Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:33, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей организации и проведения факультативных занятий в школе с подростками.
Объектом исследования в настоящей работе является организация обучения учащихся подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Факультативные занятия как форма образовательного процесса 5
1.2 Методологические аспекты факультативных занятий 9
1.3 Роль и место факультатива по психологии в процессе обучения подростков 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 18
2.1 Факультатив по психологии «Тайны моего Я» для учащихся подросткового возраста 18
2.2 Методика реализации программы факультатива «Тайны моего Я» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Факультативные
занятия как форма
1.2 Методологические
аспекты факультативных занятий
1.3 Роль
и место факультатива по
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 18
2.1 Факультатив по психологии «Тайны моего Я» для учащихся подросткового возраста 18
2.2 Методика
реализации программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современной
Появление факультативных занятий связано с тем, что педагоги еще на рубеже XIX-XX века согласились с тем, что преподавание предмета в школе становится более успешным, если общую программу дополнить занятиями для желающих. При организации таких занятий должны учитываться индивидуальные особенности учащихся, их потребности и способности. Основной целью факультативных занятий является развитие интереса учащихся к тому или иному предмету и получение углубленных знаний в этой области. Сегодняшнее время характеризуется бурным научно-техническим прогрессом и увеличением потока данных для восприятия учащимися.
В советской школе факультативные занятия были впервые включены в программу обучения в 1967 году. Математики считают этот год началом углубленного изучения предмета в школе, направленного на получение дополнительных знаний и подготовку специалистов в точных науках. Второй этап развития факультативов связан с введением новой программы по математике в 1980 году. Знаковым стал съезд работников образования, проведенный в 1988 году. С ним связывают начало третьего этапа развития факультативных занятий. На этом форуме было принято решение о дальнейшем развитии форм дифференциации, в том числе и дополнительных факультативных занятий.
Актуальность настоящего исследования обусловлена следующим. Современное преподавание отличается тем, что учителю предоставляется свобода творчества: он может не придерживаться школьной программы. Конечно, сегодня можно скачать готовые домашния задания по многим предметам. Интернет позволяет сделать это, не выходя из дома, и получить практически готовую работу. Но ничто не заменит живое общение с преподавателем и разбор заданий во время факультатива.
Цель исследования – изучение особенностей организации и проведения факультативных занятий в школе с подростками.
Объектом исследования в настоящей работе является организация обучения учащихся подросткового возраста.
Предметом работы стало построение системы факультативных занятий для учащихся подросткового возраста.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ методической и педагогической литературы по данной теме;
- рассмотреть роль
факультативных занятий в
- разработать планы
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез философской, психолого-педагогической и дидактико-методической литературы и нормативных документов по проблеме исследования; моделирование и проектирование.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Факультативные занятия как форма образовательного процесса
Факультативные занятия как форма образовательного процесса в школе организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 158), Положением об учреждении общего образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283), Типовым учебным планом (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.08.2011 №241), Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 июля 2010г. №94).
Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.
Для организации факультативных занятий учащиеся одного или параллельных классов объединяются в группу. Наполняемость групп составляет не менее пяти учащихся.
Факультативные занятия предусматриваются специальным расписанием, которое утверждается директором школы, и проводятся до или после уроков. Факультативные занятия в IX – XI классах могут проводиться в шестой школьный день. Их следует планировать в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между обязательными занятиями и факультативами должен быть перерыв: перед пятым уроком для учащихся 2-4 классов не менее 15 минут, перед шестым уроком для учащихся 5-7 классов и перед седьмым уроком в 8-11 классах не менее 20 минут. Продолжительность факультативного занятия во 2-11 классах не должна превышать 45 минут.
Под факультативным обучением мы понимаем одну из важнейших организационных форм обучения, которая организуется и реализуется в соответствии с интересами и индивидуальными способностями учащихся и содействует эффективному решению образовательных задач.
М.Г. Качурин считает, что «факультативный курс: дополняет и развивает содержание, ведущие идеи и научные понятия основного курса» [16], что в целом совпадает со взглядами В.Г. Маранцмана. По мнению Озёрской В.П., «факультативные занятия призваны развивать способности учащихся» [16].
Cодержание учебной работы учащихся на факультативных занятиях определяется не только предметным содержанием изучаемых тем и разделов, но и различными методическими факторами [18]:
1. Соотношением теории и учебных упражнений;
2. Содержанием познавательных вопросов и задач и другими незначительными факторами.
С момента введения факультативных
занятий проведена большая
Проведение факультативов
требует высокого уровня профессиональной
подготовки учителя. В ряде случаев
для руководства
Выбор факультатива производится школьниками свободно в соответствии со своими интересами. Но возможность свободного выбора накладывает определённые требования на систему факультативных занятий, диктуя ограничения, относящиеся как к содержанию, так и к методике этих занятий.
Свободный выбор учащимися
факультативного курса
Опора на такой интерес позволяет рассматривать темы, не соотносящиеся непосредственно со школьной программой, но имеющие общеобразовательное значение. У учащихся, которые интересуются математикой, возникает потребность, желание заниматься ею, а такое желание помогает как ученику, так и учителю. В результате, темы факультативных занятий проходятся этими учащимися быстрее и усваиваются лучше, нежели темы обязательной программы с остальными учениками.
Специфику факультатива как
формы организации учебной
Программы факультативных курсов
носят ориентировочный
Выбор факультативных курсов
учащимися осуществляется каждый год.
Таким образом, факультативные занятия
дают возможность учитывать
При выборе методов и приёмов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы. Одно из главнейших требований к методам состоит в активизации мышления учащихся, развитии самостоятельности в различных формах её проявления.
Факультативные занятия
играют большую роль в совершенствовании
школьного образования. Они позволяют
производить поиск и
Одна из особенностей факультативных
занятий — их преемственность
в отношении ко многим формам внеклассной
и внешкольной работы по математике.
Факультатив дополняют
Факультативные занятия
предоставляют большие
1.2 Методологические аспекты факультативных занятий
Программы факультативных курсов
носят ориентировочный
Структура деятельности кружков и факультативов отличается от классных уроков и воспитательных мероприятий.
Исследователи выделяю следующие функции факультативных занятий [21]:
Информация о работе Методика проведения факультативных занятий у подростков