Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 03:49, курсовая работа
Значение фенологической подготовки школьников особенно возрастает в настоящее время в связи с проблемой экологического образования и воспитания. Это, прежде всего, воспитание любви к природе, приобщение школьников, студентов к систематическим наблюдениям за периодическими явлениями природы, обработка фенологических данных и составление фенологических обзоров, планирование природоохранной деятельности. Фенологическую подготовку школьников, студентов, научных сотрудников широкого экологического профиля следует рассматривать как одно из основных звеньев экологического образования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
I. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………...5
II. СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ……………………………………….11
2.1.Организация фенологических наблюдений в школах, кружках…...11
2.2. Фенологические наблюдения за животными ……………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..28
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………29
Методика проведения фенологических наблюдений в природе
КУРСОВАЯ РАБОТА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
I. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………..
II. СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ……………………………………….11
2.1.Организация фенологических наблюдений в школах, кружках…...11
2.2. Фенологические наблюдения за животными ……………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..28
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………29
Введение
Структурно-функциональная, содержательная и технологическая перестройка образования требует от современного учителя широкого кругозора и глубокой эрудиции (система знаний и интересов), мировоззренческой культуры (система убеждений), высокого уровня готовности к практической и творческой деятельности (система умений и способностей), эмоциональной культуры (система социальных чувств) и т.п.
Современные требования к учителю состоят не только в том, чтобы сформировать у учащихся объективно необходимую систему знаний, но и научить их самостоятельно добывать и осмысливать эти знания.
Отдельное место в этом процессе занимает деятельность педагога по организации и проведению фенологической работы с учащимися, благодаря которой обеспечивается решение многих учебно-воспитательных задач предметов природоведческого цикла, в том числе интеграция знаний и формирование в сознании обучающегося единой научной картины мира.
Сохранение биологического разнообразия природных экосистем в настоящее время вошло в ранг глобальных экологических проблем. В связи с продолжающейся антропогенной трансформацией окружающей среды встает необходимость изучения и поддержания биоразнообразия путем создания системы наблюдений и оценки состояния природной среды как в настоящее время, так и в будущем.
Для более эффективной охраны редких видов растений и животных, рационального использования природных ресурсов, интегральной оценки различных мероприятий по охране природы необходимо проведение мониторинговых наблюдений. Составной частью такого мониторинга являются наблюдения за сезонным изменением структурных характеристик природных экосистем и их антропогенных модификаций. Изучение сезонной ритмики природы важно в целях охраны природы - в планировании охотничьего и пушного промыслов, работы рыболовецкого флота, рациональном планировании и проведении сельско - и лесохозяйственных работ, борьбы с вредителями и болезнями культурных растений, рациональном ведении пчеловодства и т.д.
Значение фенологической подготовки школьников особенно возрастает в настоящее время в связи с проблемой экологического образования и воспитания. Это, прежде всего, воспитание любви к природе, приобщение школьников, студентов к систематическим наблюдениям за периодическими явлениями природы, обработка фенологических данных и составление фенологических обзоров, планирование природоохранной деятельности. Фенологическую подготовку школьников, студентов, научных сотрудников широкого экологического профиля следует рассматривать как одно из основных звеньев экологического образования.
Тем не менее, анализ публикаций и опыта работы общеобразовательной школы показывает: что процесс подготовки учителя к фенологической работе протекает бессистемно, поверхностно, порой непрофессионально, а потому не обеспечивается адекватная теоретическая и практическая готовность педагогов к указанному виду педагогической деятельности, что, в свою очередь, приводит к негативным результатам в работе общеобразовательных учреждений.
I. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фенологические наблюдения - одно из древнейших занятий человека. Чтобы успешно хозяйствовать, нужно было следить за сезонным развитием природы, особенно в земледельческой практике.
Описание сезонных явлений можно найти в трудах античных авторов. В древних русских летописях имеются описания сезонных явлений природы.
Термин «фенология» был предложен в 1840-х г.г. бельгийским ботаником Ш.Морраном и определял систему знаний о сезонном развитии органической природы, обусловленной сменой времен года. Основоположником фенологии считается французский ученый Р.Реомтор, который в 1735 году установил зависимость сезонного развития растений от различных метеорологических факторов.
В России самым старинным считается рукописный календарь 1670г., а первым печатным календарем были «Святцы», изданные Копилевским в 1702г., но эти материалы были бессистемными и не подвергались научной обработке. В 1721 году на фенологию обратил внимание Петр I. Он написал Д.Меньшикову: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам листочки оных, наклеивши их на бумагу, с подписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна».
С 1748 года начал проводить систематические наблюдения за развитием растений на фоне погодных условий К.Линней. Ученый открыл зависимость происхождения растительных фаз от характера погоды. В 1750г. им была организована первая в мире фенологическая сеть, наблюдатели которой в разных точках страны отмечали сроки распускания почек, цветения, созревания плодов и листопада.
Свои взгляды на периодические явления в жизни природы К.Линней изложил в «Философии ботаники» (1751). Следует заметить, что инициатива К.Линнея нашла своих последователей не только в области научной фенологии, но и в педагогике. Этому способствовала активная связь между западноевропейскими и русскими естествоиспытателями.
Первый русский учебник по естественной истории В.Ф.Зуева (136), наряду с описанием животных и растений, позволял учащимся понять разнообразие и единство органического мира в связи с годичной динамикой. Особое внимание автор обращал на необходимость проведения экскурсий в природу, где рекомендовал изучать и сезонные изменения в природе. Этим самым В.Ф.Зуев впервые обозначил необходимость раскрытия перед учащимися взаимосвязей живой и неживой природы.
В конце XVIII в. в России уровень знаний о сезонных явлениях был достаточно высок, появились первые фенологические труды. Среди них особо следует выделить работы А.Т.Болотова (94). В трех рукописях ученый изложил свои наблюдения. Первая состояла из 7 писем, темы которых, согласно авторскому обозначению, таковы. «О первой тали», «Таль», «Грачи», «Верба», «Вечер», письма «О крае» и «О себе» он именует «Любознателям натуры».
Вторая рукопись -- «Кунст-камера натуры» разделена на 4 части. В ней описывается один период - весна, а записи охватывают около 100 пунктов наблюдений.
Третья рукопись - «Живописатель натуры» написана в такой же манере, но весьма интересны и поучительны его «пиэсы». Например, к августу относятся «пиэсы»: «К мальвам», «К бархатцам», «Прогулка осенняя», «Ко времени созревания плодов». Октябрь запечатлен в «Чувствованиях при больших и долговременных ненастьях в глубокое осеннее время». В работах А.Т.Болотова впервые установлена аспективность в растительном покрове. Рукописи имели не только научный характер, но и могли служить хрестоматийным материалом при изучении естествознания в школе того времени.
Начало XIX в. - период дальнейшего развития фенологии в России. На первый план выдвигается прикладной ее аспект, с чем связана организация широкой добровольной фенологической сети. В 1838г. «Журнал садоводство» публикует призыв: «Пусть любители садоводства по разным местам пространной России, богатой разными климатами, примут на себя легкий труд наблюдать развитие произрастания растений, всем полосам общих...». Общество, издавшее журнал, намеревалось составить календарь природы для садоводов.
В том же году были опубликованы результаты девятилетних наблюдений М.В.Толстого, проведенные им в окрестностях Москвы. Свои данные наблюдатель представил в виде ботанического календаря.
Преподавание естествознания в Российской школе того периода носило утилитарный характер. Официальные учебники по естествознанию (И.А.Двигубский, И.И.Мартынов, А.М.Теряев, И.И.Шиховский) хотя и включали материал о практическом применении растений, в то же время не содержали данных об их сезонных приспособлениях.
Исключение составлял учебник И.Кастальского «Начальные основания ботаники для юношества». В нем, наряду с другими вопросами, показывалась зависимость растений от сезонной динамики среды.
При изучении животных вопросы их приспособлений к сезонным изменениям совсем не изучались, а основное внимание сосредоточивалось на систематике и анатомии. Это объясняется тем, что еще не были сформулированы общие принципы развития природы.
Начало такой работе было положено К.Ф.Рулье (118). В своих трудах он рассматривал биоритмику и описывал приспособительные черты животных к различным временам года, подчеркивая необходимость организации целевых наблюдений за этими явлениями. Следует заметить, что К.Ф.Рулье в своих работах впервые обратил внимание на значение народного календаря природы. В целом его прогрессивные работы заложили основы научного понимания особенностей живых организмов в связи с их приспособлениями к сезонным изменениям природы.
В середине XIX в. в России и за рубежом отмечается повышение внимания к фенологии. В 1841г. А.Кетле опубликовал первую интернациональную программу наблюдений за сезонными явлениями природы для массовых корреспондентов, рассчитанную на страны Центральной и Западной Европы. Кроме того, он ввел понятие температурного порога.
В России фенологические наблюдения в этот период проводил ботаник Н.И.Анненков. Его данные печатались в зарубежных изданиях, и поэтому с ними хорошо была знакома мировая научная общественность. Одновременно Н.С.Нестеровым и И.А.Титовым (46) стали издаваться «Наставления для производства наблюдений над периодическими явлениями из жизни природы». Фенологические инициативы были подхвачены Русским Географическим обществом, а ПИ.Кеппеном и В.С.Порошиным (147) издается российская программа наблюдений за сезонными явлениями природы на востоке Европы.
Вскоре в российских изданиях публикуется новая программа А.Кетле, представляющая собой единую методику однородных способов накопления фенологических наблюдений.
В этот период в практике отечественного образования появились некоторые передовые для своего времени дидактические идеи. Исходя из постулата, что наблюдение - основной метод фенологии, А.П.Бекетов (9) высказал мысль о необходимости развития познавательных способностей обучающихся на его основе. Ученый считал, что разнообразие царств природы составляет неисчерпаемый источник для наблюдения и сравнения. Отсюда, по его мнению, задача педагога - привить учащимся умение наблюдать, сравнивать предметы и явления природы. Он писал: «Наблюдение есть вовсе не легкая наука, можно долго и по-видимому внимательно осматривать предмет, и все-таки не видеть его основных, существенных качеств... Однако же, без точного наблюдения нельзя строить рационального наведения и производить правильных заключений. Следовательно, необходимо обратить всевозможные усилия на развитие наблюдательности в учащихся...» (13). Из этого следует, что в числе прочих и фенологические наблюдения стали рассматриваться в качестве средства развития познавательных способностей и мышления учащихся.
Анализ более поздних учебников естествознания показывает, что вопросы фенологии представлены в них более широко. К их числу следует отнести учебник А.Божанова (136), в котором автор осветил не только суть процессов фотосинтеза, минерального питания, прорастания семени, географического распространения организмов, но и их зависимость от условий жизни, сезонной ритмики.
Постепенно российскими фенологами было накоплено значительное количество фактического материала, нуждающегося в обобщении. Примером такого обобщения может служить работа А.Ф.Миддендорфа (1855) о ходе весеннего перелета птиц по территории России.
В это же время в Германии и Англии ученые исследуют вопросы фотосинтеза, которые в итоге блестяще обобщил К.А.Тимирязев.
На постановку образовательного естествознания в России существенное влияние оказывали труды немецкого педагога А.Любена, в них заключалась систематика с перечислением морфологических признаков громадного количества объектов.
Одним из российских последователей А.Любена является К.К.Сент-Илер. В своих трудах он указывал на необходимость проведения экскурсий в природу. Вместе с А.Я.Гердом, который также считал наилучшим началом фенологической работы прямые наблюдения за жизнью природы, он по сути обосновал внеклассную и внешкольную деятельность педагогов и детей по фенологии.
Большое значение А.Я.Герд уделял практическим работам в природе (30). Он обращал особое внимание на системность их организации, чтобы каждое занятие вытекало из предыдущего и было связано с последующим.
Большое образовательное значение А.Я.Герд придавал экскурсиям в природу. По его мнению, без них нельзя раскрыть в полной мере существующие в природе взаимосвязи, невозможно доказать преобразование организмов под влиянием изменяющейся внешней среды. В статье «Материал для естественно-исторических наблюдений» (31) он подробно изложил содержание, организацию и методы ведения экскурсии в лес зимой с целью ознакомления учащихся с жизнью растений в этот период года. Анализ предложенного в свое время А. Я. Гер дом методики позволяет утверждать, что она вполне современна и отвечает требованиям организации педагогического процесса в настоящее время.
Конец XIX в. характеризуется развитием отечественной географической и картографической фенологии, что подтверждается появлением первых ботанических и агрофенологических карт. В Западной Европе, США и Японии в этот период интенсивно работает добровольная фенологическая сеть.
В 1885 г. климатологом А.И.Воейковым в системе Русского географического общества организуется такая же корреспондентская сеть. В публикуемых им трудах настойчиво развивалась мысль о необходимости взаимной связи метеорологических и фенологических наблюдений. В дальнейшем этот вывод станет основой учения о решающем влиянии температурного режима на состояние дикой и культурной флоры.
Информация о работе Методика проведения фенологических наблюдений в природе