Методика проведения факультативных занятий у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение особенностей организации и проведения факультативных занятий в школе с подростками.
Объектом исследования в настоящей работе является организация обучения учащихся подросткового возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Факультативные занятия как форма образовательного процесса 5
1.2 Методологические аспекты факультативных занятий 9
1.3 Роль и место факультатива по психологии в процессе обучения подростков 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 18
2.1 Факультатив по психологии «Тайны моего Я» для учащихся подросткового возраста 18
2.2 Методика реализации программы факультатива «Тайны моего Я» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Методика проведения факультативных занятий у подростков.docx

— 64.61 Кб (Скачать файл)

Успешная реализация перечисленных  функций возможна лишь при условии  соблюдения руководством школы и  учителями определенных управленческих и дидактических принципов [13].

Принцип самоопределения  учащихся предполагает осознанный выбор  учебниками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы. Организационная, информационная, педагогическая, психологическая и валеологическая поддержка самоопределения учащихся является важным условием оптимизации их выбора.

Принцип учета возрастных особенностей, познавательных интересов  учащихся.

Школа предлагает учащимся для выбора тематику факультативных занятий, которая соответствует  возрасту детей и результатам  предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

Принцип соответствия законодательной  и нормативной базе.

Принцип ресурсной обеспеченности.

Факультативные занятия  должны быть обеспечены необходимой  учебно-материальной базой для организации  обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными предоставить учебные предметы на повышенном уровне или выдающими тем или иным ремеслом.

Принцип вариативности форм факультативного обучения.

Школы работают в различных  условиях, отличаются кадровым составом, уровнем учебно-методического обеспечения  образовательного процесса, материальной базы, традициями, различными образовательными запросами учащихся и их родителей, спецификой требований рынка труда в данном регионе. В связи с этим факультативное обучение, в зависимости от характера индивидуальных выборов учащихся в условиях одной школы, не всегда может быть реализовано. Это предоставляет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.

Принцип доступности.

Принцип предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные  запросы учащихся на выбранном ими  уровне.

Принцип индивидуализации обучения требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариантный (факультативный) компонент. Процедура  проектирования этого учебного плана  обеспечивает повышение ответственности  учащихся и их родителей за принятые ими решения, повышает их учебную  мотивацию и субъективность в  познавательной деятельности.

Принцип двойственного характера  образовательного процесса предполагает реализацию различных стратегий  обучения на базовом уровне в рамках инвариативного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях. При обучении на повышенном уровне педагог и учащиеся ориентируются на успешную подготовку к вступительным экзаменам в вуз. На базовом уровне, помимо обучающей функции, приоритетным является гармоническое развитие личности учащихся.

Принцип занимательности  в организации факультативных занятий  требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения  и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и  противоречий, проблемность ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.д.

Принцип безотметочного обучения. Проведение факультативных занятий не предполагает выставление отметок учащимся. Их высокая мотивация и ответственность обуславливаются не внешней оценкой в баллах, а индивидуальным выбором факультатива. Должна широко применяться самооценка и оценка деятельности и индивидуальных результатов учащихся, для чего необходимо применять соответствующие средства: листы самооценки, эталоны правильных ответов, рефлексию и т.п.

Принцип адаптивности педагогического  процесса предполагает следование при  определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что  не все дети одинаково способны к  различным учебным предметам, что  есть учащиеся, более склонные, например, к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.

Принцип преемственности  обучения в диаде «уроки-факультативные занятия». Для факультативов, направленных на углубление знаний учащихся по дисциплинам учебного плана, преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предполагает высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Целями факультативных занятий могут быть [12]:

  • подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
  • подготовка одаренных школьников к олимпиадам;
  • формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы;
  • общекультурное развитие учащихся;
  • приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
  • коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

Факультативные занятия  можно дифференцировать по содержанию: предметной направленности, общеразвивающей  и общекультурной направленности, профориентационные.

Построение факультативного  занятия основано на взаимосвязи  его с изучаемым предметом. Эта взаимосвязь накладывает определённые общие требования на построение факультативных занятий и предметных занятий [9]:

  • содержание, методы и формы организации занятий должны определяться целями обучения;
  • взаимосвязанное построение не должно противоречить дидактическим принципам;
  • для факультативов и предметных занятий должно выделяться определённое время, то есть не должно быть несогласованности в их проведении;
  • критерием эффективности должна быть результативность обоих процессов обучения;
  • внеклассная работа должна быть связующим звеном между факультативом и предметом;
  • все задачи, поставленные учителем на уроке, во внеклассной работе и на факультативе должны быть связаны между собой.

Таким образом, в настоящее  время факультативные занятия стали  основной формой дифференцированного  обучения. Факультативное занятие - это  форма организации образовательного процесса во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в  соответствии с их запросами, способностями  и склонностями, а также на повышение  их познавательной деятельности, коррекции  знаний учащихся. Для отдельных учащихся может быть организована работа межшкольного факультатива по субботам. К работе должны привлекаться лучшие учителя города и района высшей и первой квалификационных категорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль и место факультатива по психологии в процессе обучения подростков

Педагогическая психология накопила немало знаний в области  управления процессами обучения и воспитания, однако они далеко не полно реализуются  в практике.

Система учебных предметов  и факультативов средней школы, направленных на формирование у школьников активной жизненной позиции, диалектико-материалистического  мировоззрения, призвана обеспечить усвоение учащимися закономерностей общественного  развития, роли и соотношения общественного  и индивидуального сознания. Однако в силу особенностей содержания самих  предметов формирование социальной позиции школьников происходит часто как бы минуя главное — личность самого школьника, игнорируя тем самым психологический закон преломления внешних воздействий через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн). Такие знания хотя и приобретаются, но не всегда «присваиваются» личностью, а, следовательно, не становятся руководством к действию.

Психологические исследования свидетельствуют, что знания, получаемые школьниками при изучении учебных  предметов и факультативов, требуют  обобщения и осмысления таких  теоретических понятий, как личность, общество, деятельность, общение, процесс  познания, учебная деятельность, чувства, воля и др. Это обобщение и призвана обеспечить психология. Именно она  должна помочь сделать предметом  деятельности и анализа собственную  личность, свою деятельность, осознать закономерности становления волевой  сферы личности. В современных  условиях ни один школьный предмет, кроме  психологического факультатива, такими возможностями не обладает [20].

Задачи, которые стоят  перед факультативами по психологии, соответствуют общим задачам  всех факультативных курсов и состоят  в следующем: развитие познавательных интересов к психологическим  знаниям; формирование активной жизненной  позиции - профориентация; совершенствование  интеллектуальной сферы личности (обобщение способов и приемов учебной деятельности); формирование потребности в самовоспитании и самообучении.

Знания о закономерностях  процесса познания вызывают непосредственный интерес у школьников прежде всего с точки зрения повышения эффективности собственной учебной деятельности. Поэтому целесообразно использовать такие программы факультативов, которые ориентированы на практическую помощь школьникам в овладении основами наук. В ходе преподавания психологии школьникам целесообразно подвергнуть теоретическому и практическому изучению такие вопросы: человек и его знания; учебная деятельность и ее особенности; знания и чувственное отражение; рациональное познание и фантазии; речевая деятельность и ее особенности; требования к устной и письменной речи; культура передачи информации; тренировка внимания и наблюдательности; приемы рационального запоминания; подготовка устного ответа; составление планов и конспектов; выработка навыка смыслового и беглого чтения и др.

У подростка формируется  не только потребность углублять  познания о мире, что развивает  его интересы, способности, но и потребность  занять определенное место в обществе людей, наладить с ними контакт, прежде всего со сверстниками. Не случайно ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками.

В ранней юности человеку присуща  потребность в общении:

  • интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;
  • возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Общение в жизни подростков занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.

Общение со сверстниками имеет  чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам.

Во-первых, общение со сверстниками — это специфический канал  информации, по которому приходит соответствующее  знание, не поставляемое родителями. В  частности — по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, Это специфический  вид межличностных отношений, где  совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь  учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных “взрослых” качеств.

В-третьих, это специфический  вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взросл! (И. С. Кон).

У подростков развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

Критерием усвоения психологических  понятий школьниками является овладение  всеми компонентами учебной деятельности: умением понять учебную задачу, сформированностью действий подведения под понятие и выведения следствий, умением осуществлять контроль и оценку действий и др. [18].

Как известно, степень активности личности (стремление узнать, изучить, выяснить, изменить и т. д.) зависит  от уровня сформированности интереса. Одной из задач факультатива является формирование устойчивого интереса к проблемам личности и ее развития, самопознания и самообучения. В исследовании интересов (И. Г. Морозова) показано, что они характеризуются тремя обязательными моментами:

Информация о работе Методика проведения факультативных занятий у подростков