Методика проведения факультативных занятий у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение особенностей организации и проведения факультативных занятий в школе с подростками.
Объектом исследования в настоящей работе является организация обучения учащихся подросткового возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Факультативные занятия как форма образовательного процесса 5
1.2 Методологические аспекты факультативных занятий 9
1.3 Роль и место факультатива по психологии в процессе обучения подростков 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ У ПОДРОСТКОВ 18
2.1 Факультатив по психологии «Тайны моего Я» для учащихся подросткового возраста 18
2.2 Методика реализации программы факультатива «Тайны моего Я» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Методика проведения факультативных занятий у подростков.docx

— 64.61 Кб (Скачать файл)

1) положительными эмоциями  по отношению к деятельности;

2) радостью познания и  познавания;

3) наличием непосредственного  мотива, идущего от самой деятельности.

В учебной работе по психологии с подростками основное внимание можно уделить пониманию ими своего призвания, умению видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни, т.е. готовности учащихся к самоопределению - личностному, профессиональному, жизненному, готовности войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место.

В результате проведения факультативов  по психологии удаётся получить значительные изменения в общественной позиции  старших подростков. Участники факультатива обычно становятся более активными  в выполнении общественных поручений, чаще выступают на классных собраниях  по собственной инициативе, критичнее  относятся к собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Исходя из такого понимания  и строится педагогический процесс  формирования понятия у обучаемых. Это не просто разъяснение непонятных слов, содержащихся в определении понятия, чем часто ограничиваются преподаватели.

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ  У ПОДРОСТКОВ

 

2.1 Факультатив по психологии «Тайны моего Я» для учащихся подросткового возраста

Программа факультатива, составленная с учетом информационной нагрузки школьника, рассчитана на реализацию в учебное  время в условиях образовательного учреждения. Объем курса составляет 18 часов (1 час в неделю на протяжении полугодия).

Цель факультатива: формирование психологической культуры учащихся.

Реализация цели предполагает последовательное решение следующих задач:

  1. Ознакомление учащихся с индивидуально-психологическими особенностями людей;
  2. Формирование потребности в самопознании и понимании самих себя и окружающих людей (родителей, друзей, учителей);
  3. Создание атмосферы доверия, свободного обмена мнениями, творческого поиска ответов на вопросы.

Специфика реализации данной программы заключается в следующем:

- факультатив рассчитан на преподавание педагогом-психологом. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения и тесты.

- важное условие реализации программы факультатива – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, морализаторство, требует от преподавателя навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными, иногда лично для него неприемлемыми, мнениями.

 

 

Программа факультатива «Тайны моего Я»

Тема 1. Вводное занятие

Знакомство. Понятие «самопознание» и его сущность. Особенности психологического познания и его роль в жизни. Возможности  психологического самопознания и познания других людей. Психодиагностика как  средство активизации процесса самопознания. Ознакомление со структурой курса. Выработка  правил работы на занятиях.

Тема 2. Познание темперамента человека

История развития представлений  о темпераменте. Учение о типах  нервной системы. Типы темперамента. Особенности и преимущества каждого  из типов темперамента. Сочетание  разных типов темперамента у одних  и тех же людей.

Определение ведущего типа темперамента. Формула темперамента.

Тема 3. Характер человека

Характер человека и его  сущность. Черты характера. Индивидуальные различия в характерах людей. Связь  характера и темперамента. Типология  характеров людей. Акцентуации характера. Становление характера и его  изменение в течение жизни  человека. Диагностика типов личности учеников. Определение акцентуации  характера.

         Тест «Экстраверт или интроверт?» Тест «Вазы». Упражнение «Твой цвет и твой характер». Методика «Нарисуем свой характер».

Тема 4. Самооценка как одна из важных черт личности человека

Понятие самооценки. Ее место  в структуре личности человека. Виды самооценки. Влияние неадекватной самооценки на развитие человека.

Тест «Отношение к себе». Упражнение «Как у тебя с самооценкой?»

Тема 5. Какой я?

Понятие личности. Качества личности. Правила сильного человека. Вредные привычки.

Тест на самоопределение. Тест  «Знаешь ли ты себя?» Упражнение «Принятие себя». Тест-игра «Дорога  в горы». Тренинг «Правила сильного человека».

Тема 6. Эмоции и чувства человека

Роль эмоций и чувств в жизни человека. Чем отличаются чувства от эмоций? Аффекты, настроение, стресс. Виды эмоций. Эмоциональность как свойство личности. Влияние эмоций на поведение человека. Выражение эмоций.

Методика диагностики  эмоциональности. Тест «Насколько ты эмоционален?»  Тренинг «Нужна ли агрессия?» Тренинг  «Уроки обиды». Игра «Назови эмоцию». Упражнение «Передай эмоцию».

Тема 7. Тревожность

Понятие тревожности. Причины  тревожности. Характеристика человека, испытывающего тревожность. Способы  избавления от тревожности. Личностная и ситуационная тревожность.

Методика выявления доминирующих эмоциональных состояний и оценки уровня тревожности. Игры и упражнения по устранению тревожности.

Тема 8. Саморегуляция

Понятие саморегуляции. Основные характеристики  саморегуляции. Развитие навыков саморегуляции в ситуациях общения.

Тест на самооценку стрессоустойчивости  личности. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Тренинг «Оценить себя и  других по достоинству». Упражнение –  игра «Как справиться с плохим настроением?»  Тренинг «Искусство добиваться своего».

Тема 9. Мотивация и воля

Понятие мотивы и их место  в структуре личности. Виды мотивов. Представление о воле. Волевой  акт: простой и сложный. Когда  проявляется воля человека? Воля, эмоции и мотивы поведения. Обращение к  воле для объяснения человеческих поступков.

Зависимое (аддиктивное поведение). Умение сказать «нет».

Тест «Ваша мотивация  к успеху». Методика  диагностики  степени удовлетворенности основных потребностей. Тест «Какая у тебя воля?»  Тест «Настойчивость». Тест «Упорство». Тренинг «Как сохранить себя и  свои границы».

Тема 10. Способности человека

Понятие способности. Виды способностей: творческие и познавательные способности. Способности и задатки. Индивидуальные проявления задатков и способностей. Условия развития способностей. Степени  развития способностей.

Диагностика структуры способностей. Тест «Каков ваш творческий потенциал?» Диагностика познавательных способностей (тест «Как вы запоминаете?», тест «Память на числа», тест «Образная память», тест «Избирательность внимания», тест «Числовой квадрат», тест «Простые аналогии», тест «Выделение существенных признаков», тест «Оценка логического мышления», тест «Закономерности числового ряда») на выбор учащихся.

Тема 11. Заключительное занятие

Закрепление материала. Решение  психологических задач (жизненные  ситуации). Анкетирование учащихся по окончании курса. Выполнение и  защита проекта «Психологический автопортрет».

Календарно - тематический план факультатива приведён в таблице.

Приложение 1.

 

2.2 Методика реализации программы факультатива «Тайны моего Я»

В процессе организации занятий  по программе факультатива кроме  традиционных методов обучения целесообразно  использовать методы активного обучения такие как:

- эвристическая беседа;

- метод дискуссии;

- мозговая атака;

- метод круглого стола;

- метод деловой игры;

- конкурсы практических  работ с их обсуждением и  др.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий, на семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий, на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказаться. Иногда практикуются и лекции-дискуссии, когда лектор по ходу изложения материала обращается к аудитории с отдельными вопросами, требующими коротких и быстрых ответов. Дискуссия в полном смысле на лекции развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, уже создает психологическую атмосферу коллективного размышления и готовности внимательно слушать рассуждения лектора, отвечающего на дискуссионный вопрос.

Метод «мозговой атаки». Суть этого метода заключается в  поиске ответа специалистов на сложную  проблему посредством интенсивных  высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предложений. «Золотое правило» мозговой атаки –  ничего из произнесенного участниками  разговора не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей.

Метод «круглого стола» был  заимствован педагогикой из области  политики и науки. «Круглые столы» организуются обычно для обсуждения какой-нибудь проблемы представителями разных политических и научных направлений. В обучении метод «круглого стола» используется для повышения эффективности  усвоения теоретических проблем  путем рассмотрения их в разных научных  аспектах, с участием специалистов разного профиля.

Метод «деловой игры». Первоначально  появился не в системе образования, а в практической сфере управления. Сейчас деловые игры применяются  в самых различных областях практики: в исследовательской работе, в  процессе проективных разработок, при  коллективной выработке решений  и в военном деле. В вузовской  подготовке специалистов разного профиля  деловая игра применяется чаще всего  для обучения управленческой деятельности. Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном  моделировании ситуации той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции.

Применение системы методов  и средств обучения меняет традиционность занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в число которых  входит подготовка обучающихся к  активному восприятию учебного материала, постановка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепления. Такой подход интенсифицирует труд преподавателя и обучающегося, увеличивает  возможности педагога как организатора, наставника, освобождает его на занятиях от большого объема чисто технической  работы, увеличивая время для творческой.

Технология обучения по программе факультатива требует активной подготовки к занятию, однако затраты усилий окупаются высокой эффективностью занятий, увеличивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес студента к учебе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Факультативные занятия  – это необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или  вопросам в соответствии с желаниями  и интересами учащихся.

Цель факультативных занятий - углубление общеобразовательных знаний, создание условий для максимального  развития личности ребенка, его творческих способностей, создание основы для  осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Факультативные занятия  позволяют расширить содержание образования, познавательную активность, разносторонние интересы и способности  учащихся, приобщить школьников к  научно-исследовательской работе, реализовать  школьный компонент образовательного учреждения.

Они приносят большую пользу не только ученикам, но и  самому учителю. Они заставляют его пользоваться литературой и таким образом  обновлять и углублять свои познания, косвенно повышая качество классной работы и выявлять способных учеников, желающих продолжать образование.

В отличие от внеклассных  занятий, факультативы проводятся по программе,  расписанию, в рамках отведенного  времени, с постоянным составом учащихся. В современных школах факультативные занятия ведутся с 1-го класса, тематика курсов постоянно увеличивается.

В настоящее время принципы отбора учебного материала и организации  факультативных занятий расширены  и конкретизированы: добровольности, научности, доступности, индивидуализации, связи теории с практикой, познавательной активности и самостоятельности, сознательности усвоения знаний, наглядности, развивающего обучения.

Факультативные занятия  в учреждении образования проводятся по расписанию факультативных занятий, утверждённому руководителем учреждения. В расписании в обязательном порядке  указываются название факультативного  занятия, ФИО учителя, который его  проводит, для каких классов проводится занятие, место и время проведения.

Особенностью организации  является также отсутствие оценок, выражаемых в баллах. Поощрением успеха учащегося, занимающегося в факультативе, может быть отзыв учителя, популяризация успехов в стенгазете,  привлечение его в качестве помощника учителю к занятиям с отстающими в обязательном курсе и при проведении урока. Формой контроля работы группы могут быть регулярно проводимые отчеты в виде вечеров, олимпиад, конкурсов.

Информация о работе Методика проведения факультативных занятий у подростков