Методика преподавания литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:16, шпаргалка

Описание работы

Спорт. Всего одно слово, а как много оно значит! Спорт - это не только средство оздоровления людей и возможность достижения целей, но и вид досуга и развлечения. Он уже на протяжении многих лет привлекает внимание тысячи поклонников. В настоящее время все более модно становится вести здоровый образ жизни. Заниматься спортом призывают не только профессиональные спортсмены, но и звезды шоу-бизнеса, политические деятели, все, кто так или иначе имеют на нас влияние.

Файлы: 1 файл

МПЛ2.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Проблемы  взаимосвязанного изучения русской и зарубежной литератур в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Развитие  устной и письменной речи учащихся  в системе литературного образования.  Словарная работа на уроках  литературы, речевая деятельность  учащихся.

Устная и письменная речь находится в тесной взаимосвязи, поэтому и методика их развития на занятиях по литературе имеет много  общего. Говорение возникает на основе общения с определенным собеседником или определенной аудиторией. Произведения в речи, создаваемые на уроках литературы не имеют конкретного адресата. Этим объясняется ситуативность и диалогичность устного общения. Формы письменной речи – монологическая. Методисты выделяют виды работы по развитию письменной речи: 1. основные (сочинение, изложение), 2. вспомогательные (фразеологические, составление планов, озаглавливание частей текста, письменные ответы на вопросы, воспроизведение выученных наизусть отрывков, выписывание цитат, составление тезисов, конспектов, отрывков, рецензий). В повседневной школьной практике вопросы, связанные с развитием письменной речи школьников решается не эффективно из-за отсутствия со стороны учителей должного внимания речевой деятельности учащихся. Литература как учебный предмет создает условия для овладения приемами исследовательского труда, поисковой работы, связанной с умениями самостоятельно решить сложные проблемы с критико-оценочной деятельностью на материале изученного произведения. Школьников учат готовить устные выступления и письменные работы различных типов и жанров. В таком труде развиваются творческие способности. В современной методике творческая деятельность учащихся рассматривается как условия повышения нравственно эстетического влияния литературы на формирование личности. Среди критериев литературно-художественной подготовительности школьников выделяют: выразительность, индивидуальное своеобразие, творческий характер речи. Приемы работы по развитию устной речи учащихся: 1. «пятиминутка», работа над словом (речевые упражнения, способствующие предупреждению и устранению лексических ошибок в связи с предстоящим анализом произведения), 2 пересказ художественного текста (подробный, художественный, с элементами анализа…), 3. озаглавливание фрагментов текста, 4. составление планов (простой, сложный, цитатный), 5. комментирование художественного текста, 6. выразительное чтение, 7. заучивание наизусть, 8. устное словесное рисование, 9. развернутые ответы на вопросы, 10. подготовка устных сообщений (доклады, тезисы, по анализу текста), 11. самостоятельное, повторное чтение литературного текста в целях более глубокого  восприятия, 12. инсценирование, 13. заочная экскурсия, 14. интерпретация текста (читательская, литературоведческая). В советской методике большое внимание уделяется систематическому обогащению лексического запаса учащихся и воспитанию у них сознательного отношения к слову. Расширять словарь школьника принято по разным тематическим кругам: процессы движения (предмета, человека, животного); оттенки звуков, красок, форм и очертаний внешнего мира и восприятия его человеком; психическое состояние человека, его качества (моральные критерии, переживания, движения ума и сердца и т. д.). В старших классах речь учеников должна обогащаться и за счет терминов, оборотов книжной речи и слов иностранного происхождения. Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал лутературного произведения и помогает раскрыть его. Чтобы свободно владеть устной речью, необходимо не только находить слова, но и уметь связывать их друг с другом. Это умение предполагает овладение грамматическим строем языка на уроках русского языка и обогащение к художественной литературе, богатой словесными конструкциями на уроках литературы. В 4-6 классах учитель привлекает внимание учащихся к пословицам, поговоркам, учит ребят понимать их переносный смысл и заботиться о том, чтобы они вошли в речевую практику ученика. В 7-8 классах ученики уже наблюдают идейно-художественную функцию пословиц, поговорок и «крылатых слов» в произведении. В 9-11 классах анализ афоризмов того или иного автора позволяет поставить вопрос о мировосприятии самого писателя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Работа над  пересказом. Подготовка докладов  и сообщений учащимися.

Пересказ с элементами анализа. Этот вид пересказа передает содержание текста, включает отдельные цитаты, сохраняется главные художественные особенности и сопровождается необходимым минимум литературных оценок и комментарий. Научный пересказ – промежуточный этап работы между чтением и усвоением текста и анализом текста. Эффективной подготовкой научному пересказу служат следующие задания: 1. продумайте назначение вашего пересказа, как повлияет назначение пересказа на отбор событийного материала, языковых средств и воспроизведение композиции исходного текста, 2. какие события и почему вы перескажите подробно, какие кратко, 3. какие события вы перескажите близко к тексту, а какие  свободно, продумайте какие выразительно-лексические средства из исходного текста вы включите в свой рассказ, какие цитаты вы используете в процессе пересказа и почему, 4. продумайте необходимый минимум собственного комментария, помогающего понять сложные места текста. По назначению и способу организации материала доклады условно можно разделить: 1. информативные, 2. исследовательские, 3. проблемно-дискуссионные. Сущность исследовательского доклада заключается в том, что он создается в результате самоанализа учащихся художественного текста. На первый план выходят собственные суждения докладчика, вытекающие из анализа фактического материала, а также со знакомства с литературоведческой, критической и учебной литературой. В проблемно-дискуссионных докладах максимальна самостоятельность учащихся в анализе и оценке произведения. Такой доклад предполагает рассмотреть с разных взглядов на литературное произведение в целом, или на его образы, высказанных критиками и литературоведами, а также обоснование собственного метода. Такие доклады целесообразно заслушивать на уроках углубленного анализа текста, на заключительных занятиях, уроках развития устной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Обучение  школьников изложение и сочинениям.

Методисты выделяют виды работы по развитию письменной речи: 1. основные (сочинение, изложение), 2. вспомогательные (фразеологические, составление планов, озаглавливание частей текста, письменные ответы на вопросы, воспроизведение выученных наизусть отрывков, выписывание цитат, составление тезисов, конспектов, отрывков, рецензий). Изложение – письменный пересказ прочитанного или прослушанного или проанализированного текста. Сочинение – собственное размышление пишущего по поводу прочитанного художественного произведения, или отрывка в различных письменных речевых жанрах. Идея изложения соответствует идее автора, идея сочинения определяется пишущим. Композиция изложения повторяет композицию исходного текста, композиция сочинения – собственная структура учащихся. Качество изложения зависит от того, как в процессе был проанализирован исходный текст. Содержание изложения должно полностью соответствовать содержанию исходного текста, а содержание сочинения – обоснование собственных мыслей пишущего. Язык и стиль изложения должны соответствовать языку и стилю исходного текста, стиль сочинения выбирается самим учеником. Сочинения делятся на 2 основные группы: - сочинения на литературные темы, - сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненном опыте учащихся. Классифицируются сочинения по тематическому и жанрово-логическому принципу. Тематический принцип лежит в основе требований, формулировки тем сочинения, отбору и группировки материала работы с текстом художественного произведения. Виды сочинений на литературные темы: 1. сочинения о литературных героях (индивидуальная, групповая, общая, сопоставительная характеристика), 2. сочинения, основанные на анализе произведений в целом: а. оценки всего произведения, б. рассмотрение нравственных, философских, социальных проблем, поставленных в этом произведении, в. анализ художественных форм произведения, 3. разборы отдельных эпизодов и частей произведения, 4. литературные обзоры, 5. рассуждение учащихся об отношении литературы к жизни, 6. сочинения-исследования проблемного характера. Проблемно-тематические типы сочинений на литературную тему: - сочинения-характеристика, - сочинения литературно-критические, - сочинения по проблемах содержания и формы, - сочинения по проблеме отражения важных исторических событий в литературном произведении. Согласно жанровому принципу сочинения учащихся рассматриваются как речевые произведения. Ладыженская Т. А. выделила на основе жанрового принципа сочинения: - тексты, в основе которых лежит воспроизведение исходных текстов–основных положений литературно-критической или литературоведческой статьи по предложенной теме, - тексты, которые предполагают определенную интерпретацию исходного текста (аннотации, отзывы, рецензии, рефераты, эссе), - тексты, в которых концепция их автора в отношении исходного текста дается в оригинальной форме.

 

 

 

 

 

 

39. Подготовка  к написанию сочинений. Анализ  сочинений.

Требования  к сочинению: 1. соответствие содержания сочинения заданной теме, 2. содержательность, завершенность, полнота охвата темы, 3. доказательность высказанной мысли, аргументированность защищаемых положений, 4. логичность и последовательность в изложении материала, 5. самостоятельность в подходе к теме, 6. единство стиля изложения, ясность, точность, доступность и образность языка, 7. точность в использовании эпиграфа и цитатного материала, 8. рациональное сочетание материала художественного произведения, литературной критики в собственных рассуждениях автора работы, 9. отсутствие фактических ошибок и неточностей, 10. правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Необходимы специальные уроки по подготовке к сочинению. На этих уроках ученики коллективно должны проделать работу, аналогичную той, которую они будут выполнять самостоятельно. Однако иногда такая помощь бывает недостаточной. Тогда учитель намечает классу определенные ориентиры в работе. Эти ориентиры должны быть четкими и одновременно достаточно гибкими, чтобы и направлять усилия ребят, и давать им возможность проявить свою индивидуальность. Такими ориентирами могут быть вопросы преподавателя, на которые каждый ученик отвечает самостоятельно. Школьники вправе опустить некоторые из этих вопросов или предложить свой собственный план раскрытия темы. Но если они окажутся в затруднении, то план-вопросник, намеченный учителем, может помочь им выявить наиболее существенные линии в работе. Одним из самых распространенных недостатков школьного сочинения является отступление от темы – ее расширение или, наоборот, ее сужение, а иногда подмена близкой темой. Ученики нередко даже не задумываются над формулировкой темы. Нужно учить школьников, начиная с младших классов, вдумывается в каждое слово в формулировке темы. С раздумий над темой и начинается работа над сочинением. Почувствовать своеобразие темы помогает сопоставление близких, но не тождественных тем. В младших классах целесообразно выбирать для сравнения простые темы. А старшеклассники, ознакомившись с темой, должны уметь определить не только ее границы и объем, но и охарактеризовать жанр и стиль будущего сочинения, а также указать источники, к которым целесообразно прибегнуть в ходе работы. Умение определить не только границы и объем темы, но и ее общий характер помогает ученику выбрать тему, наиболее соответствующую его личности, складу характера и особенностям мышления. Такое умение прочитать тему дается школьникам не сразу. Но к 8 классу подавляющее большинство ребят может овладеть им. Ученикам 7 и особенно старших классов нужно время от времени предлагать и самим сформулировать тему для сочинения. Такая работа тоже развивает умение школьников писать сочинение. Школьник определил основной замысел своего сочинения и знает, каким материалом следует ему пользоваться, но надо еще научить его «брать» этот материал, т.е. научить наблюдать, видеть, слышать окружающий мир, научить анализировать. Не меньше затруднений возникает перед ребятами, когда они должны отобрать материал не из окружающей действительности, а из книг. Умение выделять самое нужное, самое важное воспитывается всей системой преподавания литературы. Здесь нужна специальная тренировка. Когда школьник отобрал необходимый материал, перед ним встает новая, не менее трудная задача – нужно продумать логику и последовательность изложения. Умение группировать материал, находить связи, устанавливать соразмерность частей сочинения издавна связывается с тем, насколько успешно овладели учащиеся сложным искусством планирования. Стало общепризнанным, что учеников нужно учить составлять планы. Нужно показать ученикам различные виды вступлений (разъяснение, интригующее введение, внезапное начало и т. д.) и заключений (эмоциональное завершение, логический итог и т. д.). Следует также разъяснить школьникам, что главная часть сочинения обычно делится на более мелкие, состоящие из относительно законченных мыслей, каждая из которых пишется с красной строки. Целесообразно учить школьников проверять сочинение в несколько приемов. Внвчале в центре внимания должно быть содержание: насколько оно соответствует теме, насколько убедительны доказательства, насколько пропорциональны отдельные части сочинения. На этой стадии переработки следует внести добавления, убрать лишнее, переставить отдельные абзацы и т. д. Когда такая переработка закончена, ученик приступает к совершенствованию стиля изложения. Надо внимательно перечитать каждую фразу, переделать неудавшиеся предложения и неуместные в данном контексте выражения. Анализ сочинения творческого характера позволяет также знакомить учеников с тайнами писательского мастерства, углублять их представление о законах искусства слова. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Основные  цели литературного творчества  школьников. Жанры литературного  творчества.

В последнее время  в метод науке все чаще ведут  речь об использовании обучения в  устной речи школьников таких жанров как : - репортаж (теле, радио, газеты), - рассказ бывалого человека, - ораторское выступление, - публицистическая статья, - письмо к другу, - картинка с места событий, - оценка-рассказ. Предлагаемая система работы способствует развитию наблюдательности, фантазии, помогает обнаружить художественные задатки, приближает к литературным образам и воспитывает в практике межличностное общение. В качестве основных направлений совершенствования речевой деятельности старшеклассников могут быть: - обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы, - организация речевой деятельности в процессе диалогического общения, - создание речевой организации на уроке, стилизовать речевую деятельность школьников, - активизация межпредметных взаимодействий на уроке литературы в аспекте речевой деятельности. С. А. Леонов предлагает классифицировать монологические высказывания следующим образом: 1. продуктивные: - пересказ художественного текста, - пересказ статей учебника, - пересказ фрагментов или целых литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных, эпистолярных материалов. 2. репродуктивные: - научные, литературоведческие (развернутый устный ответ, сообщение доклад), - литературно-критические (литературное обозрение, критический этюд, эссе, слово о писателях), - искусствоведческие (рассказ или доклад о произведениях искусства), - режиссерский комментарий, - речь экскурсовода, - публицистические (речь о герое произведения, репортаж, ораторское выступление), - художественно-творческие: - литературно-художественные (стихи, рассказы, сказки, очерки, самостоятельные сочинения школьников), - художественно-критические (художественная биография, рассказ, рассказ о литературных событиях, художественная зарисовка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Значение  теоретико-литературных понятий  в литературном образовании школьников. Специфика изучения теоретико-литературных  понятий в средних классах.

Изучение теории литературы помогает понять и по достоинству  оценить художественное произведение, творчество писателя, помогает ориентироваться в литературном процессе, понимать специфику искусства, кроме этого вырабатывает принципы оценки словесного творчества, умение их анализировать, развивает критическую мысль и способствует формированию эстетического вкуса. Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам. Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальном труде академика В.В. Голубкова. В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности: 1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений. 2. Общее представление о признаках этого явления. 3. Определение понятия или установление его характерных признаков. 4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения. 5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления. 6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками.  Исследование вопросов теории литературы в школьном изучении отражено в трудах В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Г.И. Беленького, М.А. Снежневской, А.Г. Балыбердина, Н.И.Прокофьева, Н.И. Громова, Н.О. Корста, А.В. Дановского, Л.К. Кузнецовой, Л.А. Мурач, О.Ю. Богдановой. Г.И. Беленький прослеживает формирование теоретико-литературных понятий на нескольких этапах: первоначальные стихийные представления, затем - целенаправленное абстрагирование признаков, завершающееся определением понятия, и, наконец, уточнение понятия, включение его в систему понятий и применение к новому материалу. Основными критериями овладения понятием Г.И. Беленький считает критерий единства обобщения и конкретизации".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Принципы формирования теоретико-литературных понятий в школе. Последовательность в изучении теоретико-литературных понятий в старших классах.

Основные принципы изучения теории литературы в школе: 1. учет возрастных особенностей учащихся (принцип доступности), 2. последовательность формирования теоретико-литературных понятий (в средних классах – от простого к сложному, от частного к общему, в старших классах – наоборот), 3. поэтапность в изучении теоретико-литературных понятий (наблюдение и применение на практике в процессе анализа литературного произведения), 4. системность в изучении вопросов теории литературы в школе, 5. взаимосвязь изучения теории литературы с чтением и восприятием художественных произведений школьниками, 6. взаимосвязь формирования теоретико-литературных понятий и развитием речи учащихся, 7. систематическое повторение и обобщение теоретико-литературных понятий и применение их на практике. В раскрытии определенного теоретического понятия необходимо придерживаться такой последовательности: - накопление фактов, характеристика литературных явлений, - общее представление о признаках этого явления, - определение понятия или установления его характерных признаков, - закрепление существенных признаков, понятий или его определений, - применение понятий при анализе конкретного литературного явления, - дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Теоретико-литературные  понятия в школьных программах  по литературе (под ред. А. Г,  Кутузова, и Т. Ф. Курдюмовой).

Программы по литературе 5-11 класс Т. Ф. Курдюмовой. В объяснительной записке сформирована основная цель: становление духовного мира человека. В программе выделяют 2 концентра: средний (5-8 класс) и старший (9-11 класс). В средних классах ставится задача: помочь подросткам освоиться в мире искусства слова. Им предлагаются 3 круга чтения и соответствующего варианта анализа художественных текстов. 1 круг: для чтения и изучения, 2 круг: для самостоятельного чтения и обсуждения в классе, 3 круг: для внеклассного чтения. Произведения достаточно жестко закреплены за кругами чтения. В 9-11 кл. предлагается трехлетний курс на историко-литературной основе, состоящий из обзорных и монографических тем, начинающийся античной и завершающийся современной литературой. Программы по литературе под редакцией А. Г. Кутузова (для гимназий и лицеев). Здесь иные принципы построения и концепций литературного образования на основе творческой деятельности. Литературное образование рассматривается как единство 3-х компонентов: - творчество, - сотворчество, - знания и умения. Концентры выделены в соответствии с основным феодальным законом об образовании. В средних классах: в каждом классе выделена ведущая теоретико-литературная проблема: 5 кл. – жанры, 6 кл. – роды и жанры, 7 кл. – характер, герой, образ, 8 кл. – литература и традиции, 9 кл. – автор, образ и читатель. Предполагается методика постепенного перехода от обучения эстетическому анализу к обучению интерпретации текста. Среди разделов программы есть и новые оригинальные. В старших классах вместо традиционного курса на историко-литературной основе предполагается изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. В 10 кл. в центре внимания – художественный мир русской литературы от Карамзина до Л. Толстого. В 11 кл.: интегральный курс «Литературный процесс от Чехова до литературы второй половины 80 г. 20 века».

Информация о работе Методика преподавания литературы