Методика проведения факультативных занятий у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение особенностей организации и проведения факультативных занятий в школе с подростками.
Объектом исследования в настоящей работе является организация обучения учащихся подросткового возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Факультативные занятия как форма образовательного процесса 5
1.2 Методологические аспекты факультативных занятий 9
1.3 Роль и место факультатива по психологии в процессе обучения подростков 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 18
2.1 Факультатив по психологии «Тайны моего Я» для учащихся подросткового возраста 18
2.2 Методика реализации программы факультатива «Тайны моего Я» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Методика проведения факультативных занятий у подростков.docx

— 64.61 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 5

1.1 Факультативные  занятия как форма образовательного  процесса 5

1.2 Методологические  аспекты факультативных занятий 9

1.3 Роль  и место факультатива по психологии  в процессе обучения подростков 14

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 18

2.1 Факультатив  по психологии «Тайны моего  Я» для учащихся подросткового  возраста 18

2.2 Методика  реализации программы факультатива  «Тайны моего Я» 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной общеобразовательной  школе используются 3 наиболее общие  формы обучения: урок, внеклассная  работа и факультативные занятия. Факультативные занятия имеют организационно - управленческие преимущества перед внеклассными занятиями. Факультативные занятия организуются и реализуются, как и внеклассные занятия, в соответствии с интересами и индивидуальными способностями учащихся, но проводятся, как и уроки, согласно расписанию, имеют постоянный состав учащихся.

Появление факультативных занятий  связано с тем, что педагоги еще  на рубеже XIX-XX века согласились с  тем, что преподавание предмета в  школе становится более успешным, если общую программу дополнить  занятиями для желающих. При организации  таких занятий должны учитываться  индивидуальные особенности учащихся, их потребности и способности. Основной целью факультативных занятий является развитие интереса учащихся к тому или иному предмету и получение углубленных знаний в этой области. Сегодняшнее время характеризуется бурным научно-техническим прогрессом и увеличением потока данных для восприятия учащимися.

В советской школе факультативные занятия были впервые включены в  программу обучения в 1967 году. Математики считают этот год началом углубленного изучения предмета в школе, направленного  на получение дополнительных знаний и подготовку специалистов в точных науках. Второй этап развития факультативов  связан с введением новой программы  по математике в 1980 году. Знаковым стал съезд работников образования, проведенный  в 1988 году. С ним связывают начало третьего этапа развития факультативных занятий. На этом форуме было принято  решение о дальнейшем развитии форм дифференциации, в том числе и  дополнительных факультативных занятий.

Актуальность настоящего исследования обусловлена следующим. Современное преподавание отличается тем, что учителю предоставляется  свобода творчества: он может не придерживаться школьной программы. Конечно, сегодня можно скачать готовые домашния задания по многим предметам. Интернет позволяет сделать это, не выходя из дома, и получить практически готовую работу. Но ничто не заменит живое общение с преподавателем и разбор заданий во время факультатива.

Цель исследования – изучение особенностей организации и проведения факультативных занятий в школе с подростками.

Объектом исследования в настоящей работе является организация обучения учащихся подросткового возраста.

Предметом работы стало построение системы факультативных занятий для учащихся подросткового возраста.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-  провести анализ методической  и педагогической литературы  по данной теме;

-  рассмотреть роль  факультативных занятий в учебном  процессе;

- разработать планы факультативных  занятий по психологии для учащихся подросткового возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез философской, психолого-педагогической и дидактико-методической литературы и нормативных документов по проблеме исследования; моделирование и проектирование.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ  У ПОДРОСТКОВ

 

1.1 Факультативные занятия как форма образовательного процесса

 

Факультативные занятия  как форма образовательного процесса в школе организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 158), Положением об учреждении общего образования (Постановление  Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283), Типовым учебным  планом (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.08.2011 №241), Санитарными нормами, правилами  и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 июля 2010г. №94).

Факультативные занятия  – занятия, направленные на повышение  у обучающихся интереса к изучаемым  учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Факультативные занятия  могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

Для организации факультативных занятий учащиеся одного или параллельных классов объединяются в группу. Наполняемость  групп составляет не менее пяти учащихся.

Факультативные занятия  предусматриваются специальным  расписанием, которое утверждается директором школы, и проводятся до или  после уроков. Факультативные занятия  в IX – XI классах могут проводиться  в шестой школьный день. Их следует планировать в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между обязательными занятиями и факультативами должен быть перерыв: перед пятым уроком для учащихся 2-4 классов не менее 15 минут, перед шестым уроком для учащихся 5-7 классов и перед седьмым уроком в 8-11 классах не менее 20 минут. Продолжительность факультативного занятия во 2-11 классах не должна превышать 45 минут.

Под факультативным обучением  мы понимаем одну из важнейших организационных  форм обучения, которая организуется и реализуется в соответствии с интересами и индивидуальными  способностями учащихся и содействует  эффективному решению образовательных  задач.

М.Г. Качурин считает, что «факультативный курс: дополняет и развивает содержание, ведущие идеи и научные понятия основного курса» [16], что в целом совпадает со взглядами В.Г. Маранцмана. По мнению Озёрской В.П., «факультативные занятия призваны развивать способности учащихся» [16].

Cодержание учебной работы учащихся на факультативных занятиях определяется не только предметным содержанием изучаемых тем и разделов, но и различными методическими факторами [18]:

1. Соотношением теории  и учебных упражнений;

2. Содержанием познавательных  вопросов и задач и другими  незначительными факторами. 

С момента введения факультативных занятий проведена большая поисковая  работа в определении наиболее целесообразного  построения факультативных курсов, в  определении их содержания и системы. Содержание факультатива должно исходить из содержания основного, программного материала, продолжать его посредством  использования обобщения, конкретизации, аналогии, что позволит учащимся принимать  участие в организации содержания факультативного курса.

Проведение факультативов  требует высокого уровня профессиональной подготовки учителя. В ряде случаев  для руководства факультативными  группами приглашают преподавателей высших (особенно педагогических) или средних специальных заведений.

Выбор факультатива производится школьниками свободно в соответствии со своими интересами. Но возможность  свободного выбора накладывает определённые требования на систему факультативных занятий, диктуя ограничения, относящиеся  как к содержанию, так и к  методике этих занятий.

Свободный выбор учащимися  факультативного курса объединяет факультативы с различными формами  внеклассной работы и резко отделяет их от обязательных занятий. Это условие  налагает определённые ограничения  на содержание и методику факультативных занятий, на взаимодействие материала  основных и факультативных курсов. Так как учащиеся посещают факультатив  по своему выбору, то в его основе может лежать в большей или  меньшей степени устойчивый интерес  к предмету, сформировавшийся для  этого выбора [11].

Опора на такой интерес  позволяет рассматривать темы, не соотносящиеся непосредственно  со школьной программой, но имеющие общеобразовательное значение. У учащихся, которые интересуются математикой, возникает потребность, желание заниматься ею, а такое желание помогает как ученику, так и учителю. В результате, темы факультативных занятий проходятся этими учащимися быстрее и усваиваются лучше, нежели темы обязательной программы с остальными учениками.

Специфику факультатива как  формы организации учебной деятельности обучающихся очень чётко, на наш взгляд, определил В.Г. Маранцман. Применительно к факультативным занятиям по литературе им выделен ряд свойств факультативных занятий, отличающих их [10]:

  • во-первых, от урока: "большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и форм занятий, простор для самостоятельной работы учеников и т. д.",
  • во-вторых, от кружка: "Кружок более свободен в своей программе, чем факультатив. Кружок живёт тем, что сегодня взволновало учеников, о чём они хотят говорить и спорить: Факультатив не может его заменить, ибо не рассчитан на такую моментальную реактивность. У факультатива есть программа, которая в целом отвечает интересам возраста учеников и нуждам времени. Но проблема, избранная для факультатива, предполагает более планомерное изучение материала. Это система занятий увлекательных, живых, творческих, но требующих не только обмена впечатлениями, которые достаточны для беседы в кружке, но и углублённых изучений".

Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер. Учитель может по своему усмотрению исключить из программы или вынести  на самостоятельное изучение некоторые  темы, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес. Учителя также могут  составлять оригинальные программы, которые  утверждаются педагогическим советом школы [19].

Выбор факультативных курсов учащимися осуществляется каждый год. Таким образом, факультативные занятия  дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности  на основе выполнения творческих, исследовательских  или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографических  работ. Задания выбираются таким  образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы.

При выборе методов и приёмов  обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного  курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или  иным разделам программы. Одно из главнейших требований к методам состоит  в активизации мышления учащихся, развитии самостоятельности в различных  формах её проявления.

Факультативные занятия  играют большую роль в совершенствовании  школьного образования. Они позволяют  производить поиск и экспериментальную  проверку нового содержания, новых  методов обучения, в широких пределах варьировать объём и сложность изучаемого материала [3].

Одна из особенностей факультативных занятий — их преемственность  в отношении ко многим формам внеклассной  и внешкольной работы по математике. Факультатив дополняют предметные кружки не только новым содержанием, новыми подходами к его раскрытию, но и компонентами присущими любому учебному предмету: связностью изложения  и длительностью цикла изучения темы.

Факультативные занятия  предоставляют большие возможности  подготовки к предметным олимпиадам, выступлениям в школьных тематических лекториях и вечерах. Таким образом, факультативы могут оказывать положительное  воздействие на внеклассную работу.

 

 

1.2 Методологические  аспекты факультативных занятий

 

Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер. Учитель может по своему усмотрению исключить из программы или вынести  на самостоятельное изучение некоторые  темы, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес. Учителя могут также  составлять авторские программы.

Структура деятельности кружков  и факультативов отличается от классных уроков и воспитательных мероприятий.

Исследователи выделяю следующие  функции факультативных занятий [21]:

  1. предметно-повышенную: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;
  2. мотивирующую: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;
  3. общеобразовательную: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;
  4. профориентационную: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

Информация о работе Методика проведения факультативных занятий у подростков