в творческую деятельность с усилением самостоятельности от класса к классу. Сочинения-миниатюры. Описания, размышления. Особое место отводится 9 классу: 1. это выпускной класс основной средней школы, который должен обобщить и систематизировать полученные знания, 2. это переходный класс к старшей системе обучения: историко-литературный, жанрово-родовой принцип. Задачи 10-11 класса: 1. научить анализировать произведения, выявлять его не приходящий общечеловеческий и конкретно-исторический и актуальный взгляд данной эпохи, 2. научить анализировать и осознавать собственное восприятие художественного произведения, оценивать его художественное достоинство, 3. сообщить знания о выдающихся художественных произведениях и показать их место и роль в историко-культурном и литературном процессах.
8. Общедидактические,
литературоведческие и
Общедидактические принципы обучения:1. принцип практической направленности, 2. принцип воспитывающего обучения, 3. принцип научности, 4. принцип наглядности, 5. принцип занимательности. Дидактические принципы обучения 1. Научности:а) выдержана логика урока, соблюдена логика изложения учебного материала; б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний; в) не обходятся научные проблемы, спорные вопросы, показываются перспективы развития научных знаний. 2. Проблемности: а) учитель использует проблемное изложение учебного материала; б) на уроке присутствует поиск решения учебной задачи совместно с учителем; в) организован поиск учебной задачи самими учащимися. 3. Наглядности: а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное; б) наблюдения учеников систематизированы, отношения причин и следствия очевидны; в) речь учителя информативна, выразительна, понятна. 4. Активности и сознательности: а) всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы; б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно; в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления. 5. Доступности: а) выполняются классические правила, сформулированные Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному; б) используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию; в) при первичном изучении нового материала изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания. 6. Систематичности и последовательности: а) обучение на уроке хорошо продумано учителем, нет ни одного вопроса, который бы остался без внимания учителя; б) обеспечивается преемственность обучения, нет искусственно привязанных идей; в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения - теория -инструментарий - следствия - границы применения. 7. Прочности (завершенности обучения): а) содержание образования соответствует применяемым методам обучения; б) осуществляется переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и к третьему уровню с обязательной фиксацией факта усвоения у всех учащихся (возможно с использованием уровневых тестов или любой другой обратной связью); в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления. 8. Развития учебной деятельности: а) принятие и осознание учеником познавательной задачи, актуализация мотивов ее решения; б) восприятие новой информации и ее понимание (овладение); в) применение этой информации в качестве ориентировочной основы деятельности, рефлексия целей, задач и способов деятельности; г) вхождение ученика в "зону ближайшего развития и перенос освоенных способов деятельности в новые условия. 9. Воспитания: а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя; б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции; в) весь урок эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.
9. Методы и
приемы преподавания
Методы обучения –
способы организации учебно-
Методы преподавания |
Методы учения |
Информационно-сообщающий |
Исполнительский |
Объяснительный |
Репродуктивный |
Инструктивно-практический |
Продуктивно-практический |
Объснительно-побуждающий |
Частично-поисковый |
Побуждающий |
Поисковый |