Методика преподавания литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:16, шпаргалка

Описание работы

Спорт. Всего одно слово, а как много оно значит! Спорт - это не только средство оздоровления людей и возможность достижения целей, но и вид досуга и развлечения. Он уже на протяжении многих лет привлекает внимание тысячи поклонников. В настоящее время все более модно становится вести здоровый образ жизни. Заниматься спортом призывают не только профессиональные спортсмены, но и звезды шоу-бизнеса, политические деятели, все, кто так или иначе имеют на нас влияние.

Файлы: 1 файл

МПЛ2.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Специфика  изучения теоретико-литературных  понятий в старших классах.

В старших классах  обучение эстетическому анализу  и интерпретация художественных произведений требует знакомство учащихся с различными литературными категориями: - эстетических свойств и отношения искусства к действительности (комическое, трагическое), - гносеология искусства (художественный образ, метод), - аксиология искусства (эстетические идеалы, классика), - социология искусства (народность, общечеловеческое, национальное), - онтология искусства (стиль, художественное произведение, массовое и элитарное искусство), - антропология искусства (автор, художник, творческий путь), - морфология искусства (роды, жанры, виды), - поэтика (художественное время, хронотоп, художественный мир, язык). В современном литературоведении активно утверждается концепция, согласно которой история методики литературы представляется как смена типов художественного сознания (Аверинцев, Михайлов, Гаспаров). 3 основных типа: - архаический (или мифопоэтический), - традиционалистический (или нормативный), - нравственно-творческий (или исторический): а. литературный процесс этого периода тесно связан с личностью писателя и определением действительности, б. в художественном сознании первостепенную роль играют писатели со сходными эстетическим мировосприятием, в. основное содержание этой эпохи определяло противостояние романтизма и реализма. В реализме на первый план выдвигается повествовательный жанр (роман), г. традиционная система жанров была разрушена и возникли систематические жанровые явления, д. понятие стиля переосмысляется (перестает быть нормативным, становится индивидуальным), е. приемам и правилам уступают явления, синтезирующие художественному образу, ж. поэтику вытесняет эстетика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.

Большинство авторов  склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis- устный, словесный). Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы организации учебной работы. Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем, и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. сочетается с объяснением изучаемого материала. Нередко изложение новых знаний даже целиком основывается на объяснении учителя. Все это показывает, что если рассказ - это повествовательно-сообщающий, или повествовательно-информационный метод изложения знаний, то метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала. Лекция. Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. При работе с обучающимися старшего возраста, учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции. Слово лекция латинского происхождения и в переводе на русский язык означает чтение. Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста (конспекта) восходит к средневековым университетам. В этом смысле под лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Поскольку лекция - это один из методов устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. Единственное отличие состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее объемистого учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей. Беседа. Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному 'открытию' новых для них выводов, идей, законов и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания. Не менее важно и то, чтобы вопросы имели четкую последовательность и направленность, которые позволят учащимся глубоко осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний. Указанные специфические особенности беседы делают ее весьма активным методом обучения. Однако применение этого метода имеет и свои ограничения, ибо далеко не всякий материал можно излагать с помощью беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изучаемая тема является сравнительно несложной и когда по ней у учащихся имеется определенный запас представлений или жизненных наблюдений, позволяющих осмысливать и усваивать знания эвристическим (от греч. heurisko - нахожу) путем. Если же материал сложный или у учащихся нет по нему запаса необходимых представлений, то излагать его лучше не с помощью эвристической беседы, как иной раз называют этот метод, а использовать рассказ, объяснение или лекцию. Следует также отметить, что изложение материала методом беседы требует значительной затраты учебного времени. Вот почему иногда полезно объяснить материал более экономным в смысле затраты времени методом, скажем, с помощью того же объяснения с тем, чтобы уделить больше внимания организации письменных и практических упражнений. Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности. Работа над новым материалом при устном изложении, как правило, должна заканчиваться кратким обобщением, формулированием теоретических выводов и закономерностей. Эти обобщения не всегда обязательно делать самому учителю. Нередко он побуждает самих учащихся формулировать основные выводы, вытекающие из изучаемого материала, особенно если этот материал излагается методом беседы. Все это также активизирует мыслительную деятельность учащихся. Рассмотренные положения позволяют выделить важнейшие приемы изложения нового материала методами рассказа, объяснения, лекции и эвристической беседы в сочетании с иллюстрациями и демонстрациями. К этим приемам относятся следующие: а) постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся; б) изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников; в) обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей. Указанные дидактические основы учебной работы над новым материалом присущи всем методам устного изложения знаний учителем. Здесь, однако, необходимо остановиться на тех особенностях, которые присущи лекции. Поскольку в лекции излагается значительный по объему учебный материал, план темы желательно не только сообщать устно, но и записывать на доске или же вывешивать в классе в виде специальной таблицы. Этот план следует рекомендовать учащимся записать в свои тетради. Весьма существенное значение имеет применение в процессе чтения лекции разнообразных методических приемов активизации мыслительной деятельности учащихся и поддержания их внимания, о которых шла речь выше. Кроме этих приемов, большую роль играет побуждение учащихся делать краткие записи или же вести конспект лекции.

 

 

 

46. Учитель  литературы и основные требования  к нему. Творческий характер деятельности  учителя литературы. Формы общения на уроках литературы. Дискуссии, диалоги.

По-разному складываются учительские биографии. Но есть главные  секреты профессии педагога. Сумей  отдать себя детям. Пойми значение своей  работы для народа. И если ты учитель-словесник, твердо верь, что без литературы нельзя стать человеком, передай эту убежденность своим ученикам. Профессия педагога требует от избравшего ее постоянного совершенствования своей личности, развития художественных склонностей и творческих способностей. Профессия учителя-словесника формировалась как свободолюбивая по самой своей сути. Учитель-словесник верный духу своего предмета. Облик передового учителя литературы запечатлен в мемуарах, в художественной литературе. Н. К. Крупская в статье «Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом» (1933 г) утверждала: Учитель прежде всего должен знать свой предмет, ту науку, которую он преподает, ее основы. Он должен понимать самую суть науки, ее современное состояние, главные этапы ее развития, ее связь с другими науками, с общественными отношениями, понимать ее удельный вес в соцстроительстве, связь с жизнью, с практикой. Преподаватель любой дисциплины должен владеть знанием диалектических основ преподаваемой им науки, владеть общими методами передачи знаний, знать возрастные особенности мышления ребенка, объем и характер его жизненного опыта. Важнейшие стороны деятельности учителя-словесника: - исследовательская (анализ явлений языка, произведений литературы и искусства, применение научных трудов и пособий, изучение учащихся, собственной работы, опыта коллег); - конструкторская (разработка системы преподавания, уроков, внеклассных мероприятий, определение этапов развития учащихся, видов и форм их работы); - организаторская (реализация намеченных планов, организация собственной работы, учебной и внеучебной деятельности классного коллектива и отдельных учащихся); - коммуникативная (установление контактов с учащимися, создание отношений, благоприятных для решения педагогических задач, речевая деятельность, выразительное чтение и рассказывание, применение текстовых и наглядных пособий, технических средств). Одна из важнейших функций учителя – исследование. Учитель любого предмета должен овладеть научным мышлением, учить наблюдать и анализировать, выдвигать гипотезы для решения возникающих вопросов, проводить опытную работу, использовать научную литературу, осваивать передовой опыт и т. д.

47. Технология  современного урока литературы. Сочетание общих, групповых и  индивидуальных заданий. Игры, диалоги  и «круглые столы» в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Методика  подготовки и проведения урока  внеклассного чтения в школе.  Подготовка учащихся, активизация  их познавательной деятельности, использование смежных видов  искусств.

Внеклассное чтение на уроках литературы Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные, предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом. Пути сближения классного и внеклассного чтения: - систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения). - Организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе. - Планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д. Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях - это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики. Уроки внеклассного чтения Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики - эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся. В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе.   В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток "взрослой" литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса. В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем. Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно "независимыми" могут быть "библиотечные уроки", обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации. Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями "вечных вопросов". Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной "связи по автору", когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления. Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний. Мало внимания уделяет школьная практика и теоретико-литературным связям классного и внеклассного чтения. Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной  школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи  уроков внеклассного чтения с уроками  истории, географии, музыки и изобразительного искусства. При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть: - разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;  - тематическое разнообразие; - сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся); - чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения); - систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.). Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации. Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

 

 

 

 

 

 

49. Межпредметные  связи на уроках литературы.

Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной  школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи  уроков внеклассного чтения с уроками  истории, географии, музыки и изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Наглядность и ТСО, их роль в организации преподавания литературы в школе. Кабинет литературы.

Художественная литература воспроизводит действительность в  живых картинах, образах и, по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако бывают случаи, когда освоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, телевидение и т. д. Эти виды искусства становятся на уроке новым источником информации, способствуют пробуждению эстетического чувства или содействуют более четкому оформлению в сознании школьников образов, созданных писателем. Смежные виды искусства на уроке литературы, а также разнообразные графические материалы (схемы, таблицы, плакаты и т. д.) и принято считать наглядными средствами обучения. Применение наглядности на уроке и во внеклассной работе носит принципиально разный характер и преследует разные цели. Главная, основная функция наглядности на уроке литературы – помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературных знаниями, в развитии речи учащихся – одним словом, в решении всех тех задач, которые стоят перед учителем литературы. В распоряжении современного учителя имеются самые разнообразные средства наглядности: иллюстративно-художественные и графические материалы, грамзаписи и радиопередачи, кинофрагменты и учебные кинофильмы, телефрагменты и телеуроки. Зрительная наглядность имеет большое значение в преподавании литературы. Роль зрительной, наглядной опоры при изучении литературы могут выполнять репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты. По своему педагогическому значению к иллюстративно-художественной наглядности близки статичные экранные пособия – диафильмы и диапозитивы. Наибольшее распространение в школе получили синхронистические таблицы, сопоставляющие события жизни и творчества писателя, и карты с обозначением мест странствий писателя, или городов, где он выступал с чтением своих произведений. Умение почувствовать и оценить звуковой образ, созданный писателем, - необходимое условие полноценного восприятия произведения, особенно поэтического. И здесь на помощь учителю может прийти слуховая наглядность. В распоряжении словесника находятся серии пластинок. Музыка и художественное чтение открывают широкие возможности для активизации процесса преподавания литературы. Кино и телевидение соединяют в себе зрительную и слуховую наглядность, передают события во времени и пространстве и воссоздают действительность во внешне схожих с ней образах. Одним из существенных требований к уроку с наглядностью является осмысление ее дидактической функции. В соответствии с поставленной задачей учитель отбирает материал.  

Информация о работе Методика преподавания литературы