Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:16, шпаргалка
Спорт. Всего одно слово, а как много оно значит! Спорт - это не только средство оздоровления людей и возможность достижения целей, но и вид досуга и развлечения. Он уже на протяжении многих лет привлекает внимание тысячи поклонников. В настоящее время все более модно становится вести здоровый образ жизни. Заниматься спортом призывают не только профессиональные спортсмены, но и звезды шоу-бизнеса, политические деятели, все, кто так или иначе имеют на нас влияние.
22. Целостность и проблемность анализа литературного произведения в школе. Содержание и элементы анализа художественных произведений в средних классах.
23. Анализ и
интерпретация, их соотношение
и целесообразность
В современном литературоведении
различают интерпретацию
24. Особенности лингвостилистического анализа в школе.
Принципы лингвостилистического анализа художественного текста. Говоря о лингвостилистическом анализе художественного текста, необходимо определить художественный текст как таковой. Текст рассматривается как закрытая система сложной внутренней организации, все элементы и уровни которой находятся в тесном взаимодействии и ориентированы авторской точкой зрения на передачу определённой эстетико-познавательной информации. Художественный текст отвечает всем общетекстовым дефинициям: он обладает структурно-смысловым единством, упорядоченной последовательностью единиц, его составляющих, законченностью коммуникативной целенаправленностью. Отличие художественного текста от нехудожественного (научного и официально-делового) заключается в специфике его функции – эстетическом воздействии. Художественный текст может быть принципиально неоднозначным, авторское отношение к описываемым событиям может быть глубоко скрытым, явления подтекста часто оказываются более значимыми, чем эксплицитно выраженные. Основная задача лингвистического анализа – выявление общей художественной идеи текста, то есть того обобщающего эмоционального смысла, который лежит в основе произведения и доминантой которого является авторская точка зрения по отношению к описываемой действительности. В процессе анализа рассматриваются разные уровни текста: лексический (изучение тематических полей слов и особенностей отдельного слова), синтаксический (принцип сочетания слов, предложений, особенности структуры сложного синтаксического целого), композиционно синтаксический (определение типа повествования, взаимодействия речевых структур, пространственно-временная и субъективная организация текста абзаца). Кроме того, особое внимание уделяется выявлению имплицитных «элементов» текста. Порядок рассмотрения названных уровней свободен и задаётся спецификой конкретного произведения. Важно иметь в виду, что объектом анализа является художественный текст, а не художественное произведение. Лингвистический анализ художественного текста очень важен, перед читателем ставится узкая задача внимательного прочтения извлечения максимальной художественной информации из самого текста. Характеристика литературной, общественной жизни эпохи, изучение биографии автора и обстоятельность создания данного произведения, безусловно, расширяет представление читателя о конкретном тексте, однако, это задача литературоведческого анализа. Существует такое понятие как интерпретация текста. В большей или меньшей степени, интерпретирование текста обязательно имеет место и при литературоведческом, и при лингвостилистическом анализе произведения, ибо художественное творчество не есть просто ещё один способ самовыражения, оно составляет важную, естественную и необходимую сторону коммуникативной деятельности человека. Художественный текст сложен и многослоен. Задача его интерпретации – извлечь максимум заложенных в него мыслей и чувств художника. Замысел художника воплощён в произведении и только из него может быть реконструирован. Интерпретация текста, таким образом, - это освоение идейно-эстетической, смысловой и эмоциональной информации художественного произведения, осуществляемое путём воссоздания авторского видения и познания действительности. Понятие текст традиционно связывается и с другим основным понятием стилистики – стилем, независимо от трактовки последнего тем или иным направлением лингвистики. Если стиль – это значимое свойство человеческой деятельности в целом, и речевой деятельности в частности, то текст – самая крупная коммуникативная единица письменного типа речи – выступает одновременно как «оттиск» процесса речевой деятельности, как её результат, или продукт, и как «инструмент», используемый в процессе речевой деятельности – основное средство достижения некой прагматической цели. Лингвостилистический анализ может проводиться на разных уровнях языка: фонологическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом. Основной единицей фонологического уровня является фонема, главная функция которой – различение значимых единиц языка. В отличие от единиц других уровней языка, фонемы обладают только планом выражения, то есть не являются двусторонним знаком, и поэтому все фонемы имеют одинаковую функцию и играют одинаковую роль в организации звуковой стороны высказывания. В связи с этим, ни одна фонема не может быть стилистически маркированной по отношению к другой, и, как следствие этого, на фонологическом уровне отсутствуют выразительные средства. На фонологическом уровне могут быть созданы стилистические приёмы, то есть особые сочетания и чередования звуков в их синтагматической последовательности, которые в сочетании с другими средствами образуют различные стилистические эффекты. тМодели организации звукового потока можно разделить на две группы: версификацию – искусство стихосложения по определённым правилам, выработанным на основе законов данного языка и практике поэтов; и инструментовку – совокупность способов отбора и комбинации звуков, придающих высказыванию определённый звуковой строй, а отсюда – эмоциональную и экспрессивную окраску. Рассмотрим только модели инструментовки, которые встречаются и в поэзии, и в прозе. В инструментовке выделяются три основных способа организации звукового потока: аллитерация, ассонанс звукоподражание и эвфония. Аллитерация – намеренное повторение одинаковых (или акустически сходных) звуков или звукосочетаний. Звукоподражание – соответствие фонетического состава высказывания изображаемой картине; чаще всего этот приём реализуется при помощи аллитерации. Иными словами, звукоподражание представляет собой намеренное многократное употребление звуков и их комбинаций, которые в той или иной степени иллюстрируют естественные звуки. Ассонанс - намеренное повторение одинаковых (или акустически сходных) гласных в близкой последовательности с целью звуковой и смысловой организации высказывания. При рассмотрении реализации понятия выразительного средства и стилистического приёма на морфологическом уровне необходимо упомянуть, что основной единицей морфологического уровня является морфема. Существует множество определений данной единицы. Одно из наиболее устоявшихся определений трактует морфему как наименьшую значимую единицу языка, которая может быть выделена в слове. Это определение предполагает выделение двух типов морфем – корневых и аффиксальных. Аффиксальные морфемы делятся в свою очередь на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие морфемы функционируют не самостоятельно, а в составе слов, образуя словоформы, выражающие различные значения грамматических категорий – числа, падежа, определённости и неопределённости у существительных, лица, числа, залога, времен, вида, наклонения у глаголов и т.д. Выразительное средство существует в языке благодаря наличию денотативного и коннотативного значения элементов языка, которые проявляются в синонимической парадигме. В этом аспекте существует принципиальное различие между словом и словоформой. Слово обладает прежде всего денотативным, предметно-логическим значением, на которое могут наслаиваться различные коннотативные значения. Речевая экспрессия во всём её многообразии присуща не только звукам, словам и их грамматическим формам, но ещё в большей степени синтаксической организации речи. Основной единицей синтаксического уровня языка является модель предложения, которая определяется по-разному в различных направлениях лингвистики. В данной работе под моделью предложения понимают предикативную цепочку словоформ, состоящую из подлежащего, сказуемого и приглагольных членов, которые находятся между собой в определённых линейных смысловых и формальных отношениях. Модели предложений, как и элементы языка других уровней, могут содержать основную и дополнительную информацию, входить в синонимические отношения друг с другом и, как следствие этого, образовывать синтаксико-стилистические парадигмы. Основой для образования оппозиций между различными моделями предложений является наличие общего инвариантного значения предикации, а также общего синтаксического значения (предложение повествовательное, вопросительное, отрицательное). Остальные значения, которые являются для них или иных моделей дополнительными, будут рассматриваться как коннотативные. Трансформация исходной модели в модели вопросительных и отрицательных предложений приводит к изменению её синтаксического значения, но, как правило, редко ведёт к стилистическим преобразованиям. Трансформация исходной модели в иные модели повествовательных предложений приводит к тому, что последние превращаются в стилистически маркированные модели предложений. В соответствии с типами трансформаций исходной модели, все выразительные средства синтаксиса можно разбить на три группы: 1) выразительные средства, основанные на редукции исходной модели; 2) выразительные средства, основанные на экспансии исходной модели; 3) выразительные средства, основанные на изменении порядка следования компонентов исходной модели. Любое знаменательное слово языка содержит определённую информацию. Эта информация подразделяется на основную, или денотативную, и дополнительную, или коннотативную. Наряду с фонетическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим аспектами речи анализируется также построение содержания текста. Содержание художественного текста ни в коем случае не является автоматическим отображением жизненных фактов – оно имеет сложные, исторически изменчивые, до конца ещё не изученные законы построения. К построению содержания относится явление художественного времени. Художественное время, в котором развёртываются описываемые события, имитирует реальное время, но не отображает всех его свойств, являясь более свободным, оно может ускоряться, замедляться, даже останавливаться, последовательность событий может быть изменена. Существуют также понятия художественного пространства: его можно определить как описание воображаемого места действия в литературном произведении. Пространство и время художественного произведения представляют собой хронотоп. Раздельное изучение категорий художественного времени и художественного пространства, видимо, может восходить к замечанию М.М.Бахтина, что «… в литературе ведущим началом в хронотопе является время». Вместе с тем, бесспорным признаётся факт о взаимосвязи художественного времени и пространства в плане их содержательных характеристик. Связь содержания времени и пространства наиболее наглядно проявляется прежде всего в том, что перемещения в пространстве не могут не затрагивать течения времени, и наоборот, смена временного ракурса часто сопровождается изменениями пространственного ориентира.
25. Методика
проведения заключительных
На последнем этапе работы ученикам предстоит столкнуться с новыми трудностями, требующими от них активной и напряженной деятельности. На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора. Здесь необходимо заново осмыслить изученное, чтобы для учащихся выявился не обнаруженный ранее угол зрения на произведения. Напоминание центральных мотивов произведения в финале, как правило, связано с новым поворотом темы, прозрением, которое несколько иначе, чем предшествующий ход мысли, освещает изображенное. В системе работы над литературным произведением заключительные занятия – тот же финал. Они должны также создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения. Прощаясь с ним, следует стремиться, чтобы ученик не только охватил его общим взглядом, но и заново пережил и заново осмыслил, понял, как много в нем осталось неизведанного. Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обобщению и повторению пройденного, учитель использует разнообразные формы работы: чтение небольших произведений учащимися или мастерами художественного слова (прослушивание грамзаписи), составление монтажа из наиболее ярких отрывков романа или повести, рассматривание иллюстраций. Возбуждение эмоций на заключительных занятиях создается новыми открытиями в произведении, которое как будто вполне знакомо учениками. Но чтобы эти открытия произошли, необходимо вызвать в школьниках потребность повторного обращения к произведению, заставить их задуматься над более сложной задачей, чем те, которые уже решены, создать проблемную ситуацию в конце анализа. Плодотворными оказываются на заключительных занятиях сопоставление сюжета произведения и реальной его основы. Новый материал, введенный в урок (мемуары), позволяет классу самостоятельно найти внутреннюю цель автора в рассказе, защитить то представление о герое, которое сложилось у них при чтении и разборе. В старших классах степень самостоятельности учащихся на заключительных занятиях усиливается, постепенно усложняются задачи, которые мы ставим перед классом. Но сущность заключительного этапа остается такой же. Заключительные занятия – это этап анализа, его завершение, а не просто урок прощания с произведением. Поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, здесь должны найти свое законченное выражение. Не анализ текста в его деталях, а взгляд на произведение в целом – такова цель заключительных занятий. Появлению у школьников общего взгляда на произведение часто помогает работа над критической статьей, сопоставление различных трактовок произведения в критике и в искусстве. Заключительные занятия в старших классах призваны помочь ученикам исторически мотивировать позицию писателя, оценить ее с позиции современности. Заключительное занятие может протекать как размышления о жанре пьесы, анализ произведения может завершиться посещением спектакля (или просмотром его по телевидению) и написанием рецензии, которая позволит учителю заметить, насколько осознанны школьниками знания, перешли ли они в убеждения, умеют ли они их активно применять. Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач: 1. после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом. Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения, 2. заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам. 3. заключительные занятия призваны «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников. В классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа знания.
26. Второй этап
литературного образования
В основе концепции изучения литературы в старших классах лежит постепенное углубление связи между произведением, его интерпретацией, анализом, усвоенным историко-литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений. Особого внимания требует процесс общения со статьей. Из видов искусства их интересует музыка, кино, а потом театр и живопись. Современные программы, построенные на концентрической основе ставит перед учителем много вопросов: в каком направлении вести поиски форм в изучении форм произведения, как привить любовь к художественному слову, как реализовать идею сотворчества, парадигму развития обучения, гуманизацию образования. Обучение в 9, 10, 11 классе очень отличается. 9 класс - период интенсивного накопления знаний и представлений, первоначальных обобщений о природе словесного искусства. Постепенное рассмотрение содержания, формы произведения формируют понимание общей концепции сознания. Активизируются возможности теоретико-литературных понятий, совершенствуются приветственно-эстетические и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, что содействует формированию концепциального подхода в изучении художественного текста. 10 класс – связи между восприятием произведения, его интерпретации, анализа, системы литературных знаний должны углубляться, должны увеличиваться варианты анализа, эстетических основ произведения, специфики творчества писателя и его роли в развитии русской литературы. Своеобразие этого этапа заключается в увеличении требований к активному использованию знаний по истории и теории литературы в их сознательном отношении в выборе вариантов анализа. 11 класс – на всех этапах изучения конкретного произведения особое значение в формировании целостного понимания художественной литературы имеет внимание и замысел автора к его концепции времени и человека, воплощение этой концепции в системе образов и структуре произведения. Можно разнообразить формы учебной деятельности школьников: совершенствовать характер их выступления на уроках, участие в диспутах и семинарских занятиях, написание письменных работ, начиная от ответов на вопросы, изложений, сочинений, отзывов, рецензий, докладов и другого рода творческих работ. Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь. Важно найти в русской классике то, что созвучно времени и волнует учащихся. Изучение произведений словесного искусства на занятиях по литературе - при всей ограниченности анализа в условиях школьного учебного процесса по сравнению с анализом литературоведческим - должно быть строго научным, опирающимся на устоявшиеся, проверенные оценки литературных явлений и на лучшие достижения современной литературоведческой науки. В основе концептуального изучения литературы, дающего высокий воспитательный результат, лежит постепенное углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и усвоением историко-литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений. Обогащение художественного восприятия предполагает развитие способности наслаждаться искусством, понимать его целостность и художественную значимость. Особого внимания требует сам процесс общения со старшеклассниками. Современные программы для VIII-IX и X-XI классов построены по концентрическому принципу, что позволяет добиться большей глубины в изучении творчества писателей и осознания своеобразия истории русской литературы и культуры. Переход на концентрическую структуру литературного образования ставит перед учителем-словесником много вопросов: какова в целом методология литературного образования, в каком направлении вести поиски концепций и форм изучения художественных произведений, как привить ученикам любовь к слову, реализовать в чтении и изучении текста идею сотворчества, как реализовать парадигму развивающего обучения, идею гуманизации образования и другие. Поскольку в стандартах литературного образования основным является чтение и толкование художественного текста, то возникает необходимость поэтапного овладения материалом. Особое значение это приобретает применительно к IX-X-XI классам. Причем IX класс, завершая среднее звено литературного образования, готовит учащихся к изучению курса на историко-литературной основе (X-XI классы). Деятельность учащихся IX, X и XI классов можно условно разделить на три этапа. Первый этап - изучение русской и зарубежной литературы в IX классе. Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первоначальных обобщений о природе словесного искусства. Постепенное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются нравственно-эстетические и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, что содействует формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов. Существенным для данного этапа работы с учащимися является возможность использования теоретико-литературных понятий, а также постановка серьезных вопросов познавательного и нравственно-эстетического порядка. Второй этап - изучение литературы в X классе. Углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией анализом и системой теоретических понятий. Увеличивается самостоятельность школьников в выборе вариантов анализа, в нравственной, эмоциональной и эстетической оценках произведений, в выяснении специфики писателя и его роли в развитии русской литературы. На этом этапе расширяется воздействие художественного произведения на духовную сферу учащихся, увеличиваются требования к владению способами анализа, создаются предпосылки для постепенного соотнесения изучения конкретной темы с общей концепцией курса литературы. Более высокий уровень логических и художественных обобщений влияет на глубину конкретно-образного мышления старшеклассников. В центре работы обобщающего характера стоит выяснение своеобразия творческой индивидуальности писателя и его роли в развитии русской литературы. Своеобразие этого этапа заключается в увеличении требований к активному использованию учащимися знаний по истории и теории литературы, в их сознательном отношении к выбору вариантов анализа. Завершая изучение русской классической литературы, учащиеся осознают нравственные и эстетические критерии оценок литературных произведений. Третий этап - изучение русской, зарубежной литературы конца XIX в. и литературы XX в. в XI классе. Развитие читательских интересов идет по линии соединения понятийных обобщений. Концептуальный подход к изучению литературы осуществлялся в сознательном использовании основных принципов анализа идейно-художественного своеобразия произведений, в осознании неповторимости творческой индивидуальности писателей, к чему школьников готовили всем предшествующим изучением литературы. На всех этапах изучения конкретного произведения (вводно-ориентировочные занятия, уроки интерпретации и анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) особое значение в формировании целостного понимания художественной литературы имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения. Развивая способности школьников к образным и понятийным обобщениям, активизируя использование системы знаний и понятий, важно сохранить элемент наслаждения. Оно неизбежно связано с интересом к художественному миру автора, с воспитанием эстетического восприятия, является основой художественно-эстетической активности, положительной мотивации в обучении. В общей работе школы по воспитанию чувства прекрасного необходимо использовать опыт библиотек, музеев, клубов, кружков, организации экскурсий, художественной самодеятельности, музыкальных гостиных и кинолекториев, факультативных занятий, наблюдения за деятельностью учащихся на уроках и внеклассных занятиях, результаты знакомства с читательскими дневниками, опыт проведения межпредметных праздников и тематических конференций. Следует уделять внимание взаимосвязи самостоятельного чтения учащихся и чтения произведений, включенных в школьную программу, активному использованию и обогащению читательского опыта учащихся в ходе уроков литературы. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных заданий, введение различных форм содержательной отчетности, обогащение методики урока, использование нетрадиционных форм урока, совершенствование внеклассных занятий - вот реальные пути преодоления трудностей и противоречий, связанных с изучением литературы в школе. В процессе изучения литературы огромное влияние на формирование духовных потребностей молодежи, ее нравственных качеств оказывают идеалы русских и лучших зарубежных авторов. В работе с учащимися должно присутствовать рассмотрение вопросов, интересующих современную молодежь. В школе учащимся следует помочь сделать выбор книг для чтения, усвоить нравственно-эстетический потенциал произведений словесного искусства. Важно разнообразить формы художественно-эстетической учебной деятельности школьников: совершенствовать характер их выступления на уроках, участие в диспутах и семинарских занятиях, написание работ - от простых ответов на вопросы, изложений, сочинений до отзывов, докладов, работы с дидактическими материалами, творческих работ.
27. Роль обзорных тем в системе историко-литературного курса в старших классах. Структура и методика работы над темой. Организация деятельности школьников. Наглядность и ТСО в работе над обзорной темой.
Программа по литературе для 9-11 классов содержит особые разделы, не имеющие аналогий в программе предшествующих лет обучения. Это так называемые обзоры (обзорные темы). Условно можно выделить 2 их типа: собственно обзорные темы («Из литературы 18 века») и обзорное изучение творчества писателя (В. Жуковский и К. Рылеев). Они появляются на том этапе литературного курса, когда в нем отчетливо проступает историко-литературная основа, и становятся одним из средств создания этой основы. Преобладающее внимание в старших классах уделяется монографическому изучению творчества писателей. На обзорные темы отводится несравненно меньше времени, однако значение их в курсе велико: давая ученикам разнообразные историко-литературные сведения и представление о литературной обстановке определенных эпох, обзоры помогают школьникам понять русскую литературу как явление движущееся и меняющееся, увидеть процесс ее развития. Принципиальная особенность обзорных тем в том, что они ориентируют на охват в небольшое время значительного количества разнохарактерных сведений. При освоении материала, даваемого обзорно, старшеклассникам приходится брать на веру без самостоятельного исследования и оценки, обращаться не столько к художественным произведениям, сколько к учебнику, заниматься не эстетически-оценочной деятельностью, а систематизацией сведений и запоминанием их. За многие годы в школе сложился определенный, можно сказать, «типовой» подход к обзорным темам этого типа. В сжатом виде план их изучения выглядит так: характеристика основных исторических и общественно-политических событий эпохи (периода), отражение их в искусстве этого времени, общая картина литературной жизни данного периода (литературный стиль, проблематика произведений, литературная борьба), крупнейшие художники слова. Приведенный план почти неизбежен при изучении обзорных тем, раскрывающих определенные периоды развития литературы. Другим типом обзорной темы, как отмечалось выше, является сжатая характеристика творчества писателя. Здесь дается сжатое, но емкое представление о личности писателя, подчеркивается самое главное, самое ценное, что делает этого художника неповторимой личностью и определяет его значение в русской культуре. Все обзорные темы при разнородности рассматриваемого материала имеют общие трудности для изучения: в них содержится много сведений из истории и литературы, о которых у школьников нет предварительных представлений и которые в связи с этим нелегко усваиваются, 9-тиклассникам в ряде случаев приходится судить о произведениях; главным источником и объектом изучения чаще становится учебник, чем художественный текст. Частичное преодоление этих трудностей возможно при четком построении уроков (логике плана), тщательном отборе фактов и художественного материала и продуманной организации самостоятельной деятельности школьников. Основными методами в работе над обзорными темами являются объяснительно-репродуктивные (в форме лекций учителя). Однако их следует сочетать с поисковыми и исследовательскими действиями учащихся. В лекцию учителя целесообразно включать сообщения учеников по конкретной теме. Рекомендуется широко использовать в обзорах художественное рассказывание; при отсутствии времени на чтение оно в какой-то мере восполняет «дефицит общения» с литературными произведениями при изучении обзорных тем. Может включаться в урок и чтение произведений или фрагментов из них – в виде записей мастеров художественного слова, заранее подготовленного исполнения учеников или выразительного чтения самого учителя. Большое значение приобретает работа с учебником: составление планов и тезисов к главам, где освещаются обзорные темы, конспектирование их. Особую роль в изучении обзорных тем играет наглядность. Целостность художественного процесса и его закономерности рождают общность тематики и образа героя в искусстве каждой из эпох. Поэтому демонстрация произведений живописи и скульптуры, прослушивание музыки обогащает восприятие рассматриваемого обзорно литературного материала и усиливают его эмоциональное воздействие. «Смежные искусства» могут присутствовать на уроках в виде выставок репродукций с картин художников определенного периода. Часто используется сопоставление литературных образов с выражающими сходные идеи образами живописцев. Нужно при этом помнить, что живопись или музыка не являются иллюстрациями литературных произведений, они выражают время своими средствами, но их демонстрация на уроках вводит в атмосферу искусства эпохи, дает наглядный ее образ. Это облегчает запоминание всего материала. Обзорные темы – важнейший раздел литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупнейших явлениях русской литературы складываются в систему, и ученики выносят из школы элементарное представление об истории русской литературы в ее движении и развитии.
28. Особенности
планирования монографических
Говоря о системе
изучения курса на историко-литературной
основе, остановимся прежде всего
на особенностях монографических тем.
В центре монографической темы -
писатель и его произведения: одно или несколько произведений
изучаются текстуально. Материалы о жизни
и творчестве писателя чаще всего представлены
в программе в форме очерка. Если в средних
классах ученики получают сведения об
отдельных сторонах жизни писателя, имеющих
непосредственное отношение к чтению
и анализу изучаемого произведения, то
в старших классах работа над биографией
ориентирована на понимание историко-литературного
процесса, художественного мира писателя.
Особое значение приобретает отбор и расположение
материала, использование мемуарной литературы,
портретов писателя. У многих учителей-словесников
внимание направлено на "встречу с писателем",
на живой эмоциональный взгляд, на биографический
материал творений писателя. Форма проведения
уроков-биографий разнообразна: урок-лекция,
самостоятельные доклады школьников,
работа по учебнику, заочные экскурсии,
уроки-концерты, уроки-панорамы. Важна
постановка проблемных вопросов, работа
над планом, использование художественных
текстов. Снять хрестоматийный глянец,
представление о непогрешимости личности
писателя не менее важно, чем найти интересный
для учеников аспект, понять не только
величие писателя, но и сложность становления
его личности и таланта. В процессе проведения
заочной экскурсии используются репродукции
портретов писателя, цветные фотки комнат
музея, пейзажи, отрывки из произведений
и дневников писателя. При изучении монографических
тем осуществляется работа над литературно-критическими
статьями: при анализе художественного
текста, при осмысливании художественного
текста или творчества писателя. – Книги
серии «Классическая гимназия», содержащие
выдержки из докладов, воспоминаний, критических
работ, посвященных писателю. – Сборники
литературно-критических статей, посвященных
одному писателю, либо одному произведению,
изучаемому в школе. – Учебники-практикумы.
Семинарские занятия делятся на 3 вида:
- развернутые выступления учеников по
заранее поставленным вопросам и их обсуждение,
- обсуждение рефератов и докладов учащихся,
- диспут. Уроки сообщения новых знании. Уроки-лекции. Само их название
говорит о том, что они посвящаются главным
образом работе над новым материалом.
Такие уроки проводятся преимущественно
в средних и старших классах, когда изучается
довольно объемистый материал. В средних
классах они обычно проводятся методом
рассказа-объяснения, сочетающегося с
беседой и демонстрацией учебно-наглядных
пособий. В старших классах по такому материалу
проводятся уроки-лекции, включающие в
себя элементы, беседы. По сравнению с
комбинированными структура этих уроков
выглядит проще. Для них характерны следующие
этапы: а) организация учащихся к занятиям;
б) краткий опрос учащихся (фронтальная
беседа) по важнейшим вопросам пройденной
темы с целью установления связи нового
материала с ранее изученным; в) постановка
темы и определение основных целей занятий,
а также сообщение плана нового материала;
г) изложение новой темы; д) краткий опрос
учащихся по новому материалу с целью
более глубокого уяснения его узловых
вопросов; е) задавание урока на дом. Как
видим, при проведении этих уроков основное
время затрачивается на работу над новым
материалом, работа же по его закреплению
(запоминанию) ограничивается лишь постановкой
двух-трех контрольных вопросов учащимся.
В этой связи большое значение приобретают
применение на этих уроках приемов активизации
познавательной деятельности учащихся
и, в частности, умение учителя придавать
изложению нового материала проблемный
характер, насыщение лекции яркими фактами
и примерами, включение учащихся в беседу
по анализу этих фактов и примеров, побуждение
их приводить свои факты и примеры в подтверждение
разъясняемых выводов, а также применение
учебно-наглядных пособий и технических
средств обучения. Таким образом, главным
при проведении этих уроков является содержательное
и глубокое разъяснение нового материала
учителем и его умение поддерживать внимание
и мыслительную активность школьников. Уроки-семинары. Уроки-конференции.
В последние годы в школах широко стали
применяться уроки-семинары и уроки-конференции.
Их цель активизировать самостоятельную
учебную работу учащихся, стимулировать
к более глубокому усвоению изучаемого
материала. Например, при изучении в классе
по русской литературе романа А. Фадеева
"Молодая гвардия" могут быть проведены
семинарские занятия. Учитель заранее
дает вопросы для обсуждения на семинаре
и указывает литературу для самостоятельной
работы. Таким образом, учащиеся не только
штудируют учебник, но и значительно расширяют
свои знания, изучая дополнительную литературу
и одновременно приобретая умение самостоятельно
добывать знания. В этом состоит ценность
семинарских занятий.
Уроки-конференции проводятся после изучения
того или иного раздела учебной программы,
для углубления знаний по которому необходимо
обсудить его узловые вопросы. Готовясь
к конференции, учащиеся изучают рекомендованную
учителем литературу, ища ответы на поставленные
вопросы и вырабатывая по ним собственную
точку зрения. Вот это различие суждений
учащихся по изучаемой теме служит основой
дискуссии и побуждает их к активному
участию в конференции.
Иногда подобные уроки могут приобретать
форму школьных диспутов. Так, при изучении
в VIII классе романа А. С. Пушкина "Евгений
Онегин" учителя проводят диспуты по
теме "Может ли Татьяна служить образцом
для советских женщин" и др.
Уроки проверки и оценки знании.
Они проводятся после изучения крупных
тем или разделов учебной программы. Например,
изучили восьмиклассники по русскому
языку раздел о сложноподчиненных предложениях
с несколькими придаточными, учитель может
провести урок по проверке и оценке знаний,
умений и навыков учащихся. После прохождения
по математике в V классе раздела об умножении
и делении дробей, как правило, проводится
урок по проверке усвоения этого материала.
Методы проверки и оценки знаний учащихся
рассмотрены в главе о методах обучения.
Здесь же необходимо коснуться следующих
вопросов. По многим предмета-л (история,
литература, география и др.) эти уроки
проводятся с помощью таких методов, как
различные виды устного опроса, а также
проведения небольших проверочных работ.
По языкам же, математике, физике и химии
на этих уроках проводятся контрольные
работы (диктанты, изложения, решение задач
и примеров и т. д.). После проверки контрольных
работ обычно проводятся специальные
уроки по их анализу и выявлению типичных
недостатков в знаниях учащихся, которые
необходимо преодолеть в процессе последующих
учебных занятий.